Церковь иконы Божией Матери "Знамение" (Дубровицы): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 3: Строка 3:


== История ==
== История ==
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.


Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах с 1990 г. является действующим храмом.
Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.
 
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.
 
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.
 
Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.
 
После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.
 
В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.
 
Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.
 
Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.
 
Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.
 
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
 
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.
 
В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.
 
Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.
 
За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.
 
Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.
 
Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.
 
В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.
 
Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.
 
Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.
 
В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.
 
С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.
 
С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.


== Жизнь прихода ==
== Жизнь прихода ==

Версия от 18:15, 28 июля 2016

Идёт загрузка карты…

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы расположена в усадьбе Дубровицы, некогда принадлежавшей представителям старинных дворянских семей Морозовых, Голицыных и Дмитриевых-Мамоновых. Знаменский храм – уникальный памятник русской архитектуры конца XVII– начала XVIII в., давно вошедший в сокровищницу мирового искусства. Столпообразное белокаменное здание, выполненное в стиле барокко.

История[править | править код]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области является одним из самых неординарных памятников церковного зодчества рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой подмосковный храм не является столь загадочным, как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма в Дубровицах трудились как иноземные, так и русские мастера.

Строительство Знаменской церкви относится к временам, когда усадьбой Дубровицы владел воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был вызван в Москву и ему пожаловано боярское достоинство. Считается, что именно в знак примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть новый белокаменный храм в Дубровицах.

Первоначально на месте Знаменской церкви стоял деревянный храм во имя пророка Илии. Он была возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с Дубровицами деревню Лемешево.

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строилась из местного белого камня, повсюду встречающегося в Подольском крае. Этот материал, с одной стороны, легок в обработке, а с другой – достаточно прочен для проработки тонких деталей, таких, как мелкая резьба декоративного убранства храма.

Не остается сомнений, что строительство храма было закончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был получить разрешение на освящение столь необычного храма, построенного в стиле барокко и украшенного на европейский манер, у Патриарха Адриана. Возможно, что в процессе строительства в первоначальный план были внесены изменения, и еще несколько лет потребовалось мастерам для сооружения белокаменной галереи храма.

После смерти Патриарха Адриана местоблюстителем Московского Патриаршего Престола стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). 11 (старый стиль) февраля 1704 г. местоблюститель освятил новую церковь в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по этому поводу продолжались целую неделю и на них пригласили всех местных жителей. После этого Петр I, видимо, Дубровицы уже не посещал.

В плане церковь представляет собой центрическое сооружение: равноконечный крест с закругленными лопастями. Высота храма с куполом –около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана, идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на десять ступеней и огороженная высоким парапетом. Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью орнамента.

Весь храм обильно украшен круглой белокаменной скульптурой – вещь небывалая для того времени. Около западных дверей помещены фигуры двух святителей: Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия Великого расположена над западной дверью храма. Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в мантии.

Во входящих углах цоколя установлены изваяния четырех евангелистов, у основания восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов, кроме того, фасад украшен множеством различных изображений Ангелов.

Сферический свод столпа Знаменской церкви закрыт восемью шипастыми дугами металлической золоченой короны. Подобное завершение храма в виде короны довольно оригинально. В другом подмосковном имении Б. А. Голицына, Больших Вяземах, князь тоже украсил церковь венцом. Однако он отличался от дубровицкой короны по форме и был выполнен из белого камня.

Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильное скульптурное убранство. Рельефные композиции занимают значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.

Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви является «Распятие» – центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены и расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами. Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в 2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем первоначальном виде.

В северо-западном пилоне храма находится небольшая дверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры, занимающие весь верх западного выступа. Каменная лестница из пилона приводит к нижнему ярусу, который представляет собой балкон, повторяющий контур стены западного притвора церкви. Легкие резные столбики поддерживают второй ярус хоров, имеющий вид мостика. Именно здесь во время освящения церкви в 1704 г. молился Петр I. Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.

Иконы прекрасно гармонируют с резной частью иконостаса. Их создание приписывают мастерам Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно, что образа, как и убранство храма, испытали влияние западноевропейской иконографии.


За свою трехсотлетнюю историю Дубровицкая церковь пережила три крупных реставрации и только одна из них была доведена до конца. Она относится ко времени, когда Дубровицами владел граф Матвей Александрович Дмитриев-Мамонов.

Реставрация храма 1848–1850 гг. была поручена академику Федору Федоровичу Рихтеру. На работах в Дубровицах было задействовано до 300 мастеров.

Освящение обновленного храма совершил 27 (старый стиль) августа 1850 г. митрополит Московский Филарет. На память о посещении Дубровицкой церкви святитель оставил в ней вызолоченные серебряные умывальник и блюдо, которые использовались при совершении богослужений.

В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона, однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем храмам было продемонстрировано такое отношение.

Советский период нашей истории оказался более жестоким по отношению к Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты «Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие колоколов. Годом раньше постановлением Волостного исполнительного комитета все священно- и церковнослужители были выселены из своих домов на территории Дубровиц, их жилье и земли передали совхозу «Дубровицы». Так открывалась трагическая страница в истории этого величественного храма.

Последним настоятелем Знаменской церкви был священник Михаил Андреевич Порецкий, сосланный в 1930 г. в г. Семипалатинск, откуда он не вернулся.

