Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение|локация=55.009829°N 37.342335°E|вид=Приходской храм}} Файл:Храм Спаса Нерукотвор...»)
 
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:
== История ==
== История ==
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)2.jpg|мини|слева|Архивное изображение]]
[[Файл:Храм Спаса Нерукотворного Образа (Райсеменовское)2.jpg|мини|слева|Архивное изображение]]
В обиходе церковь Спаса Нерукотворного Образа в Рай-Семеновском известна как Спасская церковь. Основана она была в 1765 году, а последнее сооружение храма было достроено в 1783 году. Церковь является православной, и в настоящее время относится к РПЦ МП.
Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Дворяне Шишкины владели серпуховскими землями в Окологородном стане с середины XVI в., когда в составе «избранной тысячи» по указу Ивана IV в 1553 г. Михаил и Григорий Шишкины получили поместья в Московском  уезде.


Храм представляет собой двухэтажное каменное однокупольное сооружение, выполненное в стиле классицизма.
Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову. Состояло в те годы это имение из сельца Семёновского с деревнями Ворониной, Языково, Акулово и Дернополье (312 человек в 37 дворах). Алексей Степанович Дохтуров – стольник царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I, не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798 гг.) вышла замуж за опекуна московского воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809 гг.), принеся ему в приданое серпуховские владения.


Средства на возведение церкви в свое время выделил Нащекин П. Ф. – гофмаршал, которому принадлежала усадьба Рай-Семеновское в те времена.
Имение передавалось по наследству по мужской линии и в 1809 г. после смерти отца перешло к сыну – гофмаршалу Павла I, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину (1758-1838 гг.), зять которого П. В. Нащокин был одним из ближайших друзей А. С. Пушкина. Новый хозяин «окрестил» усадьбу Раем, чтобы отличить от другого Семеновского – Отрады поместья графов Орловых. Сосед Нащокиных по имению  Д. Н. Свербеев остроумно замечал: «Само собою, разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай». В 1802 г. после смерти жены, известной санкт-петербургской красавицы, Елизаветы Семёновны (Хвостовой), Нащокин окончательно переселился в своё подмосковное  имение.


Церковь состоит из двух сооружений – нижней Спасской церкви Димитрия Ростовского и верхней Спасской церкви. Первая была возведена в 1765 году, а строительство второй продолжалось с 1774 по 1783 гг.
В это же время местные крестьяне указали хозяину на существование близ с. Семёновского двух необычных источников. Изучение и описание целебных свойств минеральных источников, открытых в имении Семёновское-Рай было проведено доктором медицины и профессором химии Императорского Московского Университета, секретарём Общества соревнования медицинских и физических наук, корреспондентом Императорского Общества испытателей природы Фердинандом Фридрихом Рейсом и опубликовано на французском языке в его труде «Описание и химическое разложение минеральных вод села Семёновского Московской губернии в Серпуховском уезде, принадлежащему г. тайному советнику, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину».


Престольным праздником храма является Спас Нерукотворный, отмечаемый 29 августа.
Решив использовать целебные свойства железистых источников Нащокин обратился к императору Александру I за разрешением открыть в усадьбе водолечебницу. В 1803 г. особым рескриптом императора на территории с. Семёновское-Рай был открыт  курорт железистых минеральных вод «Воды Спасителя». Курорт состоял из двух минеральных источников с водолечебницами и комплекса гостевых построек, располагавшегося на территории с. Семёновского (27 крестьянских изб с сараями, конюшнями и людскими, отдающимися в наймы по 50 рублей в месяц, 10 больших домов по 10-11 комнат стоимостью по 300, 250 и 200 рублей в месяц / или 150 рублей за половину дома, гостиница «Hotelgarni» на 16 номеров, стоимость. 1 руб./ сутки или 25 руб./ месяц). Для обеспечения приезжающих на воды был выстроен на центральной площади села гостиный двор на 14 лавок для приезжающих купцов (1 августа в селе проходила ярмарка), трактир «Герб помещика» («Restaurationauxarmesduseigneur»). Для развлечения приезжих предлагались прогулки по английскому парку, рыбная ловля в специальных прудах, пикники, роговая музыка, хор, театральные представления, катание на лошадях, балы и приёмы у хозяина курорта в усадебном доме. На курорте постоянно находились врач (нанятый на службу) и аптекарь. Посетители курорта регистрировались в специальном журнале, который ежегодно представлялся в Министерство полиции и Московскому военному генерал-губернатору. Курорт действовал до 1825 г. и прекратил существование в связи с финансовым разорением А. П. Нащокина. В начале XX в.
(1927 г.) источник № 1 ещё существовал, хотя постройки все были разобраны.


Главная святыня церкви – икона Пресвятой Богородицы, которая именуется как «Взыскание погибших».
Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, террасообразно спускающимся к реке. Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм, выстроенный по проекту знаменитого русского архитектора Матвея  Федоровича Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».


В храме есть придел Димитрия Ростовского.
Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теп-лый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.


Село Семеновское, где расположена церковь, с середины 16 века принадлежит серпуховским землям. Усадьба Рай-Семеновское разместилась на высоком побережье реки Нары, а ее основателем был основатель храма – Нащекин П. Ф. Это место, как и сама усадьба, известно своей живописностью, великолепием архитектуры построек, выполненных в классицизме, соответствующих духу 18 века.
Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.


Тем не менее изучена архитектура и история храма на сегодняшний день не досконально. Даже даты закладки и возведения церкви являются противоречивыми. Предположительно, освящена она была в 1783 году. Общепринятая дата создания проекта для иконостаса 1778 год.
Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, – строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX вв. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы (горизонтальные перекрытия, подпираемые колоннами) и каннелированные пилястры (вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны). Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные (с вертикальными желобками на стволе) колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. Поклонение волхвов, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Бегство в Египет, Чудесный улов, Бегство святого Павла из Дамаска таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.


Год закладки храма указан и на обложке Евангелие из него, и согласно этой надписи, это 1774 год.
Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на известном офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево – только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя желанию заказчика, изобразил коленопреклоненного отца – хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.


М. Александровский высказал предположение, что 1765 год – это год закладки нижней – Димитровской церкви, а надпись на Евангелие имеет отношение к дате построения верхнего храма.
Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули (навесные бойницы) и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII в. Усадебный дом (также конца XVIII в.), выстроенный, как утверждает Д. Н. Свербеев, в подражание итальянским виллам, подвергся во второй половине XIX в. значительным перестройкам и утратил свое архитектурное своеобразие. От главного входа в дом начиналась длинная аллея большого регулярного парка, размещенного в южной части усадьбы. Эта аллея, ведущая к двум пейзажным прудам, сохранилась и по сей день; планировка остальной части парка нарушена. От северного фасада главного дома двумя террасами спускался к Наре живописный пейзажный парк. Его террасы отмечены небольшими прудами, у нижнего из которых прежде находился «храм» (так назывались в усадьбах павильоны или беседки с установленными в них статуями того или иного античного божества). Парк украшали гроты, беседки. К парку примыкал зверинец, где в специальных загонах паслись дикие козы. Существует предположение, что автором усадебного комплекса был строитель Спасской церкви М. Ф. Казаков.


Многие специалисты такую теорию считают достаточно сомнительной, поскольку им кажется нецелесообразным использование проекта, которому порядка 10 лет, для продолжения возведения храма, если оно было приостановлено.
Нащокины владели имением до начала XX в., когда за долги  праправнука П. Ф. Нащокина Анатолия Константиновича Тарновского оно было продано серпуховскому суконному  фабриканту  Диомиду Митрофановичу Хутареву за 125 тысяч рублей. Имение перешло к многодетному сыну Д. М. Хутарева — Дмитрию, который устроил в нём молочную ферму.


По их мнению, более вероятной является иная версия. Она предполагает, что храм действительно был заложен в 1765 году и к 1770 году его возведение было окончено, но не были завершены отделочные работы. До их завершения служения, скорее всего, проводились в нижнем храме.
С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии.


В 1774 году началась отделка церкви, а в 1778 году или немного позднее началось изготовление иконостаса. К 1783 году все эти работы были завершены, и тогда же храм освятили. Что касается причины того, что работа над отделкой церкви была приостановлена на целый десяток лет, она может заключаться в том, что Казаков М. Ф. работал над важными проектами в Твери до 1768 года, после чего был задействован в строительстве Кремлевского дворца.
С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».
 
Дизайн церкви был создан известным талантливым архитектором Казаковым М. Ф. От многих других храмов ее отличает новизна и неординарность идеи, которая несет не только эстетическую наполненность, но и историческую значимость для России, ее культуры.
 
Иконостас церкви изначально был изготовлен из мрамора, и это было необычной чертой, не присущей соборам того времени, возведенным частными лицами, равно как и изысканность декора храма в целом.
 
В убранстве церкви, ее отделке четко прослеживаются признаки разновременности. Под карнизом, выполненном в лепнине, сохранился изначальный карниз, изготовленный из мрамора, который выглядит грубовато. Он отлично гармонирует с небольшим карнизом постамента для колонн.
 
В изначальном варианте оформления храма не было фризовой лепнины, консолей карниза. Появление этих элементов, учитывая их форму и стиль, приходится на конец 18 – начало 19 века. На этот же период приходится и новая роспись церкви.
 
По предположению Денике, новая роспись относится к 60-м годам 19 века, но это очень сомнительно, потому как архитектурные задумки, присущие ей, максимально приближены к идеям московских памятников рубежа 18 и 19 столетия. Ближайшая аналогия этой росписи – роспись храма Преображенья, находящегося в селе Комлеве.
 
Карниз из мрамора до сегодня сохранился только в области, приходящейся на пространство над колоннами. Сегодня трудно сказать, имел ли место лепной карниз на других участках церкви.
 
Намет, толщина которого составляет приблизительно 1 см, скрывает под собой канеллированные старые пилястры, выполненные в темно-серых тонах. Капители утопают за их уровнем в силу того, что слой штука достаточно широк.
 
Судя по всему, постаменты имели изначально окантовку только во внутренней части, а именно, непосредственно в парадной. На остальных участках храма она, скорее всего, была рисованной, что касается и руста на цоколе постамента, сохранившегося до сегодня.
 
Что касается старой росписи храма под живопись, то она сохранилась до наших дней лишь частично. Ее цвета в настоящее время сильно изменились, разительно отличаются от первоначальных тонов, и все же, даже будучи сейчас не в самом лучшем виде, она представляет культурный интерес как памятник живописи 19 века.
 
План храма имеет прямоугольную форму, а увенчан он куполом в виде полусферы, световым барабаном. В центральной части церкви расположены фронтоны, сдвоенные колонны. Увенчивает колокольню шпиль, имеющий вид обелиска.
 
Согласно исследованиям, декорирование интерьера Спасской церкви осуществлялось двумя этапами. Изначально дизайн храма был гораздо лаконичнее, и даже несколько суровее. В частности, отличными от теперешних были карнизы, имевшие прямой рисунок и характеризующиеся строгим дизайном.
 
Лепнины в изначальном варианте дизайна храма тоже не было, а появилась она только на рубеже 18-19 столетий.
 
Первоначальная ограда церкви имела сходство с псевдоготическими стенами крепости с башнями. Предположительно, автором ее являлся тоже Казаков М. Ф. Декор ограды состоял из стрельчатых проемов, декоративных навесных бойниц, белокаменных наличников. Завершали стены зубчатые декоративные элементы. Во второй половине 19 века ограда храма претерпела существенных изменений, практически полностью потеряв свою архитектурную необычность.
 
В 1903-1930 гг. священником церкви был Георгий Троицкий, который сегодня входит в список местно-чтимых святых.
 
В 1930 году Спасскую церковь не обошла стороной судьба других храмов – она была закрыта, после чего разграблена. С этого периода в сооружении размещались склады, зернохранилища, действовали магазин, кинотеатр вплоть до 1980 года, когда здание было полностью заброшено.
 
В октябре 1995 года Спасскую церковь передали общине верующих. Постепенно здесь был сделан ремонт, а богослужения в великие церковные праздники, по субботам и воскресеньям в храме проводятся с тех пор и по сей день.

Версия от 13:52, 7 марта 2021

Следующая пара координат не была опознана: ,.Следующая пара координат не была опознана: ,.[[Категория: ]]
Идёт загрузка карты…

Храм Спаса Нерукотворного Образа в селе Райсеменовское образец классицизма, построен между 1774 и 1783 годами по проекту знаменитого русского архитектора М. Ф. Казакова на средства П. Ф. Нащокина.

История[править | править код]

Архивное изображение

Село Семёновское стоит на серпуховской земле с середины XVI столетия. Дворяне Шишкины владели серпуховскими землями в Окологородном стане с середины XVI в., когда в составе «избранной тысячи» по указу Ивана IV в 1553 г. Михаил и Григорий Шишкины получили поместья в Московском уезде.

Спустя столетие это поместье перешло в вотчину потомка «выехавшего из Царьграда при царе Иоанне Васильевиче» и служившего «по московскому списку» Кирилла Ивановича Дохтурова, Алексею Степановичу Дохтурову. Состояло в те годы это имение из сельца Семёновского с деревнями Ворониной, Языково, Акулово и Дернополье (312 человек в 37 дворах). Алексей Степанович Дохтуров – стольник царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной, первой жены Петра I, не имел наследников и потому вотчины свои завещал своему двоюродному брату, майору Лейб-Гвардии Преображенского полка Петру Ивановичу Дохтурову. Дочь последнего Татьяна (1738-1798 гг.) вышла замуж за опекуна московского воспитательного дома статского советника Петра Фёдоровича Нащокина (1733-1809 гг.), принеся ему в приданое серпуховские владения.

Имение передавалось по наследству по мужской линии и в 1809 г. после смерти отца перешло к сыну – гофмаршалу Павла I, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину (1758-1838 гг.), зять которого П. В. Нащокин был одним из ближайших друзей А. С. Пушкина. Новый хозяин «окрестил» усадьбу Раем, чтобы отличить от другого Семеновского – Отрады – поместья графов Орловых. Сосед Нащокиных по имению Д. Н. Свербеев остроумно замечал: «Само собою, разумеется, что, кроме господ и духовенства, никто из народа не подозревал этих причудливых и пышных названий, и невозможно до сих пор добиться от соседних крестьян, чтобы они указали проезжему, где тут Отрада или где тут Рай». В 1802 г. после смерти жены, известной санкт-петербургской красавицы, Елизаветы Семёновны (Хвостовой), Нащокин окончательно переселился в своё подмосковное имение.

В это же время местные крестьяне указали хозяину на существование близ с. Семёновского двух необычных источников. Изучение и описание целебных свойств минеральных источников, открытых в имении Семёновское-Рай было проведено доктором медицины и профессором химии Императорского Московского Университета, секретарём Общества соревнования медицинских и физических наук, корреспондентом Императорского Общества испытателей природы Фердинандом Фридрихом Рейсом и опубликовано на французском языке в его труде «Описание и химическое разложение минеральных вод села Семёновского Московской губернии в Серпуховском уезде, принадлежащему г. тайному советнику, действительному камергеру и кавалеру Александру Петровичу Нащокину».

Решив использовать целебные свойства железистых источников Нащокин обратился к императору Александру I за разрешением открыть в усадьбе водолечебницу. В 1803 г. особым рескриптом императора на территории с. Семёновское-Рай был открыт курорт железистых минеральных вод «Воды Спасителя». Курорт состоял из двух минеральных источников с водолечебницами и комплекса гостевых построек, располагавшегося на территории с. Семёновского (27 крестьянских изб с сараями, конюшнями и людскими, отдающимися в наймы по 50 рублей в месяц, 10 больших домов по 10-11 комнат стоимостью по 300, 250 и 200 рублей в месяц / или 150 рублей за половину дома, гостиница «Hotelgarni» на 16 номеров, стоимость. 1 руб./ сутки или 25 руб./ месяц). Для обеспечения приезжающих на воды был выстроен на центральной площади села гостиный двор на 14 лавок для приезжающих купцов (1 августа в селе проходила ярмарка), трактир «Герб помещика» («Restaurationauxarmesduseigneur»). Для развлечения приезжих предлагались прогулки по английскому парку, рыбная ловля в специальных прудах, пикники, роговая музыка, хор, театральные представления, катание на лошадях, балы и приёмы у хозяина курорта в усадебном доме. На курорте постоянно находились врач (нанятый на службу) и аптекарь. Посетители курорта регистрировались в специальном журнале, который ежегодно представлялся в Министерство полиции и Московскому военному генерал-губернатору. Курорт действовал до 1825 г. и прекратил существование в связи с финансовым разорением А. П. Нащокина. В начале XX в. (1927 г.) источник № 1 ещё существовал, хотя постройки все были разобраны.

Рай-Семеновское славилось превосходной архитектурой усадебных построек, красотою местоположения, богато сконструированным парком, террасообразно спускающимся к реке. Выдающимся памятником русской архитектуры XVIII века является усадебная Спасская церковь. Храм, выстроенный по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова, поражает воображение. Вот свидетельство того же Свербеева: «церковь, выстроенная… в Рай-Семеновском, одна из самых изящных по селам, какие мне удалось видеть на Святой Руси». Со Свербеевым перекликается неизвестный автор, посетивший усадьбу в начале прошлого века: «нигде в Европе, даже в самой Италии, нет частного человека, который имел бы у себя такую церковь».

Начало строительства церкви относится к 1765 году, когда был сооружен теп-лый придел в честь святителя Димитрия Ростовского, расположенный теперь в первом ярусе здания. Основная часть храма и колокольня возведены в 1774-1783 годах. Участие М. Ф. Казакова в строительстве церкви связано именно с этим периодом.

Спасская церковь в Рай-Семеновском представляет собой прямоугольный в плане объем, увенчанный световым барабаном и полусферическим куполом. Центральная часть храма дополнительно выделена приставными портиками со сдвоенными колоннами и фронтонами. Небольшим переходом верхняя церковь соединяется с колокольней, которая обработана парными колоннами. По размеру, рисунку, высоте расположения колонны эти точно соответствуют колоннам церковных портиков, что подчеркивает единство всего сооружения. Над колокольней возвышается оригинальный шпиль в виде обелиска.

Отделка интерьеров Спасской церкви проводилась, как показали исследования, в два этапа. Первоначально интерьер храма был скромнее и суровее. Прежде всего, иными были карнизы, выполненные из местного мрамора, – строгие и простые по рисунку. Отсутствовала лепнина, появившаяся лишь на рубеже XVIII — XIX вв. Не вполне ясно, к какому периоду относятся живописные карнизы, наличники, пилястры и другие элементы рисованного декора, сохранившиеся в различных частях храма. Особенно много подобной живописи в трапезной, где входная дверь украшена живописным порталом, на стенах изображены антаблементы (горизонтальные перекрытия, подпираемые колоннами) и каннелированные пилястры (вертикальные выступы стены, условно изображающие колонны). Здесь же можно видеть остатки росписи на библейские сюжеты. Рисованные карнизы и наличники есть и в самой церкви (например, в барабане). Но особую пышность интерьеру придавали богатейшие лепные украшения. Парные каннелированные (с вертикальными желобками на стволе) колонны с коринфскими капителями несли антаблемент с изящными кронштейнами. Лепные венки, гирлянды, изображения ангелочков дополняли оформление интерьера. Но более всего интересны рельефные композиции над окнами южной и северной стен центральной части храма. Поклонение волхвов, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Бегство в Египет, Чудесный улов, Бегство святого Павла из Дамаска – таковы сюжеты этих рельефов, главной особенностью которых является экспрессивность, напряженная динамика фигур, декоративный характер их композиции.

Проект мраморного иконостаса храма был изображен Казаковым на известном офорте. Иконостас задуман архитектором в виде грандиозной триумфальной арки, оформленной каннелированными коринфскими колоннами, украшенной лепниной и скульптурными группами. Однако, сравнивая офорт со старой фотографией интерьера церкви, видишь, что замысел Казакова не был полностью осуществлен. Прежде всего, в окончательном варианте отсутствовал высокий аттик с венчающим фронтоном, придававший всему сооружению особую монументальность и величие. Несколько скромнее стала лепнина, а скульптурные группы, изображенные на офорте, вообще не были установлены. Но и в незавершенном виде иконостас являлся подлинным произведением искусства, об утрате которого остается теперь лишь сожалеть. В отделке храма не использовались ни позолота, ни дерево – только местные мраморы и металл. Роспись церкви, выполненная художником Дроздовым, была в некотором отношении любопытна. Так, перед святым Павлом живописец, следуя желанию заказчика, изобразил коленопреклоненного отца – хозяина усадьбы (явление нередкое для росписи усадебной церкви). Икона Богоматери представляла собой копию одной из рафаэлевских мадонн.

Несохранившаяся ограда церкви походила на псевдоготическую крепостную стену с башнями. В ее оформлении были использованы стрельчатые проемы, белокаменные наличники, декоративные машикули (навесные бойницы) и зубчатые завершения стен. Автором ее был, вероятно, также М. Ф. Казаков, один из создателей псевдоготики конца XVIII в. Усадебный дом (также конца XVIII в.), выстроенный, как утверждает Д. Н. Свербеев, в подражание итальянским виллам, подвергся во второй половине XIX в. значительным перестройкам и утратил свое архитектурное своеобразие. От главного входа в дом начиналась длинная аллея большого регулярного парка, размещенного в южной части усадьбы. Эта аллея, ведущая к двум пейзажным прудам, сохранилась и по сей день; планировка остальной части парка нарушена. От северного фасада главного дома двумя террасами спускался к Наре живописный пейзажный парк. Его террасы отмечены небольшими прудами, у нижнего из которых прежде находился «храм» (так назывались в усадьбах павильоны или беседки с установленными в них статуями того или иного античного божества). Парк украшали гроты, беседки. К парку примыкал зверинец, где в специальных загонах паслись дикие козы. Существует предположение, что автором усадебного комплекса был строитель Спасской церкви — М. Ф. Казаков.

Нащокины владели имением до начала XX в., когда за долги праправнука П. Ф. Нащокина Анатолия Константиновича Тарновского оно было продано серпуховскому суконному фабриканту Диомиду Митрофановичу Хутареву за 125 тысяч рублей. Имение перешло к многодетному сыну Д. М. Хутарева — Дмитрию, который устроил в нём молочную ферму.

С 1930 г. в храме прекратились богослужения, и началось его безжалостное разграбление. В эти годы в здании церкви располагались МТС, склад удобрений, зернохранилище, кинотеатр и магазин. Служивший с 1903 по 1930 гг. священник Георгий Троицкий, ныне причислен к лику местночтимых святых Московской Епархии.

С октября 1995 года храм был передан общине верующих. Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и великим праздникам. В школьной библиотеке собран раздел православной литературы. Имеется местночтимая икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».