Храм Вознесения Господня (Питкяранты): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Первоначально храма, кроме небольшой кладбищенской часовни, в деревне не было. К концу XIX века в связи с развитием промышленности в Питкяранта и ростом населения, а также удаленности от Кителевского храма, остро назрел вопрос о строительстве церкви.
Первоначально храма, кроме небольшой кладбищенской часовни, в деревне не было. К концу XIX века в связи с развитием промышленности в Питкяранта и ростом населения, а также удаленности от Кителевского храма, остро назрел вопрос о строительстве церкви. По этому поводу 27 марта 1892 года проводилось заседание, где жители выразили желание иметь молебную комнату в своей местности, где могли бы совершать богослужения. Наследники Молдаковы, хозяева Питкярантского завода обещали подарить требуемый земельный участок. Жители обещали отправить ходатайство в Епархиальное управление.  


По этому поводу 27 марта 1892 года проводилось заседание, где жители выразили желание иметь молебную комнату в своей местности, где могли бы совершать богослужения. Наследники Молдаковы, хозяева Питкярантского завода обещали подарить требуемый земельный участок. Деньги на строительство уже сначала обещали дать сельский торговец А. Каннинен (200 р.), настоятель церкви священник Николай Воронов (20 р.) и вдова Татьяна Афанасьевна (50 р.). Жители обещали отправить ходатайство в Епархиальное управление. Новое заседание проводилось в мае 1892 года, где была выбрана комиссия по строительству.
Церковь строилась 1895-98 года. Строительный лес и другие пиломатериалы доставлялись с лесопилки в Нурмисаари (остров Нурми). Строительством занимался уроженец Хельсинки Г. В. Сольхберг. Так быстро продвигались дела, что уже в мае 1896 года начали крыть крышу. Для отопления строили кафельные печи. Архиепископ Антоний предложил над алтарем сделать свод. 11 августа 1898 года было объявлено, что церковь готова. Строительные работы проводились под контролем торговца Каннинена. Церковь была освящена архиепископом Антонием (Вадковским) 2 октября 1898 года в честь Вознесения Господня.


Церковь строилась 1895-98 года. Строительный лес и другие пиломатериалы доставлялись с лесопилки в Нурмисаари (остров Нурми). Строительством занимался уроженец Хельсинки Г. В. Сольхберг. Так быстро продвигались дела, что уже в мае 1896 года начали крыть крышу. Для отопления строили кафельные печи. Архиепископ Антоний предложил над алтарем сделать свод. В июне 1897 года было объявлено, что внутренняя отделка почти закончена. В декабре этого же года остались незаконченными некоторые внутренние работы. Окраску снаружи решено было проводить весной 1898 года. 11 августа было объявлено, что церковь готова. Строительные работы проводились под контролем торговца Каннинена. Церковь была освящена архиепископом Антонием (Вадковским) 2 октября 1898 года в честь Вознесения Господня.
Во время Советско-Финской войны храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны, по некоторым данным, сожжен. Сегодня лишь каменный фундамент, на котором в 1998 году установлен деревянный поклонный крест, напоминает о местонахожденнии Вознесенского храма. В 2001 году бывшие жители Импилахти, проживающие сегодня в Финляндии, установили памятный камень у центральной дороги, которая проходит мимо разрушенного храма.


Реставрация была проведена в 1932 г. Для церковного хора был сделан балкон, кафельные печи, залиты бетонные ворота, установлен громоотвод и проведено электричество. Стены снаружи окрашены в темно-зеленый цвет. Реставрационные работы были спланированы архитектором, позднее профессором, Отто Меурманом. Планы по дополнительным деталям выполнил Й. Киосманен.
С послевоенного времени и до 1991 года в Питкяранта не было Православной общины. Питкяранта после войны стала местом ссылки. Население составляли в основном ссыльные и вольнонаемные. Лишь с начала 1970-х годов город стал отстраиваться, но о храме и речи не велось. Православные жители ездили в Сердоболь (Сортавала), или в Олонец, где оставались действующие храмы. Но после празднования всей страной в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, ситуация изменилась к лучшему.


