Храм пророка Иоанна Предтечи (Вязовое): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Сразу вслед за указателем «Вязовое» и за первым встречным домиком прямо с дороги мы видим окруженный деревьями старинный храм с примыкающей колокольней. Он белоснежный, с голубой отделкой и матово-золотыми куполами. Форма, архитектурные украшения и узорчатые рамы тотчас выдают самобытную национальную конструкцию по образу терема.
Здесь нас уже ждут: на пороге скромного приходского домика встречает матушка Любовь и приглашает к столу. Этот домик оказывается трапезной, да не простой. Войдя, мы словно попадаем в середину прошлого века или в музей сельского быта. Знаменитый русский пятистенок радует глаз белеными комнатками, дощатым полом, печкой, деревянными столами и лавками, а главное – красным углом, где собранные вместе дореволюционные бумажные иконочки обрамлены фольгой. Несмотря на пасмурную погоду, здесь светло и уютно. Городским жителям, изголодавшимся по нашему, исконному, среди этой простоты становится до слез хорошо.
Добрые хозяюшки матушка Любовь и Татьяна принимают со всем радушием, потчуя отменными постными блюдами. И пока мы ждем настоятеля, женщины делятся своими наблюдениями.
- Для прихожан храм – родной, хотя многие из них неместные, - говорит матушка Любовь. – Мы здесь и молимся, и трудимся, и праздники устраиваем. Батюшка все как-то подлаживает, чтобы не одна только строгость довлела, но и порадоваться можно было. Даже иногда по какому-нибудь особому случаю мы собираемся и поем народные песни под баян.
Полтора века
Наконец приходит настоятель – протоиерей Алексий Басинских. Пожилой и, с первого взгляда видно, добродушный священник благословляет и приглашает к беседе. Рассказ об истории храма, которую, собственно, батюшка сам восстанавливал по крупицам, выходит долгим и откровенным.
В XIX веке Вязовое было все соломенное. Что интересно, жители его никогда не состояли крепостными. Через село проходил астраханский тракт, оно служило неким перевалочным пунктом, поэтому изобиловало постоялыми дворами, банями, стойлами для перегоняемого скота.
Судя по всему, зимняя церковь возведена по благородному почину самих селян. По архивным данным, она строилась на пожертвования простых людей, которые имели скромный достаток. Приход начал действовать в 1867 году.
- Храм построен очень хорошо, - подчеркивает отец Алексий. – Зодчие здесь трудились искусные, да и материал брали не бросовый, а выдержанный, качественный. Сруб сделан, мне кажется, из сосны. Дерево как будто свежее, почти не износилось. Больше всего мы удивились своему храму в этом году, когда готовились к юбилею. У нас один специалист ремонтировал иконостас, и так он увлекся, так тщательно подошел к делу, что не знали, когда он закончит. Мастер снял несколько слоев краски, и оказалось, колонны нижнего ряда сохранились в первозданном виде, причем изначально они были покрыты сусальным золотом. Наши предки крепко веровали и воплотили то, что хранили в своих душах, блестяще выполнив свою работу. Храм 150 лет простоял, и еще простоит, если бережно к нему относиться.
О двух первых священниках Вязового в наше время ничего неизвестно. Так что пока список деятелей прихода открывает отец Матфей Лукин, служение которого начинается около 1885 года. Это был духовно грамотный, культурный человек, он имел большую семью. Храм в пору его служения содержался в образцовом порядке, действовал прекрасный хор, насчитывавший до сорока певчих. Священник участвовал во всех общественных делах, он даже помог расширить вязовские земли, а в напряженное время, когда росла ненависть к богатым, смягчал противостояние. Батюшка пользовался уважением в народе, в честь него даже названо Поповским озеро в лесу.
После революции, когда Церковь подверглась гонениям, архитектурное чудо Вязового устояло, по-прежнему велись богослужения. Но и этот мирный уголок испил свою чашу страданий. В 1921 году близ села красными были обнаружены участники Антоновского восстания, и здесь против них со своим эскадроном сражался Г.К. Жуков. След от пули, выпущенной в том бою, остался на одном из колоколов. Кстати, есть предание, что будущий маршал СССР однажды ночевал у священника. Несколько позже, в 1930 году, пришла другая беда: отца Матфея арестовали и сослали на Соловки.
Его дочь Анна Матвеевна рассказывала, что и храм тогда хотели уничтожить. Сняли колокола, погнули кресты. Но, видимо, народ все-таки отстоял свою святыню. Одна из немногих в окрестностях, она прошла невредимой через пламя богоборчества. Дело отца Матфея продолжили еще два священника из монашествующих. Однако в 1933 году дом молитвы закрыли. Некоторые иконы забрали к себе верующие, а кирпичная ограда перекочевала в личные хозяйства людей другого мировоззрения. Беспризорное наследие простояло на замке до 1936 года. В это время здание решили приспособить под хранение зерна. В 1941 году помещение было снова «переквалифицировано», на сей раз для военных нужд. Совсем рядом проходил Воронежский фронт, и в здешнем лесу обосновался аэродром.
В 1946 году верующие были осчастливлены открытием Иоанно-Предтеченского храма. После исторических бурь значение прихода многократно возросло: для близлежащих сел и городов он стал настоящим живым источником. На пост настоятеля заступил отец Петр Сысоев – тихий, скромный, духовно щедрый и любящий пастырь. При нем храм обрел новый облик: бревенчатые стены были обшиты шалевкой, с боков – пристроены приделы. Отец Петр служил до 1964 года, а после просто помогал на требах преемнику. Им стал отец Иоанн (Мокашов), уроженец Тамбовщины, который подвизался в Почаеве до закрытия обители. Он сконцентрировал при церкви монашескую жизнь, служил строго по уставу, очень благоговейно и молитвенно. По воспоминаниям старожилов, это были необыкновенные богослужения, на них стекались паломники. Конечно, батюшка заботился о поддержании порядка в храме, по необходимости ремонтировал, построил маленький домик для церковных нужд. Но в свободное время забирался на колокольню и часами писал иконы. Некоторые из них до сих пор сохранились в алтаре храма.
С 1980 года у вязовского престола сменилось четыре священника. За ними сюда получил назначение отец Александр Серегин, который прослужил долго – до 1994 года. Это был человек душевный, но и очень деятельный. Он крепко занялся хозяйственными работами: установил деревянные кресты на купола, устроил над алтарной и центральной частями металлический ободок, что стало украшением храма, построил кирпичные сараи.
Продолжателя своего дела отец Александр увидел в своем духовном чаде. Этим человеком был нынешний настоятель. По благословению архиепископа Евгения отец Алексий принял вязовской приход. На долю батюшки пришлись свои вызовы времени: духовное воспитание паствы, серьезный, но очень осторожный, щадящий ремонт и газификация храма, облагораживание Иоанно-Предтеченского источника, подготовка к юбилею. Конечно, священник не остался один, ему помогали прихожане, администрация, местные сельхозпредприятия. Трудов на островке духовности было положено много, и, надо сказать, это сразу заметно: все здания ухожены, территория – в образцовом порядке. На престольный праздник 11 сентября здесь состоялось большое торжество, на которое приезжал епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, а прихожан собралось около двухсот пятидесяти. Для них после службы в церковном дворе устроили трапезу.
Как было сказано выше, на приходе пекутся не только о насущных делах, но и о духовном развитии человека. С 2003 года действует воскресная школа. Дети изучают Закон Божий, старославянский язык, а также получают полезные навыки в декоративно-прикладном искусстве, кулинарии, садоводстве. Прихожане живут общиной, стараясь достигать согласия в работе и лада между собой.
Первозданное благолепие
Теперь мы знаем о храме все самое основное. И настает черед увидеть своими глазами внутреннее убранство.
Перешагивая порог, за который так же ступало несколько предшествующих поколений, испытываешь необыкновенный трепет. Внутри храма, несмотря ни на что, сохранились подлинные образцы церковного искусства XIX века. Более всего удивляют чуть потемневшие от времени росписи, которых не коснулась рука ни богоборца, ни реставратора. Под куполом – изображение Пресвятой Троицы и ангелов в небесах. В верхней части стен – фрески на евангельские сюжеты. Много старинных, намоленных икон. Вдоль алтарной перегородки начертаны утешающие слова Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы».
Особой ценностью храма является небольшой образ св. Иоанна Крестителя с частицей его мощей. Эта святыня – подарок от монастыря преподобного Серафима Саровского, что под Воронежем. Она всегда находится на аналое, чтобы люди приобщались к той благодати, которая почила на величайшем пророке.
На этом мы расстаемся с устроенным по русскому видению и вкусу заповедным местом, которое можно с уверенностью назвать настоящим кладезем для паломника, историка, художника, искусствоведа. Мы получаем благословение отца Алексия и по обледенелой трассе, сквозь снегопад и тьму возвращаемся домой. Возвращаемся вдохновленные знакомством с памятником истории и культуры, чудесно сохранившимся в глубинке нашей области.

Версия от 23:01, 20 июля 2021

Идёт загрузка карты…

Храм пророка Иоанна Предтечи в селе Вязовое деревянный, однопрестольный, построен на средства прихожан в 1867 году. Близ села в урочище Корытино расположен источник "Явленный колодец", почитаемый как святой.

История[править | править код]

Сразу вслед за указателем «Вязовое» и за первым встречным домиком прямо с дороги мы видим окруженный деревьями старинный храм с примыкающей колокольней. Он белоснежный, с голубой отделкой и матово-золотыми куполами. Форма, архитектурные украшения и узорчатые рамы тотчас выдают самобытную национальную конструкцию по образу терема. Здесь нас уже ждут: на пороге скромного приходского домика встречает матушка Любовь и приглашает к столу. Этот домик оказывается трапезной, да не простой. Войдя, мы словно попадаем в середину прошлого века или в музей сельского быта. Знаменитый русский пятистенок радует глаз белеными комнатками, дощатым полом, печкой, деревянными столами и лавками, а главное – красным углом, где собранные вместе дореволюционные бумажные иконочки обрамлены фольгой. Несмотря на пасмурную погоду, здесь светло и уютно. Городским жителям, изголодавшимся по нашему, исконному, среди этой простоты становится до слез хорошо. Добрые хозяюшки матушка Любовь и Татьяна принимают со всем радушием, потчуя отменными постными блюдами. И пока мы ждем настоятеля, женщины делятся своими наблюдениями. - Для прихожан храм – родной, хотя многие из них неместные, - говорит матушка Любовь. – Мы здесь и молимся, и трудимся, и праздники устраиваем. Батюшка все как-то подлаживает, чтобы не одна только строгость довлела, но и порадоваться можно было. Даже иногда по какому-нибудь особому случаю мы собираемся и поем народные песни под баян. Полтора века Наконец приходит настоятель – протоиерей Алексий Басинских. Пожилой и, с первого взгляда видно, добродушный священник благословляет и приглашает к беседе. Рассказ об истории храма, которую, собственно, батюшка сам восстанавливал по крупицам, выходит долгим и откровенным. В XIX веке Вязовое было все соломенное. Что интересно, жители его никогда не состояли крепостными. Через село проходил астраханский тракт, оно служило неким перевалочным пунктом, поэтому изобиловало постоялыми дворами, банями, стойлами для перегоняемого скота. Судя по всему, зимняя церковь возведена по благородному почину самих селян. По архивным данным, она строилась на пожертвования простых людей, которые имели скромный достаток. Приход начал действовать в 1867 году. - Храм построен очень хорошо, - подчеркивает отец Алексий. – Зодчие здесь трудились искусные, да и материал брали не бросовый, а выдержанный, качественный. Сруб сделан, мне кажется, из сосны. Дерево как будто свежее, почти не износилось. Больше всего мы удивились своему храму в этом году, когда готовились к юбилею. У нас один специалист ремонтировал иконостас, и так он увлекся, так тщательно подошел к делу, что не знали, когда он закончит. Мастер снял несколько слоев краски, и оказалось, колонны нижнего ряда сохранились в первозданном виде, причем изначально они были покрыты сусальным золотом. Наши предки крепко веровали и воплотили то, что хранили в своих душах, блестяще выполнив свою работу. Храм 150 лет простоял, и еще простоит, если бережно к нему относиться. О двух первых священниках Вязового в наше время ничего неизвестно. Так что пока список деятелей прихода открывает отец Матфей Лукин, служение которого начинается около 1885 года. Это был духовно грамотный, культурный человек, он имел большую семью. Храм в пору его служения содержался в образцовом порядке, действовал прекрасный хор, насчитывавший до сорока певчих. Священник участвовал во всех общественных делах, он даже помог расширить вязовские земли, а в напряженное время, когда росла ненависть к богатым, смягчал противостояние. Батюшка пользовался уважением в народе, в честь него даже названо Поповским озеро в лесу. После революции, когда Церковь подверглась гонениям, архитектурное чудо Вязового устояло, по-прежнему велись богослужения. Но и этот мирный уголок испил свою чашу страданий. В 1921 году близ села красными были обнаружены участники Антоновского восстания, и здесь против них со своим эскадроном сражался Г.К. Жуков. След от пули, выпущенной в том бою, остался на одном из колоколов. Кстати, есть предание, что будущий маршал СССР однажды ночевал у священника. Несколько позже, в 1930 году, пришла другая беда: отца Матфея арестовали и сослали на Соловки. Его дочь Анна Матвеевна рассказывала, что и храм тогда хотели уничтожить. Сняли колокола, погнули кресты. Но, видимо, народ все-таки отстоял свою святыню. Одна из немногих в окрестностях, она прошла невредимой через пламя богоборчества. Дело отца Матфея продолжили еще два священника из монашествующих. Однако в 1933 году дом молитвы закрыли. Некоторые иконы забрали к себе верующие, а кирпичная ограда перекочевала в личные хозяйства людей другого мировоззрения. Беспризорное наследие простояло на замке до 1936 года. В это время здание решили приспособить под хранение зерна. В 1941 году помещение было снова «переквалифицировано», на сей раз для военных нужд. Совсем рядом проходил Воронежский фронт, и в здешнем лесу обосновался аэродром. В 1946 году верующие были осчастливлены открытием Иоанно-Предтеченского храма. После исторических бурь значение прихода многократно возросло: для близлежащих сел и городов он стал настоящим живым источником. На пост настоятеля заступил отец Петр Сысоев – тихий, скромный, духовно щедрый и любящий пастырь. При нем храм обрел новый облик: бревенчатые стены были обшиты шалевкой, с боков – пристроены приделы. Отец Петр служил до 1964 года, а после просто помогал на требах преемнику. Им стал отец Иоанн (Мокашов), уроженец Тамбовщины, который подвизался в Почаеве до закрытия обители. Он сконцентрировал при церкви монашескую жизнь, служил строго по уставу, очень благоговейно и молитвенно. По воспоминаниям старожилов, это были необыкновенные богослужения, на них стекались паломники. Конечно, батюшка заботился о поддержании порядка в храме, по необходимости ремонтировал, построил маленький домик для церковных нужд. Но в свободное время забирался на колокольню и часами писал иконы. Некоторые из них до сих пор сохранились в алтаре храма. С 1980 года у вязовского престола сменилось четыре священника. За ними сюда получил назначение отец Александр Серегин, который прослужил долго – до 1994 года. Это был человек душевный, но и очень деятельный. Он крепко занялся хозяйственными работами: установил деревянные кресты на купола, устроил над алтарной и центральной частями металлический ободок, что стало украшением храма, построил кирпичные сараи. Продолжателя своего дела отец Александр увидел в своем духовном чаде. Этим человеком был нынешний настоятель. По благословению архиепископа Евгения отец Алексий принял вязовской приход. На долю батюшки пришлись свои вызовы времени: духовное воспитание паствы, серьезный, но очень осторожный, щадящий ремонт и газификация храма, облагораживание Иоанно-Предтеченского источника, подготовка к юбилею. Конечно, священник не остался один, ему помогали прихожане, администрация, местные сельхозпредприятия. Трудов на островке духовности было положено много, и, надо сказать, это сразу заметно: все здания ухожены, территория – в образцовом порядке. На престольный праздник 11 сентября здесь состоялось большое торжество, на которое приезжал епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий, а прихожан собралось около двухсот пятидесяти. Для них после службы в церковном дворе устроили трапезу. Как было сказано выше, на приходе пекутся не только о насущных делах, но и о духовном развитии человека. С 2003 года действует воскресная школа. Дети изучают Закон Божий, старославянский язык, а также получают полезные навыки в декоративно-прикладном искусстве, кулинарии, садоводстве. Прихожане живут общиной, стараясь достигать согласия в работе и лада между собой. Первозданное благолепие Теперь мы знаем о храме все самое основное. И настает черед увидеть своими глазами внутреннее убранство. Перешагивая порог, за который так же ступало несколько предшествующих поколений, испытываешь необыкновенный трепет. Внутри храма, несмотря ни на что, сохранились подлинные образцы церковного искусства XIX века. Более всего удивляют чуть потемневшие от времени росписи, которых не коснулась рука ни богоборца, ни реставратора. Под куполом – изображение Пресвятой Троицы и ангелов в небесах. В верхней части стен – фрески на евангельские сюжеты. Много старинных, намоленных икон. Вдоль алтарной перегородки начертаны утешающие слова Спасителя: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы». Особой ценностью храма является небольшой образ св. Иоанна Крестителя с частицей его мощей. Эта святыня – подарок от монастыря преподобного Серафима Саровского, что под Воронежем. Она всегда находится на аналое, чтобы люди приобщались к той благодати, которая почила на величайшем пророке. На этом мы расстаемся с устроенным по русскому видению и вкусу заповедным местом, которое можно с уверенностью назвать настоящим кладезем для паломника, историка, художника, искусствоведа. Мы получаем благословение отца Алексия и по обледенелой трассе, сквозь снегопад и тьму возвращаемся домой. Возвращаемся вдохновленные знакомством с памятником истории и культуры, чудесно сохранившимся в глубинке нашей области.