Храм Богоявления Господня (Шехмань): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
[[Файл:Храм Богоявления Господня (Шехмань)2.jpg|мини|слева|Храм Богоявления Господня (Шехмань)]]
Шехмань – одно из старейших сел Петровского района было основано служилыми людьми из Сокольска приблизительно в 1695 году. И уже в 1710 году, через 15 лет после основания села, в нем был построен храм во имя Богоявления Господня. В 1844 году на месте ветхого деревянного храма был построен каменный.
Шехмань – одно из старейших сел Петровского района было основано служилыми людьми из Сокольска приблизительно в 1695 году. И уже в 1710 году, через 15 лет после основания села, в нем был построен храм во имя Богоявления Господня. В 1844 году на месте ветхого деревянного храма был построен каменный.


Это был один из самых больших и красивейших храмов в пределах Петровского района, его трапезная вмещала тысячу человек. В нем было два придела, один, посвященный Покрову Божией Матери, другой – святой Екатерине. Была в нем особо чтимая Боголюбская икона Божией Матери, с которой ежегодно 18 июня (по ст. стилю) совершался крестный ход по селу. Метрические книги при храме велись с 1760 года. Действовали две церковно-приходские школы, мужская и женская, из учеников которой при храме был церковный хор.
Каменный храм был одним из самых больших и красивейших храмов в пределах Петровского района, его трапезная вмещала тысячу человек. В нем было два придела, один, посвященный Покрову Божией Матери, другой – святой Екатерине. Была в нем особо чтимая Боголюбская икона Божией Матери, с которой ежегодно 18 июня (по ст. стилю) совершался крестный ход по селу. Метрические книги при храме велись с 1760 года. Действовали две церковно-приходские школы, мужская и женская, из учеников которой при храме был церковный хор.


В 1910 году Шехмань посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. В отчете о поездке сказано: «Храм этого села имеет величественный вид снаружи и благолепно украшен внутри. Во всем имеется достаток и содержится в большом порядке и чистоте.»
В 1910 году Шехмань посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. В отчете о поездке сказано: «Храм этого села имеет величественный вид снаружи и благолепно украшен внутри. Во всем имеется достаток и содержится в большом порядке и чистоте.»


В тридцатых годах 20 века храм закрыли, сделали из здания храма склад. С 1956 года в храме располагался сельский дом культуры.
В тридцатых годах 20 века храм закрыли, сделали из здания храма склад. Во времена богоборчества была разрушена колокольня и купола, с 1956 года в храме располагался сельский дом культуры.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В 2007 году храм был возвращен верующим, в сентябре 2007 года зарегистрировали приход Богоявленского храма.
В 2007 году храм был возвращен верующим, в сентябре 2007 года зарегистрировали приход Богоявленского храма.


Разрабатывается проект реконструкции храма. Ведутся подготовительные работы: откапывают фундаменты разрушенных колонн, делаются шурфы.
Разработан проект реконструкции храма. Ведутся подготовительные работы: откапывают фундаменты разрушенных колонн, делаются шурфы.


На время реконструкции в западной части храма временно обустроен небольшой храм. Сделан алтарь. Установлен иконостас. 29 марта 2014 года преосвященнейший епископ Гермоген освятил храм малым чином.
На время реконструкции в западной части храма временно обустроен небольшой храм. Сделан алтарь. Установлен иконостас. 29 марта 2014 года преосвященнейший епископ Гермоген освятил малый храм малым чином.


== Святыни ==
[[Файл:Храм Богоявления Господня (Шехмань)8.jpg|мини|слева|Икона двух святителей]]
25 апреля 2010 года в селе Яблоновец Петровского района Тамбовской области была обнаружена икона двух святителей — святителя Николая Мирликийского и святого митрополита, имя которого не представляется возможным определить ввиду того, что его изображение практически не сохранилось. Для изучения обстоятельств обретения иконы была создана специальная Епархиальная комиссия, которая установила следующее.


== Описание ==
Икону обнаружила жительница села Яблоновец Шибина Раиса Сергеевна. Ее родственница приобрела ветхий дом под снос, чтобы постепенно разобрать его на стройматериалы. Одну из дверей, находившихся в этом доме, Раиса Сергеевна навесила в качестве входной в свой сарай. Дверь была оклеена обоями, которые под воздействием внешней среды стали размокать. После удаления обоев, по мере просыхания досок, на них стал явственно просматриваться образ святителя Николая. Икона была перенесена в дом, а через 3 дня — в село Шехмань.
 
Комиссия определила, что найденный образ является иконой двух святителей, написанной, предположительно, в начале ХХ-го века, которая была изъята в одной из местных церквей, по-видимому, в 20-х—30-х годах ХХ-го столетия, кощунственно обрублена под размер дверного проема и использовалась как дверь.
 
В настоящий момент икона имеет размер 1550 мм высоты и 880 мм ширины. Левая сторона имеет следы грубой обработки (обрубки). На тыльной стороне сохранились крупные поперечные шпоны, также укороченные. Икона была написана непосредственно по дереву, без паволоки и левкаса. Письмо мягкое, стиль ближе к живописному. Изображение сохранилось лишь частично. Надписи отсутствуют полностью. Однако черты лика святителя, изображенного справа, весьма характерны и, без сомнений, схожи с чертами, каковыми изображается на иконах святитель Николай Мирликийский. Его изображение сохранилось лишь в верхней части, приблизительно, по пояс. Достаточно хорошо видны лик, омофор, панагия, верхняя часть фелони, благословляющая десница и часть Евангелия.
 
