Свято-Троицкая Сергиева лавра: различия между версиями
Ivfeden (обсуждение | вклад) |
Ivfeden (обсуждение | вклад) (→Храмы) |
||
Строка 109: | Строка 109: | ||
<p style="text-align:justify">В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.</p> | <p style="text-align:justify">В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.</p> | ||
== Храмы == | == Храмы и строения == | ||
<p style="text-align:justify"></p> | ===Троицкий собор=== | ||
<p style="text-align:justify">Самое раннее[54] сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноимённого храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков (наиболее близкие по времени ссоружения — Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Собор построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Троицкий собор — четырёхстолпный храм с тремя апсидами и одной главой; белокаменные стены храма завершены полукружиями килевидных закомар, очертания которых повторяют два ряда расположенных выше кокошников. Храм увенчан башнеобразным барабаном с шлемовидным куполом. Стены собора выложены из блоков белого камня[56]; единственным украшением фасада служат три ленты «плетёного» орнамента. Особенностью собора является несоответствие членения фасадов организации внутреннего пространства (например, порталы размещены не по осям центральных закомар, барабан смещён в сторону алтаря); по мнению архитектора В. И. Балдина, строители пошли на нарушение архитектурного канона для создания наиболее удобного интерьера храма. Интерьер храма характеризуется единством пространства и выраженной устремлённостью вверх. Благодаря применению при строительстве оптических поправок, строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера (основные членения собора соотносятся между собой по высоте как 3:5:8, что соответствует пропорциям золотого сечения), крутой форме арок и сводов создаётся впечатление большей высоты в храме, нежели в реальности. Выше арок порталов стены имеют наклон внутрь, достигающий 45 см. | |||
<p style="text-align:justify">Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». В настоящее время иконостас собора состоит из пяти ярусов, причём 40 икон, размещённые в средних ярусах, сохранились со времён сооружения храма. Оригинальная стенопись собора не сохранилась; в 1635 году первоначальная стенопись была полностью сбита, а стенопись XVII века неоднократно поновлялась. При этом основные композиционные линии первоначальной росписи стен были сохранены мастерами, возобновлявшими стенопись собора в XVII веке. В 1949—1952 годах при попытке обнаружить фрагменты рублёвской стенописи в верхней части собора был раскрыт фрагмент стенописи XVII века площадью 650 м2; этот фрагмент был закреплён при реставрации, а несохранившиеся участки были дописаны в духе стенописи XVII века. В интерьере собора важное место занимают киоты по сторонам подкупольных сводов (1835 год) и серебряная сень над ракой Сергия (1737 год). Сама рака, скрытая под сенью, тоже является крупным произведением русских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по повелению Ивана IV. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь (1552), построенная над моглий преемника Сергия, игумена Никона. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783 года, нынешний облик получила после 1826 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633). | |||
===Сооружения XVI—XVII веков=== | |||
Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова[59]. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»). Храм декорирован богаче Троицкого собора; примечателен узорчатый фриз, покрытый поливными изразцами с цветной глазурью. Апсида храма украшена вертикальными жгутами-полуваликами, в верхней части соединёнными белокаменными гирляндам со вставками в форме «крабов» или «жучков»[60]. Стенопись храма выполнена в 1655 году. | |||
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Собор отличают лаконичность форм и простота декора стен, украшенных лишь характерным для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатым поясом. Лопатки, разделяющие северную и южную стену на доли, напоминают контрфорсы. Собор увенчан массивным пятиглавием. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы[17]. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. Стенопись Успенского собора подчинена строгому канону и необычайно цельна; все картины объединяет общий цвет фона, спокойная сиренево-фиолетовая гамма рисунка. В XVIII веке собор был частично перестроен; так, купола были заменены на луковичные, расширены окна[8]. | |||
К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.). Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.). С восточной стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. Архитектуре церкви присущи черты многих строгановских построек: свободная трактовка классических форм, сложный барочный декор. Полуколонны делят стены четверика внизу на три части, а вверху на две. Церковь украшают также восьмигранные окна, обрамлённые резными белокаменными вставками. После пожара 1746 года, когда церковь сильно пострадала, внешнее убранство было восстановлено лишь частично, а декоративные элементы фасада покрыты сусальным золотом (впоследствии для стен был выбран единый красный цвет). В 1806 году четыре купола изначально пятиглавого храма были сняты[62][63]. | |||
Стены монастыря построены в XVI веке и надстроены в XVII веке; облик их почти не претерпел изменений до наших дней. Стены имеют три боевых яруса, с внешней стороны третьего яруса находится узкий парапет с вертикальными стрельцами; между стрельницами расположены отверстия навесных машикулей. Высокие угловые башни крепости, восьмигранные в плане, выложены в XVII веке на месте первоначальных башен. Остальные башни надстроены в XVII веке, они более низкие и прямоугольные в плане, в нижней своей части эти башни сохранили элементы башен XVI века. Примечательна архитектура угловой Уточьей башни; на восьмигранном основании башни во второй половине XVII века выстроена декоративная надстройка, которую венчает шпиль с каменной птицей. Краснокирпичная башня декорирована большим количеством белокаменных деталей[64]. | |||
Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко[11]. Это длинное (свыше 85 м) сооружение на высоком окружённом гульбищем подклете. Стены трапезной исключительно богато украшены: почти всю поверхность занимают узоры, полуколонки и картуши сложного рисунка. Мастера, создававшие внешнее убранство Трапезной, выбрали для окраски здания яркие синие, жёлтые, зелёные и красные цвета. Размещённый на втором этаже зал трапезной площадью 500 м² предназначался для торжественных приёмов; он также обладает богатым декором. Зал перекрыт полуциркулярным сводом высотой почти 10 м, украшенным рельефными вставками с растительным орнаментом[65]. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского. | |||
Царские чертоги (вторая половина XVII века) у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. Чертоги, как и Трапезная, — богато украшенное здание. Стены чертогов декорированы поливными изразцами. В основе интерьера здания — две анфилады (один из первых примеров подобного расположения комнат в России[66]), получившие отделку — наборные полы, изразцовые печи, лепнину — к середине XVIII века. Первоначально чертоги, как и Трапезная, были окружены гульбищем (разобрано в 1814 году)[66]. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус. | |||
===Сооружения XVIII—XX веков=== | |||
Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII веке. Это небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского. Другое сооружение XVIII века — восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним) — обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице[67]. | |||
Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев, были полностью перестроены в 1778; они получили убранство в виде пилястр, картушей и фигурных наличников; балкон здания окружён изящной кованой решёткой. Архитектура Митрополичьих покоев, характерная для гражданских сооружений середины XVIII века, дошла до наших дней в неизменном виде[68][69]. Примечательна была также архитектура построенного в конце XVIII века Конного двора. Это сооружение с мощными стенами и просторным внутренним двором, появившееся на берегу Белого пруда, напоминало средневековый замок. Башни по углам Конного двлоа были увенчаны высокими шпилями с изображениями всадников. По сторонам прямогуольного в плане двора размещались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.). Первоначальный облик Конного двора не сохранился: сооружение подвергалось многочисленным перестройкам, в 1909 году был надстроен второй этаж[70][71]. | |||
Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается[72][73] одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. Первоначальный проект, созданный придворным архитектором Иоганном Шумахером, предполагал сооружение трёхярусной колокольни напротив западного входа в Успенский собор. Однако московский зодчий Иван Мичурин, курировавший строительство первые семь лет, изменил место сооружения колокольни. По мере строительства в петербургском проекте обнаруживались всё новые недочёты; в итоге проект был передан архитектору Дмитрию Ухтомскому. Ухтомский полностью переработал проект и решил сделать колокольню пятиярусной. Во фронтонах первого яруса архитектор предлагал разместить портреты русских царей, а у парапета — 32 скульптуры, прославляющие человеческие добродетели («Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» и др.). Эту часть проекта реализовать не удалось, вместо скульптур на парапете были поставлены вазы. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (так, высота её вместе с крестом — 87,33 м — на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве)[74]. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки крупнейшим из действовавших в России колоколов[73]. Бо́льшая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т[75]. В 1784 году на третьям ярусе колокольни были установлены часы с курантами, созданные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, когда монастырское руководство приняло решение заменить их более новыми. Рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители. | |||
В связи с переездом из Москвы в 1814 году Духовной академии некоторые здания были перестроены. Так, здание Царских чертогов утратило наружные лестницы, а для сообщения между этажами были пробиты своды. Появились и новые здания для нужд академии: больница, столовая, баня и библиотека; к зданию Царских чертогов были пристроен трёхэтажный учебный корпус[33]. Крепостные стены и башни теперь тоже использовались под хозяйственные нужды: в них разместились мастерские и жилые помещения. При этом завершения башен из шатровых в сферические, бойницы были растёсаны в большие окна. Братские кельи лишились наружных галерей, местами были надстроены. Древние лаврские соборы оказались скрыты новейшими пристройками. В результате многочисленных перестроек XIX века гармония архитектурного ансамбля монастырского комплекса была нарушена[33][34]. С конца XIX века и в течение 20 лет[76] архитектором Лавры был А. А. Латков. Им построены многочисленные здания[77]: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, ныне используется в качестве помещения Московской Духовной академии), а также Фабрика игрушек (Больница для заразных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), жилой дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).</p> | |||
== Святыни == | == Святыни == | ||
<p style="text-align:justify"></p> | <p style="text-align:justify"></p> |
Версия от 19:43, 4 ноября 2015
Тро́ице-Се́ргиева ла́вра, в церковной литературе обычно Свято-Тро́ицкая Се́ргиева ла́вра — крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России (РПЦ), расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре́. Датой основания монастыря принято считать поселение Сергия Радонежского на Маковце в 1337 году. Однако ряд историков считает, что это произошло в 1342 году.
С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елизаветы Петровны монастырю был присвоен статус и наименование лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры»; возобновлена весной 1946 года.
В Средние века, в отдельные моменты истории, монастырь играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой власти и народа. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время (См. Троицкая осада).
История[править | править код]
Монастырь при Сергии Радонежском[править | править код]
В 1337 году Сергий Радонежский, тогда ещё носивший мирское имя Варфоломей, и его старший брат Стефан, инок хотьковского Покровского монастыря, поселились на холмеМаковец, в десяти верстах от Хотьково. Это событие и считается датой основания Троице-Сергиева монастыря. Вскоре братьями был поставлен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы (был освящён в 1340 году). Первые монастырские сооружения — храм святой Троицы и несколько келий — занимали лишь малую часть современной территории лавры, располагаясь в её юго-западном углу. После ухода Стефана в Богоявленский монастырь будущий преподобныйнекоторое время подвизался в одиночестве, но со временем вокруг его келии поселились и другие иноки. В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея в монастыре Сергием вводился общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. В центре монастыря расположились новый деревянный храм святой Троицы и трапезная, окружённые с четырёх сторон кельями; позади келий находились огороды и хозяйственные службы. Весь монастырь был обнесён деревянной оградой (тыном). Над воротами была устроена ещё одна деревянная церковь, во имя Дмитрия Солунского. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней. Игуменом монастыря поначалу был игумен Митрофан, постригший Варфоломея в монахи под именем Сергия. После смерти Митрофана игуменом монастыря стал преподобный Сергий Радонежский.
Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром русских земель, поддержкой московских князей. Здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшегося на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвы на поле боя в нарушение устава православного монашества по благословению преподобного Сергия вышли иноки-богатыри Троицкого монастыря — Пересвет иОслябя. В 1392 году преподобный Сергий преставился и был похоронен в храме святой Троицы; за полгода до своей кончины Сергий передал руководство монастырём своему любимому ученику Никону.
Монастырь в XV—XVI веках. Первые каменные сооружения[править | править код]
В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Троицкий монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. Монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства[10]. В обители составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ.
В 1422 году на месте деревянной церкви (которая была перенесена восточнее) игуменом Никоном был заложено первое каменное сооружение монастыря — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле.При строительстве собора были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского. В росписи храма участвовали выдающиеся иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица». Троицкий собор почитался московскими князьями: здесь совершались молебны перед походами и по успешном окончании их (как, например, Василий III отметил здесь молебном успешный поход на Псков в 1510 году, а Иван IV Грозный совершил молебен в честь успешного взятия Казани в 1552 году), «крестоцелованием» скреплялись договоры, совершалоськрещение наследников престола.