После постройки храма Питкярантский приход продолжал принадлежать к Кителевскому приходу. И только в 1925 г. Питкярантский приход стал самостоятельным. Первым и последним настоятелем Вознесенского храма был о. Владимир Петсало. Во время Советско-Финской войны храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны, по некоторым данным, сожжен.
В 1991 году была организована Православная община, которая арендовала помещение в музыкальной школе. Позже, когда школа переехала в новое здание, Православная община арендовала все здание, которое позднее было передано в собственность Приходу. Этом здание стало молебным домом, в котором были оборудованы храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского, церковная лавка, мастерская и воскресная школа. В 1994 г. в Православную общину г. Питкяранта был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким (теперь архиепископ Петрозаводский и Карельский) Мануилом настоятель священник Олег Вилко.
 
Сегодня лишь каменный фундамент, на котором в 1998 г. установлен деревянный поклонный крест, напоминает о местонахожденнии Вознесенского храма. В 2001 г. бывшие жители Импилахти, проживающие сегодня в Финляндии, установили памятный камень у центральной дороги (Blue Road), которая проходит мимо разрушенного храма.
 
В Питкяранта были часовня и старый погост. Согласно списку умерших их захоронение проводилось на этом погосте у часовни. Только в конце XIX в. умерших возили на захоронение в Кителя на церковный погост, а после 1910 г. на кладбище Haukkaselka («Щучий хребет») в Кителя до тех пор, пока в Питкяранта не появилось свое кладбище. Питкярантский погост был закрыт по санэпидемиологическим соображениям. Часовня же сохранялась до 1887 г.
 
Питкярантское кладбище располагалось в 2-х км от административного дома, в 1 км от шоссейной дороги, в 3-х км от лесосплавной трассы, находясь между Келинойа (Kelinoja) и Ниетярви (Nietjarvi). Площадь примерно была 1,5 га, куда входил и лесной массив. Кладбище было отделено от заводских земель и основано в 1919-20 гг. Кладбище окружал деревянный забор, железные ворота с обеих сторон были закреплены на бетонных столбах. На столбах были белые железные кресты. После войны, когда местные жители вынуждены были эвакуироваться в Финляндию, кладбище подверглось поруганию и осквернению. От часовни неосталось и следа, могилы все были разрыты, памятники и гробницы разрушены. К глубокому сожалению это участь почти всех старых финнских, как их называют, кладбищ. Даже и по сей день встречаются на них акты вандализма, когда ломаются кресты, привезенные детьми и внуками тех, кто там был погребен. Прости нас, Господи!
 
С после военного времени и до 1991 г. в Питкяранта не было Православной общины. Питкяранта после войны стала местом ссылки. Население составляли в основном ссыльные и вольнонаемные. Лишь с начала 1970-х годов город стал отстраиваться, но о храме и речи не велось. Православные жители ездили в Сердоболь (Сортавала), или в Олонец, где оставались действующие храмы. Но после празднования всей страной в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, ситуация изменилась к лучшему.
 
В 1991 г. организована Православная община, которая арендовала помещение в музыкальной школе. Позже, когда школа переехала в новое здание, Православная община арендовала все здание, которое позднее было передано в собственность Приходу. Этом здание стало молебным домом, в котором были оборудованы храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского, церковная лавка, мастерская и воскресная школа. В 1994 г. в Православную общину г. Питкяранта был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким (теперь архиепископ Петрозаводский и Карельский) Мануилом настоятель священник Олег Вилко.


С 1995 г. начинаются работы по строительству нового храма. Участок, выделенный местной администрацией, находился через дорогу от разрушенной церкви. Проект был выполнен архитектором Махаевой Еленой Юрьевной по образцу Никольской церкви г. Йоэнсуу (Финляндия). Закладку храма совершил в 1995 г. архиепископ Мануил. Храм закладывался в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, но позже решено было дать новому храму историческое название.
С 1995 г. начинаются работы по строительству нового храма. Участок, выделенный местной администрацией, находился через дорогу от разрушенной церкви. Проект был выполнен архитектором Махаевой Еленой Юрьевной по образцу Никольской церкви г. Йоэнсуу (Финляндия). Закладку храма совершил в 1995 г. архиепископ Мануил. Храм закладывался в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, но позже решено было дать новому храму историческое название.

Версия от 17:54, 13 января 2022

Идёт загрузка карты…

Храм Вознесения Господня в городе Питкяранты деревянная однопрестольная церковь построена на средства благотворителей по проекту арх. Махаевой Е. Ю. в формах, близких к историческому облику старой Вознесенской церкви. Здание восьмерик на четверике в одной связи с колокольней, с западным и южным притворами. Освящена 1 июля 2000.

История[править | править код]

Первоначально храма, кроме небольшой кладбищенской часовни, в деревне не было. К концу XIX века в связи с развитием промышленности в Питкяранта и ростом населения, а также удаленности от Кителевского храма, остро назрел вопрос о строительстве церкви. По этому поводу 27 марта 1892 года проводилось заседание, где жители выразили желание иметь молебную комнату в своей местности, где могли бы совершать богослужения. Наследники Молдаковы, хозяева Питкярантского завода обещали подарить требуемый земельный участок. Жители обещали отправить ходатайство в Епархиальное управление.

Церковь строилась 1895-98 года. Строительный лес и другие пиломатериалы доставлялись с лесопилки в Нурмисаари (остров Нурми). Строительством занимался уроженец Хельсинки Г. В. Сольхберг. Так быстро продвигались дела, что уже в мае 1896 года начали крыть крышу. Для отопления строили кафельные печи. Архиепископ Антоний предложил над алтарем сделать свод. 11 августа 1898 года было объявлено, что церковь готова. Строительные работы проводились под контролем торговца Каннинена. Церковь была освящена архиепископом Антонием (Вадковским) 2 октября 1898 года в честь Вознесения Господня.

Во время Советско-Финской войны храм был закрыт, во время Великой Отечественной войны, по некоторым данным, сожжен. Сегодня лишь каменный фундамент, на котором в 1998 году установлен деревянный поклонный крест, напоминает о местонахожденнии Вознесенского храма. В 2001 году бывшие жители Импилахти, проживающие сегодня в Финляндии, установили памятный камень у центральной дороги, которая проходит мимо разрушенного храма.

С послевоенного времени и до 1991 года в Питкяранта не было Православной общины. Питкяранта после войны стала местом ссылки. Население составляли в основном ссыльные и вольнонаемные. Лишь с начала 1970-х годов город стал отстраиваться, но о храме и речи не велось. Православные жители ездили в Сердоболь (Сортавала), или в Олонец, где оставались действующие храмы. Но после празднования всей страной в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, ситуация изменилась к лучшему.

В 1991 году была организована Православная община, которая арендовала помещение в музыкальной школе. Позже, когда школа переехала в новое здание, Православная община арендовала все здание, которое позднее было передано в собственность Приходу. Этом здание стало молебным домом, в котором были оборудованы храм в честь св.прав. Иоанна Кронштадтского, церковная лавка, мастерская и воскресная школа. В 1994 г. в Православную общину г. Питкяранта был назначен епископом Петрозаводским и Олонецким (теперь архиепископ Петрозаводский и Карельский) Мануилом настоятель священник Олег Вилко.

С 1995 г. начинаются работы по строительству нового храма. Участок, выделенный местной администрацией, находился через дорогу от разрушенной церкви. Проект был выполнен архитектором Махаевой Еленой Юрьевной по образцу Никольской церкви г. Йоэнсуу (Финляндия). Закладку храма совершил в 1995 г. архиепископ Мануил. Храм закладывался в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского, но позже решено было дать новому храму историческое название.

Строительство вело строительное предприятие филиал «Контракт» «Мосзарубежстроя». Большой вклад в строительство церкви внесли директор этого предприятия Мужецкий Александр Петрович, а также генеральный директор ОАО «Ладэнсо» Кузнецов Юрий Викторович. Они активно взялись за осуществление проекта и подняли общественность. В последствии в строительство храма вклучились ОАО «ЦЗ «Питкяранта»» и другие организации и предприятия города. Из-за отсутствия средств строительство велось более пяти лет.

1 июля 2000 года архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил освятил полным чином новый храм г. Питкяранта в честь Вознесения Господня.

Престольные праздники[править | править код]

Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи

Контакты[править | править код]

Адрес: 186810, Республика Карелия, г.Питкяранта, Вознесенский переулок, дом 1

Телефон: +79535453590

Электронная почта: voznesenie_pit@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма или на странице храма в соцсети

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт храма

Страница храма в соцсети

Страница храма на сайте епархии

В пятницу Светлой седмицы митрополит Лев совершил Великую вечерню в храме Вознесения Господня г. Питкяранта

Митрополит Константин совершил Всенощное бдение в храме Вознесения Господня г. Питкяранта

Вознесения Господня церковь