Храм святых Бориса и Глеба (Дракино): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 2: Строка 2:
[[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Дракино).jpg|мини|справа]]
[[Файл:Храм святых Бориса и Глеба (Дракино).jpg|мини|справа]]
'''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Дракино''' — [[Аннотация::кирпичный, на белокаменном фундаменте, принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, построен в 1684 году — это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния.]]
'''Храм святых Бориса и Глеба в деревне Дракино''' — [[Аннотация::кирпичный, на белокаменном фундаменте, принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, построен в 1684 году — это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния.]]
== История ==
Здесь, на левом берегу реки Протвы, при её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской — под 1147 г.(1). Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и, одновременно — брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII-XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска — стены же города располагались там, где теперь Борисоглебский храм(2). С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает — его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г.(3). Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноимённой ему деревянной приходскою церковью. К 1705 г. эти сельцо и погост, видимо, слились — отныне Борисо-Глебская церковь числится при селе Тишково(4) — которое вошло в черту деревни Дракино только в ХХ веке.
Настоящее церковное здание было возведено в 1684 г. — таким образом, это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния. К нему в 1882-1883 гг. пристроены приделы : правый во имя преподобного Сергия Радонежского, левый — Боголюбской иконы Божией Матери(5): по проекту городского архитектора города Серпухова Владислава Осиповича Грудзина (1824 — после 1896 гг.)(6). Согласно местному преданию, строителем этих приделов был один из графов Орловых-Давыдовых(7), который, как-то, проезжая здесь, заблудился в метели и едва не погиб, но ему явился преподобный Сергий и указал дорогу к жилью. Спасённый граф так чтил эти места, что завещал похоронить себя на сельском кладбище; его каменное, с изображением Евангелия, надгробие в 1960-х гг. было уничтожено вандалами, и ныне на могиле поставлен простой деревянный крест.
Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694) и Никольская церковь погоста Березна (1698). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х гг., о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века.
Вплоть до начала XIX века в приход села Тишкова входило сельцо Гурьево (Глебовское), на противоположном берегу Протвы, отнесённое затем к Калужской епархии. Взамен его, в 1807-1808 гг. настоятель Борисоглебского храма хлопотал о приписании Спасской церкви села Шатова — однако без результата(8). В начале ХХ в. местный приход, кроме села Тишкова, включал деревни Дракино и Иваньково (9).
В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 г. оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову.
В 1997 г. храм на Протве возвращен верующим, в 2000 г. в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 г. Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон.

Версия от 00:42, 26 февраля 2021

Идёт загрузка карты…

Храм святых Бориса и Глеба в деревне Дракино — кирпичный, на белокаменном фундаменте, принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, построен в 1684 году — это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния.

История[править | править код]

Здесь, на левом берегу реки Протвы, при её слиянии с Окою, стоял древнерусский город Любинец Омосов, иначе Лобынск, упоминаемый в Никоновской летописи под 1146, а в Ипатьевской — под 1147 г.(1). Эта небольшая крепость владимиро-суздальских князей контролировала устье Протвы и, одновременно — брод через Оку. Археологи раскопали в данном месте большое селище, датируемое VIII-XIV веками. Вероятно, это был посад древнего Лобынска — стены же города располагались там, где теперь Борисоглебский храм(2). С возникновением Серпухова значение Лобынска угасает — его сменило село Дракино, вотчина Высоцкого монастыря, документально известное с 1552 г.(3). Из позднейших источников видно, что к 1627 г. с деревней Дракино соседствовали сельцо Тишково, принадлежавшее двум помещикам, и погост Борисоглебский, «на государевой земле», с одноимённой ему деревянной приходскою церковью. К 1705 г. эти сельцо и погост, видимо, слились — отныне Борисо-Глебская церковь числится при селе Тишково(4) — которое вошло в черту деревни Дракино только в ХХ веке.

Настоящее церковное здание было возведено в 1684 г. — таким образом, это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния. К нему в 1882-1883 гг. пристроены приделы : правый во имя преподобного Сергия Радонежского, левый — Боголюбской иконы Божией Матери(5): по проекту городского архитектора города Серпухова Владислава Осиповича Грудзина (1824 — после 1896 гг.)(6). Согласно местному преданию, строителем этих приделов был один из графов Орловых-Давыдовых(7), который, как-то, проезжая здесь, заблудился в метели и едва не погиб, но ему явился преподобный Сергий и указал дорогу к жилью. Спасённый граф так чтил эти места, что завещал похоронить себя на сельском кладбище; его каменное, с изображением Евангелия, надгробие в 1960-х гг. было уничтожено вандалами, и ныне на могиле поставлен простой деревянный крест.

Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694) и Никольская церковь погоста Березна (1698). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х гг., о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века.

Вплоть до начала XIX века в приход села Тишкова входило сельцо Гурьево (Глебовское), на противоположном берегу Протвы, отнесённое затем к Калужской епархии. Взамен его, в 1807-1808 гг. настоятель Борисоглебского храма хлопотал о приписании Спасской церкви села Шатова — однако без результата(8). В начале ХХ в. местный приход, кроме села Тишкова, включал деревни Дракино и Иваньково (9).

В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 г. оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову.

В 1997 г. храм на Протве возвращен верующим, в 2000 г. в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 г. Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон.