Храм Спаса на Городу (Ярославль): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 3: Строка 3:


== История ==
== История ==
По преданию, церковь Спаса на Городу существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.
Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».
В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».
Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.
До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.
Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.
Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).
В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.
Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница.
Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской  Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история  Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии.
По решению владыки икона  находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».
Ежегодно 8/21 июня, в день празднования иконы  Ярославской Богоматери, проводился крестный ход из Спасонагородского храма по центральной части города к строящемуся тогда Успенскому собору, Афанасьевскому мона­стырю и церкви Ильи Пророка.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==

Версия от 16:56, 31 декабря 2016

Идёт загрузка карты…

Церковь Спаса на Городу (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — церковь в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли.

История[править | править код]

По преданию, церковь Спаса на Городу существовала еще при ярославских князьях Василии и Константине, которые пожертвовали в храм пустошь Говорово, под селом Пажей. Это владение, подтверждавшееся грамотами царей Михаила Федоровича (1631) и Алексея Михайловича (1646), числилось за церковью вплоть до Октябрьской революции.

Свое наименование на Городу Спасский храм получил от местонахождения — в Земляном городе, на границе с Рубленым. Неподалеку от церкви начиналась городская рыночная площадь, на которой кроме торговых рядов стояли харчевные дворы и постоялые избы, амбары и кузницы, бани и угольные лавки. До генеральной перестройки Ярославля в конце XVIII века это место было «срединное для целого города. Сюда трудолюбивый мужичок вез продавать избытки трудов своих; тут же расторопный купец в скромных лавках, или вернее в палатках, терпеливо дожидал охотливых покупателей».

В рукописной истории Ярославля первой половины XIX века сохранилось описание этой торговой площади: с левой стороны, как выйдешь из кремля, на том же краю Медведицы лежал весь Гостиный двор деревянный квадратно , т. е. торговые ряды лавок ; насупротив того, через улицу, где теперь гимназия, следовали другие ряды лавок, хлебных, и открытая площадь, или рынок».

Первоначально Спасонагородский храм был деревянным — таким он значится в Переписной книге 1646 года. Ныне существующий каменный с северным приделом, «что под башнею» (имеется в виду его шатровое завершение), построен по благословению митрополита Ростовского Ионы на средства ярославского купца Игнатия Кислова в 1672 году. Через двадцать два года, в 1694, на средства другого местного купца, Ивана Кемского, в церкви Спаса на Городу был устроен еще один, теплый, придел.

До настоящего времени существует некоторая неясность в посвящении главного и придельных престолов, которую помогает устранить содержание стенописей, выполненных в 1693 году ярославской артелью мастеров под руководством Лаврентия Севастьянова и Федора Федорова.

Основную тематику настенной живописи четверика «составляет подробный рассказ об обретении Креста Господня царем Константином и матерью его Еленой». С древних времен в Константинополе происходило Изнесение Животворящего Креста Господня для освящения городских мест и отвращения болезней, это событие отмечается в церковном календаре 1/14 августа. На Руси с XII века в этот же день установлено празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Становится понятным, почему в документальных источниках и краеведческой литературе главный престол каменного храма именовался и как Спаса Всемилостивого (вплоть до начала XIX века), и в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (с 1818 года). Но в повседневной жизни с давних времен до наших дней и приход, и саму церковь продолжают называть Спасскими.

Северный придел первоначально, без сомнения, был Никольским, и поэтому в его росписи преобладают сюжеты из жизни и деяний Мирликийского чудотворца. По завершении в 1694 году строительства южного придела (его часто называли теплым храмом), туда был перенесен престол во имя Святителя Николая, а северный придел переосвятили во имя архидиакона Стефана. Дата росписи зимнего храма неизвестна, но прои­зошло это, судя по стилистике сохранившихся фрагментов, в первых десятилетиях XVIII столетия. В 1831 году южный придел был частично переделан, а к западному фасаду при­строена новая паперть. В 1858 стенописи Спасонагородской церкви поновлялись, а в теплом Никольском приделе почти полностью, за исключением некоторых изображений, выпол­нены вновь масляными красками (поздняя запись была снята в ходе реставрации начала XXI века).

В 1918 году Спасонагородский храм значительно пострадал от обстрела: были разрушены портал, южный придел и шатер северного, пробиты во многих местах стены памятника; в 1925-1926 годах на средства цер­ковной общины ярославские реставраторы провели масштабные работы по вычинке шатра северного при­дела и восстановлению глав и кирпичной кладки после артиллерийского обстрела . Тем не менее последствия июльских событий 1918 года проявились в ходе работ на памятнике в 1972: реставратором М. Ф. Флегонтовым в кладке колокольни был обнаружен неразорвавшийся трехдюймовый снаряд.

Церковь Спаса на Городу была закрыта в 1929. В 2003 — храм передали в ведение Русской Православной Церкви, в этом же году накануне престольного праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил в летней церкви первую литургию. Владыка тогда благословил посвятить возобновляемый южный придел преподобному Серафиму Саровскому. В день преставления и второго обретения мощей святого, 2/15 января 2004 года, здесь прошла первая торжественная литургия с крестным ходом. В честь этого события владыка Кирилл на время отдал прихожанам церкви свою икону преподобного, а вскоре храм обрел и собственную икону Саровского чудотворца с частицей его мощей — в преддверии 250-летия со дня рождения преподобного Серафима ее подарила московская учительница.

Еще до этого в церковь Спаса на Городу торжественным крестным ходом из Федоровского кафедрального собора был перенесен старинный список с иконы Ярославской Богоматери, найденный под Ростовом и восстановленный мурманским реставратором Сергеем. Необычна история Обретения этой иконы. Мастер подарил его своей крестной матери. Она вложила обновленную святыню в Леушинское подворье в Санкт-Петербурге, настоятель которого протоиерей Геннадий Беловолов привез ее на Леушинское стояние. Архиепископ Кирилл увидел образ в Вауловском скиту и обратился с просьбой о его возвращении. На Покров в 2003 году икона была привезена в Ярославль и передана Ярославской епархии.

По решению владыки икона находилась в Спасонагородском храме до завершения строительства кафед­рального Успенского собора, где определено ее пребывание, как в свое время и первообраза. Икона Ярославской Богома­тери в специальном киоте стояла слева перед иконостасом в южном приделе храма (именно в нем совершаются богослу­жения, поскольку четверик с северным приделом нуждаются в проведении капитальных реставрационных работ). Каждое воскресенье в церкви «при большом стечении народа перед образом Небесной Защитницы земли Ярославской служились водосвятные молебны, возносились молитвы о здравии и долгоденствии всех православных христиан».

Ежегодно 8/21 июня, в день празднования иконы Ярославской Богоматери, проводился крестный ход из Спасонагородского храма по центральной части города к строящемуся тогда Успенскому собору, Афанасьевскому мона­стырю и церкви Ильи Пророка.

Современное состояние[править | править код]

Начиная с 2004 года на средства прихожан в храме были проведены большие реставрационные работы: отремонтирована кровля, заменены полы, приведены в порядок стены, поставлена ограда, разбиты цветники.

А с 2009 года начались реставрационные работы и в летнем храме (частично восстановлены древние фрески в четверике летнего храма).

При храме действует воскресная школа для взрослых и воскресная школа для детей.

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня - 14 августа

Серафим Саровский, преподобный - 15 января, 1 августа

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря

Как добраться[править | править код]

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославский район, г. Ярославль, ул. Почтовая, 3 (Которосльная набережная)

Телефон: +7(4852)971991

Электронная почта: spasa-na-gorody@yandex.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Церковь Спаса на Городу
Церковь Спаса Преображения на Городу

Ссылки[править | править код]

Храм Спаса на Городу, город Ярославль