Монастырь Эсфигмен (Афон): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=40.352689, 24.138053|вид=Монастырь}}  
{{Местоположение|локация=40.352689, 24.138053|вид=Монастырь}}  
 
[[Аннотация::'''Эсфигме́н''' один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место; принадлежит '''неканонической''' старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома»]]. Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.
'''Эсфигме́н''' (греч. <span lang="el">Μονή Εσφιγμένου</span>) — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место. Принадлежит '''неканонической''' старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома». Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.


Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.
Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.
Строка 8: Строка 7:


== История ==
== История ==
Хотя монастырь был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II
Хотя монастырь Эсфигмен (греч. <span lang="el">Μονή Εσφιγμένου</span>) был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II
<nowiki> </nowiki>при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от  
<nowiki> </nowiki>при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от  
нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену,  
нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену,  

Версия от 15:30, 5 июля 2016

Идёт загрузка карты…

Эсфигме́н — один из афонских монастырей, занимающий в святогорской иерархии 18-е место; принадлежит неканонической старостильной «Истинно-Православной Церкви Греции – Синод Хризостома». Находится в восточной части Афонского полуострова; утверждён Кинотом в X—XI веках.

Кафоликон (современное здание — начало XIX века) освящён во имя Вознесения Господня.

Братия считает себя пребывающей в юрисдикции старостильной «Истинно-православной церкви Греции», возглавляемой архиепископом Каллиником (Сарандопулосом).

История[править | править код]

Хотя монастырь Эсфигмен (греч. Μονή Εσφιγμένου) был признан и утвержден в своём статусе Кинотом в X веке, он был построен намного раньше — в V веке императором Феодосием II при учредительстве его сестры Пульхерии. В нескольких сотнях метров от нынешней обители сохранились руины другого, «старого» Эсфигмену, датируемого археологами IV веком.

Преподобный Антоний Киево-Печерский принял монашеский постриг и подвизался в монастыре Эсфигмен, откуда принес на Русь традиции монашеского благочестия. Его келья с построенной над ней церковью во имя преподобного Антония возвышается на склоне одной из скал рядом с монастырем.

В XVI веке обитель два раза была уничтожена пиратами, но вновь восстановлена. В XIV веке настоятелем Эсфигмену был будущий святитель Григорий Палама. В XIX—XX вв. в обители сильно ощущалось русское присутствие: при поддержке русских Царей был построен новый Спасо-Вознесенский храм и несколько параэкклесий — малых храмов, расположенных внутри каре, окружающего монастырский двор.

Во время войны за независимость 1821 года монахи-эсфигмениты отказались выдать предводителя повстанцев Эммануила Паппаса, который укрылся в Эсфигмену, турецкому губернатору Горы Афон, несмотря на все уговоры девятнадцати других монастырей, которые сотрудничали с турецким правителем. В связи с этим с 1821 до 1832 года Эсфигмен не существовал как монастырь из-за того, что оттоманские власти реквизировали здания и использовали их для расквартирования войск во время войны Греции за независимость.

Раскол[править | править код]

Первая трещина в отношениях монастыря Эсфигмен и Константинопольского Патриархата возникла в начале 1960-х годов, когда римский еретик встретился с патриархом Константинопольским Афинагором (Спиру) для совместной молитвы. В ответ на это зилоты Эсфигмену в своем Воззвании открыто обвинили Патриархат в связях с ватиканом и экуменизме.

13 ноября 1971 года Святое Собрание («Иера Синаксис») горы Афон — управляющий орган, состоящий из представителей всех монастырей Святой Горы в Карее, — постановило: «В вопросе о возобновлении поминовения Вселенского Патриарха каждая обитель, как самоуправляющаяся, должна быть свободной в выборе образа действий, согласно совести».

С 1974 года братия монастыря отказывалась возносить имя Константинопольского Патриарха Димтрия (правящего епископа всех афонских монастырей), обвиняя его в экуменизме (прежде всего встречах с римскими понтификами) и отсутствии своего представителя в Киноте (правительстве Афона).

11 марта того же года Патриарх Константинопольский Димитрий написал письмо Афонскому Священному Киноту, в котором извещал о наложении прещений на непоминающих его святогорцев. В их число входили архимандрит Афанасий, игумен Эсфигмену, два эпитропа и секретарь монастыря, которые должны были быть немедленно изгнаны со Святой Горы (они поминали старостильного «флоринского» архиепископа Авксентия (Пастраса)); архимандрит Евдоким и игумен Ксенофонт подлежали низложению и изгнанию из своего монастыря, но с дозволением жить в какой-либо другой афонской обители. Игумены двух других братств — архимандриты Дионисий Григориатский и Андрей Святопавловский — подлежали низложению, если в течение двух месяцев они не возобновят поминовение патриаршего имени. По получении патриаршего письма полиция обрезала телефонную линию в Эсфигмену и выставила оцепление снаружи монастыря. Между тем, монахи заперли монастырские врата и вывесили со стены большой черный транспорант с надписью «Православие или смерть». Они предупредили гражданского губернатора Афона, что окажут сопротивление любой попытке войти в монастырь силой. В своей декларации внешнему миру они заявили, что продолжают считать себя каноническим субъектом Вселенского Патриархата, но не признают занимающего в настоящее время патриарший престол, поскольку «он — враг Православия». К наступлению Страстной седмицы монастырь был полностью отрезан от мира: никто не входил и не выходил из него".

Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Константинопольский Патриархат официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции.

В 2005 году была создана канонически признанная община монастыря, за которой признано право на обладание монастырём. Настоятелем легитимной общины был утверждён архимандрит Хризостом (Катсулиерис) († 3 октября 2013 года.

В декабре 2006 года произошла массовая драка между мятежной братией и монахами, пытавшимися занять монастырь. В июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю.

24 сентября 2009 года суд Салоник приговорил 14 монахов монастыря, включая игумена обители схиархимандрита Мефодия (Папаламбракопуло), к году тюрьмы условно «за нарушение общественного спокойствия», то есть за отказ исполнить предписания властей и покинуть монастырь, а 6 апреля 2011 года тот же суд приговорил всех упоминаемых монахов к 6 месяцам тюремного заключения «за незаконную оккупацию зданий монастыря». Периодически, с 2012 года, греческая полиция производит рейды по штурму или блокаде монастыря.

Святыни и реликвии[править | править код]

В обители бережно хранится множество мощей святых, например, стопа Марии Магдалины. Имеются ценные реликвии, такие как крест Пульхерии и мозаичная икона Спасителя VII века.

Библиотека монастыря содержит 372 рукописи (75 на пергаменте) и 8 000 печатных книг.

Ссылки[править | править код]