Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок)1.jpg|мини|слева|УБРАНСТВО ЦЕРКВИ. ФОТОГРАФИЯ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1910 ГОД]]
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок)26.jpg|мини|слева|Фото из журнала Живописная Россия. 1901г.]]
Деревянная Тихвинская (Старо-Вознесенская) церковь стоит на окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Основу композиции здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной главой. Высота храма 34 м. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная и крыльцо. Четверик и все три восьмерика внутри открыты до самого верха, открытый объем высотой более 20 м. Стены гладко отесаны, верхние ярусы расписаны клеевыми красками — роспись XVIII века. В потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы.
Деревянная Тихвинская (Старо-Вознесенская) церковь стоит на окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Основу композиции здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной главой. Высота храма 34 м. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная и крыльцо. Четверик и все три восьмерика внутри открыты до самого верха, открытый объем высотой более 20 м. Стены гладко отесаны, верхние ярусы расписаны клеевыми красками — роспись XVIII века. В потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы.


Строка 26: Строка 26:


Старо-Вознесенская церковь была замечательна своим внутренним убранством. Это был своеобразный церковно-археологический музей. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы: местные - Вознесения Господня и Тихвинской пресвятой Богородицы, древние — святых Жён-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Вверху иконостаса был большой крест с распятым на нём Иисусом Христом и предстоящими пред ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею. В трапезной также были установлены старинные иконы в старинном иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка свешивалось большое паникадило, изображавшее голубя с распростёртыми крыльями. А на крыльях держались подсвечники, свечи в которых зажигались в дни больших религиозных памятников.
Старо-Вознесенская церковь была замечательна своим внутренним убранством. Это был своеобразный церковно-археологический музей. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы: местные - Вознесения Господня и Тихвинской пресвятой Богородицы, древние — святых Жён-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Вверху иконостаса был большой крест с распятым на нём Иисусом Христом и предстоящими пред ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею. В трапезной также были установлены старинные иконы в старинном иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка свешивалось большое паникадило, изображавшее голубя с распростёртыми крыльями. А на крыльях держались подсвечники, свечи в которых зажигались в дни больших религиозных памятников.
Храм был закрыт для богослужения в 1929 году.
== Современное состояние ==
В советское время всё убранство храма было утрачено. Сохранилась только роспись стен верхних ярусов церкви: на восточной стене - Знамение Божией Матери, на боковых и на западной стене - святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст в разноцветных фигурных украшениях.
Первоначальная форма окон, покрытие лемехом восстановлены во время реставрации примерно в 1970-х годах Тогда же удалена обшивка тесом.


Интерьер храма, в отличие от многих деревянных храмов Русского Севера, не имеет низкого потолка. В XVIII веке верхние ярусы были расписаны, и до нас дошла часть росписей стен и изображение Троицы. В храме было два иконостаса: пятиярусный в молельном помещении и маленький в трапезной.
Интерьер храма, в отличие от многих деревянных храмов Русского Севера, не имеет низкого потолка. В XVIII веке верхние ярусы были расписаны, и до нас дошла часть росписей стен и изображение Троицы. В храме было два иконостаса: пятиярусный в молельном помещении и маленький в трапезной.
Строка 42: Строка 35:
Во время войны храм очень сильно пострадал, однако был впоследствии восстановлен. В 1970–1980-х годах храм, как уникальный памятник деревянного зодчества, стал объектом научно-исследовательских работ, в результате которых было принято решение вернуть ему первоначальный вид: убрать тесовую обшивку и заменить размер окон на прежний.
Во время войны храм очень сильно пострадал, однако был впоследствии восстановлен. В 1970–1980-х годах храм, как уникальный памятник деревянного зодчества, стал объектом научно-исследовательских работ, в результате которых было принято решение вернуть ему первоначальный вид: убрать тесовую обшивку и заменить размер окон на прежний.


Храм был закрыт для богослужения в 1929 году.
== Современное состояние ==
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок)13.jpg|мини|слева|Церковь Тихвинской Божьей Матери, интерьер. 2018 г.]]
В 2006 году храм передали в ведение Тверской и Кашинской епархии, в нём были начаты службы.
В 2006 году храм передали в ведение Тверской и Кашинской епархии, в нём были начаты службы.


К сожалению, поскольку с 80-х годов храм толком не ремонтировался, а реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма (источник), состояние на 2018 год вызывает очень серьёзные опасения в сохранности памятника. На табличке, прибитой к двери храма, указано, что правый нижний венец сгнил, а внутри храма видно, что часть бревен так же гниёт, и требуются срочные консервационные и реставрационные работы.
К сожалению, поскольку с 1980-х годов храм толком не ремонтировался, а реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма, состояние вызывает очень серьёзные опасения в сохранности храма.


По словам служителей храма, в 2017 году подана заявка для участие в Федеральной целевой программе Культура России Министерства Культуры по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019-2021 г.г.
В 2017 году была подана заявка для участия в Федеральной целевой программе Культура России Министерства Культуры по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019-2021 года.


Этот храм — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа.
Этот храм — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа.


На сайте прихода, к которому прикреплен храм, есть данные для перечисления пожертвований.
 
Обязательно надо указать назначение платежа: «Пожертвование на деревянную церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Торжке».
 
[[Файл:Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок)1.jpg|мини|слева|УБРАНСТВО ЦЕРКВИ. ФОТОГРАФИЯ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1910 ГОД]]

Версия от 01:27, 18 декабря 2020

Идёт загрузка карты…

Храм иконы Божией Матери «Тихвинская» (Торжок) — деревянная церковь, год постройки между 1653 и 1717, cтрогий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, словно вырезанного из одного куска дерева, напряженная устремленность ввысь...

История[править | править код]

Фото из журнала Живописная Россия. 1901г.

Деревянная Тихвинская (Старо-Вознесенская) церковь стоит на окраине города Торжка, на высоком правом берегу Тверцы. Основу композиции здания составляет высокий двухсветный четверик. На него поставлены три постепенно убывающие вверх восьмерика, увенчанные глухим барабаном с массивной главой. Высота храма 34 м. К храму с востока примыкает граненая апсида, с запада — прямоугольная в плане трапезная и крыльцо. Четверик и все три восьмерика внутри открыты до самого верха, открытый объем высотой более 20 м. Стены гладко отесаны, верхние ярусы расписаны клеевыми красками — роспись XVIII века. В потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы.

В нижних ярусах сохранилась живопись второй половины XIX века. Храм неоднократно перестраивался. Все ярусы прорезаны небольшими окнами с очень простыми наличниками, характерными для рядовой жилой архитектуры Торжка конца прошлого века.

Строгий и четкий силуэт, монументальность и цельность объемно-пространственного решения здания, словно вырезанного из одного куска дерева, напряженная устремленность ввысь - вот главные отличительные черты этого выдающегося памятника деревянного зодчества.

В Писцовой книге города Торжка 1625 года об этой церкви записано: «на посаде храм во имя Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древен клетцки ... строение мирское», однако в ту пору церковь являла собой лишь сруб с двускатной крышей и одной главкой.

Деревянная церковь — одна из самых интересных старинных построек Торжка. Старо-Вознесенская (Тихвинская) церковь поставлена на месте ранее существовавшей (упоминается в Писцовой книге города Торжка 1625 года) клетской церкви. По клировой ведомости церковь освящена 6 марта 1653 года. Возобновлялась в 1717 году, однако, исследователи считают, что существующая церковь была построена заново в 1717 году на месте старой церкви.

Прочные стены церкви, срубленные «в клетку» из красного соснового леса, долго противостояли бурям и непогодам.

В 1782 году под церковь подвели фундамент из белого старицкого камня. В 1783 году деревянная кровля была заменена железною. В 1806 году к церкви была приделана деревянная паперть и в ней сделано 23 оконницы. В 1828 году была переделана чешуйчатая деревянная глава.

Рядом с Вознесенской деревянной церковью до 1858 года стояла другая, тёплая, церковь в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких с приделом Нила Столобенского. Она была построена в 1765 году, а снесли её в связи со строительством каменной Вознесенской церкви.

