Храм Архангела Михаила (Пущино): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 39: Строка 39:


Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.
Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.
==Деятельность прихода==

Версия от 01:44, 6 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Архангела Михаила в городе Пущино одноглавый, эклектичной архитектуры с чертами русского стиля, с трапезной и колокольней. Община создана в 1990 году, храм построен в 1994-2000 годах, освящен великим чином 13 мая 2012 года. Приделы: Успенский и Царе-Константиновский.

История[править | править код]

Сельцо Пущино на реке Оке впервые упоминается в писцовых книгах 1570-х годах в качестве имения двух разных помещиков из рода Пущиных. В 1765 году, на средства нового владельца села Якова Ивановича Арцибашева была построена каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Трёх Святителей. Этот храм находился при западном въезде в пущинскую усадьбу. Храм села Пущина был закрыт в 1930-е годы, здание его было занято зерноскладом. В 1958 году, при ликвидации пущинского колхоза, Успенская церковь, по распоряжению колхозного начальства, была разрушена до основания.

История создания православного прихода в академгородке тесно связана с именем ученого-математика Виталия Ивановича Крюкова, ныне игумена Свято-Данилова монастыря Феофана (Крюкова). Научный работник, материалист, однажды очарованный церковным пением, в начале 80-х стал посещать богослужения в Ильинской церкви. Вскоре сам начал там петь. На службы в «Ильинку» ездили из Пущина и другие верующие. Встречаясь каждое воскресенье на автобусной остановке, эти люди постепенно объединились и стали «первой двадцаткой», которая в 1988 году зарегистрировала православную общину в родном городе. «Двадцатку» составили в основном бабушки, что было естественно для социалистической еще России. Но было среди них и двое ученых: выпускник мехмата МГУ Владимир Седов (ныне настоятель Успенской Церкви в селе Кузьменки) и В. И. Крюков, которого выбрали старостой общины, тем самым доверив ему сложную миссию организатора прихода и ходатая перед советскими властями.

Когда встал вопрос, кто будет небесным покровителем молодой общины, несколько пущинцев — духовных чад протоиерея Димитрия Дудко, среди которых был Владимир Седов, обратились за советом к своему духовнику. Отцу Димитрию пущинцы обязаны выбором небесного покровителя. Имело место соображение необходимости особого небесного окормления в молодом городе без глубоких духовных корней, имеющих жителей в основной массе настроенных атеистически. Общественная жизнь небольшой группы верующих носила характер противостояния унаследованному от прошлой эпохи атеизму, порой даже вызова, их нередко считали отчасти «душевнобольными», «впавшими в религию». И знание, что за малой горсткой людей стоит все небесное воинство Ангелов и Архангелов, сильно укрепляло и поддерживало первых прихожан.

После регистрации с декабря 1988 года члены общины каждую среду собирались на квартирах, читали акафисты, Евангелие, Псалтирь, каноны. В 1989 году в Пущино присылают первого священника — отца Петра, который отслужил всего несколько служб, и 29 апреля 1989 года в Пущино направляют архимандрита Иакова (Максимова) (1933-2002 гг., в схиме – Иоанн), который стал первым настоятелем Пущинского храма. Событием для Пущина стало первое освящение пасхальных куличей в здании ЖЭКа.

Остро встал вопрос о помещении для молитвенных собраний. К переговорам с городской администрацией подключился Лев Андреевич Козлович, сотрудник Специального конструкторского бюро, депутат горсовета, очень много сделавший для Пущина и для храма в частности. После долгих переговоров и телеграмм в Совет министров верующим выделили деревянный домик – бывшую дачу Строительно-монтажного управления. В этом домике, к слову сказать, в 60-е годы жил десант первых строителей города Пущино, приплывших по Оке.

В этом пристанище пущинских христиан начались регулярные богослужения. Отец Иаков, ревностный молитвенник, в 6.00 начинал служить Литургию, затем обязательно следовал молебен с акафистом и панихида. Ко Кресту прихожане подходили ближе к 12.30. А в 17.00 начиналась вечерняя служба. Домик находился на спуске к Оке, и не было еще ни дороги, ни фонарей. Зимой молитвенники пробирались к своему первому храму сквозь сугробы в полной темноте. Но в избушке всегда было жарко натоплено, и слышалось не очень стройное, но очень старательное пение. Виталий Иванович был первым регентом. Несмотря на опыт пения в Ильинской Церкви, осваивать управление хором было непростым для него делом. Если в Ильинке пели в основном по нотам, то теперь нужно было учить обиход, гласы. Сослужил отцу Иакову протоиерей Михаил Степанов, прибывший в Пущино из Троице-Сергиевой лавры.

Наладились богослужения, и началось строительство Пущинской Церкви. Стены нового храма начали возводить вокруг деревянного домика, и в какой-то момент избушка оказалась внутри строящегося храма. Верующие, приходя на богослужение, могли наблюдать, глядя в окно, как с каждым днем растет высота кирпичной кладки. После вечерней службы прихожане выстраивались в цепочку и разгружали кирпич.

Лев Андреевич Козлович в сложные 90-е годы находил средства для строительства, хотя в городе в этот период не строился ни один объект. Он нашел группу хороших конструкторов во главе с Ю. К. Шевченко, которые сделали расчет свода храма по проекту В. В. Варламова. Только такой энтузиаст смог в те годы найти шесть миллионов рублей на приобретение церковного колокола. Он лелеял мечту — работать звонарем на Пущинской колокольне. К сожалению, мечте не суждено было сбыться. Лев Андреевич отошел ко Господу в 2001 году в Германии, так и не увидев благолепия храма, возводившегося и его стараниями. Накануне отъезда в Германию Лев Андреевич принял святое Крещение. Крещальной купелью для этого неординарного человека стала река Ока, а последним пристанищем — Пущинская земля. Благодарные пущинцы присвоили ему звание почетного гражданина города.

К моменту начала строительства храма должность главного архитектора города занимал Виктор Варламов, впоследствии посвятивший свою жизнь возведению православных храмов. Его причастность к жизни прихода не завершилась созданием проекта, а скорее только началась, поскольку воплощение проекта происходило при его непосредственном участии. Он был и архитектором, и инженером, и прорабом, и плотником, и каменщиком, и певчим и чтецом на клиросе. Пущинский храм строил поэт. И это не аллегория. Размышления зодчего, сопровождавшие творческий процесс храмоздательства, выливались в стихи и исполнялись под гитару. Прихожане этого периода помнят частые концерты в Доме ученых трио певчих, в составе которого помимо Виктора была и его супруга — регент пущинского клироса Мария Варламова.

Виктор Варламов замыслил новый храм как экскурс в историю церковной архитектуры. Небольшой византийский храм угадывается в четверике, черты допетровского теремного зодчества прослеживаются в трапезной части, колокольня, возведенная в барочной традиции, завершает этот экскурс. Разнообразие стилей в облике храма-новостройки, от византийского до классицизма при доминировании форм русского церковного зодчества есть олицетворение 2000-летней христианской культуры и христианства в целом, к юбилею которого и был построен храм.

Первое богослужение в новом храме состоялось на Пасху 2000 года. Но этому предшествовал период богослужений в Доме причта. При архимандрите Иакове были в основном возведены стены нового храма, предстояли работы по внутренней отделке. К этому времени отца Иакова переводят на новое место служения, а настоятелем Пущинского храма стал молодой священник Дионисий Крюков — сын первого старосты Виталия Ивановича Крюкова, к тому времени принявшего монашеский постриг в Свято-Даниловом монастыре с именем Феофан.

В 1995 году храм из деревянного домика переместился в построенный Дом причта. На первом этаже устраили алтарь, в вестибюле — притвор, а на втором этаже располагалась трапезная, начали работать библиотека и воскресная школа. Количество прихожан в воскресные дни заметно возросло, так что молящиеся не умещались даже в притворе и были вынуждены стоять на лестнице. А на Рождество и Пасху храм уже не вмещал всех желающих, так что люди стояли на улице и слушали трансляцию службы.

В 2000 году храм обрел благодетеля — Константина Малофеева, основателя Благотворительного фонда святителя Василия Великого. Появилась возможность приглашать для украшения Дома Божьего высококлассных специалистов. Временный иконостас сменился иконостасом белокаменным. Его проект рождается у Виктора Варламова под впечатлением, которое произвел на него знаменитый храм Покрова на Нерли. Растительные орнаменты, львы и птицы, вырезанные из камня, действительно очень напоминают декор белокаменных соборов Владимирской земли. Изготовлен был иконостас из владимирского камня владимирскими резчиками, так что можно сказать, что главный иконостас в Пущино — это частичка древней белокаменной Руси в современном храме.

В трапезной части устраили два деревянных придела. Один Успенский — в память о том, что когда-то на территории Пущинской усадьбы стоял Успенский храм. Первые жители Пущина помнят еще остатки фундамента этого храма. Второй придел — в честь равноапостольного царя Константина — небесного покровителя главного ктитора храма.

Иконы для иконостаса были написаны признанными иконописцами современности Александром Лавданским, Андреем Бубновым-Петросяном, Анатолием Этенейером, Алексеем Лукашиным, Марией Фофановой, Людмилой Мининой. Стены храма украшают иконы святителей, выполненные Александром Чашкиным.

В 2004 году для росписи храма была приглашена Монументальная мастерская ПСТГУ под руководством Самолыго И. Ю. За основу программы росписей художники взяли каноны Византийского искусства: в куполе — образ Христа Пантократора, в барабане — Архангелы, в парусах — Херувимы, в подкупольном пространстве, образующем в плане крест — евангелисты. Следующая ступень — арки — раскрывают нам тайну сотворения человека и его Искупления – «Пресвятая Троица», «Не рыдай Мене, Мати», «Спас Недреманное Око», Ангел Великого Совета на иконе «София — Премудрость Божия». От наивысших горних сфер взор спускается к событиям Евангельской истории, событиям, происходящим как бы на границе Небесного и земного. В лепестках сводов — композиции двунадесятых праздников. И уже ближе к земле — события из истории Церкви земной. Ряд медальонов с изображениями святых первых веков христианства отделяет композиции нижнего яруса, где изображены святые в рост. Как стены держат своды храма, так святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются Её «столпами», в духовной брани они стоят на страже Церкви. В алтаре — поясной образ Богородицы Оранты, композиция «Причащение апостолов» и святители. Росписи ориентированы на Византийское и Сербское искусство XIV века.

Осенью 2006 года росписи четверика были полностью завершены. И вскоре те же мастера приступили к росписи трапезной части. Если для четверика был выбран колорит небесно-голубой, прозрачный, хорошо сочетающийся с белым камнем иконостаса, то росписи трапезной части заметно более насыщенных цветов — синего, темно-красного, их задача — гармонировать с красным деревом приделов. Деисус, расположенный над аркой, ведущей в четверик, — как бы продолжение невысокого иконостаса. Присоединяются к молитве Богородицы, Предтечи и Ангелов святые, изображенные по периметру трапезной. Здесь в отличие от медальонов четверика представлены преимущественно русские святые более поздних веков, в том числе новомученики и исповедники Российские, святые Серпуховской земли и Серпуховские новомученики. Но главная тема росписи трапезной — «Архангел Михаил в деяниях». Икона из иконостаса Архангельского Собора Московского Кремля послужила основой для росписи Архангельского храма в небольшом подмосковном городке.

Помимо бригады молодых иконописцев — выпускников ПСТГУ, к росписи Пущинского храма был привлечен хорошо известный современный иконописец Александр Соколов. Многим верующим он известен, прежде всего, по образу «Неупиваемая Чаша» в Высоцком монастыре. А для Пущинского храма им написана икона Архангела Михаила, а также выполнены росписи притвора и западной стены храма.

Деятельность прихода[править | править код]