Село Кленовское: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Первые поселенцы появились здесь в 1692 году. Верхотурский воевода Р. Павлов поручил чусов...»)
 
Нет описания правки
 
Строка 4: Строка 4:


В 1738 году начинается строительство тракта, получившего название Сибирский. Здесь проходит губернская почтовая дорога, по которой везли почту, гнали ссыльных каторжников. В селе была даже своя тюрьма (сгорела в январе 1853 году). Ослабленных арестантов нередко оставляли на попечение местных жителей, записывая их как умерших в дороге. Выжившие каторжане оставались в Кленовой, создавали семьи. Так что и среди кленовчан есть потомки бывших ссыльных.
В 1738 году начинается строительство тракта, получившего название Сибирский. Здесь проходит губернская почтовая дорога, по которой везли почту, гнали ссыльных каторжников. В селе была даже своя тюрьма (сгорела в январе 1853 году). Ослабленных арестантов нередко оставляли на попечение местных жителей, записывая их как умерших в дороге. Выжившие каторжане оставались в Кленовой, создавали семьи. Так что и среди кленовчан есть потомки бывших ссыльных.
А в 1773 году на средства жителей была построена деревянная церковь «простой древней архитектуры» св. Николая Чудотворца.  Колокольня, тоже деревянная, стояла отдельно.  В этом же году указом Тобольской духовной консистории, по рапорту Екатеринбургского духовного правления, во вновь построенную Николаевскую церковь был определен вдовый священник Дмитрий Максимов и пономарский сын С.Осипов. Жалованья от государства не полагалось, в связи с этим через кленовского церковного старосту Мартына Селянина до прихожан доведён  указ о содержании священнослужителей « в денежной или хлебной руге», а именно:
С венчания священнику по десяти, а причетникам каждому по пяти копеек, а с холостых в половину, кроме других епархиальных доходов числом в год оной руги.
На священника и причетника собираться будет окромя холостых семнадцать рублёв восемьдесят копеек.
Вместе с тем,  предписывалось отвести церкви пашенные и сенокосные угодья.
Кроме исправления служб, церковнослужители должны были вести метрические книги, в которые заносились сведения о рождение, смерти, крещения и бракосочетании прихожан данного храма. Все сведения заносились в клировую ведомость.
Из клировой же  ведомости, узнаём, что с 1820 года в Николаевской церкви начал служить священник Я. Грамолин, заменивший  священника Иоанна Богомолова, который по причине болезни (чахотка) ушёл в монастырь.
Село Кленовское, благодаря своему выгодному местоположению, быстро развивается. Так если в 1801 году здесь проживало 298 человек, то в 1815 уже 946 человек. Население занималось извозом, разводили скот, выращивали зерновые культуры, в лесах устанавливали борти для сбора мёда от диких пчёл. Мужчины уходили на заработки на рудничные и судоплавленные работы.

Текущая версия от 22:43, 19 марта 2022

Первые поселенцы появились здесь в 1692 году. Верхотурский воевода Р. Павлов поручил чусовскому крестьянину Я.Соколову выбрать удобное место под крепость. Такое место было найдено: при впадение р.Пут в р.Бисерть. Вместе с Я.Соколовым были переселены ещё 70 семей: Лутковы, Екимовских, Стахеевы и т.д.

В 1734 году поселение для защиты от башкир было обнесено деревянной крепостью с четырьмя башнями и пушкой в каждой. С этого времени Кленовская слобода стала называться крепостью. Во время Пугачёвского восстания (1773 г.) деревянные стены были разрушены и сожжены нападавшими.

В 1738 году начинается строительство тракта, получившего название Сибирский. Здесь проходит губернская почтовая дорога, по которой везли почту, гнали ссыльных каторжников. В селе была даже своя тюрьма (сгорела в январе 1853 году). Ослабленных арестантов нередко оставляли на попечение местных жителей, записывая их как умерших в дороге. Выжившие каторжане оставались в Кленовой, создавали семьи. Так что и среди кленовчан есть потомки бывших ссыльных.

А в 1773 году на средства жителей была построена деревянная церковь «простой древней архитектуры» св. Николая Чудотворца. Колокольня, тоже деревянная, стояла отдельно. В этом же году указом Тобольской духовной консистории, по рапорту Екатеринбургского духовного правления, во вновь построенную Николаевскую церковь был определен вдовый священник Дмитрий Максимов и пономарский сын С.Осипов. Жалованья от государства не полагалось, в связи с этим через кленовского церковного старосту Мартына Селянина до прихожан доведён указ о содержании священнослужителей « в денежной или хлебной руге», а именно:

С венчания священнику по десяти, а причетникам каждому по пяти копеек, а с холостых в половину, кроме других епархиальных доходов числом в год оной руги. На священника и причетника собираться будет окромя холостых семнадцать рублёв восемьдесят копеек. Вместе с тем, предписывалось отвести церкви пашенные и сенокосные угодья.

Кроме исправления служб, церковнослужители должны были вести метрические книги, в которые заносились сведения о рождение, смерти, крещения и бракосочетании прихожан данного храма. Все сведения заносились в клировую ведомость.

Из клировой же ведомости, узнаём, что с 1820 года в Николаевской церкви начал служить священник Я. Грамолин, заменивший священника Иоанна Богомолова, который по причине болезни (чахотка) ушёл в монастырь.

Село Кленовское, благодаря своему выгодному местоположению, быстро развивается. Так если в 1801 году здесь проживало 298 человек, то в 1815 уже 946 человек. Население занималось извозом, разводили скот, выращивали зерновые культуры, в лесах устанавливали борти для сбора мёда от диких пчёл. Мужчины уходили на заработки на рудничные и судоплавленные работы.