Храм Святой Троицы (Лужки): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
В окрестностях села Лужки археологами выявлены следы постоянного пребывания человека начиная с эпохи мезолита (7-го/6-го тысячелетий до Рождества Христова)(1). Раннее известие о «сельце Лушки» содержат писцовые книги 1627 г. как о вотчине дворян Арцыбушевых, согласно грамоте 1619 г. Под 1659 г. здесь впервые упоминается Троицкая церковь в связи с отмежеванием ей земли, ранее принадлежавшей Успенскому храму, бывшему где-то в этих же местах и утраченному в годы Смуты начала XVII в. 1 декабря 1701 г. в Лужки выдан антиминс и для придельного храма святителя Николая(2).
Раннее известие о «сельце Лушки» содержат писцовые книги 1627 года как о вотчине дворян Арцыбушевых, согласно грамоте 1619 года. Под 1659 годом здесь впервые упоминается Троицкая церковь в связи с отмежеванием ей земли, ранее принадлежавшей Успенскому храму, бывшему где-то в этих же местах и утраченному в годы Смуты начала XVII века. 1 декабря 1701 года в Лужки выдан антиминс и для придельного храма святителя Николая.


6 мая 1756 г. серпуховской купец, «парусинной, полотняной и бумажной фабрик содержатель» Василий Григорьевич Кишкин просил Московскую консисторию о разрешении построить в Лужках, взамен обветшавшей деревянной церкви Св. Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая — каменный храм того же посвящения (причём названная бумажная фабрика находилась поблизости, в с. Карповском). К 20 мая того же 1756 г. московская контора Св. Синода благословила это строительство, а 30 мая 1758 г. уже был дан указ освятить вновь построенные в Лужках Троицкий храм с Никольским приделом(3). Освящение состоялось, очевидно, 20 июня 1758 г., такая дата сто с лишним лет спустя читалась на стене придельного алтаря(4). При этом антиминс храма в Лужках был подписан митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари) (1705-1774), с 1752 г. жившим в Москве и основавшим там в 1761 г. грузинскую типографию(5).
6 мая 1756 года серпуховской купец, «парусинной, полотняной и бумажной фабрик содержатель» Василий Григорьевич Кишкин просил Московскую консисторию о разрешении построить в Лужках, взамен обветшавшей деревянной церкви Святой Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая — каменный храм того же посвящения (причём названная бумажная фабрика находилась поблизости, в с. Карповском). К 20 мая того же 1756 года московская контора Священного Синода благословила это строительство, а 30 мая 1758 года уже был дан указ освятить вновь построенные в Лужках Троицкий храм с Никольским приделом. Освящение состоялось, очевидно, 20 июня 1758 года, такая дата сто с лишним лет спустя читалась на стене придельного алтаря. При этом антиминс храма в Лужках был подписан митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари) (1705-1774), с 1752 года жившим в Москве.


Здание Троицкой церкви в Лужках завершает собою целую серию серпуховских храмов 1740-х/50-х гг. это итог той пластической эволюции, выражением которой стали также Казанский и Крестовоздвиженский храмы г. Серпухова, Никольская церковь на р. Сушке. Вполне  классический для данной группы памятников центральный объём: двухсветный четверик,  увенчанный пятиглавием – здесь, в отличие от более приземистых храмов-предшественников — приобретает вертикальные пропорции. Живая асимметрия оконных проёмов на боковых фасадах ещё усиливает стремление этой формы в высоту. Крепкая, но изящная шатровая колокольня вполне под стать четверику. При взгляде с запада она вторит его подъёму; с севера же и юга — колокольня уравновешивает четверик, тогда как сильный вынос алтарной части и вытянутый переход трапезной надёжно привязывают обе эти вертикали к плоскости ландшафта.
Здание Троицкой церкви в Лужках завершает собою целую серию серпуховских храмов 1740-х/50-х годов — классический для данной группы памятников центральный объём: двухсветный четверик,  увенчанный пятиглавием – здесь, в отличие от более приземистых храмов-предшественников — приобретает вертикальные пропорции. Живая асимметрия оконных проёмов на боковых фасадах ещё более усиливает стремление этой формы в высоту. Крепкая, но изящная шатровая колокольня вполне под стать четверику. При взгляде с запада она вторит его подъёму; с севера же и юга — колокольня уравновешивает четверик, тогда как сильный вынос алтарной части и вытянутый переход трапезной надёжно привязывают обе эти вертикали к плоскости ландшафта.


В 1813 г. Троицкий храм был приписан к Никольской церкви с. Карповского, между 1835 и 1845 гг. — к  Борисоглебской церкви с. Енино;  в 1880-х гг. — вновь к Никольской церкви, теперь уже погоста Карповки(6). При этом Лужки на деле были наиболее многолюдным и активным в своём приходе селением; в 1894 г. именно здесь  открывается церковно-приходская школа, построенная её попечителем Михаилом Васильевичем Ворониным из материала (дерева), пожертвованного фабрикантом Иваном Николаевичем Коншиным(7). В 1917 г. при Троицкой церкви в Лужках числилось 46 дворов,  163 прихожанина и 159 прихожанок(8).
С 1927 по 1929 года в Троицком храме служил будущий священномученик Иаков Бриллиантов. В село Лужки он попал после многолетнего служения во Владычном монастыре города Серпухова. В монастыре он застал 90-летнюю монахиню, которая в 1878 году была послушницей Захарией и стала свидетельницей обретения Чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Он и записал ее рассказ, а впоследствии опубликовал «Сказание о явлении Чудотворной иконы Неупиваемая Чаша», благодаря которому мы знаем об этом событии.


С 1927 по 1929 гг. в Троицком храме служил будущий священномученик Иаков Бриллиантов. В с. Лужки он попал после многолетнего служения во Владычном монастыре г. Серпухова. В монастыре  застал  90-летнюю монахиню,  которая в 1878 году была послушницей  Захарией и стала свидетельницей обретения Чудотворной  иконы «Неупиваемая Чаша». Он и записал ее рассказ, а впоследствии опубликовал «Сказание о явлении Чудотворной иконы Неупиваемая Чаша», благодаря которому мы знаем  об этом событии.
Храм села Лужки был закрыт в 1930-е годы; поначалу его здание занимал местный клуб, потом оно испытало долгие годы запустения.  


Храм с. Лужки был закрыт в 1930-е гг.; поначалу его здание занимал местный клуб, потом оно испытало долгие годы запустения. В 1999 г. храм возвращён Русской Православной Церкви, но еще долгое время пребывал в разрушенном состоянии. В течение 2008-2010 гг. Троицкий храм восстанавливался на средства местного жителя, были оштукатурены стены, позолочены купола, на шатровой колокольне появилась полная звонница. Первая Божественная Литургия после десятилетий разрухи была совершена 26 августа 2010 года. Теперь богослужения в храме совершаются еженедельно.
В 1999 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, но еще долгое время пребывал в разрушенном состоянии. В течение 2008-2010 годов Троицкий храм восстанавливался на средства местного жителя, были оштукатурены стены, позолочены купола, на шатровой колокольне появилась полная звонница. Первая Божественная Литургия после десятилетий разрухи была совершена 26 августа 2010 года. Теперь богослужения в храме совершаются еженедельно.


Старинное кладбище при храме  в последние десятилетия понесло ущерб — но там ещё уцелело несколько белокаменных надгробий нач. XVIII в.
Старинное кладбище при храме  в последние десятилетия понесло ущерб — но там ещё уцелело несколько белокаменных надгробий начала XVIII века.

Версия от 00:53, 3 марта 2021

Идёт загрузка карты…

Храм Святой Троицы в селе Лужки построен в 1756 году, пятиглавие высится над двухсветным четвериком, словно бы устремленным ввысь. Это стремление подчеркнуто асимметрией боковых окон. Колокольня отличается изяществом линий, она уравновешивает главное здание храма.

История[править | править код]

Раннее известие о «сельце Лушки» содержат писцовые книги 1627 года как о вотчине дворян Арцыбушевых, согласно грамоте 1619 года. Под 1659 годом здесь впервые упоминается Троицкая церковь в связи с отмежеванием ей земли, ранее принадлежавшей Успенскому храму, бывшему где-то в этих же местах и утраченному в годы Смуты начала XVII века. 1 декабря 1701 года в Лужки выдан антиминс и для придельного храма святителя Николая.

6 мая 1756 года серпуховской купец, «парусинной, полотняной и бумажной фабрик содержатель» Василий Григорьевич Кишкин просил Московскую консисторию о разрешении построить в Лужках, взамен обветшавшей деревянной церкви Святой Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая — каменный храм того же посвящения (причём названная бумажная фабрика находилась поблизости, в с. Карповском). К 20 мая того же 1756 года московская контора Священного Синода благословила это строительство, а 30 мая 1758 года уже был дан указ освятить вновь построенные в Лужках Троицкий храм с Никольским приделом. Освящение состоялось, очевидно, 20 июня 1758 года, такая дата сто с лишним лет спустя читалась на стене придельного алтаря. При этом антиминс храма в Лужках был подписан митрополитом Тбилисским Афанасием (Амилахвари) (1705-1774), с 1752 года жившим в Москве.

Здание Троицкой церкви в Лужках завершает собою целую серию серпуховских храмов 1740-х/50-х годов — классический для данной группы памятников центральный объём: двухсветный четверик, увенчанный пятиглавием – здесь, в отличие от более приземистых храмов-предшественников — приобретает вертикальные пропорции. Живая асимметрия оконных проёмов на боковых фасадах ещё более усиливает стремление этой формы в высоту. Крепкая, но изящная шатровая колокольня вполне под стать четверику. При взгляде с запада она вторит его подъёму; с севера же и юга — колокольня уравновешивает четверик, тогда как сильный вынос алтарной части и вытянутый переход трапезной надёжно привязывают обе эти вертикали к плоскости ландшафта.

С 1927 по 1929 года в Троицком храме служил будущий священномученик Иаков Бриллиантов. В село Лужки он попал после многолетнего служения во Владычном монастыре города Серпухова. В монастыре он застал 90-летнюю монахиню, которая в 1878 году была послушницей Захарией и стала свидетельницей обретения Чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша». Он и записал ее рассказ, а впоследствии опубликовал «Сказание о явлении Чудотворной иконы Неупиваемая Чаша», благодаря которому мы знаем об этом событии.

Храм села Лужки был закрыт в 1930-е годы; поначалу его здание занимал местный клуб, потом оно испытало долгие годы запустения.

В 1999 году храм был возвращён Русской Православной Церкви, но еще долгое время пребывал в разрушенном состоянии. В течение 2008-2010 годов Троицкий храм восстанавливался на средства местного жителя, были оштукатурены стены, позолочены купола, на шатровой колокольне появилась полная звонница. Первая Божественная Литургия после десятилетий разрухи была совершена 26 августа 2010 года. Теперь богослужения в храме совершаются еженедельно.

Старинное кладбище при храме в последние десятилетия понесло ущерб — но там ещё уцелело несколько белокаменных надгробий начала XVIII века.