Храм Успения Божией Матери (Иванищи): различия между версиями
Катерина (обсуждение | вклад) (→Фото) |
Катерина (обсуждение | вклад) (→Фото) |
||
Строка 91: | Строка 91: | ||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)46.jpg|Советские годы | Храм Успения Божией Матери (Иванищи)46.jpg|Советские годы | ||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)47.jpg|Советские годы | Храм Успения Божией Матери (Иванищи)47.jpg|Советские годы | ||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)50.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)50.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)51.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)52.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)53.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)54.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)55.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)56.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)57.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)58.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)59.jpg | |||
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)60.jpg | |||
</gallery> | </gallery> |
Версия от 18:05, 13 февраля 2021
Храм Успения Божией Матери в деревне Иванищи выполнен в традициях московского зодчества, архитектура отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле.
История[править | править код]
Церковь Успения в селе Иваниши — соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря — возведена в 1534-1542 годах на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Успенский храм имел два теплых придела: во имя Сергия Радонежского и во имя Иоанна Богослова. На берегу реки Волги возле бывшего монастыря еще в начале ХХ века было старинное кладбище, где, по преданию, была монастырская приходская церковь, «обслуживающая требы вотчинных людей».
О построении Иванишинской церкви среди местного населения сохранилось следующее предание: «Однажды в летнюю пору мимо Иванишинского монастыря проезжал неизвестный путник. Прекрасная местность, среди которой был расположен монастырь, привлекла его внимание, и он остановился здесь, чтобы полюбоваться чудной картиной природы и отдохнуть под тенью соснового леса, в котором тогда росло много малины. Нужно заметить, что путник страдал необычным и страшным недугом, а именно: однажды во время сна через открытый рот в его желудок вползла змея, и после того он стал чувствовать мучительные боли, от которых не мог избавиться никакими средствами. Усталый и измученный болезнью путник уснул под тенью леса, и видит сон: ему снилось, что он чувствует невыносимую жажду, но вот пред ним является кто-то и в открытый рот льется ему вода. Путник чувствует, как холодная струя проходит чрез горло; это из него выходила змея, заслышав запах малины. Больной проснулся и увидел, что мучившая его змея, шипя и извиваясь, скрылась в кустах росшего вблизи малинника. После того путник почувствовал себя совершенно здоровым и, в благодарность Господу за исцеление, построил храм, существующий в селе Иваниши и до сего дня».
Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава — световая, две другие — глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида.
Собор выполнен в традициях московского зодчества, Архитектура сооружения отличается ясностью форм. строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле.
В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивался: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы.
Последний советский большой ремонт еще не закрытого храма был произведен в 1928 году, о чем свидетельствуют две надписи, сделанные масляной краской на откосах арксолия над гробницей Ивана Юрьевича Поджогина. Одна из них гласит: «Церковь возобновлена 1928 году старанием старосты Василия Григорьевича», другая, на противоположном откосе, называет имя художника, расписавшего трапезную: «Жив. Ксенофонтъ Ермаковъ Микулино Городище, д. Царева».
После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного.
В войну церковь служила местным жителям надежным укрытием при обстрелах села и бомбежках. Разорение храма продолжили оккупировавшие село фашисты: выломав полы и остатки иконостасов, они использовали их на дрова. Во время оккупации большинство домов в Иванишах и в окрестных деревнях было разрушено или сожжено. Поэтому с освобождением села от немцев местные жители первым делом начали разбирать на кирпич церковную ограду и башни. Строительный материал отсутствовал, и ограда с башнями оказались наиболее удобными для разборки их на кирпич, из которого по домам складывали печки. Успенская церковь в Иванишах вновь превратилась в зернохранилище. С юга и запада к ней пристроили просторные деревянные сараи, где молотили зерно, однако никаких ремонтов в самой церкви не делали.
Здание оставалось открытым и постепенно ветшало: протекали кровли, трескались своды, рушились купола. В середине 60-х годов XX столетия Иванишская церковь — памятник архитектуры федерального значения — пришла в аварийное состояние.
Только в 1969 году, под руководством известного архитектора-реставратора Бориса Львовича Альтшуллера, начались исследования и реставрационно-консервационные работы по храму. Эти работы шли довольно медленно из-за постоянной нехватки средств, материалов и рабочих.
Однако вскоре храм вновь оказался никому не нужным. О возвращении ему прежнего статуса не могло быть и речи. А совхоз, на балансе которого находилось неповторимое творение древнерусской архитектуры, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Вандалы за это время разрушали стены и фундаменты храма, разбивали и сбрасывали с постаментов надгробные памятники, разрывали склепы и могилы. В результате храм, находившийся без всякого присмотра, вновь стал аварийным и требовал экстренного вмешательства специалистов.
Вскоре благодаря помощи местного предпринимателя Андрея Кольцова начались исследовательские и противоаварийные работы по церкви. Для подготовки проектной документации по памятнику был образован небольшой авторский коллектив из специалистов научно-проектного реставрационного предприятия «Симаргл». Проделав большую исследовательскую работу, они за короткий срок подготовили несколько вариантов эскизного проекта.
Предпринятые работы вывели здание из аварийного состояния, что позволило одновременно с производством работ проводить в храме и трапезной постоянные службы. В конце 2006 года настоятелем Успенской церкви был назначен священник Иоанн Носков.
Современное состояние[править | править код]
В настоящее время в храме регулярно проводятся богослужения по воскресным дням, а также в праздники, которые приходятся на другие дни седмицы; совершаются Таинства Крещения и Венчания, служатся молебны, панихиды.
Храма нуждается в научной реставрациии.
Святыни[править | править код]
В 2015 году в Успенскую церковь была возвращена храмовая икона. В 30-х годах ХХ века жительница Иванищ Мария Тимофеевна Тихомолова вместе со своим сыном Иваном вытащила из костра, который полыхал тут же у церкви, три иконы и спрятала их в сарае.
В годы Великой Отечественной войны фашисты почти полностью сожгли деревню, но дом Марии Тимофеевны уцелел. После войны две иконы Тихомолова отдала односельчанам, а храмовый образ Успения Божией Матери так и хранила у себя сорок лет. На закате жизни женщина передала святыню своим родственникам, которые увезли образ в Москву.
Еще четыре десятка лет родственники Марии Тимофеевны, семья Левиных, хранили икону у себя. Узнав, что храм в Иванищах восстанавливается, они решили возвратить икону на ее прежнее место, сообщает «Старицкий вестник».
Через 80 лет храмовая икона вернулась в свой храм.
Престольные праздники[править | править код]
Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа
Иоанн Богослов, апостол - 21 мая, 9 декабря
Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Сергий Радонежский, преподобный - Собор Московских святых, 18 июля (Обретение честных мощей), 8 октября (Преставление)
Контакты[править | править код]
Адрес: 171371, Тверская область, Старицкий район, деревня Иванищи
Телефон: +7(910)845-42-43
Как добраться: проезд от автовокзала Твери автобусами на Старицу, Ржев, Зубцов, Жарковский до остановки "Иванищи".
Фото[править | править код]
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Храм Успения Божией Матери (Иванищи)
-
Надпись на стене
-
Советские годы
-
Советские годы
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-