Свято-Серафимовский собор (Киров): различия между версиями
(Новая страница: «== История == Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина[1], освяще…») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
== История == | == История == | ||
Свято-Серафимовский собор был заложен в | Свято-Серафимовский собор был заложен в | ||
1904 по проекту И.А. Чарушина | 1904 по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. | ||
свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины | свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины | ||
<nowiki> </nowiki> | <nowiki> </nowiki>, была построена в плотной городской застройке, Рядом находились | ||
Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль | Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль | ||
располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, | располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в | верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в | ||
Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под | Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под | ||
спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия) | спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия). | ||
Но спустя 30 лет после освящения | Но спустя 30 лет после освящения | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
<nowiki> </nowiki>декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и | <nowiki> </nowiki>декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и | ||
группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически | группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически | ||
перестала существовать" | перестала существовать". Это же подтверждают и данные о числе | ||
храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее | храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее | ||
территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь | территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь | ||
церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в | церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в | ||
<nowiki> </nowiki>Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах" | <nowiki> </nowiki>Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах". Были уничтожены или | ||
закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли | закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли | ||
антирелигиозный музей [6], причем, есть упоминание, что среди экспонатов | антирелигиозный музей [6], причем, есть упоминание, что среди экспонатов | ||
<nowiki> </nowiki>были вериги и пелена преп. Трифона | <nowiki> </nowiki>были вериги и пелена преп. Трифона. | ||
Но начало Великой Отечественной войны в | Но начало Великой Отечественной войны в | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую | Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую | ||
кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 | кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 | ||
июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы | июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы. | ||
Это оказалось промыслительным - ведь | Это оказалось промыслительным - ведь | ||
Строка 43: | Строка 43: | ||
из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская | из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская | ||
<nowiki> </nowiki>икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою "глубоко | <nowiki> </nowiki>икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою "глубоко | ||
почитаемой" | почитаемой", стала одной из главных святынь Вятской земли. | ||
Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе | Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе | ||
<nowiki> </nowiki> | <nowiki> </nowiki>, и, "по преданию, писана архиепископом Ионою". В 1839 году | ||
была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском | была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском | ||
женском монастыре | женском монастыре. В храме находился и образ, по свидетельству | ||
прот. Д. Рязанцева, "очень древней живописи" | прот. Д. Рязанцева, "очень древней живописи". Перед ним в 1911 году | ||
<nowiki> </nowiki>получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен | <nowiki> </nowiki>получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен | ||
служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей | служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей. | ||
Изначально престол в Серафимовской | Изначально престол в Серафимовской | ||
церкви был один | церкви был один, следовательно, места для молящихся было немного. | ||
Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. | Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. | ||
Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен | Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен | ||
придел в честь св. Хрисанфа и Дарии | придел в честь св. Хрисанфа и Дарии. В "Очерках истории Вятской | ||
епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных | епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных | ||
свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е - А. М.> | свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е - А. М.> | ||
создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя | создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя | ||
преподобного Трифона Вятского… <что> несколько "разгрузило" | преподобного Трифона Вятского… <что> несколько "разгрузило" | ||
верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам" | верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам". | ||
Архивные документы помогают дополнить | Архивные документы помогают дополнить | ||
Строка 69: | Строка 69: | ||
комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых | комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых | ||
палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к | палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к | ||
<nowiki> </nowiki>разрушению здания церкви" | <nowiki> </nowiki>разрушению здания церкви". | ||
Следует обратить внимание, что | Следует обратить внимание, что | ||
Строка 78: | Строка 78: | ||
представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР | представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР | ||
от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь | от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь | ||
комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей" | комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей". | ||
Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не | Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не | ||
представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания" | представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания". | ||
Но епархия не оставляла попыток | Но епархия не оставляла попыток | ||
Строка 91: | Строка 90: | ||
пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 | пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 | ||
кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие | кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие | ||
санитарным и противопожарным нормам" | санитарным и противопожарным нормам". Сметная стоимость | ||
планируемого строительства 196 тыс. рублей. | планируемого строительства 196 тыс. рублей. | ||
Строка 107: | Строка 106: | ||
Таким образом, в одном храме стало два, | Таким образом, в одном храме стало два, | ||
что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить | что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить | ||
условия молящихся | условия молящихся". | ||
Речь идет именно о новом храме "с | Речь идет именно о новом храме "с | ||
Строка 123: | Строка 122: | ||
праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника | праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника | ||
Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского | Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского | ||
<nowiki> </nowiki>чудотворца" | <nowiki> </nowiki>чудотворца". А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 | ||
ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о | ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о | ||
<nowiki> </nowiki>выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…" | <nowiki> </nowiki>выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…". | ||
Итак, ко второй половине 1980-х гг. в | Итак, ко второй половине 1980-х гг. в | ||
Строка 133: | Строка 132: | ||
Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с | Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с | ||
уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской | уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской | ||
епархии, где возносились молитвы вятским святым | епархии, где возносились молитвы вятским святым и перед вятскими | ||
святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что | святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что | ||
уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова | уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова | ||
монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в | монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в | ||
этом). Под спудом Успенского собора | этом). Под спудом Успенского собора были похоронены те, кому был | ||
посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. | посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. | ||
Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была | Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была | ||
перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним | перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним | ||
из важнейших храмов современной епархии. | из важнейших храмов современной епархии. | ||
== Святые == | |||
== Святыни == | |||
== Видео == | |||
== Как добраться == | |||
== Ссылки == |
Версия от 20:43, 10 октября 2015
История[править | править код]
Свято-Серафимовский собор был заложен в 1904 по проекту И.А. Чарушина, освящен в 1907 г. и отметит в 1912 г. свое 105-летие. Серафимовская церковь стала храмом единоверческой общины , была построена в плотной городской застройке, Рядом находились Александро-Невский собор и Донская Стефановская церковь, чуть поодаль располагались Успенский Трифонов монастырь, Троицкий кафедральный собор, Спасский собор. То есть изначально Серафимовский собор не входил в число главных храмов города.
Это вполне объяснимо исторически. Еще в 1760-1770 х гг. сформировались два духовных центра Вятской епархии. Первый располагался в Троицком кафедральном соборе. В нем были Великорецкий образ святителя Николая и св. архангела Михаила, приделы, освященные в их честь. Также в соборе была еще одна святыня - чтимая верующими гробница архиепископа Ионы. Второй духовный центр был в Успенском соборе Успенского Трифонова монастыря (с находящимися под спудом мощами преп. Трифона и блаж. Прокопия).
Но спустя 30 лет после освящения Серафимовской церкви ситуация как на Вятской земле, так и в целом по стране была диаметрально противоположной той, что была в начале ХХ в. 11 декабря 1937 г. были расстреляны архиепископ Киприан (Комаровский) и группа священнослужителей, после чего "Вятская кафедра фактически перестала существовать". Это же подтверждают и данные о числе храмов: "Если в декабре 1936 года при создании Кировской области на ее территории продолжали действовать 310 из 554 существовавших здесь церквей, то к октябрю 1941 года действующими оставались всего 6 храмов в Оричевском, Малмыжской и Кикнурском районах". Были уничтожены или закрыты все храмы областного центра, в Серафимовской церкви открыли антирелигиозный музей [6], причем, есть упоминание, что среди экспонатов были вериги и пелена преп. Трифона.
Но начало Великой Отечественной войны в корне изменили ситуацию в отношении религии. В г. Кирове было принято решение открыть Серафимовскую церковь. Архиепископом Кировским и Слободским был назначен Вениамин (Тихоницкий), который занимал Вятскую кафедру в 1942-1957 гг. Первая служба в открытом соборе состоялась 9 июля 1942 г., в праздник Тихвинской иконы Богородицы.
Это оказалось промыслительным - ведь список с Тихвинской иконы Богородицы на Вятку привез еп. Иона в 1675 г. из Тихвинского монастыря, где был настоятелем в 1668-1675 гг. Тихвинская икона, по словам историка А. С. Верещагина, была Ионою "глубоко почитаемой", стала одной из главных святынь Вятской земли. Находилась Тихвинская икона в Вятском Свято-Троицком Кафедральном соборе , и, "по преданию, писана архиепископом Ионою". В 1839 году была освящена Тихвинская больничная церковь в Вятском Преображенском женском монастыре. В храме находился и образ, по свидетельству прот. Д. Рязанцева, "очень древней живописи". Перед ним в 1911 году получила исцеление женщина по имени Серафима. Благодарственный молебен служил о. Вениамин Тихоницкий, будущий вятский архиерей.
Изначально престол в Серафимовской церкви был один, следовательно, места для молящихся было немного. Есть упоминания, что в 1950-е гг. был создан нижний храм во имя преп. Трифона и блаж. Прокопия Вятских, а уже позже, в 1980-е гг. был освящен придел в честь св. Хрисанфа и Дарии. В "Очерках истории Вятской епархии" эти события описываются несколько иначе: "Одним из важных свершений епископа Хрисанфа стало в эти годы <1980-е - А. М.> создание в Серафимовском соборе "криптового", нижнего храма во имя преподобного Трифона Вятского… <что> несколько "разгрузило" верхний храм, позволило войти в церковь новым прихожанам".
Архивные документы помогают дополнить картину и свидетельствуют, что попытки расширить площадь храма предпринимались еще в начале 1980-х гг. 29 ноября 1982 г. городские власти отказали епархии в реконструкции, после того, как официальная комиссия посетила собор и пришла к выводу, что "при раскрытии боковых палаток будут нарушены основные несущие конструкции. Это может привести к разрушению здания церкви".
Следует обратить внимание, что параллельно этим событиям верующие просили вернуть им Успенский собор, но, как сообщается в докладной записке от 09 сентября 1982 г. руководства горисполкома в облисполком: "…передать в пользование православной церкви Успенский собор Трифонова монастыря не представляется возможным, т. к. по постановлению Совета министров РСФСР от 24.01.80 №54… а также решению облисполкома №6/179 от 07.04.80… весь комплекс Трифонова монастыря предлагается использовать под музей". Также подчеркивалось, что "расширить Серафимовский собор не представляется возможным из-за нарушения архитектурного облика здания".
Но епархия не оставляла попыток расширить площади единственного храма города. В новом прошении властям в феврале 1985 г. говорилось о планах "увеличить полезную площадь" наземной части с 300 до 400 кв. метров, подвальную с 85 до 100 кв. метров. Таким образом, общая площадь возрастала с 415 до 500 кв. метров. При этом отмечалось: "согласно заключению архитектора г. Кирова, пожарной, санитарной и других служб, увеличение полезной площади на 85 кв. метров вызвано тем, чтобы привести <условия> в соответствие санитарным и противопожарным нормам". Сметная стоимость планируемого строительства 196 тыс. рублей.
О том, что эти работы были успешно проведены, свидетельствует следующая переписка. В ответе облисполкома 18 мая 1987 г. на запрос жителя г. Кирова говорится: "Исполком областного совета, изучив вопрос о регистрации второй общины русской православной церкви в г. Кирове, считает нецелесообразным решать его положительно". Аргументы были приведены следующие: "В течение последних лет, по просьбе верующих, местными органами власти разрешена реконструкция действующего Серафимовского сбора, в результате чего осенью 1986 г. был выделан заново нижний хам с вентялиционным устройством, несколько расширен и верхний.
Таким образом, в одном храме стало два, что позволило значительно увеличить площади для богослужений, улучшить условия молящихся".
Речь идет именно о новом храме "с вентеляционным устройством", благодаря чему в "одном храме стало два", следовательно, рассказ в "Очерках истории Вятской епархии", скорее всего, более объективен. Думается, дальнейшая публикация документов, а также запись интервью с очевидцами событий поможет написанию новейшей истории как Серафимовского собора, так и всей Вятской епархии.
О том, как почитали вятских святых в единственном действующем храме областного центра, свидетельствуют два факта с разницей в четверть века. В 1963 г. уполномоченному по делам религий был направлен "перечень служб, совершаемых в Серафимовском соборе" по понедельникам с 10 августа по 31 декабря. И там среди таких праздников как Покров Пресвятой Богородицы (14 октября) и праздника Казанской иконы Богородицы (4 ноября) есть и "21.10 пр. Трифона Вятского чудотворца". А на собрания двадцатки Серафимовского собора 4 ноября 1988 г. одним из пунктов стояло решение "возбудить ходатайство… о выпуске иконок преп. Трифона и блаженного Прокопия…".
Итак, ко второй половине 1980-х гг. в Серафимовском соборе были созданы полноценные верхний и нижний храмы. Нижний храм был посвящен преподобному Трифону и блаженному Прокопию Вятским чудотворцам. В соборе находились списки с Тихвинской иконы Богородицы и Великорецкого образа святителя Николая. Можно с уверенностью говорить: был создан подлинный духовный центр Вятской епархии, где возносились молитвы вятским святым и перед вятскими святынями. Поэтому символичным и неслучайным представляется факт, что уже вскоре было принято решение о возвращении Вятской епархии Трифонова монастыря (хотя еще в 1987 г. власти довольно решительно отказывали в этом). Под спудом Успенского собора были похоронены те, кому был посвящен нижний храм Серафимовского собора - преп. Трифон и блаж. Прокопий. И несмотря на то, что кафедра вятского епископа была перенесена в Успенский собор, Серафимовский собор был и остается одним из важнейших храмов современной епархии.