Алексиевский Акатов женский монастырь: различия между версиями
LenOk (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
LenOk (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение святыни|локация=51.674710, 39.223161|вид=Монастырь}} | {{Местоположение святыни|локация=51.674710, 39.223161|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Алексиево-Акатов женский монастырь.jpeg|мини|Алексиево-Акатов женский монастырь]] | |||
'''Алексеево-Акатов женский монастырь''' (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста. | |||
== История == | == История == | ||
Строка 14: | Строка 18: | ||
Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения. | Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения. | ||
[[Файл:Алексиево-Акатов женский монастырь 2.jpg|мини|слева|Алексиево-Акатов женский монастырь]] | |||
Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир). | Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир). | ||
Строка 26: | Строка 31: | ||
В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики. | В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики. | ||
[[Файл:Алексиево-Акатов женский монастырь 5.jpg|мини|Алексиево-Акатов женский монастырь]] | |||
Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная. | Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная. | ||
Строка 40: | Строка 46: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
В монастыре издавна особенно почиталась воронежцами икона Божией Матери «Живоносный Источник». На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. После возрождения обители и возобновления богослужений в храме сюда стали поступать пожертвования, в том числе иконы из приходских храмов Воронежской епархии и от частных лиц. | В монастыре издавна особенно почиталась воронежцами ''икона Божией Матери «Живоносный Источник»''. На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. После возрождения обители и возобновления богослужений в храме сюда стали поступать пожертвования, в том числе иконы из приходских храмов Воронежской епархии и от частных лиц. | ||
О неоскудевающей милости Божией свидетельствуют чудесные явления от них, очевидцами которых были сестры и многие прихожане обители. Первое такое проявление Божественного снисхождения было связано с иконой «Живоносный Источник», ставшей главной святыней возрожденной обители. Образ этот в 1991 году был передан монастырю из Покровского кафедрального собора. Неизвестный иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви. С недетской мудростью смотрит на нас с иконы Предвечный Младенец. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. | О неоскудевающей милости Божией свидетельствуют чудесные явления от них, очевидцами которых были сестры и многие прихожане обители. Первое такое проявление Божественного снисхождения было связано с иконой «Живоносный Источник», ставшей главной святыней возрожденной обители. Образ этот в 1991 году был передан монастырю из Покровского кафедрального собора. Неизвестный иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви. С недетской мудростью смотрит на нас с иконы Предвечный Младенец. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес. | ||
Строка 46: | Строка 52: | ||
Вечером 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо Божие повторялось многократно. Чаще всего струйки мира стекают с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец. | Вечером 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо Божие повторялось многократно. Чаще всего струйки мира стекают с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец. | ||
С 1997 года не раз источала миро икона великомученика и целителя Пантелеимона, тоже афонского письма, подаренная обители Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Икона эта особенно почитается прихожанами, известны случаи исцелений от сего святого образа. | [[Файл:Алексеево-Акатов женский монастырь.jpeg|мини|слева|Алексиево-Акатов женский монастырь]] | ||
С 1997 года не раз источала миро ''икона великомученика и целителя Пантелеимона'', тоже афонского письма, подаренная обители Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Икона эта особенно почитается прихожанами, известны случаи исцелений от сего святого образа. | |||
В 1997 году сестры и прихожане обители были свидетелями чудесного обновления ''иконы святителя Питирима Тамбовского''. Образ этот, написанный предположительно в 10-е годы XX века, был передан в Алексиево-Акатов монастырь в день его открытия из сельского приходского храма. Со временем от неправильного хранения лик святителя Питирима сильно потемнел, краски поблекли, вся икона стала серой, бесцветной, закопченной; с трудом прочитывалась надпись на ней. И вот Господь явил через эту икону Свою благодатную силу. Вечером, по окончании богослужения, сестры и прихожане обители заметили, что лик святителя Питирима посветлел, фон из темно-серого сделался голубым, на нем золотыми буквами выписалось имя святого, все цвета стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с иконы спала темная пелена, скрывавшая свет и чистоту образа. На следующий день за Божественной литургией икона святителя Питирима Тамбовского стала источать миро. Из благословляющей десницы потекли прозрачные масляные струйки, свидетельствуя о незримом присутствии и молитвенном предстательстве святого, который, как известно, во время земной жизни находился в духовной дружбе со святителем Митрофаном Воронежским. | |||
Икона ''святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского'' была передана обители также из сельского приходского храма. Начиная с 1997 года образ неоднократно мироточил, и многие замечали, что краски на нем значительно посветлели. После реставрации в июле 2002 года икона вновь начала источать миро. Три прозрачные струйки истекли от панагии святителя Тихона и от жезла в руке святителя Митрофана. | |||
Одно из чудесных явлений связано с ''образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение»''. Сама икона является списком с древней чудотворной иконы, которая, как известно, долгое время находилась на Афоне, в Русском Андреевском скиту. Внизу иконы – тропарь и кондак образу и надпись: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре по возвращении иконы в храм после реставрации, сестры заметили капельки мира на одеждах одного из святых. В один из июньских дней того же года сестры долго стояли перед образом в благоговейном трепете, глядя на скорбный лик Пречистой, от очей Которой до самого низа иконы стекали две прозрачные струйки, подобно слезам. Струйки эти не высыхали в течение двух дней. Впоследствии икона мироточила не раз, но в меньшей степени. | |||
После 2000 года иконы вновь обильно мироточили. Несколько раз источала миро ''Касперовская икона Пресвятой Богородицы'', особенно обильно – 27 февраля 2002 года, после вечернего правила. В тот раз девять масляных струек истекли от руки Пречистой, от свитка и главы Божественного Младенца. Некоторые из сестер явственно ощущали благоухание. | |||
Все эти благодатные явления от святых икон Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих снова и снова дают нам почувствовать, что Царица Небесная не оставляет нас Своим материнским заступлением, не отнимает Своего Божественного покрова от монастыря и города, построившего когда-то эту обитель в благодарность за небесное покровительство, города, который вновь в покаянии возводит храмы, возвращаясь к духовной жизни. | Все эти благодатные явления от святых икон Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих снова и снова дают нам почувствовать, что Царица Небесная не оставляет нас Своим материнским заступлением, не отнимает Своего Божественного покрова от монастыря и города, построившего когда-то эту обитель в благодарность за небесное покровительство, города, который вновь в покаянии возводит храмы, возвращаясь к духовной жизни. | ||
В храме обители – иконы с частицами мощей cвященномученика Петра, преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских. В монастырской ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана. | В храме обители – ''иконы с частицами мощей cвященномученика Петра, преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских''. В монастырской ризнице хранится ''пелена с гроба святителя Митрофана''. | ||
В 2004 году исполнилось 75 лет со дня кончины священномученика Петра (Зверева). Его служение связано с нашей землей – в 1926 году он возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был причислен к лику святых. 7 февраля в Алексиево-Акатов монастырь, в котором располагалась архиерейская кафедра и недалеко от которого жил архиепископ Петр, была принесена икона священномученика Петра (Зверева) с частицей его святых мощей. В своем архипастырском слове митрополит Сергий отметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошел в свою резиденцию – Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам – в их приходском служении, сестрам обители – в их монашеском делании, всем верующим – в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, – подчеркнул Владыка, – мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, – вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, – и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру». | В 2004 году исполнилось 75 лет со дня кончины '''священномученика Петра (Зверева)'''. Его служение связано с нашей землей – в 1926 году он возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был причислен к лику святых. 7 февраля в Алексиево-Акатов монастырь, в котором располагалась архиерейская кафедра и недалеко от которого жил архиепископ Петр, была принесена ''икона священномученика Петра (Зверева) с частицей его святых мощей''. В своем архипастырском слове митрополит Сергий отметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошел в свою резиденцию – Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам – в их приходском служении, сестрам обители – в их монашеском делании, всем верующим – в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, – подчеркнул Владыка, – мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, – вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, – и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру». | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
Строка 102: | Строка 110: | ||
Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию. ''Трудниц'' принимают по согласованию. | Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию. ''Трудниц'' принимают по согласованию. | ||
== Фото == | |||
<gallery> | |||
Алексиево-Акатов_женский_монастырь_3.jpg|Алексиево-Акатов женский монастырь | |||
Алексиево-Акатов_женский_монастырь_4.jpg|Алексиево-Акатов женский монастырь | |||
Алексиево-Акатов_женский_монастырь_6.jpg|Алексиево-Акатов женский монастырь | |||
</gallery> | |||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=uveTvSlsPvg|230|left|Алексеево-Акатов женский монастырь (Воронеж)|frame | |||
}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=-OpXYfGnZ5s|230|left|Алексеево-Акатов монастырь г. Воронеж|frame | |||
}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=PprGe5gUoEg|230|left|Воронеж Акатов монастырь|frame | |||
}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=GBhcL3PuV34|230|left|Хор сестер Алексеево-Акатова монастыря|frame | |||
}} | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Phap996XlEs|230|left|Благодатное духовное песнопение монахинь Свято-Алексеевского Акатова монастыря|frame | |||
}} | |||
{{SEO|в Алексиевский Акатов женский монастырь|Воронежа}} | {{SEO|в Алексиевский Акатов женский монастырь|Воронежа}} |
Версия от 13:36, 21 июня 2016
Алексеево-Акатов женский монастырь (первоначально мужской) — один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста.
История[править | править код]
Алексиево-Акатов монастырь, один из старейших монастырей Воронежской епархии, был основан в 1620 году по обету горожан, в благодарность за дарованную им победу над многочисленным войском литовцев и черкас. Сражение это пришлось на день памяти святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца, которому и был посвящен храм обители. Место для строительства было выбрано на Акатовой поляне – безлюдной, покрытой лесом возвышенности в двух верстах от города, давшей название новой обители. Основателем ее и первым настоятелем стал игумен Кирилл, двадцатью годами ранее (в 1600 году) основавший в Воронеже монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь был устроен на началах пустынножительства, о чем свидетельствует и старинный документ – так называемая сказка игумена Феодосия, в которой обитель именуется не иначе, как «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца». За короткое время были построены церковь («древена клецки»), келья игумена и четыре кельи для старцев – также деревянные.
Первоначально братство состояло из семи монахов, включая настоятеля (история сохранила их имена: игумен Кирилл, «черный поп» Иосиф, старцы-монахи Савватий, Феодосий, Авраамий, Никон и Лаврентий). Впоследствии число насельников несколько увеличилось, особенно после упразднения Успенского монастыря, который в недолгий, но памятный период пребывания в Воронеже императора Петра I оказался в крайне стесненных обстоятельствах, в непосредственной близости с судоверфями. На протяжении всего XVII – начала XIX века. Алексиево-Акатов монастырь оставался единственной в городе мужской обителью. С того времени настоятели его имели сан архимандрита.
С именем одного из них – архимандрита Никанора – связано появление в Алексиевском монастыре главной его святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Троеручица», привезенной из Новоиерусалимского Воскресенского монастыря, где архимандрит Никанор начинал свой монашеский путь и в последние годы был настоятелем. Икона эта, представлявшая собой список с древнего образа, была особенно любима воронежцами, верившими в ее чудодейственную силу.
В царствование императрицы Екатерины II, резко сократившей число монастырей, Алексиевский монастырь был отнесен ко второму классу. По штату ему полагалось 17 человек. За монастырем были оставлены восемь десятин земли и озеро для рыбной ловли.
О жизни монастырской братии этого времени мы имеем очень скудные сведения, но с достаточным основанием можем упомянуть в числе насельников Алексиевского монастыря схимонаха Агапита (в те годы – иеромонаха Аввакума), впоследствии почитаемого задонского старца, подвижника благочестия. Известно, что в течение десяти лет сей богомудрый инок, восприявший в свое время благословение святителя Тихона и его сотаинника схимонаха Митрофана, подвизался в стенах воронежской обители.
Несколькими десятилетиями позднее с Алексиевским монастырем оказалось связано имя другого задонского подвижника: имеются сведения, что сюда первоначально поступил оставивший военную службу молодой дворянин Георгий Алексеевич Машурин, впоследствии затворник задонский, чья подвижническая жизнь и чьи письма, многократно издававшиеся, повлияли на многих ищущих спасения.
Вообще же сведения об Алексиево-Акатовом монастыре в XVIII–XIX веках касаются более внешней, официальной стороны его жизни. Наиболее известны труды настоятелей по строительству и благоукрашению обители, их духовно-просветительская деятельность (с 1796 года эта должность традиционно стала совмещаться с должностью ректора духовной семинарии; с 1742 года монастырь был под управлением викарных епископов Острогожских). Архимандритом Иларионом (Боголюбовым) было составлено «Описание Воронежского Алексеевского Акатова мужского второклассного монастыря» (1859), наиболее полное для своего времени. Конец XIX века отмечен особенным расцветом просветительской деятельности в стенах обители, во многом благодаря трудам ее настоятеля Преосвященного Владимира (Соколовского), имевшего большой миссионерский и педагогический опыт. В это время при монастыре действовал Епархиальный училищный совет и Епархиальный комитет Православного Миссионерского общества, размещалась учительская и регентская школа, проводились воскресные религиозно-нравственные чтения со световыми картинами, был создан прекрасный хор мальчиков (их обучению уделял немало внимания сам Владыка Владимир).
