Женский монастырь Рукумия: различия между версиями
Elena (обсуждение | вклад) |
Elena (обсуждение | вклад) |
||
Строка 49: | Строка 49: | ||
Монахи, переселившиеся в Сербию (большая часть Моравской Сербии) и Зету, в народной памяти и предании остались под именем синаитов. Многочисленные монастыри и пустыни Моравской Сербии хранят их мощи и святые предания о них. Так в монастыре Рукумия находится гроб пустынника – преподобного Мартирия Синаита. | Монахи, переселившиеся в Сербию (большая часть Моравской Сербии) и Зету, в народной памяти и предании остались под именем синаитов. Многочисленные монастыри и пустыни Моравской Сербии хранят их мощи и святые предания о них. Так в монастыре Рукумия находится гроб пустынника – преподобного Мартирия Синаита. | ||
С именем монахолюбивого князя Лазара, великого ктитора, предание связывает и монастырь Рукумия, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца. В Рукумии находился гроб еще одного пустынника преподобного Мартирия Синаита, о котором у нас нет никаких сведений. Само название монастыря, связано с греческим словом «гирокомион» (больница для престарелых монахов). Народ веками почитал преподобного Мартирия как святителя (Д. Митошевич «Рукумия и Брадача». Л.Павлович, цит. соч., стр.199, В. Петкович «Обзор памятников, стр. 290). | ''С именем монахолюбивого князя Лазара, великого ктитора, предание связывает и монастырь Рукумия, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца. В Рукумии находился гроб еще одного пустынника преподобного Мартирия Синаита, о котором у нас нет никаких сведений. Само название монастыря, связано с греческим словом «гирокомион» (больница для престарелых монахов). Народ веками почитал преподобного Мартирия как святителя (Д. Митошевич «Рукумия и Брадача». Л.Павлович, цит. соч., стр.199, В. Петкович «Обзор памятников, стр. 290). | ||
[https://azbyka.org/otechnik/Amfilohij_Radovich/osnovy-pravoslavnogo-vospitanija/29 Митрополит Амфилохий (Радович). Синаиты и их значение для духовной жизни Cербии XIV и XV веков]'' | |||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == |
Версия от 20:02, 2 июня 2022
[[Файл:|мини|справа||alt=Женский монастырь Рукумия]]
Монастырь Рукумия (серб. Манастир Рукумија) —
История[править | править код]
Недалеко от Пожаревца, в селе Брадарац, стоит монастырь Вознесения Христова или Рукумия. Народная легенда связывает его возникновение с песней "Бог никому не остаётся должен". Это печальный рассказ о сестре (во Христе) Елице, которая была невинно осуждена за убийство младенца и приговорена к ужасной казни разрыванием лошадьми. "Там, где упали её очи, руки, брада (подбородок) и тело" появились монастыри Сестролин, Рукумия, Брадача и Заова...
Нет точных сведений, когда и кем именно был основан монастырь Рукумия. Одно точно: это событие не могло произойти позднее конца XIV века, когда игуменом здесь был Святой Мартирий Синаит, один из семи монахов-подвижников, прибывших в Сербию во времена князя Лазаря и его сына Стефана с Синайского полуострова. Известно также, что задолго до основания монастыря эти покрытые непроходимыми лесами места были хорошо известны не только местным жителям. Дело в том, что здесь до сих пор бьёт из земли два родника вода из которых считается чудотворной. Рассказов о чудесных исцелениях предостаточно до сих пор.
Название монастыря тоже тесно связано с целебными источниками. Возможно, когда-то здесь находилось что-то типа больницы для стариков и измученных болезнями людей, силы которых поддерживались родниковой водой. Рукомия - возможное производное от греческого герокомион (стационар).
А во времена турецкого владычества обитель называли Врлиште, то есть место, куда приезжают люди в большом количестве (врве). В 1735 году именно в Рукумии проходил Скуп (сбор) духовенства и народа Сербии. На нём игумен Раваницкий Георгий и наместник Манасийский Арсение были выбраны, "дабы на Соборе в Карловцах высказать желания народа Сербии". Сам Собор в Сремских Карловцах был необычайно важен для всех сербов, проживавших на территории Австро-Венгрии, так ка речь на нём шла об отстаивании права православного населения на свою церковь, а также гражданские свободы.
К началу XIX столетия монастырь оказался в полном запустении. Лишь в 1825 году за его восстановление принялся князь Милош Обренович.
Первым делом отреставрировали и достроили церковь. Она построена из бутового камня, лишь бордюры и оконные проёмы сложены из хорошо обработанного песчаника. Ширина стен - 90 см, они практически лишены украшений. Лишь на южном фасаде можно увидеть встроенный фрагмент римского саркофага. На нём изображена голова девушки с пышными волосами, дельфин, голубь и два всадника. Видимо, у Милоша Обреновича при взгляде на эту композицию родились ассоциации с трагической гибелью несчастной Елицы.
Первых фресок в монастыре не сохранилось. Предыдущий иконостас расписывали в XIX веке Яня-молер и мастера из Пожаревца Иван и Милия. Вторую жизнь монастырской живописи подарил в 1972 году монах Наум (Андрич). Все работы выполнены согласно канонам православной иконографии и в полном соответствии с технологией фресковой живописи.
В начале 90-х годов прошлого века после большого пожара для восстановления фресок в монастырь был приглашён художник из Петербурга Александр Точилов.Современный дубовый иконостас в византийском стиле был установлен в 1995 году.
На южной стене можно увидеть сцену казни сестры Елицы. Это единственное подобное изображение святой в сербских церквях.
В монастыре было несколько православных реликвий. Вплоть до Первой мировой войны, например, здесь хранились убранная в серебряный оклад рука сестры Елицы и церковные книги большой ценности, в том числе привезённые из Москвы Евангелие, Апостол, Псалтырь, Миней.
Всё это пропало во время болгарской оккупации, когда обитель была разграблена. Вывезли всё - даже церковные книги с записями о крещениях, венчаниях и прочих совершённых за столетия таинствах.
С 1991 года настоятелем Рукумии является отец Симеон (Станчетич). Благодаря каждодневному труду отца Симеона монастырь значительно похорошел. Были проведены реставрационные работы, построена новая "звонара" с четырьмя колоколами, самый большой из которых весит 830 кг.
Что особенно ценно, в Рукумии продолжает жить традиция монастырского православного книгописания. В 1989 году здесь увидела свет первая книга, посвящённая Косовской битве. С того времени Рукумия не раз объявляла о выходе новой православной литературы.
Остаётся добавить, что сам настоятель монастыря игумен Симеон известен своей огромной любовью к России. Богослужения он проводит исключительно на церковно-славянском языке и не приветствует никаких "новомодных" течений.
Игумен не скрывает своих монархических убеждений, веря в грядущее возрождение Русского и Сербского Царства. Не удивительно, что в наши дни Рукумия - один из самых посещаемых русскими паломниками монастырей Сербии.
Современное состояние[править | править код]
Рукумия связана с Сибирью. Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», написанная в Рукумии, была передана в дар Тарской епархии игуменом монастыря иеромонахом Симеоном. После этого было принято решение создать общество русско-сербской дружбы «СЕРБИРИЯ», а в поселке Саргатское Омской области было создано подворье в честь иконы Божией Матери «Троеручица».
Деятельность монастыря[править | править код]
- Издательская деятельность
Святыни[править | править код]
- Мощи преподобного Мартирия Синаита
В XIV веке начались массовые переселения монашествующих в Сербию, и не только с Афона, но и из других монашеских центров. Это переселение и мудрая политика царя Лазаря и его последователей способствовали тому, что за короткий период появилось множество духовных центров. Первым из них стал монастырь Раваница. За ним последовали другие церкви и монастыри: Лазарица, Введения в Ждреле (Горняк), Йошаница, Нова Павлица, Дренча, Наупара, Любостыня в Алексинце, Сисоевац, Копорин, Велуче, Петковица, Жупаневац и другие. Многие из них уже не были общежительными, как прежде, но возникали пустынножительные поселения, подобно синайским и святогорским скитам. Такое поселение появилось около монастыря Раваница, в районе Любостыни и Мойсиня, а ущелье Ждрела превратилось в малую Фиваиду с центром в монастыре Горняк, где подвизался Григорий Синаит Младший.
Монахи, переселившиеся в Сербию (большая часть Моравской Сербии) и Зету, в народной памяти и предании остались под именем синаитов. Многочисленные монастыри и пустыни Моравской Сербии хранят их мощи и святые предания о них. Так в монастыре Рукумия находится гроб пустынника – преподобного Мартирия Синаита.
С именем монахолюбивого князя Лазара, великого ктитора, предание связывает и монастырь Рукумия, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца. В Рукумии находился гроб еще одного пустынника преподобного Мартирия Синаита, о котором у нас нет никаких сведений. Само название монастыря, связано с греческим словом «гирокомион» (больница для престарелых монахов). Народ веками почитал преподобного Мартирия как святителя (Д. Митошевич «Рукумия и Брадача». Л.Павлович, цит. соч., стр.199, В. Петкович «Обзор памятников, стр. 290).
Митрополит Амфилохий (Радович). Синаиты и их значение для духовной жизни Cербии XIV и XV веков
Престольные праздники[править | править код]
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Как добраться[править | править код]
Адрес: ул. Рукумијски пут бб, 12206 Брадарац, Сербия
Проезд: Монастырь находится вблизи города Пожаревац. Неподалеку располагается монастырь Заова. Остановиться на ночлег можно в гостинице в Пожаревце.
Телефон: +381 63 8690 583
Электронная почта: manastirrukumija@gmail.com
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Сайт монастыря
- Voljena. Рукумия.
- Српска.ру. Родилась «Сербирия»
- Сербские подвижники – носители традиции исихазма. Синодальный отдел по монастырям и монашеству