Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Строка 4: Строка 4:


== История ==
== История ==
Монастырь основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готсфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.


В 1778 греческое население покинуло Крым. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.
По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.


В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь сятителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживало более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.
С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.


Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годы в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.


В 1921 году монастырь был закрыт советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.
В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.
 
К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.
 
Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.
 
В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.


Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.
Строка 18: Строка 24:
В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.
В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.


В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).


Настоятелем монастыря с 13.06.1993 является архимандрит Силуан.
Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.
 
== Современное состояние ==


В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.


== Описание ==
== Описание ==

Версия от 22:33, 13 июля 2020

Идёт загрузка карты…
Бахчисарайский Успенский монастырь

Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.

История[править | править код]

Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.

По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.

С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.

К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).

Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.

С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

Описание[править | править код]

Успенский монастырь Бахчисарай

Успенский монастырь - один их старейших в Крыму.

Предполагается, что он был основан в конце VIII -начале IX в., когда в Крыму появились иконопочитатели - монахи и миряне, бежавшие сюда от преследований иконоборцев Византии после церковного Собора 754 г.

Успенский Бахчисарайский монастырь понемногу отстраивался, и к началу XX в. представлял собой уже значительный комплекс, состоявший из пяти церквей, часовен и многих монастырских зданий. Однако в 1921 г. монастырь большевиками был закрыт, вновь постепенно пришел в полное запустение, стал разрушаться. В последние годы главная церковь монастыря во имя Успения Богородицы была частично реставрирована, а в 1993 г. здесь открыт мужской монастырь. К настоящему времени сохранились немногие монастырские постройки.

Святыни[править | править код]

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.

Богослужения[править | править код]

Распорядок дня в обители следующий:

  • Утреннее восстание от сна в будние дни в 4-30, в остальные в 5-00.
  • Утренние правило (утренние молитвы, полунощница, канон молебный ко Пресвятой Владычице нашей Богородице) в 5-00 и 6-00 соответственно.
  • Третий и шестой час в 6-30 и 7-30
  • С 7-30 и 8-00 начало божественной литургии.
  • Обед с 13-30 до 14-00, в воскресные и праздничные дни с 12-30 до 13-00.
  • Вечерняя служба в 15-00.
  • Ужин 19-30-20-00.
  • Вечернее правило (малое повечерие с акафистом Богородице пред иконой ее «Пантанасса», вечерние молитвы) в 19-30. По окончании – крестный ход по территории монастыря.
  • Отход ко сну в 22-00.

После 22-00 хождение по монастырю запрещено.

Воскресная, праздничная служба и утреннее правило в эти дни служится в Свято-Успенском храме. В остальные дни утреннее и вечернее правило, служба служатся в храме апостола и евангелиста Марка. После окончание воскресной литургии служится панихида и водосвятный молебен.

Местонахождение[править | править код]

Адрес: Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Телефон: +380-6554-47474

Проезд: проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)

Где остановиться[править | править код]

Паломнику[править | править код]

Поселение на проживание в монастыре производится по благословению наместника, благочинного или его помощника.

Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники обязаны:

1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.

2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.

3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.

5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.

Останавливающиеся на проживание на срок более одних суток, со вторых суток, по окончанию литургии, выполняют посильные работы с благословения отца наместника.

Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.

Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.

В монастыре необходимо вести себя скромно, иметь пристойный вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.

По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).

Труднику[править | править код]

Для желающих приехать в Бахчисарайский Успенский монастырь потрудится:

при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).

Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.

До посещения монастыря ознакомление с [lavra.crimea.ua/ustav0.php Уставом] обители - обязательно.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Православные святыни Крыма
Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь