Собор Распятия Господня (Серпухов): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В. С. Фуникова в 1552 г. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной. В приходе церкви значились 10 бывших дворов бобровников. В 1620 г. в приход Рождественского храма входят 14 дворов в которых жили кузнецы, пушкари, серебряники.
[[Файл:Храм Распятия Господня (Серпухов)1.jpg|мини|слева|Архивное изображение]]
Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В. С. Фуникова в 1552 году. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной.


В 1652 г. храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.
В 1652 году храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.


Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле. Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными.
Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле. Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными.


Монастырский комплекс состоял из храма с колокольней, келий, ограды со Святыми воротами. Главное сооружение обители, храм Рождества Христова, был двухпрестольным, с шатровыми главами, имел два этажа, трапезную. На колокольне висели четыре колокола. Несмотря на скромное состояние Новорождественской обители, ее храм был украшен с должным благолепием. Сохранилось достаточно подробное описание монастырской церкви 1704 г. Главной святыней храма Рождества (верхнего) был крест со святыми мощами, обложенный серебром и украшенный жемчугом. Иконы местного ряда также имели серебряные оклады. Деревянные резные детали иконостаса были вызолочены и посеребрены, а нижняя часть алтарной преграды с царскими вратами — расписаны красками. В алтаре за престолом находилась икона Богородицы в окладе с драгоценными каменьями, богослужебные сосуды были серебряные, водосвятные сосуды и паникадило — медные. Нижний храм, посвященный святому Пророку и Предтече Иоанну, имел более скромное убранство — сосуды были из олова, но чтимые иконы местного ряда иконостаса «Рождества Христова с деянием», «Иоанна Предтечи с деянием» украшены серебряной басмой.
При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. Позднее, через три года, началось сооружение каменного собора, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина.
 
При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. В 1715 году за монастырем числится два двора с пятью душами мужского и тремя женского пола. Позднее, через три года, началось сооружение каменного собора, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина. Храм, имевший три престола: Распятия Господня, Рождества Христова, Усекновения главы Иоанна Предтечи, сохранился и доныне. В 1724 году монастырю были пожалованы в вечное владение «пустовыя церковные земли Воскресенские в том же серпуховском уезде».


Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в. над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в. над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.


В середине XVIII столетия (ок. 1751 г., но не позже 1764 г.) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.
В середине XVIII столетия (около 1751 года, но не позже 1764 года) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.


Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX вв. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — нач. XX вв. В 1764 г. монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.
Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX веков. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — начала XX веков. В 1764 году монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.


Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 гг. в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины.
Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 годах в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины.


В середине XIX в. (до 1866 г.) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни.
В середине XIX века (до 1866 года) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни.


Церковь закрыта в начале 30-х гг. (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения.
Церковь закрыта в начале 30-х гг. (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения.

Версия от 00:48, 10 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Распятия Господня в городе Серпухов построен в 1718 году на средства княгини Н. М. Гагариной в духе раннего барокко. Надвратная колокольня построена во 2-й четверти XVIII века. Боковые приделы Христорождественский и Предтеченский.

История[править | править код]

Архивное изображение

Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В. С. Фуникова в 1552 году. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной.

В 1652 году храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.

Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле. Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными.

При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. Позднее, через три года, началось сооружение каменного собора, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина.

Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX в. над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.

В середине XVIII столетия (около 1751 года, но не позже 1764 года) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.

Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX веков. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — начала XX веков. В 1764 году монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.

Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 годах в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины.

В середине XIX века (до 1866 года) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни.

Церковь закрыта в начале 30-х гг. (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова. До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа. В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения.