Храм апостолов Петра и Павла (Чёлмужи): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 6: Строка 6:
Старинное село Чёлмужи расположено на восточном берегу Повенецкого залива Онежского озера, в Заонежье. Украшением села является церковь Богоявления, которая уже более четырех столетий возвышается на берегу и издалека просматривается с водных просторов озера.
Старинное село Чёлмужи расположено на восточном берегу Повенецкого залива Онежского озера, в Заонежье. Украшением села является церковь Богоявления, которая уже более четырех столетий возвышается на берегу и издалека просматривается с водных просторов озера.


Богоявленская церковь, 1605 г. Погост Челмужи расположен на восточном берегу Онежского озера и являлся одним из древних новгородских погостов Обонежской пятины.
Как известно, в Заонежье, в Толвуе (откуда был родом и преподобный Зосима Соловецкий), находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить в Тмутаракань, за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Ее муж, Федор Никитич Романов старец Филарет.
 
Как известно, в Заонежье, в Толвуе (откуда был родом и преподобный Зосима Соловецкий), находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить в Тмутаракань, за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Ее муж, Федор Никитич Романов, старец Филарет.
 
В том, что челмужская церковь связана с именем Марфы Ивановны, соглашаются все. Но вот даты ее постройки называют две: 1605 год, когда инокиня Марфа, после смерти Бориса Годунова, была помилована и в благодарность за чудо своего спасения заложила деревянный храм, и 1577-й. В последнее время все больше склоняются к более ранней дате, а в 1605 году храм, скорее всего, был реконструирован и обновлен на пожертвования Марфы.
 
Связь далекой сельской церквушки за тысячи верст от Москвы с царствующим домом помогла сохранить храм до наших времен. В 1913 году, когда отмечалось 300-летие дома Романовых, появился государственный заказ на ремонтные и реставрационные работы обветшавшего к тому времени деревянного храма. Удивительно, но и в первые годы советской власти — времени воинствующего атеизма — ни у кого не поднялась рука уничтожить архитектурный и исторический памятник, хотя древняя икона с изображением Спасителя и Богоматери, которую пожертвовал сюда царь Михаил Федорович, исчезла именно в те годы. Целиком же иконостас был вывезен во время реставрации церкви в 1963 году, и сейчас храмовые, старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Очередная реставрация была проведена в 1988 — 1989 годах, автор проекта — Т. Вахрамеева.
 
Это еще и памятник архитектуры Русского Севера, стоящий на международном туристическом маршруте «Голубая дорога», который объединил северные регионы Европы – Норвегии, Швеции, Финляндии и России.
 


Церковь пережила пять строительных периодов. В 1577 году был построен клетский храм, на что указывает дата на деревянном кресте, расположенном в храме. В дальнейшем, на судьбу церкви повлияли события, связанные с царской династией Романовых. По преданию, в 1605 году церковь была перестроена на пожертвования княгини Ксении Ивановны Романовой при освобождении из заточения (в постриге - инокини Марфы) – матери будущего царя Михаила. Ранее в Богоявленской церкви располагалась родовая икона дома Романовых – икона Божьей Матери, пожертвованная храму царем Михаилом Федоровичем Романовым.
Церковь пережила пять строительных периодов. В 1577 году был построен клетский храм, на что указывает дата на деревянном кресте, расположенном в храме. В дальнейшем, на судьбу церкви повлияли события, связанные с царской династией Романовых. По преданию, в 1605 году церковь была перестроена на пожертвования княгини Ксении Ивановны Романовой при освобождении из заточения (в постриге - инокини Марфы) – матери будущего царя Михаила. Ранее в Богоявленской церкви располагалась родовая икона дома Романовых – икона Божьей Матери, пожертвованная храму царем Михаилом Федоровичем Романовым.
Строка 27: Строка 18:
Богоявленская церковь является одной из старейших церквей Заонежья и представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.
Богоявленская церковь является одной из старейших церквей Заонежья и представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.


Дата основания — не позднее второй половины XVI века. По преданию, сооружен попечением сосланной в окрестности Челмужей в 1602 г. инокини Марфы (Романовой), матери царя Михаила Федоровича. Дата постройки последнего здания — предположительно 1605 г. Деревянный храм, в литературе датируется 1605 г., возможно, сооружён на базе более ранней клетской постройки. Шатровая постройка с прямоугольным алтарным прирубом, перекрытым кровлей с небольшой бочкой, и трапезной, над западной частью ее поставлена шатровая колокольня. Второй престол ее Петропавловский. Обшита тёсом в 1844 г., в 1913 г. при реставрации частично переложен сруб. Закрыта не позже 1930-х гг., в годы войны демонтированы венцы, восстановлены в 1950 гг.
Это еще и памятник архитектуры Русского Севера, стоящий на международном туристическом маршруте «Голубая дорога», который объединил северные регионы Европы – Норвегии, Швеции, Финляндии и России.


==Описание==
==Описание==
Строка 41: Строка 32:


В русских храмах не только молились, они были центрами общественной жизни. Не случайно особенностью Богоявленской церкви является вместительная трапезная со звонницей. Именно здесь собирались сходы, решались деревенские дела, вершились суды и шли горячие споры.
В русских храмах не только молились, они были центрами общественной жизни. Не случайно особенностью Богоявленской церкви является вместительная трапезная со звонницей. Именно здесь собирались сходы, решались деревенские дела, вершились суды и шли горячие споры.
Древняя икона с изображением Спасителя и Богоматери, которую пожертвовал в храм царь Михаил Федорович, исчезла в первые годы советской власти. Целиком же иконостас был вывезен во время реставрации церкви в 1963 году, и сейчас храмовые, старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Очередная реставрация была проведена в 1988 — 1989 годах, автор проекта — Т. Вахрамеева.


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Версия от 13:29, 26 января 2022

Идёт загрузка карты…

Храм апостолов Петра и Павла в селе Чёлмужи Деревянная церковь, в литературе датируемая 1605, возможно, сооружённая на основе более ранней клетской постройки. Шатровая постройка с прямоугольным алтарным прирубом, перекрытым кровлей с небольшой бочкой, и трапезной, над западной частью которой поставлена шатровая колокольня. Второй престол Петропавловский. Обшита тёсом в 1844, в 1913 при реставрации частично переложен сруб. Закрыта не позже 1930-х, в годы войны демонтированы венчания, восстановленные в 1950-х. Поддерживается в порядке.

История[править | править код]

Старинное село Чёлмужи расположено на восточном берегу Повенецкого залива Онежского озера, в Заонежье. Украшением села является церковь Богоявления, которая уже более четырех столетий возвышается на берегу и издалека просматривается с водных просторов озера.

Как известно, в Заонежье, в Толвуе (откуда был родом и преподобный Зосима Соловецкий), находилась в ссылке мать первого русского царя из рода Романовых — боярыня Ксения Ивановна, которую перед тем, как отправить в Тмутаракань, за сотни верст от Москвы, по приказу пришедшего к власти Бориса Годунова постригли в монахини под именем Марфа. Ее муж, Федор Никитич Романов — старец Филарет.

Церковь пережила пять строительных периодов. В 1577 году был построен клетский храм, на что указывает дата на деревянном кресте, расположенном в храме. В дальнейшем, на судьбу церкви повлияли события, связанные с царской династией Романовых. По преданию, в 1605 году церковь была перестроена на пожертвования княгини Ксении Ивановны Романовой при освобождении из заточения (в постриге - инокини Марфы) – матери будущего царя Михаила. Ранее в Богоявленской церкви располагалась родовая икона дома Романовых – икона Божьей Матери, пожертвованная храму царем Михаилом Федоровичем Романовым.

В конце XVIII века постройку реконструировали: надстроили трапезную, над сенями поставили шатровую колокольню-звонницу, растесали оконные и дверные проемы. Вход перенесли с западного торца на северную сторону сеней, а на месте прежнего крыльца сделали галерейку. Тогда же в трапезной, отапливаемой печами, был устроен второй придел. После этого в церкви долгое время не проводилось серьезных ремонтных работ. Лишь в 1844 году ее сруб был обшит тесом.

Связь строительной истории Богоявленской церкви с именем Марфы Романовой оказала влияние на то, что к трехсотлетию дома Романовых, в начале ХХ века, были выполнены ремонтные и реставрационные работы: сооружен фундамент, заменены сгнившие венцы трапезной и сеней, перебраны полы, отремонтированы все потолки и крыши, заново выполнена обшивка, восстановлено крыльцо.

Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила в непосредственной близости от села Чёлмужи. Так как церковь, возвышавшаяся над другими постройками села, служила ориентиром для артиллерии противника, было принято решение разобрать шатер и колокольню. После окончания войны в 1950-х годах церковь была восстановлена.

Богоявленская церковь является одной из старейших церквей Заонежья и представляет собой переходный тип культовых зданий от клетских к шатровым.

Это еще и памятник архитектуры Русского Севера, стоящий на международном туристическом маршруте «Голубая дорога», который объединил северные регионы Европы – Норвегии, Швеции, Финляндии и России.

Описание[править | править код]

Погост в Челмужах, расположенный на высоком берегу, считается одним из самых древних новгородских погостов. Добираться до него лучше всего по извилистой дороге либо от Медвежьегорска, либо от Пудожи.

Церковь Петра и Павла или, как чаще ее называют, Богоявленская, была построена «тщанием прихожан» в 1605 г. Она обладает выразительным силуэтом. В часы заката со стороны озера, когда солнце, близкое к горизонту, находится за зданием церкви, особенно отчетливо выступает низкий, увенчанный широким шатром восьмерик на четверике основного объема церкви и стройная высокая девятистолбная, также шатровая с луковкой колокольня.

Челмужская церковь имеет одну чрезвычайно интересную особенность, не встречающуюся больше ни в одной церкви Заонежья. Членение наружных объемов не соответствует ее планировке. Большой шатер располагается не на стенах четверика главного помещения церкви, как обычно, а частично над трапезной, частично над основным помещением храма, то есть ось шатра приходится примерно на внутреннюю стену церкви. Таким образом, наружные стены четверика— западная и восточная— опираются не на стены, а на систему балок, передающих нагрузку от них на южную и северную стены церкви. Очень своеобразно крыльцо с двумя всходами, с резными столбами в виде «дынек», между которыми помещен стилизованный древний солярный знак.

Западная наружная стена четверика основана не на стене, а на балках: это чуть ли не единственный в русском деревянном зодчестве пример несоответствия между планом и наружным объёмом сооружения.

Богоявленский храм существует. В 2007-м велась реставрация с частичной заменой обшивки и переборкой крыльца.

В русских храмах не только молились, они были центрами общественной жизни. Не случайно особенностью Богоявленской церкви является вместительная трапезная со звонницей. Именно здесь собирались сходы, решались деревенские дела, вершились суды и шли горячие споры.

Древняя икона с изображением Спасителя и Богоматери, которую пожертвовал в храм царь Михаил Федорович, исчезла в первые годы советской власти. Целиком же иконостас был вывезен во время реставрации церкви в 1963 году, и сейчас храмовые, старинные иконы хранятся в Музее изобразительных искусств. Очередная реставрация была проведена в 1988 — 1989 годах, автор проекта — Т. Вахрамеева.

Престольные праздники[править | править код]

Богоявление (Крещение Господне) - 19 января

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Контакты[править | править код]

Адрес: Россия, республика Карелия, Медвежьегорский район, село Челмужи

Как добраться: ехать из Пудожа в Медвежьегорск, поворот налево по указателю

Паломнику[править | править код]

Богослужения совершаются 2 раза в месяц в летний период.

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Страница храма в соцсети "Вконтакте"

Страница храма на сайте епархии

Медвежьегорск Online "Вконтакте"

Карельский приют боярыни из рода Романовых

Церковь Петра и Павла, с. Чёлмужи. Проект реставрации

В старинном карельском селе Челмужи совершен Крестный ход

Церковь Петра и Павла — одна из старейших в Заонежье, памятник федерального значения