В конце 1950-х гг. храм перешел в ведение Всесоюзного института животноводства, который расположился в усадьбе Дубровицы. В течение 40 лет институт вел реставрационные работы в церкви, которые, к сожалению, так и не были завершены.

С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви было совершено первое богослужение. Его возглавил епископ (ныне – архиепископ) Можайский Григорий.

С того времени силами прихода в храме и на его территории ведутся реставрационные работы. В 2004 г. Знаменская церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения. В преддверии этого события были поновлены уникальные горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.

Жизнь прихода[править | править код]

Воскресная школа[править | править код]

Детская воскресная школа при Знаменском храме в Дубровицах существует с 2003 г. В настоящее время в ней обучаются около 50-ти детей в возрасте от четырех до тринадцати лет. Занятия проводят прихожане, имеющие богословское и педагогическое образование. Родители также принимают активное участие в воспитательном процессе, благодаря чему, в школе создается семейная обстановка.

На протяжении 5-летнего обучения дети изучают Закон Божий, историю России и Церкви, жития святых, церковнославянский язык, церковное пение, занимаются творчеством. С неизменным энтузиазмом и в дружественной обстановке проходит подготовка к рождественским и пасхальным спектаклям, к Дню славянской письменности и культуры.

Пешие прогулки к храмам Подольского благочиния, лодочные переправы к святому источнику, многодневные паломничества в монастыри помогают ребятам понять историю православной Руси. За последние годы подобные поездки состоялись в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Саввино-Сторожевский, Спасо-Бородинский, Ново-Иерусалимский, Серафимо-Дивеевский, Соловецкий и Валаамский монастыри.

Духовником школы является настоятель Знаменской церкви протоиерей Андрей Грицышин. Каждое воскресенье он проводит беседы по Евангелию с родителями учеников и всеми желающими.

Паломническая служба[править | править код]

Паломническая служба церкви Знамения Пресвятой Богородицы приглашает посетить уникальный храм в Дубровицах. Церковь является одним из самых неординарных памятников культового зодчества конца XVII – начала XVIII в. Храм давно вошел в мировую сокровищницу архитектуры.

До настоящего времени доподлинно неизвестны ни авторы этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С уверенностью можно сказать лишь, что над созданием храма трудились как иноземные, так и русские мастера.

О других особенностях памятника и его многовековой истории вам расскажут наши экскурсоводы. Для паломников возможен приезд на богослужения.

Экскурсионные маршруты:

  • Обзорная экскурсия по храму и усадебному комплексу в Дубровицах.

Телефон: +7(4967) 65-16-44; +7(916)134-80-32 Галина Олеговна (начальник паломнической службы).

Факс: +7(4967) 65–16–44

Святые[править | править код]

  • Священномученик Николай Порецкий

Святыни[править | править код]

  • Икона Богородицы "Знамение", написанная около 150 лет назад. Этот образ особо почитается прихожанами: еженедельно перед иконой служатся молебны с чтением акафиста.
  • Святой источник великомученицы Параскевы Пятницы. Находится в пятистах метрах к северо-западу от церкви Знамения Пресвятой Богородицы в лесу на высоком обрывистом берегу р. Десны. По преданию, из Покровского храма с. Ерино исчезла икона великомученицы Параскевы, после долгих поисков образ нашли в лесу. Икона чудесным образом была прикреплена к дереву. Ее осторожно сняли и с благоговением отнесли обратно в храм. Через три дня икона снова исчезла, и ее опять нашли висящей на дереве, на том же месте, где и в первый раз. Святыню снова вернули в храм. Ночью настоятелю церкви во сне явилась святая Параскева и сказала, чтобы отнесли икону в лес, где она являлась: под деревом находится святой источник. Так людям было явлено это место. Источник упоминается в литературе начала XIX века. До революции это место было почитаемо жителями г. Подольска, там служились молебны. Во времена гонений на Церковь источник разрушили и засыпали грязью, надеясь прекратить посещения и моления верующих. Однако на протяжении всего этого времени люди тайно посещали источник, молились и получали благодать исцеления по вере и своим сердечным просьбам. В советские годы источник был известен местным жителям под названием «святой колодец». В 2000 году Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил начать здесь богослужения и восстановительные работы. За последние годы на источнике возвели часовню, устроили бассейн для погружений и облагородили прилегающую территорию.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: 142132, Московская область, Подольский район, пос. Дубровицы, церковь Знамения Пресвятой Богородицы

Тел./факс: + 7(4967) 65–16–44

Проезд:

  • электропоездом с Курского вокзала до станции Подольск, далее автобусом или маршрутным такси № 65 до пос. Дубровицы;
  • от станции метро «Южная» автобусом № 417 до пос. Дубровицы;
  • автотранспортом по Варшавскому шоссе через г. Подольск до указателя «Усадьба Дубровицы. Церковь Знаменская» (указатель установлен около Центрального архива Министерства обороны РФ), далее поворот направо и ехать прямо до пос. Дубровицы.

Паломнику[править | править код]

Храм открыт для посещений ежедневно с 9.00 до 17.00 (если есть вечерняя служба, то до 20.00).

Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни; в будни – согласно расписанию.

Таинства (крещение, венчание, елеосвящение) и обряды (отпевание) совершаются по предварительной договоренности со священником.

Расписание богослужений

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

Дубровицы Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Храм Зна́мения Богоро́дицы в Дубровицах
Дубровицы, церковь Знамения
Храм Пресвятой Богородицы "Знамение"

Ссылки[править | править код]

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах