Храм Рождества Христова (Васильевское): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 г.: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 г. оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма.
Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 году: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 году оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма.


В 1697 был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 г. снова выдан антиминс к новопостроенной церкви.
В 1697 году был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 году снова выдан антиминс к новопостроенной церкви.


В 1729 г. новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 г. брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 г. дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя св. Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.
В 1729 году новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 году брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 году дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя святого Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.


Во второй половине XIX столетия храм стал тесен для прихожан (1300 душ обоего пола), поэтому с 1883 г. они начинают хлопотать о возможном расширении церкви. С 1884 г.  начинается обновление: храм был соединен с колокольней переходом, к арке XVIII века были подведены стены заподлицо со стенами церкви и колокольни.  Также были заменены цоколь, полы, в помещении основного здания устроили подвал для калориферных котлов, а в переходе выложили печь. Дверные и оконные проемы были растесаны, изменен архитектурный декор внутри и снаружи, обновлен обветшавший иконостас теплого придела, стены украшены масляной живописью. Главной жертвовательницей была помещица графиня Мария Федоровна Соллогуб. Теплый придел в обновленном храме переосвятили в честь Рождества Богородицы, празднование же святому Сильвестру, по всей видимости, было сохранено.
Во второй половине XIX столетия храм стал тесен для прихожан (1300 душ обоего пола), поэтому с 1883 года они начинают хлопотать о возможном расширении церкви. С 1884 года начинается обновление: храм был соединен с колокольней переходом, к арке XVIII века были подведены стены заподлицо со стенами церкви и колокольни.  Также были заменены цоколь, полы, в помещении основного здания устроили подвал для калориферных котлов, а в переходе выложили печь. Дверные и оконные проемы были растесаны, изменен архитектурный декор внутри и снаружи, обновлен обветшавший иконостас теплого придела, стены украшены масляной живописью. Главной жертвовательницей была помещица графиня Мария Федоровна Соллогуб. Теплый придел в обновленном храме переосвятили в честь Рождества Богородицы, празднование же святому Сильвестру, по всей видимости, было сохранено.


Христорождественская церковь в Телятьево – редкий памятник церковной архитектуры первой половины XVIII столетия в Южном Подмосковье. Он был сооружен в первые годы мрачного правления Анны Иоанновны, времени не совсем благоприятного для строительства церквей. Здание храма (без колокольни) центрическое, бесстолпное, крестообразное в плане, с полукруглой апсидой, увенчано сферическим куполом с люкарнами и восьмериком с луковичной главкой. Над тремя церковными фасадами размещены треугольные фронтоны. Декор стен основного объема здания состоит из горизонтальных тяг, делящих здание на три части, пилястр и филенок. К церкви примыкает трехъярусная (два восьмерика на четверике) мощных пропорций колокольня, трапезная. Стены восьмерика и трапезной украшены круглыми окнами и рустом (декоративной имитацией кладки из крупного грубого камня). Своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов храма, интересное сочетание черт барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении делают храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Аналогий Рождественскому храму среди современных ей и построенных позднее церквей ни в Серпухове, ни в округе нет.
Христорождественская церковь в Телятьево – редкий памятник церковной архитектуры первой половины XVIII столетия в Южном Подмосковье. Здание храма (без колокольни) центрическое, бесстолпное, крестообразное в плане, с полукруглой апсидой, увенчано сферическим куполом с люкарнами и восьмериком с луковичной главкой. Над тремя церковными фасадами размещены треугольные фронтоны. Декор стен основного объема здания состоит из горизонтальных тяг, делящих здание на три части, пилястр и филенок. К церкви примыкает трехъярусная (два восьмерика на четверике) мощных пропорций колокольня, трапезная. Стены восьмерика и трапезной украшены круглыми окнами и рустом (декоративной имитацией кладки из крупного грубого камня). Своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов храма, интересное сочетание черт барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении делают храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Аналогий Рождественскому храму среди современных ей и построенных позднее церквей ни в Серпухове, ни в округе нет.


В начале ХХ в., с 1912 г. в колокольне Рождественского храма существовал еще один престол — посвященный св. Иоанну Предтече. Причт храма состоял из священника и дьячка, позднее добавились вакансии диакона и пономаря. Земля, принадлежавшая причту, была крайне неудобна для обработки, поэтому за нее помещики выдавал ругу в виде съестных припасов и дров, которая не была юридически оформлена и производилась «не в свое время». При графине Соллогуб от выплаты руги отказались, заменив ее денежным довольствием.
В начале ХХ века, с 1912 года в колокольне Рождественского храма существовал еще один престол — посвященный святому пророку Иоанну Предтече. Причт храма состоял из священника и дьячка, позднее добавились вакансии диакона и пономаря. Земля, принадлежавшая причту, была крайне неудобна для обработки, поэтому за нее помещики выдавали ругу в виде съестных припасов и дров, которая не была юридически оформлена и производилась «не в свое время». При графине Соллогуб от выплаты руги отказались, заменив ее денежным довольствием.


Церкви принадлежал каменный дом, в котором находилась богадельня, позднее — школа для крестьянских детей, несколько раз закрывавшаяся и возобновлявшаяся. На кладбище находилась каменная часовня, причт жил в собственных деревянных домах.
Церкви принадлежал каменный дом, в котором находилась богадельня, позднее — школа для крестьянских детей, несколько раз закрывавшаяся и возобновлявшаяся. На кладбище находилась каменная часовня, причт жил в собственных деревянных домах.


Из священнослужителей Рождественской церкви известны следующие: священник Алексей Федорович Рамадамский (с 1826 по 1855 гг.), священник Петр Дмитриевич Флоринский (с 1855 г.), священник Семен Иванович Соколов (1892-1894 гг.). Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов за непорочное 50-летнее служение в сане был награжден в 1907 г. орденом святой Анны 3-ей степени. Последним настоятелем храма перед его закрытием в 1929 г. был священник Тихон Феофилактович Кротков, служивший в нем с 1894 г. В памяти прихожан отец Тихон остался человеком милосердным к людям. После 1917 г. он неоднократно подвергался арестам, но умер на свободе в глубокой старости. После закрытия Рождественская церковь использовалась  как молокозавод и склад удобрений. В 1970-е гг. заброшенный храм стали реставрировать, это спасло его от окончательного разрушения. 18 апреля 1993 г., во святой день Пасхи было совершено первое богослужение во вновь открывшемся храме.
Из священнослужителей Рождественской церкви известны следующие: священник Алексей Федорович Рамадамский (с 1826 по 1855 гг.), священник Петр Дмитриевич Флоринский (с 1855 г.), священник Семен Иванович Соколов (1892-1894 гг.). Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов за непорочное 50-летнее служение в сане был награжден в 1907 году орденом святой Анны 3-ей степени. Последним настоятелем храма перед его закрытием в 1929 году был священник Тихон Феофилактович Кротков, служивший в нем с 1894 года В памяти прихожан отец Тихон остался человеком милосердным к людям. После 1917 года он неоднократно подвергался арестам, но умер на свободе в глубокой старости.  
 
После закрытия Рождественская церковь использовалась  как молокозавод и склад удобрений. В 1970-е годы заброшенный храм стали реставрировать, это спасло его от окончательного разрушения.  
 
== Современное состояние ==
18 апреля 1993 года, во святой день Пасхи было совершено первое богослужение во вновь открывшемся храме.

Версия от 12:58, 16 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Рождества Христова в деревне Васильевское сочетает своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов, черты барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении — это делает храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия.

История[править | править код]

Впервые храм Рождества Христова упомянут в Писцовой книге Окологородного стана Серпуховского уезда в 1627 году: «…село Телятьево на речке, на Московке. А в нем церковь Рождество Христово клетцкипуст, попа и пенья нет, на помещиковой земле». Отсюда следует, что храм мог существовать до этой даты, и успел прийти в запустение. Телятьево принадлежало тогда Ивану Ивановичу Раевскому. В 1680 году оно перешло к зятю Раевского Богдану Ивановичу Иванчину-Писареву, который начал хлопотать о сооружении нового храма.

В 1697 году был выдан антиминс ко освящению новопостроенной церкви Рождества Христова в серпуховском уезде, что в селе Телятьеве. Уже в XVII столетии при храме состоял причт — священник и дьячок. В 1702 году снова выдан антиминс к новопостроенной церкви.

В 1729 году новый владелец Телятьева полковник (в поздних документах названный бригадиром) Сильвестр Данилович Гурьев подал прошение в Синодальный казеннный приказ о разрешении строительства каменного храма, так как «оная церковь весьма обветшала и за ветхостию служить в ней опасно». Разрешение на строительство было получено и уже в 1731 году брат храмоздателя Федор Данилович Гурьев просил Синодальный казенный приказ разрешения освятить каменный новопостроенный храм. Церковь Рождества велено было освятить архимандриту Высоцкого монастыря Герасиму. В 1772 году дочь С. Гурьева соорудила отдельно стоящую двухъярусную колокольню, которая была соединена с храмом арочным перекрытием. В помещении колокольни был освящен теплый придел во имя святого Сильвестра, папы Римского — небесного покровителя основателя каменного храма.

Во второй половине XIX столетия храм стал тесен для прихожан (1300 душ обоего пола), поэтому с 1883 года они начинают хлопотать о возможном расширении церкви. С 1884 года начинается обновление: храм был соединен с колокольней переходом, к арке XVIII века были подведены стены заподлицо со стенами церкви и колокольни. Также были заменены цоколь, полы, в помещении основного здания устроили подвал для калориферных котлов, а в переходе выложили печь. Дверные и оконные проемы были растесаны, изменен архитектурный декор внутри и снаружи, обновлен обветшавший иконостас теплого придела, стены украшены масляной живописью. Главной жертвовательницей была помещица графиня Мария Федоровна Соллогуб. Теплый придел в обновленном храме переосвятили в честь Рождества Богородицы, празднование же святому Сильвестру, по всей видимости, было сохранено.

Христорождественская церковь в Телятьево – редкий памятник церковной архитектуры первой половины XVIII столетия в Южном Подмосковье. Здание храма (без колокольни) центрическое, бесстолпное, крестообразное в плане, с полукруглой апсидой, увенчано сферическим куполом с люкарнами и восьмериком с луковичной главкой. Над тремя церковными фасадами размещены треугольные фронтоны. Декор стен основного объема здания состоит из горизонтальных тяг, делящих здание на три части, пилястр и филенок. К церкви примыкает трехъярусная (два восьмерика на четверике) мощных пропорций колокольня, трапезная. Стены восьмерика и трапезной украшены круглыми окнами и рустом (декоративной имитацией кладки из крупного грубого камня). Своеобразность пропорций, «рукотворность» кирпичной кладки, разностильность фасадов храма, интересное сочетание черт барокко и раннего классицизма в их провинциальном прочтении делают храм интересным образцом отечественной церковной архитектуры XVIII столетия. Аналогий Рождественскому храму среди современных ей и построенных позднее церквей ни в Серпухове, ни в округе нет.

В начале ХХ века, с 1912 года в колокольне Рождественского храма существовал еще один престол — посвященный святому пророку Иоанну Предтече. Причт храма состоял из священника и дьячка, позднее добавились вакансии диакона и пономаря. Земля, принадлежавшая причту, была крайне неудобна для обработки, поэтому за нее помещики выдавали ругу в виде съестных припасов и дров, которая не была юридически оформлена и производилась «не в свое время». При графине Соллогуб от выплаты руги отказались, заменив ее денежным довольствием.

Церкви принадлежал каменный дом, в котором находилась богадельня, позднее — школа для крестьянских детей, несколько раз закрывавшаяся и возобновлявшаяся. На кладбище находилась каменная часовня, причт жил в собственных деревянных домах.

Из священнослужителей Рождественской церкви известны следующие: священник Алексей Федорович Рамадамский (с 1826 по 1855 гг.), священник Петр Дмитриевич Флоринский (с 1855 г.), священник Семен Иванович Соколов (1892-1894 гг.). Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов за непорочное 50-летнее служение в сане был награжден в 1907 году орденом святой Анны 3-ей степени. Последним настоятелем храма перед его закрытием в 1929 году был священник Тихон Феофилактович Кротков, служивший в нем с 1894 года В памяти прихожан отец Тихон остался человеком милосердным к людям. После 1917 года он неоднократно подвергался арестам, но умер на свободе в глубокой старости.

После закрытия Рождественская церковь использовалась как молокозавод и склад удобрений. В 1970-е годы заброшенный храм стали реставрировать, это спасло его от окончательного разрушения.

Современное состояние[править | править код]

18 апреля 1993 года, во святой день Пасхи было совершено первое богослужение во вновь открывшемся храме.