Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль): различия между версиями
Нет описания правки |
м (Р.Б.Геннадий переименовал страницу Паломничество в Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль) в [[Свято-Троицкий монастырь (Джорданвилль)]…) |
Версия от 13:45, 8 июля 2016
Свято-Троицкий монастырь в деревеньке Джорданвилль, штат Нью-Йорк является центром русского православного зарубежья. На территории монастыря находится семинария, где готовят священнослужителей для всех заграничных приходов, а с недавнего времени там учатся и студенты из России. Монастырь основали в 1920-х годах русские монахи, которым эта местность напомнила Россию своей природой. Я подтверждаю, сходство есть :) Они построили деревянный храм, который при освящении загорелся и бы уничтожен пожаром. Монахи восприняли это как испытание веры и принялись за строительство нового храма. Сегодня помимо крестильного и кладбищенского храмов собор включает в себя нижний и верхний храмы — в честь Св. Троицы и св. Иова Почаевского. С именем последнего в монастыре много связано, ведь после войны сюда приехали из Чехословакии монахи, продолжавшие традиции Почаевского монастыря. Кстати, я слышал, как за каждой службой там молятся о заступничестве от агарянского нашествия — монахи это сохранили как часть почаевских традиций, но сегодня это звучит очень актуально. Монахи выбрали эту местность ещё и потому, что в близлежащем городке Херкимер и некоторых других было много украинцев, уезжавших ещё до революции из Австро-Венгерской империи. Сегодня их потомки ассимилировались, и если и встречаются среди местных жителей обладатели украинских и русских фамилий, они смотрят на это как на историю семьи, не более. при Свято-Троицком монастыре действует типография, но сейчас она потеряла былое значение. В советское время джорданвилльские молитвословы, Евангелия и другие книги "контрабандно" переправлялись через границу в СССР. Ещё это был центр "антисергианского" и антиэкуменического направления, на эту тему здесь издавались большие тиражи.
Утром в 5:00 начинается богослужение — кроме воскресных дней и больших праздников. У паломников есть уникальная возможность окунуться в монастырскую жизнь, молясь на этих службах. По крайней мере, мужчины туда точно могут приходить свободно, хотя и женщин не выгоняют, но всё же это служба мужского монастыря. Обычно они проходят в нижнем храме. Там же в 6:00 начинается Литургия. На поминовение можно подавать какие угодно длинные списки — при этом жертвуется только за просфору. Одна просфора стоит 1 доллар.
После службы — завтрак. Традиционные русские каши, в пост часто креветки и другие морепродукты, вареные овощи, чай, кофе. Соевое молоко (когда нет поста — обычное, видимо), кукурузные хлопья. Бывает пицца. Паломникам предлагают поучаствовать в работах — например, в уборке храма. При этом если проживание больше 3 дней, то можно жить бесплатно в братском корпусе (женщины в расположенной неподалеку женской пустыни), но предполагается участие в послушаниях. На срок менее 3 дней (можно и более) можно остановится в гостинице, недалеко от монастыря. Послушания все очень несложные, ненавязчивые. Когда мне друзья предложили съездить на Ниагарский водопад, послушник, который руководил моим послушанием, отнесся очень позитивно: «Езжай, отдохни, поработаешь в другой день». А когда я вернулся, он меня спросил об ощущениях, я сказал, что водопад поражает, и он спросил: «Ты думал в этот момент о Боге?» И это — замечательная особенность Джорданвилльского монастыря — там можно говорить с монахами о духовной жизни. Они этому рады, уделяют внимание. Могут ради беседы отложить какие-то другие дела.
Вечером, в 16 часов, служится повечерие — ещё одна монашеская служба. Но в субботу и накануне больших праздников — Всенощная в 17:00, а на следующий день — литургия с 10:00 в верхнем храме. Во время монашеских служб есть традиция — можно обойти все святыни, по очереди приложиться и в конце подойти под благословение к служащему священнику.
В Джорданвилльском монастыре удивляет простота. Например, за трапезой все вкушают одну и ту же пищу — и настоятель, и монахи, и семинаристы, и паломники. А после все относят свою посуду — и в порядке «живой очереди» настоятель продвигается со своими тарелками за монахами и семинаристами, чтобы поставить их на стол для грязной посуды. Никто не выхватывает у него из рук, никто не расступается, все просто продвигаются в стихийно возникшей небольшой очереди. Помощник настоятеля по хозяйственным вопросам иеромонах Киприан, бывает, прислуживает за столом, наливая кофе паломникам. А когда семинаристы болеют, он приносит им в комнату лекарства. Братия небольшая, несколько человек. Вообще, храм по российским меркам небольшой. Но зато там, как и везде в эмигрантских храмах, очень много реликвий. Белогвардейцы вывозили древние иконы, старинные Евангелия и т. д. В семинарском корпусе можно воспользоваться интернетом. Но я ходил в местную сельскую библиотеку. Там по паспорту любого государства можно записаться и получить карточку читателя. Заведует библиотекой пожилая американка, давно принявшая Православие, Магдалена. Она проповедует односельчанам своим видом: в библиотеке она всегда в платке.
Два кладбища, находящиеся отдельно от основной территории, и кладбище у собора, это отдельная история. По надписям можно изучать историю эмиграции. Рядом с именами такие добавления, которые в современном языке мы не встретим. Например: «авиатор». Там похоронен брат Иосиф Муньос, хранитель Иверской Монреальской чудотворной иконы Богородицы. В самом соборе находятся гробницы первоиерархов Зарубежной Церкви. Кажется, кроме митр. Антония (Храповицкого), надо уточнить. Но эти гробницы в отдельных комнатах, в каждую из которых вход с улицы, они как бы пристроены к собору. Говорят, когда переносили с кладбища гроб с телом митр. Филарета (Вознесенского), при котором прославили Новомучеников в 1981 году, обнаружили его тело нетленным.
При выходе с основной территории на возвышении виден большой православный крест. Его установили семинаристы в мае 1971 года. Чтобы к нему подняться, нужно взойти на гору. Особенно это сложно зимой. Но паломники приходят приложиться к этому кресту. Монастырю принадлежат большие территории, которые ранее засеивались, служили пастбищем — все это обрабатывали братья и семинаристы. Сегодня уже никакого сельского хозяйства монастырь не ведёт.
Основной язык общения в монастыре — английский, но по-русски многие понимают, хотя не все. Проповедь может быть не всегда с переводом, иногда бывало, что проповедь была только по-английски. Иногда служатся Литургии на английском. Один из дьяконов произносит возгласы по-английски на каждой церковно-славянской службе.