На протяжении XVIII–XIX веков обитель продолжала строиться и благоукрашаться. В 1804–1819 годах была построена двухэтажная каменная церковь, сохранившаяся и ныне действующая. Нижний храм был освящен в 1812 году во имя святителя Алексия (в настоящее время – в честь Владимирской иконы Божией Матери), верхний – в 1819 году в честь Воскресения Христова (ныне – во имя святителя Алексия). Строительство велось по проекту губернского архитектора И. Волкова на пожертвования купеческой вдовы Евдокии Аникеевой. Прежний, также каменный, храм был разобран в 70-е годы XIX века. Колокольня, оставшаяся от него, в настоящее время является самой древней постройкой в Воронеже (1674).
О жизни монастырской братии, их трудах и молитвенных подвигах, тайных скорбях и утешениях история умалчивает. До нас дошли только немногие имена, не сохранились фотографии (возможно, их и не было). Жизнь эта сокровенна в Бозе. Но самое возрождение обители почти через столетие не является ли свидетельством, что труды их и молитвы не были тщетны?
Огненные испытания, выпавшие на долю Русской Церкви в ХХ веке, не миновали Алексиевского монастыря. Ранее малоизвестный, он в 20-е годы, когда многие храмы в Воронеже были закрыты или заняты раскольниками-обновленцами, на некоторое время становится центром духовной жизни города, местом пребывания епархиального архиерея. Здесь жил и был погребен в 1926 году митрополит Владимир (Шимкович), смиренный старец-архипастырь, стойкий защитник Православия пред лицом богоборческой власти.
На близлежащей улице находился сохранившийся до настоящего времени дом священномученика Петра (Зверева), чье недолгое (около года) служение в Воронеже стало одной из ярких страниц в истории города. Монастырь был местом, где Владыка нередко совершал богослужения и произносил проповеди, собиравшие множество верующих, которые видели в Преосвященном архиепископе Петре истинного служителя Божия, хранителя чистоты Православия и уставов церковных, «совершенного в ревности и любви к Богу, в жалости и любви к людям». Настоятелем Алексиевского монастыря в то время был архимандрит Иннокентий (Беда), ближайший к Владыке человек, его келейник и сотаинник, вместе с ним сосланный в Соловецкий лагерь и там отошедший ко Господу в 1928 году (годом раньше священномученика Петра).
В 1930 году восприял уготованную ему чашу страданий за Христа последний настоятель Алексиево-Акатова монастыря архимандрит Тихон (Кречков), обвиненный в якобы контрреволюционной деятельности и расстрелянный в окрестностях города 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии. Сохранившийся протокол его допроса – неоспоримое свидетельство твердости в вере и глубокой непоказной мудрости. За простыми, на первый взгляд, ответами явственно звучит обличение богоборцев: «Ни я, ни другие не говорили, что иметь что-либо с безбожниками – это значит распинать Христа… Будучи в селах, я разговоров о гонении на религию не вел, но такие разговоры среди крестьян были…». Вместе с настоятелем приняли страдания братия монастыря иеромонахи Георгий (Пожаров) и Косма (Вязников), служившие в монастыре священники Феодор Яковлев и Сергий Гортинский. Все они канонизированы на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года как новомученики.
Летом 1931 года Алексиево-Акатов монастырь был закрыт. Об участи, постигшей последних его насельников, документальных сведений не осталось. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий святое место было предано поруганию и разорению. Все имущество монастыря, богослужебная утварь, чтимые иконы (в том числе чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Троеручица»), библиотека и архив были изъяты и исчезли бесследно. Храм и другие монастырские здания использовались различным, нередко самым неподобающим образом. В разное время здесь были жилые квартиры, художественные мастерские, склады, конюшни. Надругательству подвергались могилы на монастырском кладбище, впоследствии сровненном с землей и заросшем бурьяном. Над этой печальной картиной запустения возвышалась старинная колокольня, еще в 70-е годы взятая под охрану как исторический памятник и в 1986 году частично отреставрированная.
