Иоанно-Богословский храм (Слотино): различия между версиями
Нет описания правки |
|||
Строка 5: | Строка 5: | ||
== История == | == История == | ||
Первые упоминания о Слотино относятся к 1453 году. Село было завещано [https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-19/83 великой княгиней Софьей Витовтовной,] матерью [https://azbyka.org/otechnik/Istorija_Tserkvi/moskva-i-orda/8 великого князя Василия Васильевича,] [https://azbyka.org/palomnik/Свято-Троицкая_Сергиева_лавра Троице-Сергиеву монастырю] вместе с другими принадлежащими ей селениями. Однако вскоре Слотино вернулось во великокняжеское владение. Очевидно, это было связано с его местоположением на важном государственном тракте, но связи с обителью [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij преподобного Сергия] не утратило. 20 июня 1628г. крестьянин села Дмитрий Васильев сын Плешков дал вкладу в монастырь 17 рублей, вдовый священник Иоанно-Богословского храма Потапий Дмитриев постригся в монахи. | '''Первые упоминания о Слотино относятся к 1453 году.''' Село было завещано [https://azbyka.org/otechnik/Spravochniki/russkij-biograficheskij-slovar-tom-19/83 великой княгиней Софьей Витовтовной,] матерью [https://azbyka.org/otechnik/Istorija_Tserkvi/moskva-i-orda/8 великого князя Василия Васильевича,] [https://azbyka.org/palomnik/Свято-Троицкая_Сергиева_лавра Троице-Сергиеву монастырю] вместе с другими принадлежащими ей селениями. Однако вскоре Слотино вернулось во великокняжеское владение. Очевидно, это было связано с его местоположением на важном государственном тракте, но связи с обителью [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij преподобного Сергия] не утратило. 20 июня 1628г. крестьянин села Дмитрий Васильев сын Плешков дал вкладу в монастырь 17 рублей, вдовый священник Иоанно-Богословского храма Потапий Дмитриев постригся в монахи. | ||
Позднее, когда [https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-7-ioann-skifopolskij-kalendar/53 царь Иван Грозный] избрал своей резиденцией Александрову слободу, в Слотино останавливались послы с челобитными, ожидающие царского приема. В это же время здесь строится царский путевой дворец. По свидетельству Н.М. Карамзина, в 1569 году здесь был предан казни вместе со своей семьей один из последних русских удельных князей Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат государя. | Позднее, когда [https://azbyka.org/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-7-ioann-skifopolskij-kalendar/53 царь Иван Грозный] избрал своей резиденцией Александрову слободу, в Слотино останавливались послы с челобитными, ожидающие царского приема. В это же время здесь строится царский путевой дворец. По свидетельству Н.М. Карамзина, в 1569 году здесь был предан казни вместе со своей семьей один из последних русских удельных князей Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат государя. | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
Собранных денег оказалось достаточно, чтобы построить высокий просторный трехпридельный храм, сохранившийся без изменений до настоящего времени. Известно, что левый придел в честь [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij преподобного Сергия Радонежского] был освящен епископом Владимирским и Переславским Ксенофонтом в 1820 году. Главный придел во имя [https://azbyka.org/days/sv-ioann-bogoslov Иоанна Богослова] и правый придел во имя [https://azbyka.org/days/ikona-kazanskaja Казанской иконы Божией Матери] были освящены в 1822 году. Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором. | Собранных денег оказалось достаточно, чтобы построить высокий просторный трехпридельный храм, сохранившийся без изменений до настоящего времени. Известно, что левый придел в честь [https://azbyka.org/days/sv-sergij-radonezhskij преподобного Сергия Радонежского] был освящен епископом Владимирским и Переславским Ксенофонтом в 1820 году. Главный придел во имя [https://azbyka.org/days/sv-ioann-bogoslov Иоанна Богослова] и правый придел во имя [https://azbyka.org/days/ikona-kazanskaja Казанской иконы Божией Матери] были освящены в 1822 году. Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором. | ||
В середине XIX столетия на своде основного объема храма было написано небо со звездами, изображены евангельские сюжеты [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista Преображения Господня,] [https://azbyka.org/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim Входа Господень во Иерусалим] и [https://azbyka.org/days/prazdnik-javlenie-presvjatoj-bogorodicy-prepodobnomu-sergiju-radonezhskomu явление Божией Матери преподобному Сергию.] Фрески сохранились в хорошем состоянии до наших дней. | '''В середине XIX столетия''' на своде основного объема храма было написано небо со звездами, изображены евангельские сюжеты [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista Преображения Господня,] [https://azbyka.org/days/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim Входа Господень во Иерусалим] и [https://azbyka.org/days/prazdnik-javlenie-presvjatoj-bogorodicy-prepodobnomu-sergiju-radonezhskomu явление Божией Матери преподобному Сергию.] Фрески сохранились в хорошем состоянии до наших дней. | ||
Священник Иаков служил в церкви до 1840 года. В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма. | Священник Иаков служил в церкви до 1840 года. В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма. | ||
В начале 30-х годов ХХ века в округе началась коллективизация и аресты духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в [https://azbyka.org/palomnik/Сергиев_Посад г.Сергиев Посад,] где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной. | '''В начале 30-х годов ХХ века''' в округе началась коллективизация и аресты духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в [https://azbyka.org/palomnik/Сергиев_Посад г.Сергиев Посад,] где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной. | ||
Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и в 1961 году церковь была окончательно закрыта. | '''Во время Великой Отечественной войны''' храм был вновь открыт, и в 1961 году церковь была окончательно закрыта. | ||
Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – [https://azbyka.org/days/sv-ioann-bogoslov святого апостола Иоанна Богослова XVII века.] Остальные иконы по закрытии храма были частично расхищены, частично свезены в овраг и сожжены. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку. | Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – [https://azbyka.org/days/sv-ioann-bogoslov святого апостола Иоанна Богослова XVII века.] Остальные иконы по закрытии храма были частично расхищены, частично свезены в овраг и сожжены. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку. | ||
Строка 27: | Строка 27: | ||
Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962 году, после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться. | Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962 году, после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться. | ||
В 1992 г. усердием местных жителей церковь была вновь открыта. В ней ведутся реставрационные работы. Также усердием местных жителей храм был возвращен вновь образованной православной общине. | '''В 1992 г.''' усердием местных жителей церковь была вновь открыта. В ней ведутся реставрационные работы. Также усердием местных жителей храм был возвращен вновь образованной православной общине. | ||
== Современное состояние == | == Современное состояние == |
Версия от 01:05, 18 декабря 2023
Иоанно-Богословский храм (Слотино) — Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором, и был освящены в 1822 году.
История[править | править код]
Первые упоминания о Слотино относятся к 1453 году. Село было завещано великой княгиней Софьей Витовтовной, матерью великого князя Василия Васильевича, Троице-Сергиеву монастырю вместе с другими принадлежащими ей селениями. Однако вскоре Слотино вернулось во великокняжеское владение. Очевидно, это было связано с его местоположением на важном государственном тракте, но связи с обителью преподобного Сергия не утратило. 20 июня 1628г. крестьянин села Дмитрий Васильев сын Плешков дал вкладу в монастырь 17 рублей, вдовый священник Иоанно-Богословского храма Потапий Дмитриев постригся в монахи.
Позднее, когда царь Иван Грозный избрал своей резиденцией Александрову слободу, в Слотино останавливались послы с челобитными, ожидающие царского приема. В это же время здесь строится царский путевой дворец. По свидетельству Н.М. Карамзина, в 1569 году здесь был предан казни вместе со своей семьей один из последних русских удельных князей Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат государя.
Известно, что дворец неоднократно перестраивался и посещался царями из дома Романовых. Известно что, 29 ноября 1676г. на пути из Александровской Слободы царь Федор Алексеевич имел в Слотино «столовое кушание». В конце XVII столетия здесь тренировал свои войска Петр I. В селе Слотино останавливалась императрица Екатерина II, по указу которой владения местной церкви были расширены, а сам храм был коронован – купольный крест был увенчан короной, что свидетельствует об особом значении храма.
Деревянная церковь во имя апостола Иоанна Богослова просуществовала до начала XIX века, когда при священнике Иакове Богословском жители села и деревень, относящихся к приходу, собрали деньги на возведение каменного храма.
Собранных денег оказалось достаточно, чтобы построить высокий просторный трехпридельный храм, сохранившийся без изменений до настоящего времени. Известно, что левый придел в честь преподобного Сергия Радонежского был освящен епископом Владимирским и Переславским Ксенофонтом в 1820 году. Главный придел во имя Иоанна Богослова и правый придел во имя Казанской иконы Божией Матери были освящены в 1822 году. Архитектура храма представляет собой восьмерик на четверике основного объема, с западной стороны – трапезная часть и колокольня с притвором.
В середине XIX столетия на своде основного объема храма было написано небо со звездами, изображены евангельские сюжеты Преображения Господня, Входа Господень во Иерусалим и явление Божией Матери преподобному Сергию. Фрески сохранились в хорошем состоянии до наших дней.
Священник Иаков служил в церкви до 1840 года. В 1850 году в село был назначен священник Михаил Эдемский, прослуживший здесь до 1891 года. После него был поставлен отец Николай Воскресенский – последний дореволюционный настоятель храма.
В начале 30-х годов ХХ века в округе началась коллективизация и аресты духовенства. Отец Николай был предупрежден о грядущей опасности и в 1933 году был вынужден уехать из села в г.Сергиев Посад, где вскоре и умер. Церковь закрыли, сбросили колокола, кирпич ограды использовали для нужд местного колхоза, однако церковь осталась не разграбленной.
Во время Великой Отечественной войны храм был вновь открыт, и в 1961 году церковь была окончательно закрыта.
Перед закрытием церкви сотрудники Загорского историко-художественного музея-заповедника, обследовав, отобрали в фонды музея часть церковной утвари и наиболее ценные иконы, в том числе аналойный образ покровителя храма – святого апостола Иоанна Богослова XVII века. Остальные иконы по закрытии храма были частично расхищены, частично свезены в овраг и сожжены. Здание церкви было передано местному совхозу и превращено в складское помещение, где хранили зерно и сенную муку.
Склад горел неоднократно. Последний, самый большой пожар, уничтоживший всю трапезную зимнюю часть, произошел в 1962 году, после чего церковь за ненадобностью была брошена и стала постепенно разрушаться.
В 1992 г. усердием местных жителей церковь была вновь открыта. В ней ведутся реставрационные работы. Также усердием местных жителей храм был возвращен вновь образованной православной общине.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время в храме продолжаются реставрационные работы, ведется духовно-просветительская деятельность, действует воскресная школа.
Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.
Храмы[править | править код]
- Святой источник в честь Пророка Иоанна Предтечи и Крестителя Господня (Слотино). На пути к Слотино, в деревне Воронино, находится приписная к храму часовня с источником во имя святого Иоанна Креститетеля., построенная у источника воды, состав и структура которой не чем не отличается от воды всем известного Гремячего ключа. Источник благоустроен. Имеет одноименное посвящение.
Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма
Деятельность прихода[править | править код]
- Реставрационные работы
- Духовно-просветительская деятельность
- Воскресная школа
Престольные праздники[править | править код]
- Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
- Икона Пресвятой Богородицы "Казанская" - 21 июля, 4 ноября
- Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)
Контакты[править | править код]
Адрес: Россия, Московская область, Сергиево-Посадский район, деревня Слотино, дом 32.
Телефон: +7 (903) 662-66-52
Электронная почта: spblagwork@yandex.ru
Сайт: https://slotino.ru
Паломнику[править | править код]
Богослужения[править | править код]
Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.
Храм открыт для посещения во время совершения богослужений.
Как добраться[править | править код]
Проезд из Москвы:
- С Ярославского вокзала электричкой в направлении: «Сергиев Посад»
Фото[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Сергиев Посадской епархии.
- Официальный сайт Московской митрополии. Сергиевопосадский благочиннический округ.
- Святые источники Сергиева Посада: отправляемся за здоровьем.
- Слотино. Церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
- Храм Иоанн Богослова и святой источник Иоанна Предтечи у села Слотино.
- Церковь Иоанна Богослова — село Слотино.
- Слотино. Церковь Апостола Иоанна Богослова.
- Иоанно-Богословский храм с. Слотино.