Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 138: Строка 138:


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Молченский_женский_монастырь1.jpg|Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь
Молченский_женский_монастырь2.jpg|Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь
Молченский_женский_монастырь3.jpg|Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь
Молченский_женский_монастырь4.jpg|Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==

Версия от 10:46, 4 ноября 2015

Идёт загрузка карты…

Рождества Богородицы Молченский Печерский монастырь

Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь

- женский монастырь Конотопской епархии Украинской Православной Церкви. Находится в городе Путивль.

История[править | править код]

В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.

Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц. Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: "В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля..."

Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.

История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как "смутное время".

В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника - царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) - в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.

Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы. Польские феодалы решили использовать "Лжедмитрия" в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли. В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю - сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.

В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха "расстриги" историк Н.М.Карамзин объясняет тем, что здесь еще "жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они, естественно, ожидали мятежа, как счастья". Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль" главой и зачинщиком всех мятежных городов".

Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее -собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, "потаенная восьмигранная палата", располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.

Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал "прелестные письма", в которых извещал народ о своем "чудесном спасении" и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.

Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, процарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.

В "смутное время", между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже ХУП-ХУШ веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.

В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: "здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы-гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами", то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.

Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус "монастыря 3-го класса". Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана "новой смутой", которая обрушилась на всех в 1917 году. Так называемый "октябрьский переворот" перевернул все, разрушил прежние устои.

В начале 20-х годов XX века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы. В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса. И в бывших храмах заработали мощные пресса, разрушая древние стены... Все вокруг загадили ртутью...

Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять...

Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.

С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.

Дорогие прихожане, паломники, гости города, и все неравнодушные к духовным святыням, верим и надеемся, что с вашей помощью, к проблеме нашего общего духовного очищения и покаяния эта древняя святая обитель не перестанет преображаться.

Просим всех, кто имеет возможность, внести посильную лепту в возрождении этой духовной твердыни, чтобы с обновлением архитектурного наследия силились и укреплялись молитвы, возносимые за всех вас в веках. И Матерь Божья, покровительница рода христианского, умолит Своего Сына, богатого всякими дарами и благами, о воздаянии вам сторицей в этой временной, а паче всего в будущей, вечной жизни. Аминь.

Святыни[править | править код]

* Молченская чудотворная икона Божией Матери.

Молченская икона Божией Матери

Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.

Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.

Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов. По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени. Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.

Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.

На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии - церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь - Молченская пустынь.

В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.

Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.

Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.

После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.

В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было. И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери. Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот. Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.

В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы. После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско - Путивльскую обитель.

И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью. Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями. Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.

Богослужения[править | править код]

Праздники:

Молченской иконы Богородицы - 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).

Местонахождение[править | править код]

Адрес: 41500, Украина, Сумская обл. г. Путивль, ул. Сеймская 1/1

Телефон: (0544) 25-50-49, (095) 141-39-59

Где остановиться[править | править код]

* Гостиница Монастырская Небольшая гостиница "Монастырская" расположена в старинном двухэтажном особняке на склоне холма в исторической части Путивля с видом на реку Сейм. Паркинг во внутреннем дворе гостиницы.

Номера: 8 комфортабельных одно-, двух- и трехместных номеров со всеми удобствами: санузел (душ и туалет), телевизор, спутниковое ТВ. Горячая и холодная вода подается круглосуточно.

Адрес гостиницы: г. Путивль, ул. Калинина 2

Телефон: +38 (05442) 5-21-23, (066) 159-70-83, (099) 071-17-51

Паломнику[править | править код]

Для организованных групп: 1. Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время /без ночлега и трапезы/ и Вам не требуется проведение экскурсии, можно заранее не сообщать. Монастырь открыт с 7.00 до 19.00. Вы можете самостоятельно посмотреть территорию монастыря и здания, зайти в храм и церковную лавку. Фотосъемка на территории разрешена. Внутри храма фотографировать запрещено. 2. Если Вы приезжаете организованной группой на короткое время, и Вам требуется проведение экскурсии, заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда (тел. 095 141 39 59 ). 3. Если Вы едете, с расчетом остаться на ночь, - заранее сообщите день и предположительное время Вашего приезда, а также количество человек. Руководителям детских групп: заранее побеседуйте с детьми о поездке в монастырь, чтобы ребенок понимал святость места и вел себя соответственно. Также, желательно, заранее сообщить в какой одежде надо ехать: девочки – в юбках, с собой платочек; мальчики в длинных штанах, даже летом.

Для самостоятельных паломников, приезжающих на несколько дней: 1. Принимаются на послушание только лица женского пола. 2. Возьмите с собой две смены одежды: в одной Вы будете ходить в храм, другая понадобится для работы на послушании. Также возьмите средства личной гигиены (зубная щетка, паста, мыло и т. п.). 3. При себе обязательно иметь паспорт или другой удостоверяющий личность документ. Лица без паспорта и постоянной прописки не принимаются даже на одну ночь! 4. Желательно заранее предупредить о приезде. 5. По приезде, для того чтобы Вас разместили, обратитесь в церковную лавку, или позвоните по тел. 095 141 39 59. 6. Если Вас определили на послушание, которое Вам трудно выполнять, в связи с имеющимися заболеваниями, скажите об этом благочинной – Вам дадут послушание по силам. 7. Если Вы хотите причаститься, заранее согласуйте день причастия с благочинной.

Послушания для паломников: В зависимости от Вашего возраста и физического здоровья Вас определят на какое-то из этих послушаний: 1. трапезная (мытье посуды или заготовки); 2. уборка жилого корпуса; 3. уборка храма; 4. работа на огороде /в теплое время года/; 5. работа на цветниках /в теплое время года/;

Правила поведения паломников в монастыре: • Придя в монастырь паломником или трудником, следует помнить, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют. • Из монастыря без благословения выходить нельзя. Если Вам нужно отлучиться за территорию монастыря, предупредите гостиничную сестру. • Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.). • Без ропота довольствоваться пищей, одеждой, условиями сна. • Нельзя ходить в чужие келии, кроме случаев, когда бываете посланы. При входе в келию читается молитва: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную», и не входят, пока не услышат из-за двери : «Аминь». • Следует избегать вольного обращения, смеха, шуток. • Бережно относиться к любым монастырским вещам. • Уходя из келии, выключать свет. • Не хлопать дверьми. • Громко не разговаривать, не смеяться. • Проводить влажную уборку в келии 1-2 раза в неделю.

Распорядок дня: 1) 5.30 – подъём. 2) 6.00 – 7.00 - утреннее правило. 3) После утреннего правила работа на послушании, которое Вам определит благочинная. Время отдыха определяет старшая сестра, у которой Вы находитесь на послушании. 4) 10.30 и 16.00 – трапеза. 5) 22.00 – отход ко сну. В воскресные и праздничные дни - присутствие на богослужениях. Паломники, живущие в монастыре на послушании, полностью подчиняются Уставу и распорядку монастырской жизни. Не забывайте, что Вы приехали в монастырь послужить своими трудами Пресвятой Богородице.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь