Монастырь Хиландар (Афон): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 51: Строка 51:
'''Проезд:''' Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от [[Монастырь Эсфигмен (Афон)|монастыря Эсфигмен]] (40 мин ходьбы); от [[Монастырь Зограф (Афон)|монастыря Зограф]] (2ч 30м ходьбы); или от [[Монастырь Ватопед (Афон)|монастыря Ватопед]] (4ч ходьбы).  
'''Проезд:''' Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от [[Монастырь Эсфигмен (Афон)|монастыря Эсфигмен]] (40 мин ходьбы); от [[Монастырь Зограф (Афон)|монастыря Зограф]] (2ч 30м ходьбы); или от [[Монастырь Ватопед (Афон)|монастыря Ватопед]] (4ч ходьбы).  


Из Хиландара путь лежит в болгарский [[Зограф]], который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).
Из Хиландара путь лежит в болгарский [[Монастырь Зограф (Афон)|Зограф]], который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).


== Фото* ==
== Фото* ==

Версия от 22:25, 9 августа 2021

Идёт загрузка карты…
Монастырь Хиландар (Афон)

Хиланда́р занимает в святогорской иерархии 4-е место; состоит в юрисдикции Константинопольского патриарха, но духовно поддерживается Сербской Православной Церковью, являясь одной из величайших сербских святынь. Находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова.

История[править | править код]

Монастырь Хиландар посвящён Рождеству Пресвятой Богородицы. Судя по некоторым рукописным источникам, обитель с таким именем существовала уже в X веке, но со временем пришла в запустение. С этим этапом истории монастыря, связано и его название: первоначально он именовался «обитель Георгия Хиландара» – так звали пустынника подвизавшегося в монастыре в конце X века. От первой обители в Хиландаре сохранился только колодец. В 1198 году указом византийского императора Алексия III Ангела монастырь был передан сербским святым Савве и его отцу Стефану Немане (в иночестве Симеону). Их трудами началось восстановление обители. Попечение о Хиландаре продолжил его второй ктитор – сербский король Стефан Урош Милутин, а после него – царь Стефан Душан, именовавшийся самодержцем греков, сербов и болгар (он, между прочим, известен в святогорских преданиях ещё и тем, что поднялся на самую вершину Афона на коне). Став самой значительной славянской обителью на Святой Горе, Хиландар сделался мостом связавшими узами дружбы Сербию и Византию, колыбелью сербской духовности и центром распространения исихастской традиции в славянском мире. Показательно, что с этой обителью были связаны практически все предстоятели Сербской церкви.

Покровительствовали монастырю византийские императоры Андроник II и Михаил VII Палеологи и русские цари. Постепенно Хиландар приобрёл многие земли, так что в настоящий момент его владения превосходят по площади даже наделы Великой Лавры.

В XVIII веке в монастыре преобладали иноки из Болгарии. Среди них стоит выделить Паисия Хиландарского – автора первого текста новейшего периода болгарской письменности – «Истории болгарского народа» (1762).

Насельники Хиландара поддержали восставших против османского владычества греков, и монастырь был занят и разорён турецкими войсками, причинившими ему значительный ущерб. Также Хиландар серьёзно пострадал от пожаров 1722 и 1891 годов. В 1896 году, спустя несколько лет после второго бедствия, обитель была восстановлена на пожертвования Сербского царя Александра.

Соборный храм Хиландара был построен в начале XIII века, на месте и с учётом архитектурных особенностей и пропорций кафоликона, существовавшего здесь в X веке, т.е. в начальный период жизни монастыря. Он считается одним из самых красивых афонских соборов и характерным образцом храмовой архитектуры Византии. Первоначальные фрески датировались 1320 годом и принадлежали знаменитому мастеру Георгию Каллиергию из греческой провинции Македония. К сожалению, позднее храм был расписан ещё раз (1803–1804 гг.), и значительная часть древних фресок была утрачена. Деревянный иконостас кафоликона датируется 1774 годом, а некоторые иконы в нём XVI века. За ним сохранился и древний мраморный иконостас. В западной части литийного притвора можно увидеть изображение сербского царя Стефана V Уроша Милутина и его тестя византийского императора Андроника Палеолога. Там же находится хоругвь, привезённая в монастырь Александром I Обреновичем в 1896 году.

Около 1200 года была построена «башня Святого Саввы», которая в последующие годы несколько раз достраивалась. На четвёртом этаже пирга расположена часовня Иоанна Предтечи, расписанная в конце XVII века. Рядом с башней в XIV веке был построен параклис Архангелов. По соседству с фиалом, расписанным в 1847 году, находятся два кипариса, посаженные самим святым Саввой. Они несколько раз становились убежищем не только для многочисленных певчих птиц, но и для монастырских сокровищ. В минуту опасности иноки прятали там самое ценное. Колокольня Хиландара находится в восточном корпусе обители. На её последнем четвёртом этаже располагается параклис св. Иоанна Рыльского, а к югу от него находится монастырская больница и часовня Покрова Божией Матери, построенная в 1740 году на средства архимандрита Герасима.

19 февраля 2004 года в Хиландаре произошёл страшный пожар. За ночь сгорело более двух третей построек, сохранились в основном лишь те, что были заложены ещё самим святителем Саввой. Сгорел и обширный архондарик. Приходящий в Хиландар может приложиться к иконе Божией Матери «Троеручица», может даже попасть и на трапезу, но рассчитывать на ночлег можно не всегда. Работы по восстановлению обители продолжаются: большую помощь Хиландару оказало сербское правительство и многие организации и частные лица из Греции, Сербии и других стран.

В 1979 года в Хиландаре был открыт двухэтажный музей, включающий в себя экспонаты из монастырской ризницы, библиотеки и архива. Одно из главных сокровищ – царские врата, современные основателю монастыря Георгию Хиландару. Широко известна мозаичная икона Одигитрии XII века, большой интерес представляют и другие уникальные сокровища, хранящиеся в музее.

Хиландару принадлежит несколько келий в районе афонской столицы Кареи. Среди них стоит выделить «Типикарницу» (в ней хранится чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница»), «Патерицу» (хранится посох Саввы Сербского) и келию Успения Пресвятой Богородицы, более известную как «Моливдоклисья» (она расписана мастерами критской школы в XVI веке).

Совершить виртуальную экскурсию по монастырю

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Чудотворные иконы:

В соборном храме справа от клироса находится посеребрённая гробница, в которой почивало нетленное и мироточивое тело преподобного Симеона – основателя монастыря, перенесённое его великим сыном в Сербию для умирения возникшей там смуты. Из этой гробницы выросла с наружной стороны храма виноградная лоза, плоды которой обладают чудесной целебной силой, особенно для бесплодных супругов. В монастыре хранится множество книг с присланными фотографиями новорождённых детей и писем от их благодарных родителей.

В Хиландаре пребывает чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». История этого образа связана с жизнью прп. Иоанна Дамаскина – богослова, ревностного борца с иконоборческой ересью, насаждавшейся в VIII веке византийским царём Львом Исавром. Император-еретик оклеветал Святого, служившего при дворе дамасского эмира. Император подделал письмо, в котором христианин Иоанн якобы предлагал императору способ нападения на своего правителя-мусульманина. Эмир приказал отсечь Святому кисть правой руки. Ночью Иоанн приложил отсечённую кисть к руке и, стоя перед иконой Богородицы, просил у Неё исцеления. Совершилось чудо: кисть приросла! В благодарность за исцеление Иоанн заказал серебряную кисть и приложил её к иконе. (Его примеру следуют и поныне благочестивые греки, получившие исцеления молитвами Богородицы или Святых: на многих чудотворных иконах можно видеть привешенные серебряные ручки, ножки, монеты, часы, ордена и т.п.) После этого Иоанн принял монашеский постриг и удалился с этим образом в Лавру прп. Саввы Освященного. Там «Троеручица» пребывала пятьсот лет, пока Лавру не посетил будущий великий сербский святитель Савва, которому она и была передана. Сначала свт. Савва отнёс образ в Сербию, но, когда там возникла смута, икону возложили на осла и пустили его странствовать по воле Царицы Небесной. И осёл пришёл к святогорскому Хиландару.

Поначалу «Троеручица» пребывала в алтаре собора. Но через некоторое время в обители возникли нестроения, связанные с выбором нового игумена: монастырские отцы никак не могли прийти к единому решению. И вот однажды братия увидела, что образ «Троеручицы» перенёсся из алтаря и стоит на игуменском месте. Икону перенесли обратно, а собор тщательно закрыли. Однако, несмотря на это, на следующий день «Троеручица» опять оказалась на месте игумена. Когда это повторилось в третий раз, братия поняла, что Пресвятая Дева желает Сама игуменствовать в их монастыре. С тех пор в Хиландаре не выбирают игумена, а перед всяким важным делом иноки берут благословение у своей Игуменьи – «Троеручицы». Интересно что эта икона двусторонняя: на одной стороне изображена Богородица, на другой Святитель Николай Чудотворец.

В обители хранится величайшая святыня – окаменевшая Кровь Спасителя. Также здесь пребывают части Животворящего Креста Господня, Его тернового венца, трости и пелен; часть смирны из даров волхвов. В монастыре также хранятся честная глава пророка Исайи, мощи вмчч. Пантелеимона и Феодора Стратилата, мчч. Евстратия и Марины, свтт. Григория Богослова, Евтихия и Никифора, патриархов Цареградских, прп. Симеона Столпника, вмч. Артемия и других святых.

Монастырь имеет одну из крупнейших библиотек славянских и греческих рукописей. В библиотеке хранятся около 700 славянских рукописей, из которых 25 написаны на пергаменте, и более 6600 томов книг.

Информация для паломника[править | править код]

Телефон: +30 23770 23797, +30 23770 23760

Проезд: Монастырь Хиландар находится на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Паломники могут добраться до Хиландара а)паромом из поселка Иериссос или из монастыря Эсфигмен, б)паромом из Урануполис или из Дафни до пристани монастыря Хиландар, и затем на монастырской машине бесплатно доставляют всех желающих в монастырь Хиландар, в) пешком от монастыря Эсфигмен (40 мин ходьбы); от монастыря Зограф (2ч 30м ходьбы); или от монастыря Ватопед (4ч ходьбы).

Из Хиландара путь лежит в болгарский Зограф, который отстоит километров на десять. В этот монастырь также можно добраться от его причала на западной стороне, удалённого от обители на четыре километра (как правило, паломников прибывших на корабле, подвозят до монастыря на небольшом автобусе).

Фото*[править | править код]


(*) автор фото: прот. Константин Пархоменко

Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]