Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь: различия между версиями
(Новая страница: «'''Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь''' — православный мужской монасты…») |
Нет описания правки |
||
Строка 2: | Строка 2: | ||
<nowiki> </nowiki>который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII вв. | <nowiki> </nowiki>который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII вв. | ||
Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, | Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, | ||
расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители. | расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители. | ||
== История == | == История == | ||
Строка 16: | Строка 16: | ||
собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА). | собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА). | ||
В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. | В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. | ||
<nowiki> </nowiki>К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские | <nowiki> </nowiki>К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские | ||
постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом | постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом | ||
Строка 29: | Строка 29: | ||
<nowiki> </nowiki>«Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий | <nowiki> </nowiki>«Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий | ||
Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для | Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для | ||
Архангельского облисполкома. | Архангельского облисполкома. | ||
В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря. | В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря. | ||
Строка 37: | Строка 37: | ||
<nowiki> </nowiki>от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем | <nowiki> </nowiki>от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем | ||
году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в | году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в | ||
<nowiki> </nowiki>Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер | <nowiki> </nowiki>Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. | ||
<nowiki> </nowiki>Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на | <nowiki> </nowiki>Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на | ||
невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах | невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах | ||
западной стены, широкий антаблемент ниже закомар) | западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). | ||
<nowiki> </nowiki>Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и | <nowiki> </nowiki>Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и | ||
декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 | декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 | ||
Строка 46: | Строка 46: | ||
изменена форма центральной главы. | изменена форма центральной главы. | ||
Шатровая '''Благовещенская церковь''' вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма | Шатровая '''Благовещенская церковь''' вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. | ||
<nowiki> </nowiki>Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой | <nowiki> </nowiki>Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой | ||
церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: | церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: | ||
двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами | двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами | ||
(утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике | (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и '''монастырская колокольня'''. | ||
<nowiki> </nowiki>Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало | <nowiki> </nowiki>Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало | ||
работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только | работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только | ||
Строка 59: | Строка 59: | ||
годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. | годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. | ||
Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был | Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был | ||
перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями» | перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями». | ||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Версия от 15:53, 6 октября 2015
Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь — православный мужской монастырь, который играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII вв. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века, расположен в 160 км от Архангельска, в Холмогорском районе, у одноименной деревни муниципального образования «Емецкое», на полуострове в Большом Михайловском озере. Из этого озера вытекает река Сия (приток Двины), давшая название обители.
История[править | править код]
Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III.
В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.
В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА).
В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.
Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.
В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.
Архитектурные памятники[править | править код]
Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.
Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.
Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».