Женский монастырь Милешева: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Elena переименовал страницу Монастырь Милешева в Женский монастырь Милешева без оставления перенаправления)
Строка 6: Строка 6:


== История ==
== История ==
Находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Саввы] его племянником сербским королевичем Св. [https://azbyka.org/days/sv-vladislav-serbskij Владиславом] (память 24 сентября / 7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине.
Монастырь находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Саввы] его племянником сербским королевичем Св. [https://azbyka.org/days/sv-vladislav-serbskij Владиславом] (память 24 сентября / 7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине.


Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеон Мироточивый (Стефан Неманя)], [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Савва I Сербский], [https://azbyka.org/days/sv-stefan-nemanich-pervovenchannyj Стефан Первовенчанный], Радослав и [https://azbyka.org/days/sv-vladislav-serbskij Владислав]. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec Георгия Победоносца] и Св. [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij Димитрия Солунского]. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.
Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: [https://azbyka.org/days/sv-simeon-mirotochivyj-v-miru-stefan-nemanja Симеон Мироточивый (Стефан Неманя)], [https://azbyka.org/days/sv-savva-i-serbskij Савва I Сербский], [https://azbyka.org/days/sv-stefan-nemanich-pervovenchannyj Стефан Первовенчанный], Радослав и [https://azbyka.org/days/sv-vladislav-serbskij Владислав]. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec Георгия Победоносца] и Св. [https://azbyka.org/days/sv-dimitrij-solunskij-fessalonikijskij Димитрия Солунского]. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.

Версия от 22:32, 1 июня 2022

Идёт загрузка карты…
Женский монастырь Милешева

Монастырь Милешева (серб. Манастир Милешева) — один из самых известных и древних сербских монастырей, тесно связанных с историей сербского народа.

История[править | править код]

Монастырь находится недалеко от города Приеполье, рядом с которым проходит автомобильная и железнодорожная магистрали, связывающие Белград с Черногорией. В средние века эта дорога из Приморья вглубь страны проходила по правому берегу реки Милешевки, а сам город Приеполье возник из базара, находившегося вблизи монастыря. Обитель построена в 1218-1219 гг. по благословению Свт. Саввы его племянником сербским королевичем Св. Владиславом (память 24 сентября / 7 октября), в то время управлявшего окрестной жупой Чёрная стена, а впоследствии правившего Сербским королевством с 1234 по 1243 гг. Впоследствии Владислав был вынужден уступить королевский престол своему младшему брату Урошу I, а сам управлял Зетой. Умер основатель Милешево после 1267 г. и был похоронен в своей задушбине.

Соборный храм Вознесения Господня был построен в 1218-1219 гг. Самые ранние и ценные фрески в этом храме были написаны в 1220-х гг. предположительно греческими мастерами из Солуни. Самая известная из фресок, шедевр сербской средневековой живописи – Белый Ангел на гробе Господнем – находится на южной стене храма. Под ней расположена ктиторская композиция, изображающая Св. Владислава с церковью в руках. На северной стене представлены святые из династии Неманичей: Симеон Мироточивый (Стефан Неманя), Савва I Сербский, Стефан Первовенчанный, Радослав и Владислав. В 1236 г. с запада к церкви пристроен внешний притвор с боковыми часовнями Св. Георгия Победоносца и Св. Димитрия Солунского. Фрески в часовнях написаны в том же 1236 г.

В 1237 г. в Милешево из болгарской столицы Тырнова были перенесены мощи Святителя Саввы. Болгарский царь Иоанн II Асен, тесть и союзник, Св. Владислава, сначала не хотел отдавать мощи первого сербского архиепископа, но ниспосланное свыше ночное видение заставило царя внять просьбе Св. Владислава. Мощи св. Саввы были торжественно перенесены в Милешево и положены во гроб (память этого события – 6/19 мая). Но вскоре святой Савва явился одному из своих учеников и велел положить его тело открыто в церкви. Мощи святого были вынуты из гробницы и положены в деревянном ковчеге в монастырском храме.

После смерти в 1355 г. сербского царя Душана Сильного, при его наследнике св. мученике Уроше V, начался процесс распада единого сербского государства. В конце 1350-х гг. земли, на которых находится Милешево, перешли под власть холмского князя Воислава Войновича, а после его смерти в 1363 г. – к его племяннику жупану Николе Алтомановичу. Осенью 1373 г. Алтоманович был разбит сербским князем Св. Лазарем и боснийским баном Твртко I Котроманичем, а Милешево при разделе отошло к последнему.

Будучи правнуком сербского короля Св. Драгутина, Твртко считал себя наследником сербского престола. В день Св. Димитрия 26 октября 1377 г. в Милешево он короновался как король Сербии и Боснии. В 1377-1390 г. Твртко превратил свою страну в сильнейшее государство на Балканах. Даже поражение сербов на Косовом поле[1], где сражались и войска Твртко, не сказалось на его положении. Впрочем, вскоре после смерти Твртко в 1391 г. Босния, разлагаемая изнутри еретиками-богумилами, утратила многие земли. В 1446г. в Милешево воевода Степан Вукчич Косача, бывший противником боснийских королей Твртко II и Стефана Томаша, принял на себя титул Светосавского герцога. От этого титула земли, которыми он владел, стали называться Герцеговиной.

При окончательном захвате османами сербских земель во второй половинне XVI в. монастырь был ими сильно разорен. Тогда были разрушены монастырские стены, но обитель была вскоре восстановлена. Милешево, пожалуй, больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV -XVIII вв.

В начале XVI века в школе при монастыре учились Баица Соколович, будущий турецкий великий визирь Мехмед-паша, и его родной брат – будущий сербский патриарх Макарий (1557-1572 гг.). Патриарху Макарию, при поддержке своего брата-потурченца, удалось восстановить многие опустевшие монастыри. В это время Милешево достигает своего наивысшего расцвета. В монастыре работает мастерская по переписыванию церковных книг. Около 700 шедевров вышло из неё за это время. В 1544-1557 гг. в Милешево была и типография.

В 1594 г. Синан-паша взял величайшую святыню сербского народа – мощи свт. Саввы, увёз их в Белград и там сжёг на холме Врачар. Мощи основателя обители Св. Владислава были спрятаны монахами монастыря, но так до сих пор и не найдены. Повреждённая при разорениях роспись храма была обновлена в XVI веке известным печским мастером Лонгином и его артелью. Поновление фресок проводилось и в XVII в.

В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела. Монастырь был восстановлен лишь в 1863 г. на средства сербского князя Михаила Обреновича.

Во время II мировой войны Милешево оказалось в центре трагических событий. Прикрываясь борьбой с итальянской оккупацией, титовские партизаны осуществляли в этих краях террор против своих «идеологических противников», прежде всего против православного духовенства. Так на Крестовоздвижение 27 сентября 1941 г. коммунистами был убит милешевский игумен Нестор (Тркуля). Ночью партизаны вломились в кельи, схватили настоятеля монастыря, отвели его в лес и расстреляли. Спустя несколько дней монахи нашли тело своего настоятеля и похоронили его рядом с монастырём. После смерти игумена Нестора обитель опустела. Известно, что один из монахов, бывший русский офицер, бежал от коммунистов в монастырь Св. Троицы в Плевле (Северная Черногория).

В 1950-х гг. была проведена консервация фресок. Археологические и реставрационные работы продолжались до 1996 г.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время монастырь является женским.

Здесь же находится резиденция епископа Милешевского.

Посмотреть все фрески монастыря XVI в.

Фото-экскурсия по храму

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю

Святыни[править | править код]

  • Мощи свт. Саввы (кисть руки)
  • Гроб святого короля Владислава
  • Фреска «Белый Ангел»

Богатая ризница монастыря была разграблена турками, а часть сохранившихся предметов были перенесены в другие монастыри. В Милешева хранятся несколько редких книг: Цетинский Октоих 1494 г., Триодь 1563 г., Белградское Четвероевангелие 1552 г.; а также несколько ценнейших икон.

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес: Mileševо, Сербия

Проезд: Милешевский монастырь расположен недалеко от города Приеполе, на юго-западе Сербии. До монастыря можно добраться из Белграда, существует аренда автомобилей или такси. Вблизи от монастыря находится обзорная площадка над живописным каньоном реки Увац.

Телефон: +381 64 8004958

Все контакты монастыря

Паломнику[править | править код]

Монастырь принимает паломников на ночлег.

Контакты для бронирования номера на сайте монастыря

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Битва на Косовом поле (серб. Косовска битка) – крупное сражение, состоявшееся 15 июня 1389 года между объединённым войском сербских феодалов в союзе с Боснийским королевством с одной стороны и армией турок-осман с другой. Битва произошла на Косовом поле, в 5 километрах от современной Приштины. Сербские войска возглавляли князь Лазарь Хребелянович, Вук Бранкович и великий воевода Влатко Вукович. Османским войском командовал султан Мурад I вместе со своими сыновьями Якубом и Баязидом. В бою погибла большая часть сражавшихся армий и оба предводителя: Лазарь, попавший в плен и затем казнённый, и Мурад, предположительно, убитый Милошем Обиличем. Несмотря на победу османских войск, сразу же после битвы армия султана спешным маршем направилась к Адрианополю из-за больших потерь, а также опасений наследника Мурада Баязида, что смерть его отца может привести к смутам в Османской империи. Косовская битва играет важную роль в сербском национальном самосознании, истории и фольклоре. Князь Лазарь и Милош Обилич почитаются как святые Сербской православной церковью.