С Троицким монастырём связано одно из самых драматичных событий междоусобных войн в Московской Руси. В 1442 году в монастыре у гроба Сергия состоялось примирение Василия II c двоюродным братом Дмитрием Шемякой, которым закончились долгие годы междоусобицы. Однако спустя два года Дмитрий нарушил данную клятву; люди Шемяки схватили Василия, молившегося у гроба Сергия, и отправили под конвоем в Москву, где спустя два дня Василий был ослеплён и сослан в Углич. Духовенство Троицкого монастыря осудило действия Дмитрия Шемяки (первой в церковном осуждении Шемяки стоит подпись троицкого игумена Мартиниана), а освобождённый из заточения Василий II в 1450—1462 годах дал монастырю ряджалованных грамот. Троицкий собор долгое время оставался единственным каменным сооружением монастыря. В 1469 году под руководством московского зодчего Василия Ермолина на центральной площади была построена каменная трапезная. Это было двухэтажное здание, состоявшее из двух палат: «малой трапезы отцов» (трапезной для братии) на первом этаже и «царской палаты» на втором этаже. Тип одностолпной палаты, впервые применённый в Троицком монастыре, впоследствии был использован строителями Грановитой палаты в Москве, после чего получил широкое распространение. В XVIII веке на месте трапезной была построена современная колокольня. Близ трапезной по проекту Еромолова выстроили каменную поварню. В 1476 годуоколо Троицкого собора псковскими мастерами была сооружена церковь Сошествия св. Духа.
В 1530 году в Троицком соборе было совершено таинство крещения долгожданного сына князя Василия III, будущего царя Ивана IV Грозного. В 1547 году, едва в Москве окончились пышные празднования по случаю свадьбы Ивана IV, молодой царь с супругой отправился пешком в Троицкий монастырь, где провёл неделю, каждодневно молясь у гроба Сергия. Впоследствии царь часто бывал в монастыре, совершал молебны по случаю крупнейших побед русских войск; за время царствования Иван IV вложил в развитие монастыря не менее 25 тысяч рублей. При Иване Грозном была осуществлена перепланировка монастыря. Ещё с 1540-х годов велось возведение белокаменных стен вокруг монастыря. В 1550-е годы пояс стен в форме неправильного четырёхугольника протяжённостью около полутора километров был построен. Именно тогда монастырская территория приобрела существующие ныне размеры. Одновременно со строительством стен в трёх прилегающих к монастырю оврагах были устроены запруды, а с южной стороны был выкопан большой пруд. Троицкий монастырь превратился в мощную крепость. В 1561 году он получил статус архимандрии.
В 1559 году в присутствии царя был заложен новый большой собор, получивший название Успенского. Строительство храма растянулось на долгие годы; в 1564 году оно было прервано из-за крупного пожара, во время которого «выгорел Троицкий Сергиев монастырь, трапезы и казны монастырские в палатах, и колоколы многие разлилися и поварни все, и гостии двор, и служни дворы...». Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана Грозного, в 1585 году, в присутствии нового царя Фёдора Иоанновича. После этого в 1585-1586 годах по велению царской четы были проведены широкие художественные работы. Это было связано с тем, что у царя Фёдора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой не было детей, хотя венчание состоялось в 1580 году. Это был не единичный случай — дорогими подарками были одарены знаменитые монастыри и храмы государства «в моление» о чадородии. В Успенском монастыре был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы.
К концу XVI века Троицкий монастырь стал крупнейшим монастырём России; в его собственности насчитывалось 2780 поселений, велась активная торговля — торговые суда монастыря ходили в зарубежные государства.
Развитие монастыря с XVII века по начало XVIII века[править | править код]
В Смутное время Троицкий монастырь выдержал 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапегии А. Лисовского. Польско-литовские войска, подошедшие к монастырю в сентябре 1608 года, обстреливали крепость из 63 орудий и многократно предпринимали попытки штурма; в конце 1609 года в осаждённом монастыре началась цинга, во время эпидемии умерло свыше двух тысяч человек. Всех умерших относили в Успенский собор. К концу зимы людей, способных защищать монастырь с оружием в руках, осталось менее 200. Несмотря на все трудности монастырь стойко оборонялся, по характеристике самих поляков он был вооружён «людьми, железом и мужеством». В ходе успешных вылазок осаждённых большое количество людей теряли и поляки; во время одной из вылазок погиб сын Лисовского Станислав. Узнав о подкопе под Пятницкую башню, защитники возвели напротив подкопа вторую стену, а затем в ходе успешной вылазки взорвали подкоп. 12 (22) января 1610 года осада была снята русскими войсками под предводительством Михаила Скопина-Шуйского. Монастырь стал одним из оплотов Второго ополченияМинина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внёс архимандрит Дионисий, помогавший Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавший дух войска. Ущерб, нанесённый монастырю, описан в «Сказании Авраамия Палицына»: ...от подкопов и от слухов стены градные расседошися, а в иных местех мало не подаше и строения: во обители же службы и келия братския без покрова быша и многие келии и службы в монастыре погорели.
Однако авторитет монастыря, ставшего одним из символов мужества русского народа, вырос, а вместе с ним увеличились и пожертвования в казну. Монастырские укрепление быстро удалось восстановить (при этом стены были надстроены в высоту и увеличены в ширину, а башни обрели дошедший до наших дней облик), начало строительство новых зданий. Рядом с Духовской церковью была возведена большая колокольня, у восточной стены Трапезной появилась церковь Михаила Малеина. Стены Трапезной были украшены яркой росписью. На месте деревянного дворца Ивана Грозного были построены царские хоромы. Около 1640 года был выстроен каменный двухэтажный корпус келий. Среди других крупных монастырских сооружений XVII века — церковь Зосимы и Савватия, Больничные палаты.
Последний раз монастырь видел под своими стенами врага в 1618 году, в ходе похода на Москву польского королевича Владислава. Наступило время процветания монастыря; число крестьянских дворов, принадлежавших обители, достигло 16,8 тысяч, превысив число крестьянских владений царя и патриарха. Собственные кирпичные заводы монастыря обеспечивали непрерывное проведение строительных работ. В окружавших монастырь прудах монахи разводили рыбу, по берегам их были созданы фруктовые сады, поставлены ветряные мельницы.
В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I. Именно в Троице-Сергиевом монастыре происходил разбор дел покаявшихся сторонников Софьи; отсюда уже полновластным правителем Пётр уехал в Москву. При нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. С сооружением новой Трапезной формирование архитектурного облика центральной площади монастыря было почти полностью завершено Над восточной стеной монастыря на средства Строгановых в 1699 году была построена надвратная церковь Иоанна Предтечи.
В начале XVIII века строительство на территории монастыря замерло. Россия вступила в Северную войну (на военные нужды Пётр I взял из монастырской казны 400 тысяч рублей[24]); затем началось строительство новой столицы Росии — Санкт-Петербурга — в связи с чем царём был введён запрет на строительство каменных зданий во всей России. Лишь в 1708 году у стен монастыря были развёрнуты строительные работы: из-за возникшей угрозы проникновения шведской армии в глубь России Москву и близлежащие крепости, в том числе Троице-Сергиев монастырь, было решено укрепить. У Успенских и Красных ворот были сооружены каменные мосты; под монастырскими стенами появились глубокие рвы и бастионы. Рвы просуществовали до 1830-х годов, а земляные укрепления близ угловых башен сохраняются по сей день.
Преемники Петра Великого на российском престоле не проявляли большого интереса к судьбе монастыря; возникли даже планы переноса обители ближе к новой столице, однако им не суждено было осуществиться. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету.
Расцвет Лавры[править | править код]
После восшествия на престол Елизаветы Петровны наступил новый период расцвета монастыря. 1 октября 1742 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Троице-Сергиевом монастыре была открыта духовная семинария (позднее, в 1814 году, в монастырь была переведена Московская Духовная академия, одно из крупнейших религиозных учебных заведений России). Вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.
Елизавета Петровна часто посещала Лавру. Каждый её приезд сопровождался праздненством — фейерверками, пушечной стрельбой и пышными трапезами. Летом в монастыре проводились увеселения; за монастырскими стенами был выстроен пышный увеселительный дворец Корбуха, окружённый оранжереями и парком во французском стиле. Строительство развернулось и на территории самой обители. Ещё в 1738 году московскому архитектору Ивану Мичурину было поручено составить генеральный план монастырской территории. План был составлен и отправлен в Петербург, но был и утверждён лишь в 1740 году; вместе с планом пришёл и проект новой монастырской колокольни, разработанный придворным архитектором. Шумахером. Петербугский архитектор предложил разместить колокольню в геометрическом центре главной площади. Однако Мичурин считал, что в этом месте колокольня окажется заслонена другими сооружениями и «от такова малова расстояния... народом видна много быть не может»; Мичурину удалось добиться переноса места строительства к северу. В 1741 году состоялась закладка колокольни; строительство растянулось почти на 30 лет и было завершено лишь в 1770 году. Для новой звонницы прямо на территории монастыря был отлит царь-колокол весом в 4065 пудов.
Перестройке должны были подвергнуться многие сооружения Лавры; архитектурный стиль монастырских сооружений планировалось привести в соответствие вкусам середины XVIII века. В1745 году был вычерчен альбом перестройки всей лаврской территории с подробным описанием построек монастыря. Ускорению перестройки способствовал сильный пожар, случившийся в1746 году, который уничтожил все деревянные постройки монастыря. Началась глобальная реконструкция Лавры в соответветствии с альбомом 1745 года; работы продолжались до 1789 года. Новый облик монастырских сооружений напоминал внешнее убранство дворцов того времени. Здания были выкрашены в яркие тона, подчёркивавшие красоту белых и позолоченных лепных деталей. Под стать внешнему декору пышный облик получили интерьеры сооружений. Самую роскошную отделку обрели Царские чертоги (лепнина и живопись на потолке, наборный паркет, изразцовые печи, шёлковая обивка стен). Первоначальный декор многих старых зданий был утрачен; например, сооружения вдоль западной стены монастыря, в том чиле Больничные палаты, обрели единый фасад с одинаковыми окнами и галереей на столбах. Некоторые здания (в том числе кузница и оружейная палата) были разобраны. Архитектура ряда сооружений в альбоме была вычурна; контролировавшим перестройку архитекторам Ивану Мичурину и Дмитрию Ухтомскому удалось внести в проект ряд существенных изменений (например, было отменено решение о возведении над монастырскими зданиями двуъярусных фигурных крыш по голландскому образцу). Перестройка затронула и древние храмы обители; так, главы Троицкого собора и Духовской церкви были замены на луковичные, а сводчатую паперть Троицкого собора заменили высоким крыльцом. Главы большинства храмов позолотили. На территории Лавры появились мощёные белым камнем дорожки, а главная аллея — от Святых ворот до Троицкого собора — была украшена коваными решётками. Наконец, в 1792 году на главной площади был сооружён обелиск с медальонами, текст в которых повествует об истории монастыря; обелиск использовался как хронометр — на трёх его сторонах размещены солнечные часы.
В XVIII—XIX веках Троице-Сергиева Лавра стала одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев (в1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян). Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала приумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий Радонежский). Значение Лавры как культурного центра также возрастало; в 1814 году сюда из Москвы была переведена Духовная академия, расположившаяся в здании Царских чертогов. В связи с размещением академии ряд зданий был перестроен, появились новые постройки, — всё это, по мнению некоторых исследователей, привело к нарушению целостности архитектурного комплекса.
К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей —П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы на территории Посада (старая и новая), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. У стен Лавры велась бойкая торговля, близ монастыря появлялись торговые ряды, гостиницы и доходные дома. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.
Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работыАндрея Рублёва (ныне в Третьяковской галерее, Москва) — привлекали тысячи паломников со всех концов России.
В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иныеархиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся вризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.
Наиболее известными настоятелями Лавры в XIX веке были митрополит Платон (Левшин), ведший активное строительство, святитель Филарет, переписывавшийся с А. С. Пушкиным и основавший близ Лавры Гефсиманский скит, и святитель Иннокентий (Вениаминов), бывший первым православным епископом Америки.
История Лавры в XX веке[править | править код]
В первые годы XX века на территории монастыря продолжалось строительство, сооружались новые кельи и корпуса, хозяйственные сооружения, торговые ряды; в 1905 году была организована лаврская типография.
1918 год стал началом трудного периода в истории Лавры. По утверждении 20 января (по ст. ст.) 1918 года СНК РСФСР Декрета Об отделении церкви от государства и школы от церкви[38], Лавра, как и иные монастыри в России, находящиеся на территории, контролируемой большевиками, была юридически обращена в трудовую артель, однако монашеская жизнь продолжалась явочным порядком до 21 октября 1919 года, когда монахи были переселены в Черниговский и Гефсиманский скиты. 10 ноября 1919 года президиум исполкома Сергиевского уезда принял решение о закрытии Лавры ввиду острой нехватки помещений для больниц, школ, детских учреждений. В марте 1919 года была распущена Московская Духовная академия, а её помещения были отданы электротехническим курсам; 11 апреля были вскрыты мощи преподобного Сергия. 20 апреля 1920 года, несмотря на ряд посланий Патриарха Тихона председателю Совнаркома В. И. Ульянову (Ленину) с просьбой об отмене распоряжения о закрытии Лавры, вышло постановление СНК «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена и нашла себе место в трудовых коммунах; последнее богослужение в Троицком соборе было совершено 31 мая 1920 года. В том же 1920 году на территории Лавры был организован историко-архитектурный музей. В 1929 году были закрыты последние скиты близ Лавры и изъята на переплавку большая часть лаврских колоколов (уцелели колокол «Лебедь» 1593 года и древнейший, «никоновский», 1420 года). На территории Лавры до 1953 года находился Загорский учительский институт.
Реставрация Лавры[править | править код]
К концу 1930-х годов некоторые памятники Лавры были частично перестроены и приспособлены под жильё и другие не свойственные им хозяйственные нужды.
Первая комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры была создана ещё в 1918 году, однако проходившие под её наблюдением реставрационные работы были не систематическими, не существовало единого проекта реставрации. Инициатором и организатором планомерных реставрационных работ стал директор Загорского историко-художественного музея С. А. Будаев, заказчиком — Загорский музей, в 1938 году был приглашён молодой архитектор И. В. Трофимов. Ему было поручено, в развитие декрета 1920 года, подписанного Лениным, об обращении ансамбля Троице-Сергиевой Лавры в музей, подготовить обоснованный доклад в Совнарком РСФСР о выделении средств на научную реставрацию памятников этого историко-художественного ансамбля. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи работ и сметы по пятнадцати объектам. На основании этих материалов 1 февраля 1940 года было принято постановление Совнаркома, по которому весь комплекс памятников Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским государственным историко-художественным музеем-заповедником. И. В. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. Для их производства был организован специальный научно-производственный строительный участок и создан Учёный совет, утверждённый Государственным комитетом по делам искусств; на проведение запланированных работ правительством была выделена сумма в 6 млн рублей. Председателем совета был назначен архитектор академик И. В. Рыльский, учёным секретарём —В. П. Зубов, представителем от заказчика, Загорского музея, — архитектор Н. Д. Виноградов. В совет входили архитектор академик И. В. Жолтовский; инженер П. В. Щусев; археолог доктор исторических наук А. В. Арциховский; историк С. В. Бахрушин. В разное время в качестве консультантов приглашались академики А. В. Щусев и И. Э. Грабарь, с 1940 года осуществлявший наблюдение за реставрацией живописи; генерал-лейтенант, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев; эксперты по прикладному искусству и живописи Н. Н. Соболев, Д. И. Киплик, Ф. Я. Мишуков; историки — А. Г. Новицкий и А. Г. Габричевский. Рабочих-реставраторов не хватало, и в 1945 году было открыто художественно-ремесленное училище с трёхлетней программой обучения, готовившее белокаменщиков, лепщиков, плотников и других мастеров реставрационных работ.
Ансамбль Троице Сергиевой Лавры складывался на протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, и вместе с развитием ансамбля менялся и облик его отдельных сооружений. Задачей реставратора было найти художественный оптимум для каждого памятника, то есть момент его наивысшего художественного расцвета — по этой причине началу работ не предшествовало создание проектной документации, в ходе создания проекта проводились натурные раскрытия. Цель реставрации состояла не в том, чтобы вернуть ансамбль к какому то определённому «оптимальному году», а, напротив, показать его как интеграцию или синтез всего художественного развития.
В работе И. В. Трофимова принимал большое участие отец, художник В. П. Трофимов. Живописные полотна Викентия Павловича «Трапезная Троице-Сергиевой Лавры», «Вид с колокольни Троице-Сергиевой Лавры», «В бывшей Троице-Сергиевой Лавре» и другие дают возможность увидеть памятники непосредственно после восстановления.
Несмотря на многочисленные трудности военного и послевоенного времени, удалось ликвидировать аварийное состояние ряда памятников, выполнить капитальную реставрацию Больничных палат с церковью Зосимы и Савватия Соловецких XVII в., церкви Сошествия Святого духа XV в., белокаменного цоколя Колокольни, восточной части гульбища Трапезной конца XVII в., Митрополичьих покоев, частично Царских чертогов и значительных участков крепостных стен и башен. Особенно значительные работы были проведены по Больничным палатам, застроенным новыми сооружениями и буквально возвращённым из небытия (однако разборка трапезной XVII—XVIII веков, пристроенной к церкви Зосимы и Савватия, была признана недостаточно обоснованной). В то время это были крупнейшие в СССР реставрационно восстановительные работы. Вокруг стен монастыря была организована 30-метровая запретная для строительства охранная зона.
После 1950 года реставрационные работы, проводившиеся в основном по памятникам, переданным Московской Патриархии, стал вести бывший студент практикант И. В. Трофимова В. И. Балдин, в 1963 году совместно с А. Г. Устиновым предложивший комплексный проект реставрации ансамбля лавры. В ходе реставрации в 1956—1959 годах все здания и сооружения монастыря были освобождены от занимавших их посторонних учреждений. К 1970 году основной объём реставрационных работ был выполнен. Результаты проведённой Балдиным реставрации были оценены неоднозначно, в частности, И. В. Трофимов отмечал принципиальные ошибки и ущерб, нанесённый отдельным зданиям и всему ансамблю Троице-Сергиевой Лавры в целом. Реставрация продолжалась и в 1970-е годы — ряд объектов был воссоздан под руководством архитекторов Ю. Д. Беляева и Ю. Н. Шахова.
В 1993 году архитектурный ансамбль лавры вошёл в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
В 1990-е и 2000-е годы ряду зданий была возвращена первоначальная окраска стен, отремонтированы кровли храмов, восстановлены росписи; масштабной реставрации подвергалась колокольня. Весной 2004 года на колокольню был поднят заново отлитый Царь-колокол, звон которого прихожане впервые услышали 30 мая того же года, в праздник Пятидесятницы.
Религиозная жизнь[править | править код]
Начало возрождения монашеской жизни Лавры относится к началу 1946 года. Патриарх Алексий I стал настоятелем, первым наместником по открытии был архимандрит Гурий (Егоров). Троице-Сергиева лавра оставалась основным местопребыванием патриархов до 1983 года, когда резиденция была переведена в московский Данилов монастырь.
В воспоминаниях архиепископа Ярославского и Ростовского Михея (Хархарова) указано, что главу преподобного Сергия Радонежского, сокрытую на период закрытия Лавры, вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил её в период с 1941 по 1945 год в алтарецеркви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
Мощи преподобного Сергия были переданы наместнику по акту вечером 20 апреля 1946 года и перенесены в Успенский собор, возвращённый в том же году Патриархии. Первая литургия была совершена в Успенском соборе в ночь на Пасху, 21 апреля 1946 года. В воспоминаниях одного из очевидцев возрождения Лавры, протодиакона Сергия Боскина встречается много упоминаний об отце Иларионе, возглавившем вместе с архимандритом Гурием первые богослужения после 26-летнего отсутствия в обители монашеской жизни. По свидетельству протоиерея Владимира Жаворонкова, первый богослужебный возглас после открытия Лавры был сделан отцом Иларионом.
В августе 1946 года наместником стал архимандрит Иоанн (Разумов).
21 ноября 1946 года Патриарх Алексий I освятил заново трапезный храм прп. Сергия Радонежского, бывший закрытым для богослужения с 1921 года. В конце 1946 года Лавра была показана сыну президента США Франклина Рузвельта — Эллиотту Рузвельту (Elliott Roosevelt) с супругой, которых встречал наместник архимандрит Иоанн с братией. В последующие годы до распада СССР подобные демонстрации свободы религии в СССР стали обычной практикой. В 1949 году в стенах Лавры возобновила деятельность Духовная академия, воссозданная в 1946 году) 15 ноября 1959 года Патриархом Алексием I был благословлён новый Устав Троице-Сергиевой Лавры. В Лавре проходили Поместные Соборы РПЦ 1971, 1988, 1990 годов. В пещерном храме под Успенским собором погребены Митрополит Макарий (Невский) († 1926), Патриархи Алексий I († 1970) и Пимен (Извеков) († 1990).
Современное состояние[править | править код]
Братия Лавры насчитывает около 200 монахов. В их числе духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). Наместник Лавры — с 30 ноября 1988 года Феогност (Гузиков), ныне архиепископ Сергиево-Посадский, викарий Московской епархии, назначенный Указом священно-архимандрита Лавры Патриарха Пимена (Извекова) и сменивший архимандрита Алексия (Кутепова). Согласно Уставу Русской православной церкви, священно-архимандритом Троице-Сергиевой Лавры является Патриарх Московский и всея Руси.
Коллегиальный орган управления — Духовный собор Лавры (с 1897).
В монастыре также действует православное издательство (Патриарший издательско-полиграфический центр Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) и паломнический центр, регулярно проводятся экскурсии для посетителей.
Храмы и строения[править | править код]
Троицкий собор[править | править код]
Самое раннее[54] сооружение в монастыре — четырёхстолпный крестово-купольный Троицкий собор из белого камня, построенный в 1422—1423 годах на месте деревянного одноимённого храма; один из немногих сохранившихся образцов московского белокаменного зодчества XIV—XV веков (наиболее близкие по времени ссоружения — Успенский собор на Городке и Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, а также Спасский собор Андроникова монастыря в Москве). Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Лавры. Собор построен преемником основателя монастыря Никоном «в честь и похвалу» преподобному Сергию Радонежскому, а заложен в год прославления последнего во святых. Троицкий собор — четырёхстолпный храм с тремя апсидами и одной главой; белокаменные стены храма завершены полукружиями килевидных закомар, очертания которых повторяют два ряда расположенных выше кокошников. Храм увенчан башнеобразным барабаном с шлемовидным куполом. Стены собора выложены из блоков белого камня[56]; единственным украшением фасада служат три ленты «плетёного» орнамента. Особенностью собора является несоответствие членения фасадов организации внутреннего пространства (например, порталы размещены не по осям центральных закомар, барабан смещён в сторону алтаря); по мнению архитектора В. И. Балдина, строители пошли на нарушение архитектурного канона для создания наиболее удобного интерьера храма. Интерьер храма характеризуется единством пространства и выраженной устремлённостью вверх. Благодаря применению при строительстве оптических поправок, строгой закономерности в построении каждого элемента интерьера (основные членения собора соотносятся между собой по высоте как 3:5:8, что соответствует пропорциям золотого сечения), крутой форме арок и сводов создаётся впечатление большей высоты в храме, нежели в реальности. Выше арок порталов стены имеют наклон внутрь, достигающий 45 см.
Над иконостасом собора работали знаменитые русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный; для этого иконостаса была написана Рублёвым икона «Святая Троица». В настоящее время иконостас собора состоит из пяти ярусов, причём 40 икон, размещённые в средних ярусах, сохранились со времён сооружения храма. Оригинальная стенопись собора не сохранилась; в 1635 году первоначальная стенопись была полностью сбита, а стенопись XVII века неоднократно поновлялась. При этом основные композиционные линии первоначальной росписи стен были сохранены мастерами, возобновлявшими стенопись собора в XVII веке. В 1949—1952 годах при попытке обнаружить фрагменты рублёвской стенописи в верхней части собора был раскрыт фрагмент стенописи XVII века площадью 650 м2; этот фрагмент был закреплён при реставрации, а несохранившиеся участки были дописаны в духе стенописи XVII века. В интерьере собора важное место занимают киоты по сторонам подкупольных сводов (1835 год) и серебряная сень над ракой Сергия (1737 год). Сама рака, скрытая под сенью, тоже является крупным произведением русских чеканщиков; она выполнена в XVI веке по повелению Ивана IV. С юга к Троицкому собору примыкает бесстолпная одноглавая Никоновская церковь (1552), построенная над моглий преемника Сергия, игумена Никона. К западной половине южной стены собора, на месте, где, по преданию, была келия преподобного Сергия, пристроена Серапионовская палатка (нынешняя — постройки 1783 года, нынешний облик получила после 1826 года) — над мощами Новгородского архиепископа Серапиона, скончавшегося в монастыре; здесь также погребены митрополит Иоасаф (Скрипицын) и Дионисий Радонежский († 1633).
Сооружения XVI—XVII веков[править | править код]
Второй по возрасту лаврский храм — Духовский (или храм Сошествия Святого Духа на Апостолов) — воздвигнут в 1476 году. По свидетельствам московских летописцев, храм был возведен зодчими из Пскова[59]. Завершается он невысокой синекупольной колокольней (тип храма — «иже под колоколы»). Храм декорирован богаче Троицкого собора; примечателен узорчатый фриз, покрытый поливными изразцами с цветной глазурью. Апсида храма украшена вертикальными жгутами-полуваликами, в верхней части соединёнными белокаменными гирляндам со вставками в форме «крабов» или «жучков»[60]. Стенопись храма выполнена в 1655 году.
Крупнейшее сооружение монастыря — Успенский собор — воздвигнуто в 1559—1585 годах по образцу Успенского собора Московского Кремля. Собор отличают лаконичность форм и простота декора стен, украшенных лишь характерным для владимиро-суздальского зодчества аркатурно-колончатым поясом. Лопатки, разделяющие северную и южную стену на доли, напоминают контрфорсы. Собор увенчан массивным пятиглавием. Широкие работы по обустройству церкви выполнены по велению царской четы — царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой. Они были проведены в 1585-1586 годах, в этот момент был устроен придел Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины, которые являлись тезоименитыми святыми царской четы[17]. В работе над иконостасом принимал участие Симон Ушаков, фрески выполнены в 1684 Дмитрием Григорьевым и другими. Стенопись Успенского собора подчинена строгому канону и необычайно цельна; все картины объединяет общий цвет фона, спокойная сиренево-фиолетовая гамма рисунка. В XVIII веке собор был частично перестроен; так, купола были заменены на луковичные, расширены окна[8].
К северо-западному краю собора примыкают могилы Бориса Годунова и его семьи, над которыми в 1780 была сооружена шатровая палатка (не сохранилась). С юго-западной стороны к Успенскому собору примыкает так называемая Надкладезная часовня, сооружённая в нарышкинском стиле (конец XVII в.). Вблизи западной стены Лавры располагаются казначейские и больничные палаты, последние — с церковью соловецких Зосимы и Савватия — единственным шатровым храмом монастыря. За храмом — Крепостная и Келарская палаты (XVI—XVII вв.). С восточной стороны, за святыми вратами, над широким арочным проёмом, служащим продолжением торжественного входа в монастырь, — пятиглавая надвратная церковь Иоанна Предтечи (1693—1699) строгановского направления стиля московского барокко; построена на средства купцов Строгановых на месте старой надвратной церкви во имя Сергия Радонежского. Архитектуре церкви присущи черты многих строгановских построек: свободная трактовка классических форм, сложный барочный декор. Полуколонны делят стены четверика внизу на три части, а вверху на две. Церковь украшают также восьмигранные окна, обрамлённые резными белокаменными вставками. После пожара 1746 года, когда церковь сильно пострадала, внешнее убранство было восстановлено лишь частично, а декоративные элементы фасада покрыты сусальным золотом (впоследствии для стен был выбран единый красный цвет). В 1806 году четыре купола изначально пятиглавого храма были сняты[62][63].
Стены монастыря построены в XVI веке и надстроены в XVII веке; облик их почти не претерпел изменений до наших дней. Стены имеют три боевых яруса, с внешней стороны третьего яруса находится узкий парапет с вертикальными стрельцами; между стрельницами расположены отверстия навесных машикулей. Высокие угловые башни крепости, восьмигранные в плане, выложены в XVII веке на месте первоначальных башен. Остальные башни надстроены в XVII веке, они более низкие и прямоугольные в плане, в нижней своей части эти башни сохранили элементы башен XVI века. Примечательна архитектура угловой Уточьей башни; на восьмигранном основании башни во второй половине XVII века выстроена декоративная надстройка, которую венчает шпиль с каменной птицей. Краснокирпичная башня декорирована большим количеством белокаменных деталей[64].
Одна из архитектурных доминант — монастырская трапезная с церковью Сергия Радонежского (построена в 1686—1692) в южной части Лавры — почитается одним из лучших образцов московского барокко[11]. Это длинное (свыше 85 м) сооружение на высоком окружённом гульбищем подклете. Стены трапезной исключительно богато украшены: почти всю поверхность занимают узоры, полуколонки и картуши сложного рисунка. Мастера, создававшие внешнее убранство Трапезной, выбрали для окраски здания яркие синие, жёлтые, зелёные и красные цвета. Размещённый на втором этаже зал трапезной площадью 500 м² предназначался для торжественных приёмов; он также обладает богатым декором. Зал перекрыт полуциркулярным сводом высотой почти 10 м, украшенным рельефными вставками с растительным орнаментом[65]. Росписи внутри трапезной относятся к XIX веку. Резной позолоченный иконостас (XVII) в Сергиевской церкви был поставлен в 1948 году, из разрушенного московского храма Николы «Большой Крест», что у Ильинских ворот. В 1956 году в трапезной палате освящены приделы: северный — в честь святителя Иоасафа Белгородского и южный — в честь преподобного Серафима Саровского.
Царские чертоги (вторая половина XVII века) у северной стены Лавры служили покоями, в которых жил царь Алексей Михайлович во время своих приездов в монастырь. Чертоги, как и Трапезная, — богато украшенное здание. Стены чертогов декорированы поливными изразцами. В основе интерьера здания — две анфилады (один из первых примеров подобного расположения комнат в России[66]), получившие отделку — наборные полы, изразцовые печи, лепнину — к середине XVIII века. Первоначально чертоги, как и Трапезная, были окружены гульбищем (разобрано в 1814 году)[66]. К XVII веку также относятся братские кельи на юго-востоке монастыря (1640, Предтеченский и Варваринский корпуса) и Экономический корпус.
Сооружения XVIII—XX веков[править | править код]
Ряд интересных сооружений создан на территории Лавры и в XVIII веке. Это небольшая Михеевская церковь рядом с трапезной, выросшая в 1734 над местом погребения Михея Радонежского. Другое сооружение XVIII века — восьмигранная барочная Смоленская церковь (церковь Одигитрии), построенная, вероятно, архитектором Ухтомским в 1746—1748 на средства графа А. Г. Разумовского (предание связывало её постройку с тайным браком императрицы Елизаветы Петровны с последним) — обладает четырьмя широкими каменными лестницами, расположенными по периметру, и каменными балюстрадами. Поставленный после возобновления Лавры иконостас в Смоленской церкви — из уничтоженной московской церкви Параскевы Пятницы, что на Пятницкой улице[67].
Трёхэтажные Митрополичьи покои, бывшие резиденцией московских архиереев, были полностью перестроены в 1778; они получили убранство в виде пилястр, картушей и фигурных наличников; балкон здания окружён изящной кованой решёткой. Архитектура Митрополичьих покоев, характерная для гражданских сооружений середины XVIII века, дошла до наших дней в неизменном виде[68][69]. Примечательна была также архитектура построенного в конце XVIII века Конного двора. Это сооружение с мощными стенами и просторным внутренним двором, появившееся на берегу Белого пруда, напоминало средневековый замок. Башни по углам Конного двлоа были увенчаны высокими шпилями с изображениями всадников. По сторонам прямогуольного в плане двора размещались хозяйственные службы (конюшни, каретные сараи и др.). Первоначальный облик Конного двора не сохранился: сооружение подвергалось многочисленным перестройкам, в 1909 году был надстроен второй этаж[70][71].
Пятиярусная Лаврская колокольня, построенная в 1741—1770 годах, Д. М. Ухтомский), считается[72][73] одним из лучших памятников русской архитектуры XVIII в. Колокольню украшают изящные белые колонны, белокаменные картуши сложного рисунка во фронтонах первого яруса, а также навершие в виде причудливой золотой чаши. Первоначальный проект, созданный придворным архитектором Иоганном Шумахером, предполагал сооружение трёхярусной колокольни напротив западного входа в Успенский собор. Однако московский зодчий Иван Мичурин, курировавший строительство первые семь лет, изменил место сооружения колокольни. По мере строительства в петербургском проекте обнаруживались всё новые недочёты; в итоге проект был передан архитектору Дмитрию Ухтомскому. Ухтомский полностью переработал проект и решил сделать колокольню пятиярусной. Во фронтонах первого яруса архитектор предлагал разместить портреты русских царей, а у парапета — 32 скульптуры, прославляющие человеческие добродетели («Разум», «Верность», «Любовь к Отечеству» и др.). Эту часть проекта реализовать не удалось, вместо скульптур на парапете были поставлены вазы. По окончании строительства колокольня стала одним из высочайших сооружений России своего времени (так, высота её вместе с крестом — 87,33 м — на 6 м превышает высоту колокольни Ивана Великого в Москве)[74]. К началу XX в. звонница лавры насчитывала 42 колокола, а размещённый на втором ярусе Царь-колокол был на момент установки крупнейшим из действовавших в России колоколов[73]. Бо́льшая часть колоколов была разбита в 1929—1930 годах. В 2002—2004 годах были отлиты и подняты на колокольню новые колокола, в их числе Царь-колокол весом 72 т[75]. В 1784 году на третьям ярусе колокольни были установлены часы с курантами, созданные тульским мастером Иваном Кобылиным. Часы исправно работали до 1905 года, когда монастырское руководство приняло решение заменить их более новыми. Рядом с колокольней находится обелиск, установленный в 1792 в память о славных делах и событиях, бывших в обители.
В связи с переездом из Москвы в 1814 году Духовной академии некоторые здания были перестроены. Так, здание Царских чертогов утратило наружные лестницы, а для сообщения между этажами были пробиты своды. Появились и новые здания для нужд академии: больница, столовая, баня и библиотека; к зданию Царских чертогов были пристроен трёхэтажный учебный корпус[33]. Крепостные стены и башни теперь тоже использовались под хозяйственные нужды: в них разместились мастерские и жилые помещения. При этом завершения башен из шатровых в сферические, бойницы были растёсаны в большие окна. Братские кельи лишились наружных галерей, местами были надстроены. Древние лаврские соборы оказались скрыты новейшими пристройками. В результате многочисленных перестроек XIX века гармония архитектурного ансамбля монастырского комплекса была нарушена[33][34]. С конца XIX века и в течение 20 лет[76] архитектором Лавры был А. А. Латков. Им построены многочисленные здания[77]: Странноприимный дом Лавры (1892), Больничный корпус (1890-е годы, ныне используется в качестве помещения Московской Духовной академии), а также Фабрика игрушек (Больница для заразных), (1894—1896), кузница конного двора (1890-е годы), жилой дом (Арендный дом Лавры) (1910—1914), торговые ряды Лавры (1902), торговые лавки Лавры (1894, 1906), Пафнутьев сад Лавры (нач. XX века).
Святыни[править | править код]
Фото[править | править код]
Видео[править | править код]
Как добраться[править | править код]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Паломнику[править | править код]
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.