Восстановительные работы начались здесь с 1990 года, после передачи монастыря Воронежской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на этом месте была открыта женская обитель. 4 ноября 1990 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, в храме возобновленного монастыря была отслужена первая Божественная литургия. 4 января 1992 года был совершен первый постриг десяти сестер, в том числе монахини Варвары (Сажневой), в апреле того же года ставшей настоятельницей и в апреле 1993 года возведенной в сан игумении.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время в обители в трудах и молитвах служат Господу более пятидесяти сестер. Несколько инокинь постоянно живут и трудятся на хозяйственном подворье монастыря, расположенном недалеко от города, где с любовью ухаживают за коровами, телятами и домашней птицей. В сельской местности имеется участок земли, куда сестры выезжают на сезонные работы. С 1994 года в обители существует детская воскресная школа, в которой занимаются дети от 5 до 15 лет. Сестры преподают им Закон Божий, церковнославянский язык, основы живописи и церковного пения.
На территории монастыря восстановлены все уцелевшие здания (храм, колокольня), построены келейные корпуса, трапезная, часовня для водосвятных молебнов и часовня в честь новомучеников Воронежских с мозаичными иконами. Взамен утраченных храмовых росписей были выполнены новые. Вначале группой воронежских иконописцев под руководством Вадима Гладышева был расписан нижний храм. Несколько лет продолжалась работа над росписью верхнего храма, выполненной в технике фрески елецким иконописцем Владимиром Марченко. По завершении работ храм был вновь освящен Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Воронежским и Борисоглебским, в день памяти святителя Антония (Смирницкого), прославленного в лике местночтимых святых в 2003 году.
В 1999 году Алексиевскому монастырю была передана Введенская церковь (в прошлом, до закрытия, приходская), одна из красивейших церквей Воронежа. В настоящее время обитель святителя Алексия принимает множество богомольцев, приезжающих из разных мест поклониться воронежским святыням.
Святыни[править | править код]
В монастыре издавна особенно почиталась воронежцами икона Божией Матери «Живоносный Источник». На ней Божия Матерь с Предвечным Младенцем на руках изображена как бы исходящей из источника воды, имеющего вид купели или большой чаши. После возрождения обители и возобновления богослужений в храме сюда стали поступать пожертвования, в том числе иконы из приходских храмов Воронежской епархии и от частных лиц.
О неоскудевающей милости Божией свидетельствуют чудесные явления от них, очевидцами которых были сестры и многие прихожане обители. Первое такое проявление Божественного снисхождения было связано с иконой «Живоносный Источник», ставшей главной святыней возрожденной обители. Образ этот в 1991 году был передан монастырю из Покровского кафедрального собора. Неизвестный иконописец сумел передать в лике Пресвятой Девы дивное выражение кротости и неземной любви. С недетской мудростью смотрит на нас с иконы Предвечный Младенец. Окружающее их золотое сияние и облако, закрывающее край чаши, создают впечатление отверстых небес.
Вечером 7 сентября 1992 года, накануне праздника Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, образ начал мироточить, и с тех пор это чудо Божие повторялось многократно. Чаще всего струйки мира стекают с жезла в руке Владычицы и со свитка, который держит Богомладенец.
С 1997 года не раз источала миро икона великомученика и целителя Пантелеимона, тоже афонского письма, подаренная обители Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием. Икона эта особенно почитается прихожанами, известны случаи исцелений от сего святого образа.
В 1997 году сестры и прихожане обители были свидетелями чудесного обновления иконы святителя Питирима Тамбовского. Образ этот, написанный предположительно в 10-е годы XX века, был передан в Алексиево-Акатов монастырь в день его открытия из сельского приходского храма. Со временем от неправильного хранения лик святителя Питирима сильно потемнел, краски поблекли, вся икона стала серой, бесцветной, закопченной; с трудом прочитывалась надпись на ней. И вот Господь явил через эту икону Свою благодатную силу. Вечером, по окончании богослужения, сестры и прихожане обители заметили, что лик святителя Питирима посветлел, фон из темно-серого сделался голубым, на нем золотыми буквами выписалось имя святого, все цвета стали яркими и сочными. Создалось впечатление, что с иконы спала темная пелена, скрывавшая свет и чистоту образа. На следующий день за Божественной литургией икона святителя Питирима Тамбовского стала источать миро. Из благословляющей десницы потекли прозрачные масляные струйки, свидетельствуя о незримом присутствии и молитвенном предстательстве святого, который, как известно, во время земной жизни находился в духовной дружбе со святителем Митрофаном Воронежским.
Икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского была передана обители также из сельского приходского храма. Начиная с 1997 года образ неоднократно мироточил, и многие замечали, что краски на нем значительно посветлели. После реставрации в июле 2002 года икона вновь начала источать миро. Три прозрачные струйки истекли от панагии святителя Тихона и от жезла в руке святителя Митрофана.
Одно из чудесных явлений связано с образом Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение». Сама икона является списком с древней чудотворной иконы, которая, как известно, долгое время находилась на Афоне, в Русском Андреевском скиту. Внизу иконы – тропарь и кондак образу и надпись: «Сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской обители святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре по возвращении иконы в храм после реставрации, сестры заметили капельки мира на одеждах одного из святых. В один из июньских дней того же года сестры долго стояли перед образом в благоговейном трепете, глядя на скорбный лик Пречистой, от очей Которой до самого низа иконы стекали две прозрачные струйки, подобно слезам. Струйки эти не высыхали в течение двух дней. Впоследствии икона мироточила не раз, но в меньшей степени.
После 2000 года иконы вновь обильно мироточили. Несколько раз источала миро Касперовская икона Пресвятой Богородицы, особенно обильно – 27 февраля 2002 года, после вечернего правила. В тот раз девять масляных струек истекли от руки Пречистой, от свитка и главы Божественного Младенца. Некоторые из сестер явственно ощущали благоухание.
Все эти благодатные явления от святых икон Пресвятой Богородицы и святых угодников Божиих снова и снова дают нам почувствовать, что Царица Небесная не оставляет нас Своим материнским заступлением, не отнимает Своего Божественного покрова от монастыря и города, построившего когда-то эту обитель в благодарность за небесное покровительство, города, который вновь в покаянии возводит храмы, возвращаясь к духовной жизни.
В храме обители – иконы с частицами мощей cвященномученика Петра, преподобного Харитона Исповедника, ковчежец с частицами мощей святителей Воронежских Митрофана и Тихона и преподобных Кирилла и Марии Радонежских. В монастырской ризнице хранится пелена с гроба святителя Митрофана.
В 2004 году исполнилось 75 лет со дня кончины священномученика Петра (Зверева). Его служение связано с нашей землей – в 1926 году он возглавлял Воронежскую кафедру. Святитель принял мученическую кончину на Соловках в 1929 году. В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе был причислен к лику святых. 7 февраля в Алексиево-Акатов монастырь, в котором располагалась архиерейская кафедра и недалеко от которого жил архиепископ Петр, была принесена икона священномученика Петра (Зверева) с частицей его святых мощей. В своем архипастырском слове митрополит Сергий отметил: «Сегодня святитель Петр торжественно вошел в свою резиденцию – Алексиево-Акатов монастырь. И верим, что он будет помогать и в наших делах по управлению Воронежской епархией: отцам – в их приходском служении, сестрам обители – в их монашеском делании, всем верующим – в их служении Богу и ближним и стремлении ко спасению. На примере святителя Петра, – подчеркнул Владыка, – мы должны поучиться самому важному, что необходимо нам, – вере в Бога, стоянию в Истине даже до смерти, – и нигде не бояться исповедовать Христа и православную веру».
Престольные праздники[править | править код]
25 февраля – преставление святителя Московского Алексия, митрополита, всея России чудотворца;
2 июня – обретение и пере-несение мощей святителя Алексия;
3 июня – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Махмет-Гирея в 1521 году);
6 июля – Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году);
8 сентября – Сретение Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году);
18 октября – Собор святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена.
2 августа – новомучеников и исповедников Воронежских.
В пятницу Светлой седмицы – иконы Божией Матери «Живоносный Источник».
Расписание богослужений[править | править код]
Божественная литургия в будни начинается в 07:30; в воскресные дни и двунадесятые праздники в 06:30, в 08:30.
Вечернее богослужение летом в 17:00, зимой в 16:00
Как добраться[править | править код]
Добраться до Алексеево-Акатова монастыря можно пешком по набережной Массалитинова, на общественном транспорте до ост. "Манежная":
- автобусом №№ 2н, 3н, 322, 371,41,42,52,6;
- троллейбусом №№ 4,8;
- маршрутным такси №№ 104,13,20,312а,386.
Адрес: г. Воронеж, ул. Освобождения Труда, 1
Телефон: (0732) 55-18-24.
Паломнику[править | править код]
Гостиницы при монастыре нет, но принимаются группы паломников до 25 человек, желательно женщины, по предварительному согласованию. Трудниц принимают по согласованию.
Фото[править | править код]
-
Алексиево-Акатов женский монастырь
-
Алексиево-Акатов женский монастырь
-
Алексиево-Акатов женский монастырь
Видео[править | править код]