Псково-Печерский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 9: Строка 9:
=== Ранний период ===
=== Ранний период ===


Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном.
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".
 
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионном. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".


В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам появилась и небольшая обитель, а хоронили иноков в пещерах.
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам появилась и небольшая обитель, а хоронили иноков в пещерах.

Версия от 11:38, 25 февраля 2016

Идёт загрузка карты…
Псково-Печерский монастырь

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преп. Иона выкопал в 1473 г. в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920 - 1945 гг. пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967-2006 гг. архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

 Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

История[править | править код]

Ранний период[править | править код]

Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти преп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, преп. Марка, "начального инока" обители. То же предание сообщает о том, здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано "Богом зданные пещеры".

В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда - Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам появилась и небольшая обитель, а хоронили иноков в пещерах.

Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство "назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом". Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.

То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм - Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.

Войны: Ливонская и Северная[править | править код]

С приходом сюда преподобномученика Корнилия, игумена, тут наступил расцвет. Построен был трапезный Благовещенский храм и надвратный, Свято-Никольский, расширен Успенский, прокопаны пещеры. В итоге, получилась настоящая крепость с каменными стенами. Но игумена, по преданию, собственноручно убил заподозревший измену Иоанн Грозный, и после унесший убитого в Успенский храм.

150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия - Михайловского собора, а также Сретенской церкви.

С подвизавшимся в монастыре преп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.

Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.

До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.

Великая Отечественная[править | править код]

Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.

Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).

Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)

В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.

После войны[править | править код]

В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).

Наместник (1949-1954 гг.) - архимандрит Пимен (Извеков), затем - Патриарх Московский и всея Руси.

В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 . с Валаама в Финляндию.

В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).

Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).

В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.

Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.

Монастырский ансамбль[править | править код]

Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.

Богом зданные пещеры[править | править код]

Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи преп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и преп. Вассы) - порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.

Храмы: Успенский пещерный и Покровский[править | править код]

Успенский пещерный храм - главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге - Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь преп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы "Умиления", рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Церковь Николы Вратаря[править | править код]

Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.

Большая звонница[править | править код]

Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.

Собор Архистратига Михаила[править | править код]

Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора - десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).

Сретенский храм[править | править код]

Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами преп. Симеона (Желнина).

Ризница[править | править код]

При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим купо¬лом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра) и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).

Святые источники[править | править код]

Во имя преподобномученика Корнилия (напротив Успенской церкви, неподалеку от Ризницы) и артезианский во имя иконы Божией Матери Живоносный источник (напротив Благовещенской церкви, над Живоносным источником выстроена была шестигранная часовня).

Монастырские стены и башни[править | править код]

К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.

Башня Верхних решёток — устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.

Башня нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.

Святыни[править | править код]

Мощи

преп. Марка, Ионы, Вассы, Корнилия, Лазаря и Симеона Псково-Печерских, мц. Татианы,

иконы

Божией Матери «Успение Пресвятой Богородицы – Псково-Печерская» и «Умиление-Псково-Печерская» (в алтаре), икона Николая Чудотворца,

в пещерах

почитаемые могилы

митр. Вениамина (Федченкова), архим. Алипия (Воронова) и Иоанна (Крестьянкина), схииг. Саввы (Остапенко), иеросхимон. Михаила (Питкевича) и др. старцев.

Фото[править | править код]

Фотопаломничество во Псково-Печерский монастырь

Видео[править | править код]

Псково-Печерская обитель (архимандрит Тихон Шевкунов), 2007.
Старцы. Псково-Печерский монастырь.
Небо на земле. Псково-Печерский монастырь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Как добраться[править | править код]

Из Москвы или Питера. Отправление фирменного поезда «Москва–Псков» (010А) ежедневно в 18:30 с Ленинградского вокзала, прибытие в Псков - 7:30. Отправление поезда «Москва–Псков» – 098А по четным дням с Ленинградского вокзала в 15:35, прибытие – 5.00, можно попасть на раннюю Литургию, цена на билеты дешевле.

Автобусы ходят позже 5 утра. Те, что проезжают через Старый Изборск, дольше едут. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы.

До Печор можно ехать и машиной.

Паломнику[править | править код]

В монастыре в 2 км открыт «Дом паломника» (г. Печоры, ул. Юрьевская, д. 82).

О своем приезде надо договориться или позвонить: 8-(81148)-2-32-27, написать: dompalppm@mail.ru, скайп - dompalppm.

Во славу Божию здесь могут трудиться все, кто прибудет в обитель (благословившись у священника в своем приходе), помогая в женской трапезной, на кухне, и проч. Для этого надо у сторожа Братского корпуса спросить гостинника монаха Максима.

В Святые пещеры можно попасть так - в Ближние (с мощами Псково-Печерских преподобных) всегда доступ есть, а в Дальние – с группой.

Расписание богослужений: ежедневно 2 Божественные литургии. Вечерние службы начинаются летом в 18:00, а утренние – в 6, 7 и 10 (зависит от дня недели и службы), но расписание надо смотреть на сайте монастыря сайте монастыря или при входе в монастырь [1].

Интересно[править | править код]

  • «Псково-Печерская обитель» - фильм под таким названием создал архимандрит Тихон (Шевкунов), положив за основу материалы, снятые в обители в 1986 г., где он и подвизался. Недавно свет увидела и его книга «"Несвятые святые" и другие рассказы», а также рассказы о Псково-Печерской обители.

Ссылки[править | править код]