|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
| {{Местоположение святыни|локация=31° 49′ 12″ N, 35° 30′ 4″ E|вид=Монастырь}}
| | #REDIRECT [[Мужской_монастырь_преподобного_Герасима_Иорданского]] |
| [[Файл:Мужской монастырь Герасима Иорданского.jpg|мини|справа|Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского]]
| |
| [[Аннотация::'''Монастырь Герасима Иорданского''', или '''Дейр Хиджле''' — мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, находящийся в Иудейской пустыне; представляет собой каменную крепостную лавру]]. Отдален от реки Иордан расстоянием приблизительно в одну милю. Арабское название — دير حجلة, греческое — Ιερὰ Μονὴ τοῦ Αγίου Γερασίμου Ιορδανίτου, на иврите — דיר הגילה.
| |
| | |
| Недалеко от лавры святого Герасима был также монастырь Каламон, который, по преданию, находился на том самом месте, где ныне расположен монастырь Герасима Иорданского.
| |
| | |
| == История ==
| |
| | |
| === Монастырь во времена Герасима Иорданского ===
| |
| Основание монастыря восходит ко времени равноапостольной царицы Елены
| |
| <nowiki> </nowiki>. Но ещё с апостольских времён существовала маленькая церковь в пещере,
| |
| <nowiki> </nowiki>где, согласно преданию, останавливались на ночь Святое Семейство.
| |
| | |
| Существует мнение, что монастырь был построен в 455 году Иеронимом Стридонским.
| |
| <nowiki> </nowiki>Святой Иероним, вместе с другими монахами-аскетами, основали братство в
| |
| <nowiki> </nowiki>Вифлееме и выступали в защиту человеческого совершенства. Причина
| |
| путаницы, по-видимому, в схожести имён Gerasimos и Jeronimus.
| |
| | |
| Согласно другим источникам, в частности «Луг духовный» Иоанна Мосха, основанная в 450 (455?) году обитель, изначально называлась Лаврой Каламонской Богоматери, или Лаврой Каламон (греч. <span lang="el">καλάμι</span> — «''тростник''», то есть тростниковая лавра, лавра «Доброе пристанище», лавра-киновия), но позже переименовали в честь Герасима Иорданского, который организовал монастырь, поскольку лавра стояла заброшенной.
| |
| | |
| Святой преподобный Герасим был родом из Ликии (Малая Азия). Получив монашеский постриг, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте. После этого, примерно в 450 году, монах добрался до Палестины и поселился у реки Иордан,
| |
| <nowiki> </nowiki>где основал монастырь. В палестинских лаврах кельи обычно являлись
| |
| пещерами. Он стал главой обители, в котором жили 70 монахов. Герасим
| |
| Иорданский утвердил строгие правила аскетизма (самоограничения) в
| |
| монастыре, которые запрещали приём пищи во время Великого Поста, за
| |
| исключением Святого Причастия
| |
| <nowiki> </nowiki>в воскресенье. Он считается одним из лидеров отшельников (обитателей
| |
| пустыни) второго поколения в Иудейской пустыне, которые следовали
| |
| основателям отшельничества Евфимию Великому и Харитону Исповеднику.
| |
| | |
| Святой Герасим Иорданский принял участие в IV Вселенском Соборе в Халкидоне
| |
| <nowiki> </nowiki>в 451. Этот Собор, проходивший в Малой Азии, стал поворотным моментом в
| |
| <nowiki> </nowiki>христианских религиозных дебатах, и вызвал огромный раскол в
| |
| православном мире: осуждалась ересь монофизитства (евтихианства), утверждавшая только Божественную природу Иисуса, и отвергавшая человеческую природу.
| |
| | |
| Насельником монастыря был ученик Герасима — преподобный Кириак Отшельник.
| |
| | |
| Монастырь функционировал как лавра с группой пещер, в которых
| |
| проживали монахи-отшельники. Отшельники проводили свою жизнь в
| |
| одиночестве, в постоянной молитве, плетя веревки и корзины. В центр
| |
| лавры они приходили по субботам и воскресеньям, принимая участие в
| |
| Божественной литургии и общественной деятельности. Монашеские правила
| |
| были строгими, в течение недели монахи-отшельники употребляли в пищу
| |
| только сухой хлеб, финики и воду. В выходные они употребляли сваренную
| |
| пищу и вино. Их личные вещи составляли коврик и посуда для воды. Пещеры
| |
| отшельников сохранились в настоящее время, и их все еще можно увидеть на
| |
| <nowiki> </nowiki>крутых скалах в 1 км к востоку от монастыря в прилегающих горах.
| |
| | |
| Относительно воспитание монахов, то монастырь Герасима было очень похож монастыри византийской эпохи. Новички жили в киновиях,
| |
| <nowiki> </nowiki>занимаясь резкой дерева, проведением воды, приготовлением пищи, а также
| |
| <nowiki> </nowiki>многими другими обязанностями, пока они не показывали полную духовную
| |
| готовность принять жизнь отшельничества. Кроме того, новоначальных
| |
| монахов содержали в отдельных общежитиях, пока те становились выглядеть
| |
| не так молодо, поскольку они служили слишком большим искушением для
| |
| пожилых монахов в Лавре. Монахам, ставшим «совершенными в Божьих
| |
| глазах», разрешали жить в пещерах отдельно от киновий.
| |
| | |
| Позже Герасим Иорданский установил еще одно важное правило монастыря — Причащение 2 раза в неделю по субботам и воскресеньям. Это правило он заимствовал от египетского монашества.
| |
| | |
| === Монастырь в Византийскую эпоху ===
| |
| Около 575 года Иорданскую долину и монастырь посетили византийские монахи Иоанн Мосх и Софроний Иерусалимский.
| |
| | |
| В византийский период монастырь неоднократно разрушался и
| |
| отстраивался. В 614 году его разрушили персы. Поскольку обитель стояла
| |
| рядом с другим монастырём Малона (The monastery of Malawn), в 617 году
| |
| они объединились и стали известны как Дейр Хиджле.
| |
| | |
| Арабское название места Дейр Хагла (Дейр Хиджле) указывает на его ветхозаветные корни. «дейр» переводится как ''монастырь'', а «хиджле» — это происходит от иврита «חוגלה» — ''хогла-куропатка''. Бет-Хоглой («домом куропатки») называлось селение на границе уделов колен Иуды и Вениамина (Иисус Навин 15:6, 18:19).
| |
| В 640 году монастырь восстановили монахи. Обитель подвергалась частым
| |
| разрушениям, в связи с многочисленными землетрясениями, поскольку он
| |
| расположен вблизи Великой Афро-Сирийской рифтовой долиной, проходящей вдоль реки Иордан и по дну Мертвого моря, которая является зоной повышенной сейсмической активности.
| |
| | |
| === Монастырь в период крестоносцев ===
| |
| В период крестоносцев (1099—1291), в годы правления императора Мануила I Комнина (1143—1180), монастырь восстановил Иерусалимский патриарх Иоанн IX.
| |
| | |
| В 1106 году монастырь посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о нем: ''«А от монастыря святаго Иоанна до Гарасимова монастыря есть верста едина, а от Гарасимова монастыря до Каламонии, до монастыря святыя Богородица, есть верста едина. И на том месте святыя Богородица с Иисусом Христом, и с Иосифом, и с Ияковом, егда бежаху в Египет, то на том месте нощлег створиша; тогда святаа Богородица нарече имя месту тому Каламонии, еже ся протолкует «Доброе обителище». Ту ныне сходит Дух святый ко иконе святыя Богородица. И есть монастырет на устьи, идеже входит Иордан в море Содомское, и есть градом оделан весь около монастырет; черноризец (монахов) же в нем 20. А оттуда до манастыря Иоанна Златоустаго верст две, а тый манастырь такоже градом оделан весь и есть богат вельми».''
| |
| | |
| В 1185 году монастырь посетил греческий паломник Иоанн Фока, который описывает: ''«В промежутке между монастырями Предтечи и Каламона находится разрушенный до основания течением Иордана монастырь Святого Герасима, — в нем почти ничего не видно, кроме незначительных остатков храма, двух пещер и замкнутого столпа, в котором заключился великий старец Ивир, весьма симпатичный и удивительный. Посетивши его, мы очень много извлекли пользы из встречи с ним, ибо божественная некая благодать присуща старцу. Но считаем необходимым рассказать здесь для услаждения тех, которые любят услаждаться божественным, чудо, совершенное им за несколько дней до нашего прибытия. На извилистом и узловатом течении Иордана, как и на других реках, попадаются места, густо заросшие тростником. В этих местах привыкло обитать племя львов. Два из них в каждую неделю приходили к затвору старца, и, положивши головы на столп, выражением глаз, просили себе пищи. Получивши ее без труда, они с радостью уходили в свои обычные места при реке. Пищею для него служили или небольшие устрицы в реке, или может быть, куски полбового или ячменного хлеба. Однажды когда они (львы) пришли и движением глаз просили обычной пищи, старец, не изобилуя тем, чем обыкновенно удовлетворял требование зверей, ибо случилось так, что в течение двадцати дней ничем съестным не запасался, священный оный муж сказал зверям: так как мы не только не имеем ничего съестного, чем могли бы утешить слабость вашего естества, но и самим нам не достает потребного по обычаю, Богу так о нас устроившему по причинам, которые Ему хорошо известны, то нужно вам идти к руслу Иордана, и принести к нам какое-либо маленькое деревцо. Приготовивши из него крестики, мы раздадим их посетителям в благословение, а от них получивши взамен, по произволению каждого, какие-либо крошки к пропитанию моему и вашему, ими и разбогатеем. Сказал, звери выслушали, и как бы разумным движением и походкою отправились к руслу Иордана. И, о чудо! не много спустя, принесли на плечах два дерева, и положивши оные у основания столпа, охотно удалились в заросли Иордана».''
| |
| | |
| === Монастырь в Османский период ===
| |
| После периода крестовых походов, в период Айюбидов и Мамлюков, монастырь был заброшен и восстановлен лишь в XIV веке.
| |
| | |
| В период правления Османской империи (1516—1917) на территории Палестины, в 1588 году он был перестроен. Однако в 1734 году монастырь опять был разрушен.
| |
| Современный вид монастырь приобрел благодаря реконструкции с 1882 по
| |
| 1885 год, на остатках византийской Лавры Каламаон, инициатором которой
| |
| выступил архимандрит Антонин (Капустин) от Русской Духовной Миссии. Коллекционер Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин) в своих записках поклонника 1857 года повествовал: ''«Впереди нас показалась черная точка, которая, мало-помалу разрастаясь, по мере приближения нашего к ней превратилась в кучу зданий. Нам сказали, что это бывший монастырь Св. Герасима Иорданского, при имени которого невольно припоминается и служивший ему лев. Теперь львы на Иордане неслыханная вещь. О тиграх иногда еще можно услышать. Гиен и шакалов много. Огнестрельное оружие выгнало царя пустынь из его владений. Оно же, кажется, одно может выгнать в наше время из тех же пустынь нынешнего царя ее — бедуина. Полагают, что, если бы Ибрагим-паша Египетский удержал за собою Палестину хотя лет на 20, бедуины превратились бы в мирных феллахов, подобных, по крайней мере, иерихонянам. Монастырь Пр. Герасима (вернее Каламонский, ибо Герасимов лежал, по свидетельству древних паломников, при самом Иордане) отстоит верст на пять от Иордана и занимает относительно высокое место. Он еще легко мог бы быть восстановлен и служить приютом для поклонников».''
| |
| | |
| === Монастырь в XX веке ===
| |
| В 1927 году монастырь подвергся очередному разрушению после землетрясения.
| |
| | |
| После арабо-израильской войны
| |
| <nowiki> </nowiki>(1947—1949) между еврейским населением Палестины и соседними арабскими
| |
| государства, территория, на которой находился монастырь, отошла к
| |
| Иордании. Посещение монастыря свелось к минимуму, поэтому к середине XX
| |
| века монастырь оказался заброшен.
| |
| | |
| После Шестидневной войны,
| |
| <nowiki> </nowiki>в 1967 году, монастырь вновь стал важным местом паломничества.
| |
| Возобновил он свою деятельность лишь в 1976 году с приездом греческого
| |
| монаха, архимандрита Хризостома (Тавулареаса). Сегодня в монастыре проживает около 30 насельников, включая монахов из Болгарии, Греции, Румынии, России и Кипра.
| |
| | |
| == Символы и предания монастыря ==
| |
| На всех фресках и иконах монастыря изображаются лев и осел. Эти животные связаны с историей жизни Герасима Иорданского.
| |
| | |
| Последнее сообщение о существовании подвида азиатского льва на территории современного Израиля упоминается в XV веке.
