* Копия Святой Плащаницы Спасителя, освященная на оригинале и ковчег с частицей Святой Плащаницы.
* Икона Божией Матери «Млекопитательница».
* Мощи преподобного Гавриила Афонского
* Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих.
* Ризница отца наместника архимандрита Виктора (Быкова) с частицами святых мощей угодников Божиих (сии частицы мощей угодников Божиих износятся в храм в дни их памяти, для общего поклонения).
== Монастыри ==
== Монастыри ==
=== [[Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь]] ===
=== [[Свято-Ильинский Одесский мужской монастырь]] ===
Оде́сса — город на юге Украины. Административный центр Одесской области, Город-Герой.
Численность населения города на 1 августа 2015 года составляла 992 827 постоянных жителей. Третий по величине город страны. Расположен на берегу Одесского залива Чёрного моря.
Крупнейший морской торговый порт Украины. Торговля, металлообработка, нефтепереработка, машиностроение, производство лекарств и продуктов питания. Санаторно-курортное лечение и пляжный отдых, круизный туризм. Крупный научно-образовательный центр.
Исторический центр внесён в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
После присоединения Крыма к России с 1786 по 1797 епархия называлась Екатеринославская и Херсонеса-Таврического, затем недолго Новороссийская и Днепровская, после чего – снова Екатеринославская. В 1837 году эта обширная епархия была разделена на две, одна из которых, с центром в Одессе, стала именоваться Херсоно-Таврической, включая в себя соответственно две губернии. В 1859 году, в связи с выделением Таврической епархии в самостоятельную, Херсоно-Таврическая архиепископия была переименована в Херсоно-Одесскую. В 1971 году епархия стала называться Одесско-Херсонской, а с 1991 года, после выделения Херсона в самостоятельную епархию – Одесской и Измаильской, каковой и продолжает оставаться в настоящее время.
Среди одесских архипастырей первым является митрополит Гавриил (Банулеско-Бодони) (1746-1821 гг.), который 22 августа 1794 года освятил основание Одессы и положил первые камни в основание трех одесских храмов: Святой Троицы, святителя Николая и святой Екатерины. Его трудами в Южной Пальмире были созданы необходимые условия для основания первого монастыря – Свято-Успенской мужской обители, открытой 1 июня 1824 года, через три года после смерти митрополита.
Благодаря личному участию другого известного архипастыря – архиепископа Гавриила (Розанова) в 1838 году торжественно открылась первая Одесская духовная семинария, ставшая в самые короткие сроки ведущим духовным учебным заведением всего Новороссийского края.
Преемником архиепископа стал выдающийся богослов, пламенный проповедник и бесстрашный патриот – «Русский Златоуст» святитель Иннокентий (Борисов) (1800-1857 гг.). Промысел Божий поставил этого светильника Русской Церкви на Одесскую кафедру в один из самых страшных периодов ее истории – период Крымской войны 1853-1856 годов, когда Одесса дважды оказывалась под угрозой полного разрушения ее неприятельским флотом. Всенародное молитвенное прошение перед Касперовской иконой Божьей Матери, организованное святителем Иннокентием, защитило город.
Большой вклад в развитие духовной жизни Причерноморья сделали два выдающихся ученых и педагога архиепископы Никанор Бровкович и Иустин (Охотин), при последнем было основано миссионерство и проведен первый миссионерский съезд. Нельзя не упомянуть и преподобного Гавриила Афонского. Будучи настоятелем Свято-Ильинского русского скита Святой горы Афона, преподобный Гавриил в 1893-1905 годах неоднократно посещал Одессу и другие крупные города России. В южной столице империи он основал Свято-Пантелеимоновское подворье и Свято-Ильинский собор (ныне оба – мужские монастыри) и привез в город величайшие святыни: левую стопу святого апостола Андрея Первозванного и чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница», ныне находящиеся в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре.
В 1917 году для всей Русской Православной Церкви наступило время тяжелых испытаний. Храмы закрывались, священнослужители и миряне подвергались массовому уничтожению. В 1919 году была закрыта Одесская духовная семинария, в 1920 году эмигрировал за границу митрополит Херсонский и Одесский Платон (Рождественский). Управление епархией захватили обновленцы - раскольники.
Единственным храмом, сохранившим верность Святейшему Патриарху Тихону, была Свято-Николаевская портовая церковь, настоятелем которой состоял святой праведный Иона Атаманский (1855-1924 гг.). Этот светильник веры и благочестия, дивный чудотворец Христов в те годы был подлинным столпом, на котором, по сути, держалось Православие в Одессе. Власть обновленцев продолжалась до 1944 года, и только с освобождением Одессы от оккупантов жизнь епархии стала налаживаться.
Ярким архиереем советской эпохи стал архиепископ Никон (Петин) (1902-1956 гг.). При нем был обновлен и благоукрашен Свято-Успенский кафедральный собор, отремонтировано большинство храмов Одессы, восстановлены монастыри. На территории Свято-Успенской мужской обители была построена летняя резиденция Московских Патриархов.
Эта резиденция, ставшая местом постоянного пребывания Патриарха в Одессе в летний период, сыграла важную роль в деле сохранения Одесской духовной семинарии и Свято-Успенского мужского монастыря в годы советской власти. Многочисленные конференции и встречи на высшем уровне, неоднократно проводившиеся в ее стенах, вынуждали руководителей СССР более лояльно вести себя по отношению к Церкви, показывая, таким образом, представителям иностранных держав свое, якобы доброжелательное отношение к ней.
В годы тяжелых хрущевских гонений, когда многие храмы и монастыри были ликвидированы и переоборудовано под клубы и библиотеки, Херсоно-Одесской епархией управлял митрополит Борис (Вик) (1906-1965 гг.). Невероятным напряжением сил ему удалось сохранить Свято-Успенский кафедральный собор и духовную школу Одессы.
С распадом СССР Одесская епархия вынуждена была пережить новое тяжелое испытание, связанное с раскольнической антицерковной деятельностью митрополита Филарета (Денисенко), оказывавшего сильное давление на духовенство Украины с целью увлечь и его, и вверенный его попечению православный народ, в раскол. Лишь с прибытием в Одессу митрополита Агафангела (Саввина) церковная жизнь стала возрождаться и налаживаться.
Копия Святой Плащаницы Спасителя, освященная на оригинале и ковчег с частицей Святой Плащаницы.
Икона Божией Матери «Млекопитательница».
Мощи преподобного Гавриила Афонского
Ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих.
Ризница отца наместника архимандрита Виктора (Быкова) с частицами святых мощей угодников Божиих (сии частицы мощей угодников Божиих износятся в храм в дни их памяти, для общего поклонения).
Свято-Ильинский мужской монастырь был основан в 1884 году как подворье русского афонского Ильинского скита для помощи паломничествующим через Одессу на Афон и в Палестину.
Закладка церкви была совершена настоятелем скита архимандритом Гавриилом, 10 ноября 1894 года, в присутствии высших административных представителей города Одессы и массы горожан. В 1896 году постройка трехпрестольного пятиглавого храма, во славу Божию, была закончена.
22 декабря 1896 года, было совершено освящение главного престола, во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница»/
В 1922 году подворье было упразднено, храм действовал до 1928-1932 годов. В 1946-1949 годах на подворье жили иноки.
В 1995 году Ильинский приход преобразован в монастырь. Ныне главный престол Соборного храма Свято-Ильинского монастыря освящен во имя св. пророка Илии, правый придел — во имя чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница» , левый придел — во имя архангела Гавриила. Каждый день жизнь монастыря начинается с братского молебна у раки со св. мощами прп. Гавриила Афонского.
С 1997 года при монастыре располагается Одесское епархиальное управление.
При обители действует воскресная школа для детей.
На 1-ом этаж расположена трапезная для паломников и прихожан.
После богослужения можно сытно и вкусно поесть монастырскую пищу. В трапезной широкий ассортимент овощных и рыбных блюд как не постных, так и постных.
Забронировать номер, узнать больше о паломнической гостинице Одесского Свято-Иверского мужского монастыря, а также заказать и провести поминальные обеды в трапезной паломнической гостиницы Вы можете позвонив Елене по телефону +38 (063) 771-41-11 или +38 (048) 700-11-41.
Проезд: маршрутка № 214 (конечная у ворот монастыря),маршрутка № 210 (конечная и пройти пешком),маршрутка № 121, 149, 191, 197 (ост.Левитана и пройти пешком),трамвай № 13 (конечная и пройти пешком),троллейбус № 12 (ост.Левитана и пройти пешком).