Церковь Зосимы и Савватия на Горке (Каргополь): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 9: Строка 9:
Внутреннее убранство было также необычным. Как писал священник Василий Попов в 1832 году: «Местные образа лучшей живописной работы, писаны в Санкт-Петербурге». Ф.К. Докучав-Басков конкретизировал описание: «Святые изображения написаны в итальянском стиле по образцам знаменитостей, например, Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджо; Коронование Богородицы в алтаре – с Рубенса; Архистратиг Михаил на северной стене – с Рафаэля…». Живописные иконы окаймляла сохранившаяся доныне стенная роспись. Иконы старинного письма из старой церкви находились в верхнем этаже.
Внутреннее убранство было также необычным. Как писал священник Василий Попов в 1832 году: «Местные образа лучшей живописной работы, писаны в Санкт-Петербурге». Ф.К. Докучав-Басков конкретизировал описание: «Святые изображения написаны в итальянском стиле по образцам знаменитостей, например, Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджо; Коронование Богородицы в алтаре – с Рубенса; Архистратиг Михаил на северной стене – с Рафаэля…». Живописные иконы окаймляла сохранившаяся доныне стенная роспись. Иконы старинного письма из старой церкви находились в верхнем этаже.


Освящение главного престола состоялось 8 августа (21 по новому стилю) 1819 года, в день празднования перенесения мощей Соловецких святых. Однако оно могло состояться и несколькими днями раньше, 4 августа, когда в Каргополе пребывал император Александр I. Купец Копосов приглашал государя в этот день на торжественное событие, но строгий регламент путешествия царской особы не позволил ему задержаться в нашем городе.
Освящение главного престола состоялось 8 августа (21 по новому стилю) 1819 года, в день празднования перенесения мощей Соловецких святых. Однако оно могло состояться и несколькими днями раньше, 4 августа, когда в Каргополе пребывал император Александр I. Купец Копосов приглашал государя в этот день на торжественное событие, но строгий регламент путешествия царской особы не позволил ему задержаться в городе.


Каменная церковь сохранила и древние посвящения. Особенно почитались местными жителями праздники Макария Желтоводского и великомученика Георгия, с памятными днями которых связаны различные обряды земледельческого календаря. Дело в том, что прихожанами были крестьяне группы ближайших деревень Волковской округи, Пойги.
Каменная церковь сохранила и древние посвящения. Особенно почитались местными жителями праздники Макария Желтоводского и великомученика Георгия, с памятными днями которых связаны различные обряды земледельческого календаря. Дело в том, что прихожанами были крестьяне группы ближайших деревень Волковской округи, Пойги.
Строка 15: Строка 15:
Церковь не всегда имела свой причт. В XIX – начале XX века в горской церкви служили Георгий Дикаревский, Николай Челмогорский, являвшиеся одновременно священниками Успенского монастыря. После 1917 года, когда из монастырей повсеместно организовывались трудовые артели, прихожане и насельницы женской обители объединились в одну недолго просуществовавшую Зосимо-Савватиевскую-Успенскую общину. Последними священниками были Петр Вихвелин и Александр Брянцев.
Церковь не всегда имела свой причт. В XIX – начале XX века в горской церкви служили Георгий Дикаревский, Николай Челмогорский, являвшиеся одновременно священниками Успенского монастыря. После 1917 года, когда из монастырей повсеместно организовывались трудовые артели, прихожане и насельницы женской обители объединились в одну недолго просуществовавшую Зосимо-Савватиевскую-Успенскую общину. Последними священниками были Петр Вихвелин и Александр Брянцев.


Затем в помещениях церкви располагался районный архив, а в 1980-е годах здание передано музею. На 1-м этаже сейчас находится выставочный зал, где экспонируются древнерусская живопись, храмовая скульптура, книжные памятники и другие коллекции. Здесь же проходят концерты музейного коллектива – хора духовной музыки «Светилен» хора Каргопольского музея духовной музыки «Светилен».
Затем в помещениях церкви располагался районный архив, а в 1980-е годах здание передано музею.  


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
 
На 1-м этаже сейчас находится выставочный зал, где экспонируются древнерусская живопись, храмовая скульптура, книжные памятники и другие коллекции. Здесь же проходят концерты музейного коллектива – хора духовной музыки «Светилен» хора Каргопольского музея духовной музыки «Светилен».
== Святыни ==


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==

Версия от 01:51, 27 января 2021

Идёт загрузка карты…

Це́рковь Зоси́мы и Савва́тия на Горке́ расположена на Красной горке (ранее Колобова горка). В настоящее время входит в состав Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

История[править | править код]

Храм существовал в Каргополе издавна и прежде был деревянным. В Переписной книге 1712-1713 годов есть такие строки: «Да на Колобове горке церковь Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцев, а в той церкви три службы: одна – Афанасия и Кирилла Александрийских, другая – Святаго великомученика Георгия, третия – Макария Желтоводцкаго чюдотворца».

В 1815-1818 годах здание отстроено в камне петербургским купцом, коммерции советником Стефаном Алексеевым Копосовым, происходившим из Каргополя. Видимо, потому, что заказчик был столичным жителем, и сам храм отличается от других каргопольских. Он построен в духе классицизма, но с местными особенностями. Его венчает массивный барабан, перекрытый плоским куполом. Северный и южный фасады украшены портиками с четырьмя колоннами. Внутреннее убранство было также необычным. Как писал священник Василий Попов в 1832 году: «Местные образа лучшей живописной работы, писаны в Санкт-Петербурге». Ф.К. Докучав-Басков конкретизировал описание: «Святые изображения написаны в итальянском стиле по образцам знаменитостей, например, Воскресение, венчающее иконостас, с картины Караваджо; Коронование Богородицы в алтаре – с Рубенса; Архистратиг Михаил на северной стене – с Рафаэля…». Живописные иконы окаймляла сохранившаяся доныне стенная роспись. Иконы старинного письма из старой церкви находились в верхнем этаже.

Освящение главного престола состоялось 8 августа (21 по новому стилю) 1819 года, в день празднования перенесения мощей Соловецких святых. Однако оно могло состояться и несколькими днями раньше, 4 августа, когда в Каргополе пребывал император Александр I. Купец Копосов приглашал государя в этот день на торжественное событие, но строгий регламент путешествия царской особы не позволил ему задержаться в городе.

Каменная церковь сохранила и древние посвящения. Особенно почитались местными жителями праздники Макария Желтоводского и великомученика Георгия, с памятными днями которых связаны различные обряды земледельческого календаря. Дело в том, что прихожанами были крестьяне группы ближайших деревень Волковской округи, Пойги.

Церковь не всегда имела свой причт. В XIX – начале XX века в горской церкви служили Георгий Дикаревский, Николай Челмогорский, являвшиеся одновременно священниками Успенского монастыря. После 1917 года, когда из монастырей повсеместно организовывались трудовые артели, прихожане и насельницы женской обители объединились в одну недолго просуществовавшую Зосимо-Савватиевскую-Успенскую общину. Последними священниками были Петр Вихвелин и Александр Брянцев.

Затем в помещениях церкви располагался районный архив, а в 1980-е годах здание передано музею.

Современное состояние[править | править код]

На 1-м этаже сейчас находится выставочный зал, где экспонируются древнерусская живопись, храмовая скульптура, книжные памятники и другие коллекции. Здесь же проходят концерты музейного коллектива – хора духовной музыки «Светилен» хора Каргопольского музея духовной музыки «Светилен».

Престольные праздники[править | править код]

Как добраться[править | править код]

Фото[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Сайт Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея