Сретенский храм (Серпухов): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 13: Строка 13:
'''В Серпухове XVII в.''' на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы. 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
'''В Серпухове XVII в.''' на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы. 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.


Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня. К 1917 г. в Сретенский приход входило 104 двора в г. Серпухове, а в них 367 душ мужского и 443 женского пола.
Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня.  


Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие.
Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие.

Версия от 01:56, 2 декабря 2023

Идёт загрузка карты…

Сретенский храм (Серпухов). Церковь типа восьмерик на четверике в духе московского барокко, построенная в 1702 г. Трапезная в стиле классицизма с Космодамианским (известен с XVI в.) и Толгским (устроен в 1820-х) приделами выстроена вновь в 1814-1819 гг., высокая колокольня построена в 1833 г.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

На данном месте, по крайней мере, с момента описания серпуховского посада кн. В. С. Фуниковым в 1552 г. стояла церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана — почитаемых в древней Руси в том числе как покровителей кузнечного ремесла.

В близлежащем Кузмодемьянском переулке кн. Фуников переписал 42 посадских двора: принадлежавшие кузнецам, торговцам, сапожникам, мельникам, хлебникам и др.; именно здесь жили и четверо из пяти записанных в Сотную 1552 г. скоморохов. Шесть дворовых мест в переулке пустовало, а «в поле», к западу от церкви, лежало ещё 20 запустевших дворов Кузмодемьянской слободки.

По преданию, около 1495 г. в семье священника церкви святых мученик Космы и Дамиана родился будущий святой — Тверской епископ Варсонофий — выдающийся православный миссионер, просветитель татар, основавший в Казани Преображенский монастырь. По свидетельству жития святителя Варсонофия, написанного на рубеже XVI-XVII вв. митрополитом Казанским Гермогеном (впоследствии Патриархом Московским, священномучеником), Тверской епископ был сыном серпуховского священника, в миру его звали Василием.

В Серпухове XVII в. на месте Кузьмодемьянского переулка отмечена уже одноимённая улица (позднее Верхняя Казённая, ныне ул. К. Маркса). Здесь, в приходе храма свв. Космы и Дамиана, в 1620 г. значилось 20 дворов, один из которых принадлежал Троице-Сергиеву монастырю. В 1646 г. с храмом соседствовали дворы «кормовых иноземцев» — военных и других иностранных специалистов, состоявших на царской службе. Многих из них здесь знали под чисто русскими именами и прозвищами; частью это были поляки или славяне из Австрийской империи, но и вообще не заметно, чтобы в серпуховской среде эти иноземцы считались изгоями: жилища их стояли «меж посацких дворов», а один из приезжих, прапорщик Иван Романов сын, даже воспитывал приёмыша Екимку Савельева сына — уроженца г. Тарусы. 27 июля 1652 г. Космодемьянский храм г. Серпухова получает благословенную грамоту на освящение трех престолов, в том числе придельных: во имя Богоявления и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Традиционно считается, что сохранившийся доныне каменный храм Сретения был возведён на месте Космодемьянского в 1702 г., однако антиминсы в новопостроенную Сретенскую церковь с приделом свв. Космы и Дамиана выданы были уже 5 июня 1700 г. К Сретенскому приходу относилась и Владычная слобода — до 1804 г., когда она была выделена в самостоятельный приход с центром в монастыре — и туда из Сретенского храма переведено по одному из двоих, служивших там ранее, священнику, дьячку и пономарю. В 1813 г. к церкви Сретения пристроена трапезная с приделами во имя свв. Космы и Дамиана и Толгской иконы Божией Матери. В 1833 г. взамен шатровой звонницы нач. XVIII в. построена грандиозная колокольня.

Устойчивое местное предание связывает с храмом детство святого Германа Аляскинского (1757-1837 гг.) — просветителя алеутов, участника, а потом и всеми признанного главы Кадьякской миссии на Аляске. Преподобный совершенствовался в посте и молитве среди дикой северной природы, отличался заботой о коренном населении, своим незлобием усмирял даже диких медведей. Своё призвание он выразил словами: «Я — нижайший слуга здешних народов и нянька». Оказалось, что это — лучший способ проповедовать Евангелие.

Несмотря на утраты, церковь Сретения представляет собой колоритнейший образец русского зодчества рубежа XVII/XVIII вв. Её кирпичный восьмерик на двухсветном четверике украшен рельефным декором в виде карниза-поребрика; наличников под килевидными фронтонами; парных полуколонок, в два яруса, по углам. Бодрой энергетики исполнены объёмы трёх апсид алтаря. Это настроение жизнерадостной мощи подхватывают и развивают формы позднейших пристроек, в частности — объём трапезной со скруглёнными углами: весь прорезанный окнами и охваченный гулким ритмом сдвоенных тосканских колонн, по сторонам этих окон. Как апофеоз всей постройки, поднималась над городом трёхъярусная колокольня 1833 г., вдвое превосходившая по высоте основное здание храма и занимавшая проезжую часть улицы. Из дошедших до нас декоративных деталей интересны сетчатые решётки кузнечной работы XIX в. в окнах храма и трапезной.

В 1930-е гг. Сретенская церковь была закрыта; колокольня её вслед за этим разобрана. C образованием общины при Сретенской церкви в 2000 г. у храма появился настоятель, но этот же священник окормлял ещё два вверенных ему прихода, и оттого богослужения совершались редко. Так же медленно продвигались восстановительные работы. С 2008 г. в стенах храма стала регулярно совершаться Божественная Литургия. Был разработан эскизный проект реставрации. На его основе, по мере финансовых возможностей, возрождается храм. В 2011 г., впервые после осквернения храма, в течение Великого поста стала совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. К Пасхе того же года восстановлен в былом виде восьмерик — увенчанный позолоченной главкой и Крестом.

Современное состояние[править | править код]

Воскресная школа «Встреча» храма Сретения Господня открыла свои двери для детей в 2011 году, но только осенью 2017 года школа расположилась в новом помещении возле храма.

В настоящее время школу посещают более 20 детей, в двух возрастных группах. Педагоги на уроках «Закона Божьего», рукоделия, рисования и театральной деятельности рассказывают о Боге, храме, церковных праздниках, о том, как отличить добро от зла, прививают основы христианкой жизни и учат делать правильный выбор, а также развивают творческие умения и навыки. А те дети, которые хотят петь на богослужении, посещают уроки по церковному хоровому пению.

Также учащиеся готовят выступления для прихожан и гостей храма к большим православным праздникам: Пасха, Рождество Христово, Покров Богородицы, Сретение Господне. Занятия проводятся, как правило, после участия детей в богослужении, таинствах исповеди и причастия. Для них в школе организовано горячее питание.

Богослужения в храме совершаются регулярно в выходные и праздничные дни.

Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная школа для детей

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, Московская обл., г. Серпухов, ул. Карла Маркса, д. № 36-А

Телефон: +7 (925) 346-08-17

Электронная почта: aleksei_spigin@mail.ru

Сайт: http://храмсерпухов.рф

Паломнику[править | править код]

Богослужения[править | править код]

Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни. В будни ежедневно совершается Панихида.

Актуальное расписание богослужений смотри на сайте храма

Храм открыт для посещения ежедневно.

Как добраться[править | править код]

Проезд из Москвы:

  • От станции "Царицыно" (или "Курская") в направлении "Серпухов" до станции «Серпухов»

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]