Крестобогородская церковь (Ярославль): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 128: Строка 128:
'''Телефоны для справок:'''
'''Телефоны для справок:'''


* [tel:4852448425 (4852) 44-84-25] — настоятель иерей Александр Пчелкин;
* [tel:+74852448425 +7 (4852) 44-84-25] — настоятель иерей Александр Пчелкин;
* [tel:4852440199 (4852) 44-01-99] — канцелярия;
* [tel:+74852440199 +7 (4852) 44-01-99] — канцелярия;
* [tel:4852443223 (4852) 44-32-23] — свечной ящик.
* [tel:+74852443223 +7 (4852) 44-32-23] — свечной ящик.


[http://krestobogorodsky.ru Официальный сайт Крестобогородского храма]
[http://krestobogorodsky.ru Официальный сайт Крестобогородского храма]

Версия от 11:33, 24 мая 2023

Идёт загрузка карты…
Крестобогородская церковь (Ярославль)

Крестобогородская церковь (Церковь Ризоположения в Крестах) — православная церковь в Ярославле, находящаяся на Московском проспекте, в микрорайоне Кресты.

Яндекс.Погода

История[править | править код]

В середине XVII века к городу подступало страшное бедствие Средневековья — эпидемия чумы. Чтобы спасти жителей города, ярославское духовенство направилось к южной границе Ярославля, где молитвами пыталось остановить болезнь. Неизлечимая болезнь отступила.

В 1655 году ростовский митрополит Иона Сысоевич поставил «у врат града Ярославля, для его сохранения», трёхметровый крест (Распятие с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Лонгином Сотником) в память об избавлении города от неизлечимой болезни.

Место это с древних времён носило название Поклонная гора, здесь находилась самая высокая точка при въезде в Ярославль. Как писал этнограф, фольклорист и археолог Николай[уточнить], «уже в XVII веке славился здесь вид на широко раскинувшийся внизу город с белыми ветхими башнями и благолепием полусотни богатых храмов».

Позже на этом месте была построена деревянная часовня. В 1677 году рядом с часовней крестьянами Спасского монастыря была построена и освящена деревянная церковь Положения Ризы Богоматери. Возле неё в конце столетия возникли два села. Потом они объединились в крупную деревню, названную Крестобогородской (или просто Кресты). Позже в обиходе ярославцы так же стали называть церковь.

В 1760 году (по другим данным, в 1738 — возможно, это год начала строительства) на средства богатейшего ярославского купца Дмитрия Затрапезнова была построена ныне существующая каменная Крестобогородская церковь. Главный престол в летнем храме был посвящён Положению Ризы Богоматери, зимний придел — Николаю Чудотворцу, впоследствии переименован во имя Филиппа, митрополита Московского. Часовня, в которой находился крест 1655 года, в 1760 года также стала каменной — она примкнула к северному фасаду летнего храма. В 1817 году к часовне с востока пристроили алтарь, а с запада — трапезную, и она была превращена в третий придел храма, освящённый в честь Животворящего Креста.

В советское время Крестобогородская церковь никогда не была закрыта, и в ней продолжались богослужения. В 1989—1994 годах на средства прихода и областного бюджета церковь была отреставрирована, с запада к храму во всю его ширину пристроена паперть.

Современное состояние[править | править код]

Церковно-просветительский центр

Территория прихода Крестобогородского храма довольно обширна, в нее входят два окраинных спальных района города Ярославля. Большое количество верующих посещает храмовые богослужения, а также получает духовные наставления у приходских священнослужителей.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

В сложившейся ситуации отрыва наших сограждан от духовных традиций русского народа, вследствие атеистической пропаганды во времена безбожной власти, представляется необходимой просветительская деятельность на православных приходах.

Здание, в котором ныне располагается церковно-просветительский центр, было построено во второй половине XIX века для церковно-приходской школы. После отнятия его у Церкви советской властью в здании располагалась юношеская библиотека. В середине 90-х годов XX столетия здание было возвращено законному владельцу – местному православному приходу.

Протоиерей Владимир Пчелкин, имевший замысел об открытии церковно-просветительского центра, осознавая недостаток помещений в переданном здании, принял решение о его реконструкции. На протяжении более десяти лет под неусыпным взором настоятеля продолжались строительные работы. Были сооружены пристройки к историческому зданию и мансардный этаж.

Протоиерей Владимир, будучи искренним пастырем и духовным отцом для прихожан, радел об их возрастании во Христе. Он положил многие труды для открытия церковно-просветительского центра. Господь не судил ему увидеть при земной жизни увенчание успехом его стараний. Любимый многими пастырь отошел ко Господу в сентябре 2009 года, за год до освящения центра.

Труды по благоустройству здания продолжил новый настоятель храма иерей Александр Пчелкин, который еще, будучи помощником настоятеля, работал над этим проектом.

Церковно-просветительский центр Крестобогородского храма был открыт 3 октября 2010 года. Освящение здания и молебен перед началом занятий совершил Высокопреосвященнейший Кирилл Архиепископ Ярославский и Ростовский в день празднования 355-летия поставления Животворящего Креста на Поклонной горе города Ярославля и 250-летия освящения каменного Крестобогородского храма.

В рамках центра осуществляется ряд проектов. В их числе церковно-приходская школа для детей, курсы катехизации, ознакомительные беседы перед Таинством Святого Крещения, а также сотрудничество с общественными организациями. Целью деятельности церковно-просветительского центра является вовлечение детей и юношества, прихожан храма и жителей города к полнокровной и благодатной церковной жизни.

Перед Таинством Святого Крещения с родителями младенца, или сознательным взрослым ребенком или взрослым человеком проводятся две обязательные ознакомительные беседы, имеющие целью подготовку к осознанному принятию таинства. В беседах участвуют желающие принять Крещение взрослые и подростки с 14 лет, а также родители и восприемники (крестные) детей. Беседы проводятся по вторникам и четвергам (по выбору слушателей) в 18.30 и непосредственно перед совершением Крещения, которое совершается по пятницам, субботам и воскресеньям. Предварительную беседу проводит катехизатор, а перед совершением Таинства – совершающий его священник.

Курсы катехизации

Курсы были открыты в октябре 2010 года. Их цель – духовное просвещение сотрудников и прихожан храма, получение ими знаний по основным предметам церковной науки. Срок обучения – 2 года.

Читаются лекции по следующим дисциплинам:

Катехизис это наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для его правильного служения Богу и спасения души. Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк. 1:4, Деян. 18:25). Курс катехизиса представляет собой основные положения богословия Православной Церкви.

Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.Христианская этика является раскрытием православного вероучения касательно нравственности, аскетического духовного делания в личной и общественной жизни христианина. Объясняются такие основополагающие моменты духовной жизни как соблюдение заповедей, молитва, пост, стяжание добродетелей, борьба с искушениями и страстями, взаимоотношение в семье и обществе.

История Церкви раскрывает исторический путь Церкви Христовой с первых веков ее существования до наших дней. В курс входит Общая церковная история, история Православных поместных Церквей и Русской Православной Церкви.

Литургическое предание – предмет, включающий в себя изучение православного богослужения и его истории. Цель предмета – осознанное участие в богослужении.

Ветхий завет – изучение книг Ветхого Завета Священного Писания.

Новый завет – изучение книг Нового Завета Священного Писания.

Церковно-приходская школа

Школа открыта в октябре 2010 года. Цель школы – приобщение к полнокровной церковной жизни детей и юношества.

Предметы:

Закон Божий. В рамках предмета раскрываются православное вероучение, традиции и праздники Православной Церкви. Так же изучается Священное Писание Ветхого и Нового Завета.

Музыкальные занятия имеют целью приобщение учеников к традиции богослужебного пения. Разучиваются детские песни христианского и светского содержания, проводятся занятия по вокалу.

Деятельность прихода[править | править код]

Церковно-просветительский центр

  • Курсы катехизации
  • Церковно-приходская школа
  • Библиотека

Святые[править | править код]

Священномученик Димитрий Смирнов. В революционное время в Крестовоздвиженском храме служил протоиерей Димитрий Смирнов, причисленный к лику новомучеников и исповедников.

Святыни[править | править код]

  • Животворящий Крест Господень
Крестобогородская церковь (Ярославль)

История церкви Ризоположения теснейшим образом связана с ее главной святыней – Крестом Господним, водруженным митрополитом Ростовским Ионой в 1655 г. на Поклонной горе близ Ярославля в память об избавлении города от страшного бедствия — моровой язвы 1654 г.

Моровая язва, очевидно бубонная чума, бушевала в центральной России в 1654 году. Многие жители городов и весей погибли от этой болезни. Она надвигалась к границам Ярославля с московской стороны. Благочестивые горожане и жители пригородов стали усердно взывать к Господу о помощи. Они совершали крестные ходы вокруг ярославских пределов. Вседержитель внял молитвам. Моровая язва не вошла в город, хотя многие окрестности от нее сильно пострадали. В благодарность Богу о чудесном избавлении и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный крест.

  • Икона Пресвятой Богородицы «Не Рыдай Мене, Мати» (Оплакивание Христа)
Крестобогородская церковь (Ярославль)

Иконографическая композиция, посвящённая оплакиванию Христа Богородицей. Иногда называют «Оплакивание Христа», по-гречески – «Пиета».

Эта икона участвовала в Богослужении только один раз в год, на Страстную седмицу, ее выкладывали на аналой чаще всего в Cтрастную пятницу. Это образ стойкости Христа перед уготованными Ему муками. Название взято из ирмоса девятой песни канона Космы Маюмского на Великую Субботу, послужившего также одним из источников иконографии: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непристанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия.»

  • Икона Митрополита Филиппа Московского
Крестобогородская церковь (Ярославль)

Митрополит Филипп II (в миру — Фёдор Степанович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением опричных злодейств царя Ивана Грозного.

До избрания на московскую кафедру был игуменом Соловецкого монастыря, где проявил себя как способный руководитель. Из-за несогласия с политикой Ивана Грозного и открытого выступления против опричнины попал в опалу. Решением церковного собора лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

В 1652 году по инициативе патриарха Никона мощи Филиппа были перенесены в Москву. Он был прославлен для всероссийского почитания как святитель Филипп Московский. Память совершается 9 января, 3 июля и 5 октября (по юлианскому календарю).

Святой Филипп (в миру Феодор) происходил из знатного рода бояр Колычевых. Феодор был первенец боярина и его богобоязненной супруги Варвары. С ранних лет Феодор, по выражению жизнеописателя, с сердечной любовью прилепился к богодухновенным книгам, отличался кротостью и степенностью и чуждался забав. По высокому своему происхождению он часто бывал в царском дворце. Его кротость и благочестие оставили сильное впечатление в душе его сверстника, царя Иоанна.

По примеру своего отца, Феодор начал военную службу, и его ожидало блестящее будущее, но сердце его не лежало к благам мира. Против обычая времени он медлил жениться до 30-летнего возраста. Один раз в церкви, в воскресный день, сильно подействовали на него слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф. 4, 24). Услышав в них свое призвание к иночеству, он тайно от всех, в одежде простолюдина, оставил Москву и направился в Соловецкую обитель. Здесь в течении девяти лет он безропотно нес тяжкие труды послушника, работал, как простой селянин, то на огороде, то в кузнице и пекарне. Наконец, по общему желанию братии, был поставлен в пресвитера и игумена.

  • Икона Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне
Крестобогородская церковь (Ярославль)

Божия Матерь перед блаженным успением подарила одну из Своих одежд (ризу) благочестивой девице-еврейке и завещала ей перед кончиной передать также девице. С того времени честная Риза Пресвятой Богородицы хранилась в роду этой девицы, передаваясь из поколения в поколение.

Во времена византийского императора Льва I Великого (457—474) и святого Геннадия, Патриарха Константинопольского (+471; память 3 августа), приближенные императора братья Галвин и Кандид обнаружили честную Ризу в доме престарелой еврейки.

Братья, совершая паломничество в Святую Землю, посетили Назарет и остановились на ночлег в небольшом селении рядом с городом. В доме, где они ночевали, паломники обратили внимание на зажженные свечи и исходивший фимиам. Хозяйка объяснила им, что хранит великую святыню, от которой происходят многие чудеса и исцеления. Вскоре ковчег со святыней был перевезен в Константинополь.

Во Влахерне (предместье Константинополя на берегу моря, у корабельной пристани) был воздвигнут новый храм в честь Божией Матери. 2 июля 458 года святитель Геннадий торжественно перенес честную Ризу во Влахернский храм и положил ее в новом ковчеге на престоле.

18 июня 860 года русский флот Киевского князя Аскольда осадил Константинополь с моря. Святой Патриарх Фотий (+891; память 6 февраля) призвал паству слезами покаяния омыть грехи и в усердной молитве прибегнуть к заступничеству Божией Матери. Опасаясь поругания святынь, хранившихся в прибрежном Влахернском храме, все их, в том числе и Ризу Богоматери, перенесли в Константинополь. Честная Риза была с крестным ходом обнесена вокруг города. С упованием на заступничество Божией Матери край Ризы погрузили в воды Босфора, а затем святую Ризу положили в храме Святой Софии. Божия Матерь Своей благодатью усмирила воинственность русских воинов. 25 июня был заключен мирный договор. 2 июля чудотворную Ризу Божией Матери вновь положили во Влахернском храме.

Престольные праздники[править | править код]

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, г. Ярославль, Московский проспект 161

Телефоны для справок:

Официальный сайт Крестобогородского храма

Как добраться[править | править код]

Крестобогородский храм расположен в самом конце Московского проспекта, фактически на въезде в Ярославль со стороны Москвы.

  • автобусом — 33, 41а
  • троллейбусом — 9
  • маршрутное такси — 36, 47, 71, 73, 75, 76, 104, 157т

Паломнику[править | править код]

Богослужения

Актуальное расписание богослужений смотри на официальном сайте

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]