Краснослободский Преображенский мужской монастырь: различия между версиями
Ivfeden (обсуждение | вклад) (Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=Россия, респ. Мордовия|вид=Монастырь}}Категория:Визитн…») |
Maksimus (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение | {{Местоположение|локация=54.379405, 43.828276|вид=Монастырь}} | ||
[[Файл:Краснослободский Преображенский монастырь.jpg|alt=Краснослободский Преображенский монастырь|thumb|300x300px|]] | |||
'''Краснослободский Преображенский мужской монастырь''' - [[Аннотация::православный мужской монастырь в республике Мордовия. Основан в 1655 году. После закрытия монастыря советской властью, которое состоялось в начале XX века, окончательно передан Церкви в 2010 году. При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников.]] | |||
== История == | == История == | ||
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона. | |||
В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов. | |||
Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом. | |||
Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью. | |||
В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне. | |||
В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855). | |||
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м.; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья. | |||
Земельные владения монастыря составили около 1500 десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов. | |||
В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие, в 1903 г. епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором. | |||
Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях. | |||
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта. | |||
В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные праздники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.). | |||
== Современное состояние == | |||
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день. | |||
Возрастает число насельников обители. | |||
Совершенствуются формы социального служения. | |||
В результате обширных восстановительных работ, проводимых с 2004 года, церковь Александра Невского приобрела завершенный вид. Реконструирована надстройка храма, венчаемая золотой маковкой, восстановлена кровля и закончена отделка фасада. | |||
Белоснежные стены, нуждающиеся в последующей росписи, полихромный мраморный пол, высокий купол, новые царские врата, иконы, церковная утварь вернули внутреннему устройству храма былое благолепие. В храме помимо отопления, установлены и теплые полы. Отопление теперь есть во всех корпусах монастыря. | |||
Проводятся работы по внутренней отделки келлий монастыря и помещений предназначенных для хозяйственных нужд. Келлии снабжены необходимыми предметами мебели. | |||
Вернулись монастырю и прежние его границы. Летом 2010 года территория монастыря была освобождена от не относящихся к нему построек. | |||
В 2012 году были проведены работы над пристроем к храму Александра Невского (гульбища). Реконструирован фасад, кровля храма и прилегающего к храму корпуса, идет отделка келий. Полностью завершена отделка сан.узлов в корпусах (см. фотогалерею). | |||
C 2014 года на сохранившемся и восстановленном фундаменте идет строительство центрального собора Преображения Господня. Также ждут большие ремонтно-реставрационные работы и Настоятельский корпус, на сегодняшний день проведен демонтаж третьего этажа и восстановлена кровля на корпусе. | |||
== Храмы == | |||
* Церковь Александра Невского | |||
== Святыни == | |||
* Чудотворная Казанская икона Божией Матери | |||
* Икона Божией Матери Боголюбская. | |||
== Престольные праздники == | |||
* Церковь Александра Невского - 12 сентября | |||
== Фото == | |||
<gallery> | |||
Невский храм Краснослободского монастыря.jpg|Церковь Александра Невского | |||
Колокольня и архиерейский корпус Краснослободского монастыря.jpg|Колокольня и архиерейский корпус | |||
Краснослободский монастырь1912 г.jpg|Краснослободский Преображенский мужской монастырь в 1912 | |||
</gallery> | |||
== Видео == | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=6cfWCIiCkwE|250|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=hBoIMXr0Mtg|250|left||frame}} | |||
{{#ev:youtube|http://www.youtube.com/watch?v=IYHfK-5k4aA|250|left||frame}} | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес''': | '''Адрес''': Россия, республика Мордовия, Краснослободский район, поселок Преображенский | ||
До Саранска поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом до Краснослободска (107 км.). С Краснослободска пригородным автобусом до поселка Преображенский (5 км.). | |||
== Паломнику == | |||
Краснослободский Преображенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием. | |||
'''Телефон:''' +7 927 641 54 26 | |||
'''E-mail:''' spaso-preobrashenski.monastir@yandex.ru | |||
'''[http://spaso-preobrashenskiy-monastir.ru/ Сайт монастыря]''' | |||
{{SEO|в Краснослободский Преображенский мужской монастырь|Мордовии}} | {{SEO|в Краснослободский Преображенский мужской монастырь|Мордовии}} |
Версия от 00:54, 8 июля 2016
Краснослободский Преображенский мужской монастырь - православный мужской монастырь в республике Мордовия. Основан в 1655 году. После закрытия монастыря советской властью, которое состоялось в начале XX века, окончательно передан Церкви в 2010 году. При монастыре действует трапезная и гостиница для паломников.
История[править | править код]
Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона.
В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов.
Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом.
Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью.
В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне.
В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м.; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья.
Земельные владения монастыря составили около 1500 десятин пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов.
В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие, в 1903 г. епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором.
Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта.
В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные праздники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время монастырь действующий. В монастырском храме богослужения совершаются каждый день.
Возрастает число насельников обители.
Совершенствуются формы социального служения.
В результате обширных восстановительных работ, проводимых с 2004 года, церковь Александра Невского приобрела завершенный вид. Реконструирована надстройка храма, венчаемая золотой маковкой, восстановлена кровля и закончена отделка фасада.
Белоснежные стены, нуждающиеся в последующей росписи, полихромный мраморный пол, высокий купол, новые царские врата, иконы, церковная утварь вернули внутреннему устройству храма былое благолепие. В храме помимо отопления, установлены и теплые полы. Отопление теперь есть во всех корпусах монастыря.
Проводятся работы по внутренней отделки келлий монастыря и помещений предназначенных для хозяйственных нужд. Келлии снабжены необходимыми предметами мебели.
Вернулись монастырю и прежние его границы. Летом 2010 года территория монастыря была освобождена от не относящихся к нему построек.
В 2012 году были проведены работы над пристроем к храму Александра Невского (гульбища). Реконструирован фасад, кровля храма и прилегающего к храму корпуса, идет отделка келий. Полностью завершена отделка сан.узлов в корпусах (см. фотогалерею).
C 2014 года на сохранившемся и восстановленном фундаменте идет строительство центрального собора Преображения Господня. Также ждут большие ремонтно-реставрационные работы и Настоятельский корпус, на сегодняшний день проведен демонтаж третьего этажа и восстановлена кровля на корпусе.
Храмы[править | править код]
- Церковь Александра Невского
Святыни[править | править код]
- Чудотворная Казанская икона Божией Матери
- Икона Божией Матери Боголюбская.
Престольные праздники[править | править код]
- Церковь Александра Невского - 12 сентября
Фото[править | править код]
-
Церковь Александра Невского
-
Колокольня и архиерейский корпус
-
Краснослободский Преображенский мужской монастырь в 1912
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
Адрес: Россия, республика Мордовия, Краснослободский район, поселок Преображенский
До Саранска поездом, самолетом или автобусом. Далее автобусом до Краснослободска (107 км.). С Краснослободска пригородным автобусом до поселка Преображенский (5 км.).
Паломнику[править | править код]
Краснослободский Преображенский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.
Телефон: +7 927 641 54 26
E-mail: spaso-preobrashenski.monastir@yandex.ru