| |
| Традиционно считается, что Святой Герасим шел по Иорданской пустыне и
| |
| <nowiki> </nowiki>встретил льва, который протянул ему лапу. Лапа была настолько сильно
| |
| воспалена, что лев умоляюще смотрел на монаха. Герасим понял, что в лапу
| |
| <nowiki> </nowiki>льва попала колючка, ставшая причиной его страданий. Святой удалил
| |
| занозу, очистил рану от гноя и обернул ее тканью. С тех пор лев всюду
| |
| следовал за Герасимом как „ученик“. Святой Герасим был удивлен львиному
| |
| уму, кротости и готовностью есть хлеб. Льву предоставили жилье в
| |
| монастыре. И с тех пор лев стал символом монастыря.
| |
| | |
| === Осел ===
| |
| У Монахов был осёл, который носил воду из реки Иордан. Льву поручили
| |
| сопровождать осла к реке, охраняя его. Однажды лев уснул на солнце,
| |
| оставив осла пастись. Случилось так, что проходил мимо арабский купец со
| |
| <nowiki> </nowiki>своим караваном верблюдов и увидел осла. Думая, что это бродячее
| |
| животное, он привязал его к каравану верблюдов и забрал с собой. Когда
| |
| лев проснулся, он стал искать осла, но нигде не нашел. Зверь вернулся в
| |
| монастырь и сразу же направился к Святому Герасиму, который, заметя его
| |
| удрученное выражение лица, решил, что лев съел осла, и спросил: „Где
| |
| осел?“ Лев стоял молча, опустив голову от стыда. Старец похвалил льва,
| |
| чтобы тот не убежал после своего злодеяния и с тех пор поручил ему
| |
| выполнять работу осла. Монахи загружали большую бочку на спину льва, как
| |
| <nowiki> </nowiki>это они делали раньше с ослом, и посылали его к реке за водой.
| |
| | |
| Однажды в монастырь пришел воин, чтобы помолиться, и, увидев льва,
| |
| несущего воду, пожалел его и дал монахам три золотых монеты, чтобы те
| |
| купили другого осла. Ко льву вернулась его старая обязанность охранять
| |
| осла. Через некоторое время, арабский купец вновь шел по Иорданской
| |
| пустыне, чтобы продать пшеницу в Иерусалиме. И с ним был тот же осел. В
| |
| тот день, лев случайно оказался рядом с рекой и, когда караван
| |
| приблизился, он узнал осла. С громким ревом лев бросился к купцу. В
| |
| ужасе купец бросил караван и убежал. Лев схватил бразды осла в зубы, как
| |
| <nowiki> </nowiki>он это делал ранее, и привело его вместе с караваном верблюдов к
| |
| Святому Герасиму Иорданскому. Старец улыбнулся и сказал монахам, что
| |
| льва напрасно и несправедливо обвинили. Льву дали прозвище „Иордан“.
| |
| | |
| === Двуглавый орел ===
| |
| Поскольку монастырь был перестроен в период крестоносцев, в настоящее время остался фундамент с изображением двуглавого орла — символа Византийской империи. В Византии двуглавый орёл изображался в монастырях и на гербе последней династии Палеологов, правившей с 1261-го до 1453-й год.
| |
| | |
| == Устройство и вид монастыря ==
| |
| В монастыре находятся 2 храма — верхний и нижний.
| |
| * Верхний храм построен в честь Святого преподобного Герасима Иорданского, в котором расположен иконостас, подаренный Русской Духовной Миссией в Иерусалиме.
| |
| * Нижний храм (крипта) посвящен Святому Семейству, в котором стоит иконостас греческого православного патриархата. В нем находятся кости монахов, погибших во время нашествия персов в 614 г.
| |
| Рядом с монастырем находится хостел для посещения греческих
| |
| паломников. Монахи вместе с местными жителями, проживают поблизости
| |
| Иерихона, выполняя сельскохозяйственные работы.
| |
| | |
| Стиль и форма монастыря указывают на период, во время которого
| |
| монастырь был построен. Внутри монастыря содержится квадратный двор,
| |
| окруженный арками и колоннами с четырех сторон.
| |
| | |
| === Престолы верхнего храма ===
| |
| Верхний храм имеет три престола:
| |
| # Центральный престол посвящен в честь Герасима Иорданского. | |
| # Правый престол посвящен святому Евфимию Великому, монастырь которого находится неподалеку.
| |
| # Левый престол посвящен святому Зосиме Палестинскому и Марии Египетской.
| |
| | |
| === Иконостас ===
| |
| Иконостас
| |
| <nowiki> </nowiki>верхнего храма, отделяющий центральную часть храма от алтаря, был
| |
| установлен в 1883 г. Русской Духовной Миссией, содержит 4 иконы:
| |
| * Богоматерь Одигитрия;
| |
| * Герасим Иорданский;
| |
| * Иоанн Креститель;
| |
| * Иисус Христос Пантократор.
| |
| | |
| === Изображения на колоннах и стенах ===
| |
| Колонны и стены монастыря украшены иконами и изображениями либо
| |
| монахов-отшельников, которые находились в Иудейской пустыне, либо
| |
| основателей монашеской жизни.
| |
| | |
| Есть также иконы, изображающие библейские события, такие как сотворение мира, изгнание из рая Адама и Евы, убийство Авеля Каином, жертвоприношение Исаака Авраамом, гибель Содома и Гоморры, нахождение Моисея у берега реки, дарование заповедей Моисею на горе Синай, завоевания Иерихона и вознесение пророка Илии на небо.
| |
| | |
| === Монастырское кладбище ===
| |
| Вне стен монастыря расположено кладбище монастыря, на котором похоронены греческие, русские монахи и послушники.
| |
| | |
| === Мозаичная мастерская ===
| |
| В технике укладки мозаики существуют два способа: прямой и обратный.
| |
| <nowiki> </nowiki>В монастыре используются оба способа для изготовления икон и библейских
| |
| <nowiki> </nowiki>событий. Кроме традиционного орнамента и греческих икон мастерская
| |
| изготавливает мозаичные панно для синагог с изображением Магенов Давида (Щитов Давида) и Скрижалями Завета.
| |
| | |
| == Святые ==
| |
| * [http://azbyka.org/days/sv-gerasim-iordanskij прп. Герасим Иорданский]
| |
| * [http://azbyka.org/days/sv-kiriak-palestinskij-otshelnik прп. Кириак Отшельник]
| |
| | |
| == Святыни ==
| |
| * икона Божией Матери „Млекопитательница“ (Галактотрафуса).
| |
| * икона „Моление (плач) Иисуса Христа об абортах“. Ее автор игумен Хризостом. Перед иконой совершают молебен о грехе аборта.
| |
| * икона „Богоматерь с Младенцем“.
| |
| * мощи христианских мучеников, пострадавшие от царя Хосрова II Парвиза и персидского нашествия в VII веке.
| |
| * Древняя фреска с изображением Иисуса, Девы Марии и Иосифа Обручника.
| |
| Монастырь является чтимым местом Православной Церкви, поскольку,
| |
| согласно евангельской традиции, на этом месте в пещере останавливалось
| |
| на ночлег Святое Семейство (Мария, Иосиф и младенец Иисус), которые спасали свою жизнь от царя Ирода бегством в Египет. В ту ночь Мария кормила грудью младенца Иисуса, и это событие запечатлено в нижнем храме под главным собором монастыря.
| |
| | |
| == Видео ==
| |
| <youtube>http://www.youtube.com/watch?v=nxtxRblqw-Y</youtube>
| |
| | |
| == Как добраться ==
| |
| '''Проезд:''' Из Иерусалима в сторону Иордана, highway 90, после поворота на Иерихон второй поворот налево.
| |
| | |
| '''Адрес:''' Иудейская пустыня на юго-востоке Иерихона, 1 км юго-западнее посёлка Дейр-Хаджла, 5 км от Мертвого моря.
| |
| | |
| == Ссылки ==
| |
| * [http://guide-israel.ru/attractions/25414-monastyr-sv-gerasima-izhe-na-iordane/ Монастырь св. Герасима, иже на Иордане. Описание]
| |
| * [http://simvol-veri.ru/xp/monastiri-iudeieskoie-pustini-monastir-sv.ioanna-i-georgiya-xozevitov-monastir-prp.gerasima-iordanskogo.html Монастыри Иудейской пустыни: монастырь св.Иоанна и Георгия Хозевитов, монастырь прп.Герасима Иорданского]
| |
| * [http://www.pravoslavie.ru/62374.html Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского. Часть 1]
| |
| * [http://www.pravoslavie.ru/62397.html Беседа с архимандритом Хризостомом (Тавулареасом), игуменом монастыря святого Герасима Иорданского. Часть 2]
| |
| * [http://otzovik.com/review_273769.html Экскурсия в монастырь святого Герасима Иорданского. Фотоотчет]
| |
| * [http://sobory.ru/article/?object=30814 Иудейская пустыня, Иерихон. Монастырь Герасима Иорданского. Фотографии]
| |
| | |
| {{SEO|в Мужской монастырь прп. Герасима Иорданского|Палестины}}
| |