Категория:Словакия: различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) (→Храмы) |
Nico dev (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 21 промежуточная версия 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Категория:Страны]] | [[Категория:Страны]] | ||
'''Слова́кия''' (словацк. <span lang="sk">Slovensko</span>), официальное название — '''Слова́цкая Респу́блика''' (словацк. <span lang="sk">Slovenská republika</span>) — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2001 года, составляет более 5,4 миллиона человек, территория — 48 845 км². | {{Хлебные крошки для страны}} | ||
{{Карта страны|масштаб=7}} | |||
'''Слова́кия''' (словацк. <span lang="sk">Slovensko</span>), официальное название — '''Слова́цкая Респу́блика''' (словацк. <span lang="sk">Slovenská republika</span>) — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2001 года, составляет более 5,4 миллиона человек, территория — 48 845 км². Столица — [[Братислава]]. | |||
== Крупнейшие города == | == Крупнейшие города == | ||
* Братислава | * [[Братислава]] | ||
* Кошице | * Кошице | ||
* Прешов | * Прешов | ||
Строка 16: | Строка 18: | ||
== История == | == История == | ||
'''Миссия святых Кирилла и Мефодия''' | |||
В | Начало христианству на территории Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеха проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравской государства. | ||
способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных | В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846—870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийского императора Михаила III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополя. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку. | ||
Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клир у, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. | Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клир у, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси. | ||
В | В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Рим и умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл. | ||
Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены́ в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен в епископы Паннонских. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. | Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены́ в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен в епископы Паннонских. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года. | ||
После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии Папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, | После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии Папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавском государстве, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила Чешская и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангеларий пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь. | ||
посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк | |||
покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего | |||
брата. Святой много путешествовал по Великоморавском государстве, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около | |||
Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда. | Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда. | ||
'''Православие при династии Арпадов''' | |||
После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в | |||
После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889—1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям. | |||
Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. | Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Галицкой митрополией, Молдавской и Сербской православными церквями. | ||
В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После | |||
В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных. | В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных. | ||
'''Уния''' | |||
В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в | |||
В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине. | |||
Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в | Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными). | ||
Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века. | Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века. | ||
'''Латинизация униатов''' | |||
С | |||
С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. | |||
православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента. | |||
'''Пряшевская греко-католическая епархия''' | |||
В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций. | |||
'''Возвращение униатов в православие''' | |||
В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия». | |||
В Словакии в | |||
Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла. | Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла. | ||
В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) (1877—1947). В | В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) (1877—1947). В 1905 году он уехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединён с православием. В 1910 году принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности за короткое время сотни людей вернулись в православие. | ||
В канун Первой мировой войны против православных общин сёл Великие Лучки (Мукачевский район) и Изы (Хустский район) был спровоцирован Мармароша-Сиготские процессы. На скамье подсудимых оказались 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 года в 3 марта 1914 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу лишь после падения Австро-Венгерской империи в 1918 году. | |||
После окончания Первой мировой войны началось активное движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви в Закарпатской Украине и Восточной Словакии. Это было чисто народное движение, почти не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К 1920 году к православному движению присоединилось здесь уже около 50 000 человек, а к 1928 году число православных достигло 112 000 человек. | |||
'''Чешская православная епархия''' | |||
После создания Чешской православной епархии Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом), на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции. | После создания Чешской православной епархии Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом), на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции. | ||
'''Восстановление Мукачевско-Пряшевской епархии''' | |||
В 1929 году Сербская православная церковь возродила Мукачевско-Пряшевскую епархию. В тридцатых годах Православная церковь имела здесь уже более 100 приходов, в которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-1930-е годы в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Среди них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (Васич) (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 году на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, которому в Чехословакии прибыл известный богослов Иустин (Попович), который трудился здесь в течение двух лет. К 1938 году здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов. | |||
'''Юрисдикция Константинопольского патриархата в Словакии''' | |||
В Восточной Словакии и Закарпатье существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватия. В 1923 году им был направлен сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской духовной академии, который был до революции среди братии Почаевской лавры и занимался там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербии, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов. | |||
Следует также отметить, что в 1923—1924 годах на Закарпатье в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков). | |||
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой | |||
1 апреля 1928 собрание представителей этих общин, которые проходили в Медзилаборцах, приняли решение о переходе в юрисдикцию Сербской православной церкви. Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой и открытия при нём типографии. Монастырский храм был построен в 1926 году. «Типография Преподобного Иова Почаевского» выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Большой Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 году монастырь начал издавать журнал «Православная Карпатская Русь», переименованный вскоре в «Православную Русь», что есть сейчас печатным органом РПЦЗ. В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен в епископа митрополитом Антония (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северной Америки как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм, а братия переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США), куда была перевезена и типография. | |||
подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому). На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе. | |||
'''Приходы русской эмиграции''' | |||
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому). На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе. | |||
'''Вторая мировая война''' | |||
После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии был провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). | После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии был провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). | ||
'''Переход в Московский патриархат''' | |||
В | |||
В 1945 году остро встал вопрос о будущей юрисдикцию православных приходов Чехословакии. Сербская церковь, пережившая немецкую оккупацию, только начинала восстанавливаться. Московская Патриархия же все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 году с ней воссоединился епископ Сергий (Королёв) и подчинённые ему эмигрантские приходы. | |||
Чехословакии. Сербская церковь, пережившая немецкую оккупацию, только | |||
начинала восстанавливаться. Московская Патриархия же все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре | |||
Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. | Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. | ||
Строка 134: | Строка 115: | ||
== Святые == | == Святые == | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/saint/4578/3709/group Равноапостольные Мефодий Моравский, архиепископ, Кирилл (Константин) Философ] | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-prokopiy-sazavskiy Преподобный Прокопий Сазавский, Чешский, игумен] | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-vjacheslav-cheshskij Благоверный князь Вячеслав Чешский] | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-ljudmila-cheshskaja Мученица Людмила Чешская, княгиня] | ||
* | * [https://azbyka.ru/days/sv-ioann-cheshskij-pustynnik Святой преподобный Иоанн Чешский] | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
Строка 145: | Строка 126: | ||
== Храмы == | == Храмы == | ||
=== [[Кафедральный собор | [[Словакия (храмы)|Основные храмы Словакии]] | ||
=== [[ | |||
=== [[Кафедральный собор Кирилла и Мефодия (Михаловце)]] === | |||
[[Файл:Кафедральный собор Кирилла и Мефодия (Михаловце)5.jpg|мини|справа]] | |||
Собор Кирилла и Мефодия был освящен 18 мая 1996 года Его Святейшеством Алексием II, Патриархом Московским и всея Руси, вместе с Его Блаженством Доротеем, архиепископом Праги и митрополитом чешских земель и Словакии. | |||
Святыня храма - православный крест в буковом бревне. Согласно сохранившейся устной традиции - был обнаружен где-то после 20 января 1941 года в Крашеке. | |||
'''Адрес:''' Masarykova 3902, 071 01 Michalovce, Словакия | |||
'''Телефон:''' +421 907 985 981 | |||
[[Кафедральный собор Кирилла и Мефодия (Михаловце)|Подробнее...]] | |||
=== [[Храм святителя Николая (Братислава)]] === | |||
[[Файл:Храм святителя Николая (Братислава)3.jpg|мини|справа]] | |||
Храм был выстроен в 1661 году на месте разрушенного к тому времени готического собора и освящён как римо-католический в честь Святого Николая Мирликийского. | |||
В связи с тем, что храм мало использовался, его было решено передать грекокатолической церкви. В 1945 году в течение войны храм был частично сожжен. С 1945—1950 гг. его реконструировали верующие грекокатолического прихода в Братиславе. | |||
После прихода к власти коммунистического режима грекокатолическая церковь подверглась жестоким гонениям. В 1950 году она была юридически ликвидирована, а всё имущество передано православной церкви. С тех пор храм использует православная церковь (словацк. Pravoslávna cirkev v českých krajinách a na Slovensku). Более просторный православный собор Святого Ростислава начали строить лишь в 2002 году). | |||
'''Адрес:''' Mikulášska 7277/5A, 811 01 Bratislava-Hrad, Словакия | |||
'''Телефон:''' +421 901 394 340 | |||
[[Храм святителя Николая (Братислава)|Подробнее...]] | |||
=== [[Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы)]] === | |||
[[Файл:Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы).jpg|мини|справа]] | |||
Церковь Святого Духа - это православная церковь в Медзилаборце. | |||
Храм был построен в стиле древнерусского ренессанса в 1949 году как памятник павшим в Первой мировой войне. | |||
Он стоит на месте старой деревянной православной церкви, которая была разрушена Второй мировой войной. | |||
Внутренняя отделка включает до 350 икон. | |||
'''Адрес:''' Словакия, Прешовский край, г. Межилаборцы, ул. Коменскехо, 2 (Slovensko, Prešovský kraj, Okres Medzilaborce, Medzilaborce, Komenského, 2) | |||
[[Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы)|Подробнее...]] | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия от 16:49, 1 июля 2020
Слова́кия (словацк. Slovensko), официальное название — Слова́цкая Респу́блика (словацк. Slovenská republika) — государство в Центральной Европе. Население, по итогам переписи 2001 года, составляет более 5,4 миллиона человек, территория — 48 845 км². Столица — Братислава.
Крупнейшие города [править | править код]
- Братислава
- Кошице
- Прешов
- Жилина
- Нитра
Православие в Словакии[править | править код]
Православие в Словакии имеет давнюю историю. Впервые христианство распространилось здесь благодаря святым Кириллу и Мефодию в IX веке. В XX веке была создана Мукачевско-Пряшевская епархия, находившуюся в юрисдикции Сербской церкви до 1940-х годов, когда вместе с Чешской, перешли к Русской православной церкви от которой в 1951 году получили автокефалию.
Сейчас на территории Словакии служат три епископа, находится две епархии, 171 приход.
История[править | править код]
Миссия святых Кирилла и Мефодия
Начало христианству на территории Моравии и Словакии восходит к первой половине IX века, когда на эти земли пришли проповедники из Греции, Валахии и Германии. Успеха проповеди препятствовало то, что миссионеры действовали разрозненно и совершали богослужение не на славянском языке, а по-гречески и на латыни. К тому же немецкая миссия угрожала независимости Моравской государства.
В 862 году святой Ростислав, князь Моравский (846—870) после совета со своими вельможами (жупанами) и народом отправил посольство к византийского императора Михаила III с просьбой прислать в Моравию такого проповедника, который бы учил народ на родном языке. По совету святителя Фотия, патриарха Константинопольского для этого дела были избраны ученые братья Кирилл (Константин) и Мефодий. В 863 году святые братья прибыли в Моравию. Их миссионерская деятельность простиралась на территорию современных Чехии и Словакии. Ими была создана славянская азбука, переведены на славянский язык Писание, богослужебные и канонические книги Восточной Церкви. Все это способствовало массовому крещения народа. Своих учеников, подготовленных к священнической хиротонии, святые братья планировали отправить на посвящение в Константинополя. Однако политическая нестабильность в Византийской империи не позволила им получить оттуда своевременную поддержку.
Активная миссионерская деятельность славянских просветителей вызвала противодействие со стороны немецкого клир у, поддерживаемого частью местных феодалов. Святые братья были обвинены в ереси.
В 867 году Константин и Мефодий отправились в Рим. Здесь они были торжественно встречены папой Адрианом II (867—872). Братья привезли с собой мощи святого Климента Римского, которые были положены в Риме в храме, построенном в честь этого святителя. 14 февраля 869 года в Рим и умер Константин, который был похоронен в базилике святого Климента. Перед смертью он принял монашеский постриг с именем Кирилл.
Святой Мефодий и славянские ученики святого Кирилла были рукоположены́ в священные степени папой Адрианом и отправлены в Блатенское княжество (частично занимавшую территорию современной Словакии) по просьбе местного князя Коцела Блатенского. Вскоре по просьбе того же князя святой Мефодий был поставлен в епископы Паннонских. Паннония была изъята из власти баварских епископов латинского обряда и непосредственно подчинена Риму. Это вызвало недовольство немецкого клира и феодалов, которые, взяв Мефодия под стражу, отправили его в тюрьму в Швабии. Святитель вышел на свободу лишь через два с половиной года.
После этого святой Мефодий вновь был отправлен в Моравии Папой Иоанном VIII. Здесь у власти находился князь Святополк, племянник святого Ростислава, который сверг своего дядю с престола. Святой Ростислав был ослеплен и посажен немецкими князьями в тюрьму, где и умер. Однако вскоре Святополк порвал с немцами и стал поддерживать славянское богослужение. При его покровительстве святой Мефодий продолжил миссионерские труды своего брата. Святой много путешествовал по Великоморавском государстве, крестил народ и ставил священников из славян. Так, например, около 874 года им были крещены князь чехов Борживой, его жена Людмила Чешская и двое их сыновей. Мефодий провел в Чехии около года, освятив здесь первые христианские храмы и поставив для чехов несколько священников. 6 апреля 885 года святой Мефодий скончался. Его славянские ученики были изгнаны из Великой Моравии. Святые Климент, Наум и Ангеларий пошли на юг к Македонии, Болгарии и Сербии; святой Савва в пределы современного Закарпатья, а святой Горазд в Киевскую Русь.
Однако с тех пор славянское богослужение в Восточной Словакии уже не прерывалось никогда.
Православие при династии Арпадов
После распада Великоморавской державы Словакия вошла в состав Венгерского королевства. Династия Арпадов (Арпадовичей), которая правила в Венгрии в 889—1301 годах находилась в родственных связях с византийскими и русскими аристократическими родами и поэтому терпимо относилась к греческой и славянской богослужебным традициям.
Известно, что ещё в XIV веке греческих православных монастырей в Венгерском королевстве было больше, чем католических, что вызывало беспокойство Римского престола. В Мукачеве ещё с IX века существовала православная епархия, в которую входило славянское население (русины и словаки Закарпатья (Подкарпатской Руси), Восточной Словакии и Потисья. После 1453 году эта епархия удерживала некоторое время связь с Киевской митрополией, а позднее с Галицкой митрополией, Молдавской и Сербской православными церквями.
В 1308 к власти в Венгрии пришла Анжуйская династия, которая покровительствовала католикам, и это ухудшило положение православных.
Уния
В первой половине XVII века в Восточной Словакии и Закарпатье делаются попытки введения унии. Сначала они были неудачными. Так в 1614 году униатский епископ Анастасий Крупецкий был изгнан из монастыря Красный Брод на Земплине.
Только 24 апреля 1646 в Ужгороде 63 православных священника заключили унию с Католической церковью. Документ об унии был оформлен лишь в 1652 году со значительными фактическими ошибками. Так датой возникновения унии здесь назван 1649 год. Этой фальсификацией объясняется разнобой в датировке Ужгородской унии, что имеет место в церковно-исторической литературе и поныне. Документ 1652 году был подписан лишь 6 архидеканами (благочинными).
Простой же народ, несмотря на свое формальное униатство, продолжал держаться «старой веры». В Восточной Словакии (Спиш, Шариш, Земплин и Уг) и Закарпатье сохранились юлианский богослужебный календарь, церковнославянский язык, традиционных для этой местности церковные распевы и иконографию. Славянское богослужение помогло сохранить национальную идентичность и противостоять мадьяризации вплоть до начала XX века.
Латинизация униатов
С 1699 года вся Венгрия попала под власть Габсбургов. В XVIII веке в царствование ревностной католички Марии Терезии (1717—1780) начался процесс латинизации униатской церкви в Восточной Словакии и Закарпатье. Делаются попытки введения григорианского календаря, праздники поклонения Святым Дарам, обычая совершать розарий, западного облачения для духовенства. Проводится исправления православных книг по римским образцам, демонтируются иконостас и т. д. Толерантный патент (Акт о веротерпимости) императора Иосифа II, выданный 13 октября 1781, гарантировал свободу вероисповедания не только протестантам, но и православным. Однако в Венгерской части империи переход униатов в православие был обставлен практически невыполнимыми юридическими процедурами, что свело на нет действие указанного патента.
Пряшевская греко-католическая епархия
В 1816 году создается Пряшевская греко-католическая епархия, целью которой была ликвидация остатков православие в крае и переведение в латинский обряд местных униатов. Но эти цели не были достигнуты. Лучшие представители униатского духовенства выступили защитниками местных церковных традиций.
Возвращение униатов в православие
В Словакии в XIX веке также были случаи перехода в православие. Массовым этот процесс стал в среде карпатороссов, эмигрировавших в Северную Америку. Заслуга воссоединения с Православной церковью карпаторусских эмигрантов принадлежит протоиерею Алексею Товту (1853—1909). Он был профессором церковного права в греко-католической семинарии в Пряшеве. В 1889 году прибыл в Америки и возглавил униатский приход в Миннеаполисе. В 1891 году вместе с приходом перешёл в православие. В 1916 году была основана Питтсбургская Карпаторусская епархия, первым епископом которой стал преосвященный Стефан (Дзюбай). В 1994 году отец Алексей Товт причислен Православной церковью в Америке к лику святых как «отец американского Православия».
Знакомство с русским православием подталкивало и общины Восточной Словакии вернуться в Православную церковь. Одна из таких попыток была предпринята жителями Бехерова у Бардейова, но австрийская полиция её пресекла.
В начале XX века трудами по возрождению православия в крае прославился архимандрит Алексий (Кабалюк) (1877—1947). В 1905 году он уехал в Россию, затем посетил Афон, где был воссоединён с православием. В 1910 году принял монашеский постриг и иерейскую хиротонию в Яблочинском монастыре, после чего вернулся в Закарпатье. Благодаря его деятельности за короткое время сотни людей вернулись в православие.
В канун Первой мировой войны против православных общин сёл Великие Лучки (Мукачевский район) и Изы (Хустский район) был спровоцирован Мармароша-Сиготские процессы. На скамье подсудимых оказались 64 человека, в основном простые крестьяне. Они были обвинены в государственной измене. Процесс длился с 29 декабря 1913 года в 3 марта 1914 36 человек, в их числе и о. Алексий, были осуждены на тюремное заключение, остальные приговорены к телесным наказаниям. Заключенные вышли на свободу лишь после падения Австро-Венгерской империи в 1918 году.
После окончания Первой мировой войны началось активное движение за возвращение униатов в лоно Православной церкви в Закарпатской Украине и Восточной Словакии. Это было чисто народное движение, почти не нашедшее поддержки со стороны греко-католического духовенства. К 1920 году к православному движению присоединилось здесь уже около 50 000 человек, а к 1928 году число православных достигло 112 000 человек.
Чешская православная епархия
После создания Чешской православной епархии Сербской православной церкви во главе с епископом Гораздом (Павликом), на территории Словакии тоже стали открываться приходы этой юрисдикции.
Восстановление Мукачевско-Пряшевской епархии
В 1929 году Сербская православная церковь возродила Мукачевско-Пряшевскую епархию. В тридцатых годах Православная церковь имела здесь уже более 100 приходов, в которых служило около 100 священников. Для управления епархией в 1920-1930-е годы в Восточную Словакию и Закарпатье направлялись архиереи из Сербии. Среди них особо известен своей миссионерской деятельностью епископ Нишский Досифей (Васич) (впоследствии митрополит Загребский). В 1930 году на Подкарпатскую епархию был назначен епископ Иосиф, которому в Чехословакии прибыл известный богослов Иустин (Попович), который трудился здесь в течение двух лет. К 1938 году здесь было построено 127 новых храмов и открыто несколько монастырей и скитов.
Юрисдикция Константинопольского патриархата в Словакии
В Восточной Словакии и Закарпатье существовали также приходы, подчинявшиеся архиепископу Савватия. В 1923 году им был направлен сюда архимандрит Виталий (Максименко), выпускник Казанской духовной академии, который был до революции среди братии Почаевской лавры и занимался там издательской деятельностью. Во время военных и революционных потрясений о. Виталий сумел сохранить типографию, которую перевез сначала в Сербии, а оттуда в Словакию. Благодаря его миссионерской деятельности в Восточной Словакии было создано 26 православных приходов.
Следует также отметить, что в 1923—1924 годах на Закарпатье в юрисдикции архиепископа Савватия служил известный отечественный иерарх епископ (впоследствии митрополит) Вениамин (Федченков).
1 апреля 1928 собрание представителей этих общин, которые проходили в Медзилаборцах, приняли решение о переходе в юрисдикцию Сербской православной церкви. Главной заслугой о. Виталия является создание монастыря Преподобного Иова Почаевского в Ладомировой и открытия при нём типографии. Монастырский храм был построен в 1926 году. «Типография Преподобного Иова Почаевского» выпустила в свет Служебник, Требник, уникальный Большой Сборник, Молитвослов и другие книги. В 1926 году монастырь начал издавать журнал «Православная Карпатская Русь», переименованный вскоре в «Православную Русь», что есть сейчас печатным органом РПЦЗ. В 1934 году архимандрит Виталий был рукоположен в епископа митрополитом Антония (Храповицким) в Сремских Карловцах и отправлен в Северной Америки как архиепископ. Во время Второй мировой войны созданный им монастырь был разрушен (сохранился только храм, а братия переселилась в обитель Святой Троицы в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, США), куда была перевезена и типография.
Приходы русской эмиграции
В промежутке между двумя мировыми войнами на территории Чехословацкой республики существовали также православные приходы русских эмигрантов, подчинявшиеся митрополиту Евлогию (Георгиевскому). На территории Словакии действовал, в частности, русский храм в Братиславе.
Вторая мировая война
После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии был провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде).
Переход в Московский патриархат
В 1945 году остро встал вопрос о будущей юрисдикцию православных приходов Чехословакии. Сербская церковь, пережившая немецкую оккупацию, только начинала восстанавливаться. Московская Патриархия же все больше привлекала к себе внимание со стороны местных православных общин. Этому способствовало то, что в октябре 1945 году с ней воссоединился епископ Сергий (Королёв) и подчинённые ему эмигрантские приходы.
Подкарпатская Русь вошла в состав СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии.
8 ноября 1945 епархиальный съезд Чешской православной епархии, состоявшегося в Оломоуце, принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской патриархии и переход в подчинения Русской церкви.
Современное состояние[править | править код]
На территории Словакии действуют две епархии Православной церкви Чешских земель и Словакии:
- Пряшевская епархия
- Михайловско-Кошицкая епархия
- Комаренское викариатство
Пряшевский епархию возглавляет Иоанн (Голонич), Михаловскую — Георгий (Странский). Есть также викарный епископ Комаренский Тихон (Холлоши).
Кафедральным собором Пряшевской епархии и главным православным храмом Словакии есть Собор святого Александра Невского в Пряшеве. Кафедральным собор Михайловской епархии есть Собор святых Кирилла и Мефодия в Михаловцах.
В Словакии проживает 50 000 православных и находится 125 храмов и 105 православных приходов.
Святые[править | править код]
- Равноапостольные Мефодий Моравский, архиепископ, Кирилл (Константин) Философ
- Преподобный Прокопий Сазавский, Чешский, игумен
- Благоверный князь Вячеслав Чешский
- Мученица Людмила Чешская, княгиня
- Святой преподобный Иоанн Чешский
Святыни[править | править код]
НИТРА. Католический кафедральный собор Св. Эммерама. Мощи:
- прпп. Зоерард (Андрей) и Бенедикт (XI в.).
Храмы[править | править код]
Кафедральный собор Кирилла и Мефодия (Михаловце)[править | править код]
Собор Кирилла и Мефодия был освящен 18 мая 1996 года Его Святейшеством Алексием II, Патриархом Московским и всея Руси, вместе с Его Блаженством Доротеем, архиепископом Праги и митрополитом чешских земель и Словакии.
Святыня храма - православный крест в буковом бревне. Согласно сохранившейся устной традиции - был обнаружен где-то после 20 января 1941 года в Крашеке.
Адрес: Masarykova 3902, 071 01 Michalovce, Словакия
Телефон: +421 907 985 981
Храм святителя Николая (Братислава)[править | править код]
Храм был выстроен в 1661 году на месте разрушенного к тому времени готического собора и освящён как римо-католический в честь Святого Николая Мирликийского.
В связи с тем, что храм мало использовался, его было решено передать грекокатолической церкви. В 1945 году в течение войны храм был частично сожжен. С 1945—1950 гг. его реконструировали верующие грекокатолического прихода в Братиславе.
После прихода к власти коммунистического режима грекокатолическая церковь подверглась жестоким гонениям. В 1950 году она была юридически ликвидирована, а всё имущество передано православной церкви. С тех пор храм использует православная церковь (словацк. Pravoslávna cirkev v českých krajinách a na Slovensku). Более просторный православный собор Святого Ростислава начали строить лишь в 2002 году).
Адрес: Mikulášska 7277/5A, 811 01 Bratislava-Hrad, Словакия
Телефон: +421 901 394 340
Церковь Сошествия Святого Духа (Межилаборцы)[править | править код]
Церковь Святого Духа - это православная церковь в Медзилаборце.
Храм был построен в стиле древнерусского ренессанса в 1949 году как памятник павшим в Первой мировой войне.
Он стоит на месте старой деревянной православной церкви, которая была разрушена Второй мировой войной.
Внутренняя отделка включает до 350 икон.
Адрес: Словакия, Прешовский край, г. Межилаборцы, ул. Коменскехо, 2 (Slovensko, Prešovský kraj, Okres Medzilaborce, Medzilaborce, Komenského, 2)
Ссылки[править | править код]
- http://www.portal-slovo.ru/news/29437.php
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_3165.htm
- http://www.pravmir.ru/v-slovakii-otkrylsya-pravoslavnyj-lager-dlya-russkix-shkolnikov/
- http://forum.slovnik.org/viewtopic.php?t=766
- http://otechnik.narod.ru/slovakia.htm
- http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39544.htm
Контакты[править | править код]
Подкатегории
В этой категории отображается 3 подкатегории из имеющихся 3.
С
Страницы в категории «Словакия»
Показано 6 страниц из 6, находящихся в данной категории.