Изображение второго святителя практически не сохранилось. Частично видны лишь белый клобук в верхней части и голубая мантия в нижней части иконы. Это свидетельствует о том, что на иконе изображен святой в сане митрополита.
 
В присутствии Епархиальной комиссии был составлен акт о передаче образа от обретшей икону Шибиной Раисы Сергеевны Приходскому совету Богоявленского храма села Шехмань Петровского района. Раиса Сергеевна передала икону с желанием и добрым христианским расположением, высказав при этом просьбу, чтобы в случае, если в селе Яблоновец будет восстановлен разрушенный храм, икона была передана туда.
 
На данный момент икона так же находится в Богоявленском храме села Шехмань, к которой могут приложится все желающие.

Версия от 19:33, 12 августа 2021

Идёт загрузка карты…
Файл:Храм Богоявления Господня (Шехмань).jpg

Храм Богоявления Господня в селе Шехмань построен в 1844 году в формах классицизма. В 1920-х годах храм был закрыт, в 1950-х переоборудован под клуб, венчания сломаны. В храме хранится обретенная чудесным образом в современное время почитаемая старинная икона двух Святителей.

История[править | править код]

Храм Богоявления Господня (Шехмань)

Шехмань – одно из старейших сел Петровского района было основано служилыми людьми из Сокольска приблизительно в 1695 году. И уже в 1710 году, через 15 лет после основания села, в нем был построен храм во имя Богоявления Господня. В 1844 году на месте ветхого деревянного храма был построен каменный.

Каменный храм был одним из самых больших и красивейших храмов в пределах Петровского района, его трапезная вмещала тысячу человек. В нем было два придела, один, посвященный Покрову Божией Матери, другой – святой Екатерине. Была в нем особо чтимая Боголюбская икона Божией Матери, с которой ежегодно 18 июня (по ст. стилю) совершался крестный ход по селу. Метрические книги при храме велись с 1760 года. Действовали две церковно-приходские школы, мужская и женская, из учеников которой при храме был церковный хор.

В 1910 году Шехмань посетил епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл. В отчете о поездке сказано: «Храм этого села имеет величественный вид снаружи и благолепно украшен внутри. Во всем имеется достаток и содержится в большом порядке и чистоте.»

В тридцатых годах 20 века храм закрыли, сделали из здания храма склад. Во времена богоборчества была разрушена колокольня и купола, с 1956 года в храме располагался сельский дом культуры.

Современное состояние[править | править код]

В 2007 году храм был возвращен верующим, в сентябре 2007 года зарегистрировали приход Богоявленского храма.

Разработан проект реконструкции храма. Ведутся подготовительные работы: откапывают фундаменты разрушенных колонн, делаются шурфы.

На время реконструкции в западной части храма временно обустроен небольшой храм. Сделан алтарь. Установлен иконостас. 29 марта 2014 года преосвященнейший епископ Гермоген освятил малый храм малым чином.

Святыни[править | править код]

Икона двух святителей

25 апреля 2010 года в селе Яблоновец Петровского района Тамбовской области была обнаружена икона двух святителей — святителя Николая Мирликийского и святого митрополита, имя которого не представляется возможным определить ввиду того, что его изображение практически не сохранилось. Для изучения обстоятельств обретения иконы была создана специальная Епархиальная комиссия, которая установила следующее.

Икону обнаружила жительница села Яблоновец Шибина Раиса Сергеевна. Ее родственница приобрела ветхий дом под снос, чтобы постепенно разобрать его на стройматериалы. Одну из дверей, находившихся в этом доме, Раиса Сергеевна навесила в качестве входной в свой сарай. Дверь была оклеена обоями, которые под воздействием внешней среды стали размокать. После удаления обоев, по мере просыхания досок, на них стал явственно просматриваться образ святителя Николая. Икона была перенесена в дом, а через 3 дня — в село Шехмань.

Комиссия определила, что найденный образ является иконой двух святителей, написанной, предположительно, в начале ХХ-го века, которая была изъята в одной из местных церквей, по-видимому, в 20-х—30-х годах ХХ-го столетия, кощунственно обрублена под размер дверного проема и использовалась как дверь.

В настоящий момент икона имеет размер 1550 мм высоты и 880 мм ширины. Левая сторона имеет следы грубой обработки (обрубки). На тыльной стороне сохранились крупные поперечные шпоны, также укороченные. Икона была написана непосредственно по дереву, без паволоки и левкаса. Письмо мягкое, стиль ближе к живописному. Изображение сохранилось лишь частично. Надписи отсутствуют полностью. Однако черты лика святителя, изображенного справа, весьма характерны и, без сомнений, схожи с чертами, каковыми изображается на иконах святитель Николай Мирликийский. Его изображение сохранилось лишь в верхней части, приблизительно, по пояс. Достаточно хорошо видны лик, омофор, панагия, верхняя часть фелони, благословляющая десница и часть Евангелия.

Изображение второго святителя практически не сохранилось. Частично видны лишь белый клобук в верхней части и голубая мантия в нижней части иконы. Это свидетельствует о том, что на иконе изображен святой в сане митрополита.

В присутствии Епархиальной комиссии был составлен акт о передаче образа от обретшей икону Шибиной Раисы Сергеевны Приходскому совету Богоявленского храма села Шехмань Петровского района. Раиса Сергеевна передала икону с желанием и добрым христианским расположением, высказав при этом просьбу, чтобы в случае, если в селе Яблоновец будет восстановлен разрушенный храм, икона была передана туда.

На данный момент икона так же находится в Богоявленском храме села Шехмань, к которой могут приложится все желающие.