В середине XIX века прихожане решили построить неподалёку каменную Вознесенскую церковь, при этом предполагалось разрушить старую деревянную церковь и материал от неё употребить на новую или же продать в другой приход. Но бывший в то время тверской архиепископ Филофей запретил сносить «такую замечательную и по древности и по архитектуре церковь». Оставленная без поддержки по освящении нового каменного храма деревянная церковь с заколоченными окнами и дверями представляла довольно печальное зрелище. Крыша её прогнила и дала течь.

Настоятель Борисоглебского монастыря архимандрит Антоний долго и без успеха убеждал именитых граждан Торжка возобновить старую Вознесенскую церковь. Наконец в 1883 году ревностному охранителю церковной старины А.К. Жизневскому удалось убедить церковного старосту Вознесенского каменного храма А.А. Кузьмина в необходимости восстановить старую деревянную Вознесенскую церковь. Ему было объяснено высокое значение этого храма и в церковно-историческом, и в архитектурном отношении. А.А. Кузьмин без замедления высказал свою горячую готовность к восстановлению церкви. В 1883 году ее "обновили" расширили окна и обшили тесом. Через несколько месяцев храм был готов к освящению. 5 октября 1883 года на торжественном освящении церкви присутствовало много почётных гостей из Твери и Торжка, среди них губернатор А.Н. Сомов, управляющий Тверской казённой палатой А.К. Жизневский. Церковь была освящена в честь иконы Тихвинской Божией Матери и, по распоряжению Тверского епархиального начальства, стала называться, в отличие от новопостроенной каменной Вознесенской церкви, Старо-Вознесенской Тихвинской церковью.

Старо-Вознесенская церковь была замечательна своим внутренним убранством. Это был своеобразный церковно-археологический музей. В пятиярусном иконостасе были старинные иконы: местные - Вознесения Господня и Тихвинской пресвятой Богородицы, древние — святых Жён-Мироносиц и преподобного Сергия Радонежского. Вверху иконостаса был большой крест с распятым на нём Иисусом Христом и предстоящими пред ним Божией Матерью и святым Иоанном Предтечею. В трапезной также были установлены старинные иконы в старинном иконостасе из резных колонок с виноградными гроздьями. С потолка свешивалось большое паникадило, изображавшее голубя с распростёртыми крыльями. А на крыльях держались подсвечники, свечи в которых зажигались в дни больших религиозных памятников.

Интерьер храма, в отличие от многих деревянных храмов Русского Севера, не имеет низкого потолка. В XVIII веке верхние ярусы были расписаны, и до нас дошла часть росписей стен и изображение Троицы. В храме было два иконостаса: пятиярусный в молельном помещении и маленький в трапезной.

В храме сохранилась роспись XVIII века, а в нижних ярусах живопись второй половины XIX века. В потолке верхнего яруса — восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы.

Все внутреннее убранство в советский период было утрачено, сохранились лишь росписи верхних и частично нижних ярусов. Небо из свода было снято и в настоящее время находится в собрании Всероссиского историко-этнографического музея в Торжке.

Во время войны храм очень сильно пострадал, однако был впоследствии восстановлен. В 1970–1980-х годах храм, как уникальный памятник деревянного зодчества, стал объектом научно-исследовательских работ, в результате которых было принято решение вернуть ему первоначальный вид: убрать тесовую обшивку и заменить размер окон на прежний.

Храм был закрыт для богослужения в 1929 году.

Современное состояние[править | править код]

Церковь Тихвинской Божьей Матери, интерьер. 2018 г.

В 2006 году храм передали в ведение Тверской и Кашинской епархии, в нём были начаты службы.

К сожалению, поскольку с 1980-х годов храм толком не ремонтировался, а реставрация 2000-2010-х годов во многом усугубила процесс разрушения храма, состояние вызывает очень серьёзные опасения в сохранности храма.

В 2017 году была подана заявка для участия в Федеральной целевой программе Культура России Министерства Культуры по реставрации памятников истории на реставрационные работы 2019-2021 года.

Этот храм — единственный сохранившийся целиком деревянный храм подобного типа.


УБРАНСТВО ЦЕРКВИ. ФОТОГРАФИЯ ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО. 1910 ГОД