Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 85: Строка 85:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://пятницкоеподворье.рф/ Официальный сайт Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры]
* [http://пятницкоеподворье.рф/ Официальный сайт Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры]
* [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/pyatnitskoe-na-podole-podvore-svyato-troitskoy-sergievoy-lavry/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкое подворье]
* [https://vk.com/club52242352 Страница подворья Вконтакте]
* [https://vk.com/club52242352 Страница подворья Вконтакте]
* [https://www.facebook.com/groups/427360707356254/ Страница подворья в Facebook]
* [https://www.facebook.com/groups/427360707356254/ Страница подворья в Facebook]
* [https://www.instagram.com/pyatnizkoepodvorietsl/ Страница подворья в Instagram]
* [https://www.instagram.com/pyatnizkoepodvorietsl/ Страница подворья в Instagram]
* [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/pyatnitskoe-na-podole-podvore-svyato-troitskoy-sergievoy-lavry/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Пятницкое подворье]
* [https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/tri-vodnykh-istochnika-troitse-sergievoy-lavry/ Подмосковье сегодня. Три водных источника Троице-Сергиевой Лавры]


{{SEO|в Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры|Московской области}}
{{SEO|в Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры|Московской области}}

Версия от 02:06, 23 июля 2021

Идёт загрузка карты…
Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры

Пятницкое подворье Троице-Сергиевой лавры состоит из храма святой великомученицы Параскевы Пятницы и Введенской церкви, которые расположены с юго-восточной стороны Лавры. На подворье ежедневно совершаются богослужения.

История[править | править код]

Пятницкая и Введенская церкви – древнейшие храмы в Сергиевом Посаде вне стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Они расположены в непосредственной близости от Лавры, на месте, которое в старину называлось «Подолом», месте многолюдном и оживленном, так как здесь проходил торговый путь из Москвы в Александрову слободу, и располагалась торговая площадь.

Еще во времена прп. Никона, ученика прп. Сергия Радонежского, была построена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом во имя св. вмч. Параскевы Пятницы. В 1547 г. боярин Иван Хабаров (в монашестве Иоасаф) на месте старой постройки возвел две каменные церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы и св. вмц. Параскевы Пятницы.

В середине XVIII в. Подольные церкви вышли из ведения Лавры и стали приходскими. Новый Введенский приход Клементьевского благочиния просуществовал до марта 1896 г., после чего обе церкви были возвращены Лавре.

21 октября 1919 г. произошло закрытие Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — братия монастыря была изгнана из обители. Часть монахов перебралась в Гефсиманский скит, где была создана рабоче — трудовая артель, часть же осталась на Пятницком подворье, которое получило наименование «Малая Лавра». А еще раньше, в начале весны 1919 г. вышел декрет о закрытии Московской духовной академии, помещения которой заняли Электротехнические курсы. Оставшиеся без храма академическая профессура и студенты были приняты на Пятницком подворье Лавры. Там было продолжено чтение лекций, в ежедневном богослужении принимало участие академическое духовенство. Так объединились «теоретики» и «практики». Вплоть до 1928 года здесь совершались уставные монастырские богослужения. В 1928 г. Введенскую и Пятницкую церкви закрыли. В 1931 г. в Пятницком храме организовали мельницу, а во Введенском – склад зерна.

Современное состояние[править | править код]

8 августа 1991 г. Введенская, Пятницкая церкви и Пятницкий колодец были возвращены Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в полуразрушенном состоянии и вот уже более 20 лет проводятся работы по восстановлению церквей. В Введенском храме еще не закончен иконостас и внутреннее убранство храма. Пятницкая часовня была отреставрирована в 1962 году архитектором В. И. Балдиным. На первом этапе городчатым осиновым лемехом покрыли все три яруса кровли по древнему образцу. А на втором – установили вновь изготовленные колонны по стенам ниже восьмерика в обрамлениях окон и портала и устроили выстилку с фигурной оградой (1976 г.)

Накануне первого престольного праздника в храм прибыла первая икона святой вмч. Параскевы Пятницы. Это была цветная литография со старинной иконы, предположительно ХIII века. На ней святая держит в руке свиток с Символом Веры в виде знака вопроса. Ее образ оказался чудотворным, что было засвидетельствовано множеством людей. В августе 1996 года прихожанка храма Галина Скерис заказала Ирине Беляковой, иконописцу из г. Вашингтона, написать копию иконы св. вмч. Параскевы Пятницы. Образцом послужила фотография храмового образа. Икона писалась во время Успенского поста и была закончена на Успение. Затем икона совершила большое путешествие в Турцию и Грецию, где была освящена на святых мощах вмч. Параскевы в Афинах и прибыла в Пятницкий храм.

В ноябре 2003 г. получено благословение на возведение храма Всемилостивого Спаса в поселке Звездочка. Храм этот по проекту – двухэтажный, на первом этаже уже проводятся богослужения, хотя строительные работы еще не завершены.

В настоящее время Пятницкое подворье по-прежнему объединяет лаврское и академическое духовенство.

Пятницкий колодец

В Троице-Сергиевой Лавре и ее ближайших окрестностях расположены сразу три источника, вода которых издавна считается верующими целебной. Пятницкий колодец, по одной из версий, был создан самим Сергием Радонежским, Успенский ключ связан с чудом, происшедшим во время ремонта собора, а третий почитаемый родник, возможно, был выкопан святым Саввой Звенигородским.

Если присмотреться, то над входом в Надкладезную часовню Троице-Сергиевой Лавры можно увидеть интересную икону. На ней изображены два монаха стоящих у скалы, из которой вытекает поток воды. Этот сюжет описан в житии святого Сергия Радонежского, составленным его учеником Епифанием. С самого начала Сергий поселился в том месте, где не было по близости пригодного источника воды. Когда отшельник жил один, он носил воду для себя откуда-то издалека. После того, как вокруг святого собралось много последователей, они, по словам Епифания, стали обвинять своего учителя в том, что тот непредусмотрительно устроил монастырь слишком далеко от родника.

Огорченный упреками, Сергий вышел из монастыря, взяв с собой одного из монахов, и «зашел в глушь леса около монастыря, где не было проточной воды, как старые люди определенно сказали. Нашел в одной канаве немного воды, оставшейся после дождя, и, преклонив колени, начал молиться». После молитвы Сергия из земли пробился ключ, который по свидетельству автора жития стал не только использоваться для нужд монахов, но стал почитаться в округе как целебный источник. Этот колодец назвали именем Сергия еще при жизни святого, однако сам он запрещал называть его так и говорил: «Чтобы я никогда не слышал, что вы моим именем источник этот называете. Ведь не я дал воду эту, но Господь даровал нам, недостойным».

Где бил источник, появившийся по молитве Сергия, точно неизвестно. Чаще всего его отождествляют с Пятницким колодцем, который расположен за стенами Лавры в красивой белой часовне по другую от монастыря сторону проспекта Красной Армии. Там и сегодня можно набрать святой воды, которая течет из кранов, вставленных в декоративный крест. Пятницким этот источник называют по церкви святой Параскевы, которая находится на другой стороне дороги. Церковный историк Е.Голубинский считал, что подлинный источник Сергия, описанный в житии, скорее всего, закрылся и бесследно исчез. Пятницкий же колодец, по мысли Голубинского, был вырыт гораздо позже для нужд Пятницкой церкви и существовавшей в этих местах богадельни.

Несмотря на сомнения историка, молва о том, что источник у Пятницких ворот и есть тот легендарный ключ, появившийся по молитве Сергия, существовала на протяжении столетий. В семнадцатом веке древнее житие Сергия было дополнено списком чудес Радонежского праведника. Среди них упоминается случай исцеления воеводы Дмитрия Кайсы, страдавшего тяжелой болезнью ног. «После молебна Димитрия повели на источник, пробившийся по молитвам святого, он погрузил в воду обе ноги до колена и, таким образом, по молитвам преподобного, исцелился, как будто ничем не страдал».

Храмы

Деятельность прихода[править | править код]

  • Воскресная школа для детей от 3 до 16 лет
  • «Евангельские встречи» для взрослых, которые проводят преподаватели кафедры Библеистики Московской духовной академии

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

  • Чудотворная икона св. вмч. Параскевы
  • Частицы мощей Святых Угодников Божиих: см. на сайте подворья
  • Пятницкий колодец

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Адрес храма:

  • Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 127
  • Телефон: +7 968 717 25 41
  • Электронная почта: PPTSL@yandex.ru

Адрес часовни:

  • Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, проспект Красной Армии, 130

Паломнику[править | править код]

Актуальное расписание богослужений см. на сайте подворья

На подворье совершаются Таинства Крещения и Венчания. Проводятся огласительные беседы.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]