Тихвинский женский монастырь (Днепр): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:


== История ==
== История ==
Основание
=== Основание ===
«Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи» (1907) гласит: «Мысль об открытии монастыря являлась у крестьян Еф. Шапошникова и Фед. Габаненко. В 1864 г. они приобрели в Верхнеднепровском уезде 201 дес. земли с хозяйственными постройками и обратились с просьбой к епископу об устройстве здесь общины. Долгое время шли хлопоты, пока дело не уладилось. Но в это время к епископу поступило заявление некоторых граждан об открытии монастыря в городе Екатеринославе и предложили для этого загородную лесную дачу, в 91 дес. с постройками. В 1866 году последовало высочайшее утверждение об открытии общины на сем месте». В 1877 г. община была преобразована в монастырь.


■ «Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи» (1907) гласит: «Мысль об открытии монастыря являлась у крестьян Еф. Шапошникова и Фед. Габаненко. В 1864 г. они приобрели в Верхнеднепровском уезде 201 дес. земли с хозяйственными постройками и обратились с просьбой к епископу об устройстве здесь общины. Долгое время шли хлопоты, пока дело не уладилось. Но в это время к епископу поступило заявление некоторых граждан об открытии монастыря в городе Екатеринославе и предложили для этого загородную лесную дачу, в 91 дес. с постройками. В 1866 году последовало высочайшее утверждение об открытии общины на сем месте». В 1877 г. община была преобразована в монастырь.
Новейшее описание сообщает: «Монахиня Браиловского монастыря Феонила (Ефремова) направлялась в Одесский Черноморский монастырь через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы. По неизвестным причинам монахиня Феонила действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь… Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонила вынуждена была остановиться на полпути к Браилову в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у них возникло желание создать в городе девичий монастырь… Активно участвовали в этом святом деле купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие… После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители… Осталось решить, во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель… Епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной… К концу поста Марии Гусевой во сне представилась обитель, ей неизвестная. В ней — святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сим образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Рыбаков Сергей, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!» …Монахиня Феонила была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении, и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе» (Днепропетровская епархия, 2008; в указанном издании визит м. Феонилы к прп. Феофилу отнесен к 1862 г. — что является ошибкой: прп. Феофил почил в 1853 г.).


■ Новейшее описание сообщает: «Монахиня Браиловского монастыря Феонила (Ефремова) направлялась в Одесский Черноморский монастырь через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы. По неизвестным причинам монахиня Феонила действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь… Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонила вынуждена была остановиться на полпути к Браилову в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у них возникло желание создать в городе девичий монастырь… Активно участвовали в этом святом деле купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие… После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители… Осталось решить, во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель… Епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной… К концу поста Марии Гусевой во сне представилась обитель, ей неизвестная. В ней — святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сим образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Рыбаков Сергей, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!» …Монахиня Феонила была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении, и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе» (Днепропетровская епархия, 2008; в указанном издании визит м. Феонилы к прп. Феофилу отнесен к 1862 г. — что является ошибкой: прп. Феофил почил в 1853 г.).
=== Первый расцвет ===
«Путеводитель» 1907 г. описывает: «Находится [монастырь] в полторе версты от г. Екатеринослава… Расположен на возвышенном месте, обнесен каменной оградой с двумя башнями по углам. За монастырем тянется на несколько верст дубовый лес… В центре площади находится пятиглавый трехпрестольный храм, с высокой колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери и приделами Вознесения и Казанской Божией Матери. В нем копия чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Около храма цветники и памятники. Далее идут корпуса, около которых расположены садики. При входе в ограду – небольшая церковь во имя св. Варвары и Марии Магдалины. За монастырем гостиница, в которой паломники получают кипяток и горячую пищу. Для состоятельных лиц имеются номера за плату по усердию посетителей. Земли монастырь имеет 725 дес. в двух уездах. В них экономия большая; часть земли обрабатывается монахинями. Монахинь и послушниц 260 человек, управляемых игуменией Олимпиадой». Согласно книге «Православные монастыри Российской империи» (1908), на тот же 1907 г.: «При монастыре существуют школа для девочек и богадельня (на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли)». «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год»: «Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек… Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады». Постройка Свято-Варваринского и Тихвинского храмов обители была завершена соответственно в конце 60-х и начале 70-х гг. XIX в.


Первый расцвет
=== Упразднение и возрождение ===
В 1925 г. обитель закрыли, в 1943 г. она возродилась (при этом, пока шел ремонт Свято-Варваринской церкви, в бывшей просфорной устроили новый одноименный храм; в сгоревшем Тихвинском храме богослужения не совершались), в 1959 г. вновь была закрыта. В 1997 г. началось 2-е возрождение обители. В 2001 г. освящен, после капитального ремонта, храм св. вмц. Варвары конца 1860-х гг. (еще до ремонта, 17 декабря 1997 г. здесь было совершено 1-е после долгих лет перерыва богослужение – торжественный молебен в честь дня св. вмц. Варвары, а с 1998 г. совершались регулярные богослужения; во время ремонта Свято-Варваринской церкви богослужения совершались в храме, устроенном внутри восстановленной в 2000 г. каменной трапезной). Обновлены также корпуса и ограда монастыря, предполагается восстановление Тихвинского храма начала 1870-х гг. на месте старого фундамента. В 2005 г. при монастыре открыт методический кабинет Епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы христианской этики в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ.


■ «Путеводитель» 1907 г. описывает: «Находится [монастырь] в полторе версты от г. Екатеринослава… Расположен на возвышенном месте, обнесен каменной оградой с двумя башнями по углам. За монастырем тянется на несколько верст дубовый лес… В центре площади находится пятиглавый трехпрестольный храм, с высокой колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери и приделами Вознесения и Казанской Божией Матери. В нем копия чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Около храма цветники и памятники. Далее идут корпуса, около которых расположены садики. При входе в ограду – небольшая церковь во имя св. Варвары и Марии Магдалины. За монастырем гостиница, в которой паломники получают кипяток и горячую пищу. Для состоятельных лиц имеются номера за плату по усердию посетителей. Земли монастырь имеет 725 дес. в двух уездах. В них экономия большая; часть земли обрабатывается монахинями. Монахинь и послушниц 260 человек, управляемых игуменией Олимпиадой». Согласно книге «Православные монастыри Российской империи» (1908), на тот же 1907 г.: «При монастыре существуют школа для девочек и богадельня (на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли)». «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год»: «Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек… Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады». Постройка Свято-Варваринского и Тихвинского храмов обители была завершена соответственно в конце 60-х и начале 70-х гг. XIX в.
Упразднение и возрождение
■ В 1925 г. обитель закрыли, в 1943 г. она возродилась (при этом, пока шел ремонт Свято-Варваринской церкви, в бывшей просфорной устроили новый одноименный храм; в сгоревшем Тихвинском храме богослужения не совершались), в 1959 г. вновь была закрыта. В 1997 г. началось 2-е возрождение обители. В 2001 г. освящен, после капитального ремонта, храм св. вмц. Варвары конца 1860-х гг. (еще до ремонта, 17 декабря 1997 г. здесь было совершено 1-е после долгих лет перерыва богослужение – торжественный молебен в честь дня св. вмц. Варвары, а с 1998 г. совершались регулярные богослужения; во время ремонта Свято-Варваринской церкви богослужения совершались в храме, устроенном внутри восстановленной в 2000 г. каменной трапезной). Обновлены также корпуса и ограда монастыря, предполагается восстановление Тихвинского храма начала 1870-х гг. на месте старого фундамента. В 2005 г. при монастыре открыт методический кабинет Епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы христианской этики в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ.
== Описание ==
== Описание ==



Версия от 21:18, 20 декабря 2015

Идёт загрузка карты…

История[править | править код]

Основание[править | править код]

«Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи» (1907) гласит: «Мысль об открытии монастыря являлась у крестьян Еф. Шапошникова и Фед. Габаненко. В 1864 г. они приобрели в Верхнеднепровском уезде 201 дес. земли с хозяйственными постройками и обратились с просьбой к епископу об устройстве здесь общины. Долгое время шли хлопоты, пока дело не уладилось. Но в это время к епископу поступило заявление некоторых граждан об открытии монастыря в городе Екатеринославе и предложили для этого загородную лесную дачу, в 91 дес. с постройками. В 1866 году последовало высочайшее утверждение об открытии общины на сем месте». В 1877 г. община была преобразована в монастырь.

Новейшее описание сообщает: «Монахиня Браиловского монастыря Феонила (Ефремова) направлялась в Одесский Черноморский монастырь через город Киев. Здесь она зашла к старцу Феофилу за благословением. Старец благословил путешествие, но сказал, что в Одесском монастыре она жить не будет, а при возвращении в город Браилов на полпути остановится и станет трудиться вместе с родственницей в обители, которая будет уделом Богородицы. По неизвестным причинам монахиня Феонила действительно в Одесском монастыре долго не жила, а поехала в Ростов-на-Дону. Через некоторое время, похоронив своих родных, взяла с собой семилетнюю племянницу-сиротку Евдокию Ефремову и направилась в обратный путь… Дорогой девочка заболела, и монахиня Феонила вынуждена была остановиться на полпути к Браилову в городе Екатеринославе. Монашеская жизнь Феонилы привлекла внимание екатеринославских купцов, у них возникло желание создать в городе девичий монастырь… Активно участвовали в этом святом деле купцы Жировы, Гусевы, Бабушкины, Пчелкины, Ефановы, Алексеенко, Рыбаковы и другие… После объявления о купле участка земли под монастырь предлагалось множество вариантов, но благодетели решили приобрести землю только вблизи Екатеринослава. Священник кладбищенской церкви Александр Белый жил один в собственном домике. Вот этот участок в 30 десятин с лесом в трех верстах от города и был куплен для обители… Осталось решить, во имя какого святого образа или события, связанного с именем Богородицы, будет названа обитель… Епископ остановил разногласия следующим решением: он благословил трехдневный пост с молитвой, отслужили молебен Царице Небесной… К концу поста Марии Гусевой во сне представилась обитель, ей неизвестная. В ней — святой образ Владычицы, пред которым иноки воспевали: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!». Со страхом и трепетом Мария хотела приложиться к сему святому образу, как вдруг неземной голос ее остановил: «Сим образом хочу пребывать на месте основания обители». Проснувшись, Мария пошла к епископу Платону и поведала о своем сне. Преосвященный Платон принял сие за волю Владычицы и просил Марию описать увиденный ею святой образ. После долгих поисков узнали, что сим образом Владычица пребывает в городе Тихвине. Епископ Платон ходатайствовал перед Священным Синодом о взятии копии сего образа для создания обители в Екатеринославе. Благословение было получено, и в город Тихвин были посланы купец Рыбаков Сергей, Мария Гусева и монахиня Феонила. Каково было их изумление, когда они увидели в Тихвинском монастыре множество иноков, предстоящих пред святым образом Богородицы и воспевающих: «Радуйся, Владычице, милостивая о нас пред Богом заступница!» …Монахиня Феонила была деятельной участницей в деле открытия и устройства монастыря и близкой помощницей первой настоятельницы обители монахини Марии (Новгородской). Спустя несколько лет, в 1887 году, настоятельница монастыря монахиня Мария была возведена епископом Платоном в сан игумении, и, дожив до старости, приняла схиму с именем Мелетии. После кончины в 1893 году она была погребена в склепе» (Днепропетровская епархия, 2008; в указанном издании визит м. Феонилы к прп. Феофилу отнесен к 1862 г. — что является ошибкой: прп. Феофил почил в 1853 г.).

Первый расцвет[править | править код]

«Путеводитель» 1907 г. описывает: «Находится [монастырь] в полторе версты от г. Екатеринослава… Расположен на возвышенном месте, обнесен каменной оградой с двумя башнями по углам. За монастырем тянется на несколько верст дубовый лес… В центре площади находится пятиглавый трехпрестольный храм, с высокой колокольней, во имя Тихвинской Божией Матери и приделами Вознесения и Казанской Божией Матери. В нем копия чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери. Около храма цветники и памятники. Далее идут корпуса, около которых расположены садики. При входе в ограду – небольшая церковь во имя св. Варвары и Марии Магдалины. За монастырем гостиница, в которой паломники получают кипяток и горячую пищу. Для состоятельных лиц имеются номера за плату по усердию посетителей. Земли монастырь имеет 725 дес. в двух уездах. В них экономия большая; часть земли обрабатывается монахинями. Монахинь и послушниц 260 человек, управляемых игуменией Олимпиадой». Согласно книге «Православные монастыри Российской империи» (1908), на тот же 1907 г.: «При монастыре существуют школа для девочек и богадельня (на содержание которой кн. Кудашевым пожертвовано 500 дес. земли)». «Справочная книга Екатеринославской епархии за 1908 год»: «Обе церкви каменные, с такими же колокольнями. Церковно-приходская школа в собственном доме в г. Екатеринославе, обучается 60 девочек… Угодья монастыря – 500 десятин земли, пожертвованной князем Кудашевым, и другой участок земли в 200 десятин, купленный на собственные средства игумении Олимпиады». Постройка Свято-Варваринского и Тихвинского храмов обители была завершена соответственно в конце 60-х и начале 70-х гг. XIX в.

Упразднение и возрождение[править | править код]

В 1925 г. обитель закрыли, в 1943 г. она возродилась (при этом, пока шел ремонт Свято-Варваринской церкви, в бывшей просфорной устроили новый одноименный храм; в сгоревшем Тихвинском храме богослужения не совершались), в 1959 г. вновь была закрыта. В 1997 г. началось 2-е возрождение обители. В 2001 г. освящен, после капитального ремонта, храм св. вмц. Варвары конца 1860-х гг. (еще до ремонта, 17 декабря 1997 г. здесь было совершено 1-е после долгих лет перерыва богослужение – торжественный молебен в честь дня св. вмц. Варвары, а с 1998 г. совершались регулярные богослужения; во время ремонта Свято-Варваринской церкви богослужения совершались в храме, устроенном внутри восстановленной в 2000 г. каменной трапезной). Обновлены также корпуса и ограда монастыря, предполагается восстановление Тихвинского храма начала 1870-х гг. на месте старого фундамента. В 2005 г. при монастыре открыт методический кабинет Епархиального управления, основной задачей которого является подготовка учебной программы христианской этики в общеобразовательных школах и повышение квалификации светских учителей и педагогов воскресных школ.

Описание[править | править код]

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Местонахождение[править | править код]

Где остановиться[править | править код]

Фото[править | править код]

Видео[править | править код]

В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".
В тег EmbedVideo введен неверный id "ССЫЛКА" видео для сервиса "youtube".

Ссылки[править | править код]

Тихвинский женский монастырь (г. Днепропетровск)