Спасо-Вифанский мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показаны 34 промежуточные версии 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=56.28722,38.17833|вид=Монастырь}}
{{Местоположение святыни|локация=56.287703,38.178197|вид=Монастырь}} [[Категория:Пещерные и скальные храмы]]
[[Файл:Спасо-Вифанский мужской монастырь5.jpg|350px|мини|справа|alt=Спасо-Вифанский мужской монастырь]]
[[Аннотация::'''Спасо-Вифанский мужской монастырь''' был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры»]].


[[Аннотация::]]  
== История ==
В трех километрах от [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Свято-Троицкой Сергиевой Лавры]], на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь.
 
Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры [https://azbyka.org/otechnik/Platon_Levshin/ Платоном Левшиным], как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры».
 
Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах.
 
Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.
 
Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.
 
Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
 
«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.
 
Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.
 
Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.
 
Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей четвероугольную планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших брат­ских  корпу­са. Еще два жилых корпуса стояли  по сто­ронам собора. Против южного фасада – покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками.
 
Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 г. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского.
 
Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.
 
В 1796 г. на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице­Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил.
 
Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 г. был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, — говорилось в указе, — и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию.
 
О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь».
 
При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии.
 
Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии.
 
Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.
 
К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды). Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды [[Гефсиманский Черниговский скит|Гефсиманского скита]]. Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа. Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский [https://azbyka.org/otechnik/Filaret_Moskovskij/ Филарет Дроздов] – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии.
 
Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой.
 
В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона.
 
К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей.
 
В самый день праздника литургию в Преображенском храме совершил преосвященный ректор Московской Академии епископ Феодор, в сослужении наместника Лавры архимандрита Товии, ректора Вифанской семинарии архимандрита Германа, Вифанского казначея иеромонаха Серафима и братии монастыря. Пели хоры лаврских и вифанских певчих. По окончании литургии ректор Академии произнес речь, в которой показал величие нравственного характера святителя Платона, «умевшего быть великим и в своей простоте», и призвал к молитвенному воспоминанию того, кто сам молился за всех и оставил завет живым молиться о нем и о себе самих.
 
Размеренную жизнь монастыря и семинарии при нем прервали трагические для нашей государственности и Церкви события начала XX в. Революционный переворот открыл печальную и, казалось, последнюю страницу истории Платоновской Вифании.
 
Уже в первой половине 1918 г. жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария; ее закрыли на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» (декабрь 1917 г.) и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (январь 1918 г.)
 
Летом 1918 г. Спасо-­Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель; в ее состав кроме самого монастыря, вошли служащие и преподаватели закрытой семинарии, несколько крестьянских хозяйств. Председателем артели был избран Вифанский казначей игумен Илиодор.
 
Новый статус оказался слабой защитой Вифании: в октябре того же года местный совнархоз реквизировал весь крупный рогатый скот артели. Попытка обжаловать действия властей закончилась арестом игумена Илиодора. Выйдя из заключения, о. Илиодор с расстроенным после нервного потрясения здоровьем вынужден был отказаться от казначейской должности.
 
Положение еще более ухудшилось в 1919 г., когда в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени В.И. Ленина. Колония, позднее Детский дом, разместилась в зданиях семинарии и, отчасти, в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях, большую часть которых осенью того же года реквизировали.
 
В марте 1920 г. Патриарх Тихон по ходатайству Духовного собора уже закрытой Лавры утвердил в должности нового Вифанского казначея иеромонаха Порфирия, как оказавшегося «вполне достойным быть утвержденным в указанной должности» по способностям и усердию.
 
Усердие нового казначея было бессильно перед антицерковной политикой большевистского государства. В августе 1925 г. здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы. Таким образом, Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование. В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии. По воспоминаниям протоиерея Сергия Боскина, последний казначей Вифании игумен Порфирий поселился где-то в районе станций Клязьма и Мамонтовская, там и скончался в 1930-х годах.
 
В 1932 г. здания упраздненной Вифанской обители перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. Отсюда Вифания стала именоваться Птицеградом.
 
Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. В «Новом» семинарском корпусе разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, «Старый» семинарский корпус власти Загорского района отвели под Кожно­венерологический диспансер.
 
Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 г., по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду. Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда  возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона. К счастью, останки святителя удалось вовремя перезахоронить в Духовской церкви Лавры.


== История ==
В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено.
 
Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона. Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви Лавры


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе — гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Вирейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.


== Святыни ==
В 1998 г. начался процесс постепенного возвращения Троице-Сергиевой Лавре зданий упраздненной семьдесят лет назад Вифании. В 2002 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, под покровом Троицкой обители открылось Спасо-Вифанское подворье во главе с игуменом Даниилом.
 
Еще в октябре 2007 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была совершена торжественная закладка Преображенского собора, на месте одноименного, разрушенного в 1950-х годах. Чин освящения закладки совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископ Сергиево-­Посадский Феогност.
 
В сентябре 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл подписал указ о преобразовании Вифанского подворья в мужской общежительный монастырь.
 
Спасо-Преображенский собор имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня, нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. На реставрации находится Собор Сошествия Святого Духа на апостолов.
 
Спасо-Вифанский мужской монастырь является подворьем [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Свято-Троицкой Сергиевой лавры]].
 
== Деятельность монастыря ==  
* Воскресная школа


== [[Престольные праздники]] ==
== [[Престольные праздники]] ==
* '''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа]
* '''[[Престольный праздник::Воскрешение праведного Лазаря]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-lazar-chetverodnevnyj 16 апреля (переходящая)]
* '''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pjatidesjatnica 50-й день после Пасхи]
24 ноября в Спасо-Вифанском монастыре отмечают день памяти великого религиозного деятеля России, ученого богослова, основателя и настоятеля этого монастыря, Московского митрополита Платона (Левшина).
Ежегодно 1 декабря братия также молитвенно почитает память великого архипастыря — [https://azbyka.org/otechnik/Platon_Levshin/ митрополита Платона] (в этот день празднуется память святого мученика Платона Анкирского, небесного покровителя митрополита Платона).


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25.
'''Адрес:''' 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25


'''Проезд к монастырю:'''
'''Проезд:'''
* От от ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза).
* От ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза).
* Своим транспортом из Москвы: ехать по Ярославскому шосе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос.Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря. Если не свернули на пос.Лоза, можно доехать до развязки, поворот на Глинково и Сергиев Посад.
* Своим транспортом из Москвы: ехать по Ярославскому шоссе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос. Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря. Если не свернули на пос. Лоза, можно доехать до развязки, поворот на Глинково и Сергиев Посад.


'''Тел./факс:''' (49654) 6-17-52, (49654) 6-18-42
Монастырь находится в 3 км от [[Свято-Троицкая Сергиева лавра|Свято-Троицкой Сергиевой Лавры]], на юго-восточной окраине Сергиева Посада.


'''Электронная почта''': vif-pismo@mail.ru
'''[http://vifanskymonastir.cerkov.ru/kak-k-nam-proexat/ Cм. карту на сайте монастыря]'''
 
'''Телефон:''' [tel:+74965461752 +7 496 546 17 52], [tel:+74965461842 +7 496 546 18 42]
 
'''Электронная почта:''' [mailto:vif-pismo@mail.ru vif-pismo@mail.ru]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
'''[http://vifanskymonastir.cerkov.ru/bogosluzhenie-na-nedele/8-raspisanie-bogosluzhenij/ Расписание богослужений]'''


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Спасо-Вифанский мужской монастырь15.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь8.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь9.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь10.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь12.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь13.jpg
Спасо-Вифанский мужской монастырь14.jpg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь1.jpeg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь3.jpg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь2.jpg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь4.jpg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь6.jpg
Спасо-Вифанский_мужской_монастырь7.jpg
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=B0Sw3OvdZAU|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=KowwEdtOpyE|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=KowwEdtOpyE|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=QuVzhW-6png|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=eZhnKlV7DQ8&list=PLB8FC1DEF81746A1E|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=o6XgfRM6j7E&list=PLB8FC1DEF81746A1E&index=2|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=soPxaaBjmR0&list=PLB8FC1DEF81746A1E&index=3|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=MVpQA_m0KpE&list=PLB8FC1DEF81746A1E&index=4|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7HKE3MCsXtU&list=PLB8FC1DEF81746A1E&index=5|350|left||frame}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://vifanskymonastir.cerkov.ru Спасо-Вифанский мужской монастырь]  
* [http://vifanskymonastir.cerkov.ru Спасо-Вифанский мужской монастырь. Официальный сайт]
 
* [https://vk.com/club129211340 Спасо-Вифанский мужской монастырь. Страница ВКонтакте]
[https://monasterium.ru/monastyri/monastery/spaso-vifanskiy-monastyr/ Спасо-Вифанский монастырь]  
* [http://www.stsl.ru/about_lavra/all/spaso-vifanskiy-monastyr/ Официальный сайт Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Спасо-Вифанский монастырь]  
 
* [https://monasterium.ru/monastyri/monastery/spaso-vifanskiy-monastyr/ Монастырский вестник. Спасо-Вифанский мужской монастырь]
[http://www.stsl.ru/about_lavra/all/spaso-vifanskiy-monastyr/ Спасо-Вифанский монастырь]  
* [[Свято-Троицкая Сергиева лавра]]


{{SEO|в Спасо-Вифанский мужской монастырь|Московской области}}
{{SEO|в Спасо-Вифанский мужской монастырь|Московской области}}

Текущая версия от 00:29, 11 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Спасо-Вифанский мужской монастырь

Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры».

История[править | править код]

В трех километрах от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на юго-восточной окраине Сергиева Посада расположен Спасо-Вифанский монастырь.

Этот знаменитый монастырь был основан в 1783–1787 годах Московским архиепископом (с 1787 г. митрополитом) и священноархимандритом Лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры».

Центром Вифании стал небольшой по размерам двухъярусный Спасо-Преображенский собор, построенный в 1783–1785 годах.

Собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и возрождало, пусть в миниатюрных размерах, образ раннехристианских храмов, включая Софийский собор в Константинополе. Сходство с храмами первых веков христианства усиливалось в интерьере Спасо-Преображенского собора, благодаря колоннаде, устроенной для поддержки хор верхнего яруса. Много позднее, колонны были заменены консолями.

Спасо-Преображенский собор имел два престола: верхний в честь Преображения Господня и нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря.

Сам Платон объяснял идею двухпрестольного храма так: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Выходя из нижнего храма, восходим на сей верхний. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».

«Союз таинственный» воскресения и преображения нашел зримое воплощение и в объединении двух названных выше престолов в одном храме, и в необычном внутреннем убранстве Спасо-Преображенского собора, созданного по замыслу Платона.

Престол нижнего храма в честь воскрешения Лазаря был устроен в алтаре, обращенная к молящимся стена которого представляла вид искусственной пещеры. Именно в пещере по иудейскому обычаю и был погребен праведный Лазарь. Над пещерой праведного Лазаря возвышалась евангельская гора Фавор. Для большего правдоподобия она была устлана мхом, украшена цветами, кустарниками, фигурками зверей. Вершину горы венчал алтарь верхнего храма в честь Преображения Господня. Этот высокий круглый алтарь прекрасно гармонировал с овальным планом собора и колоннадой нижнего яруса.

Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир.

Вокруг Спасо-Преображенского собора, в соответствии с замыслом Платона располагались остальные строения Вифанской пустыни, получившей четвероугольную планировку. Прямо перед собором, с западной стороны, были построены Святые врата с двухъярусной звонницей. К вратам примыкали два небольших брат­ских корпу­са. Еще два жилых корпуса стояли по сто­ронам собора. Против южного фасада – покои архимандрита Платона: нижний этаж каменный, верхний деревянный перестроен из хлебного амбара, привезенного в Вифанию с лаврского житного двора. Против северного фасада собора стояли двухэтажные гостиные кельи. В восточной части пустыни были устроены братское кладбище и конный двор. Окружала Вифанскую пустынь невысокая кирпичная стена с четырьмя угловыми башенками.

Строительство Вифанской пустыни завершилось в 1787 г. В том же году архиепископ Платон был возведен в сан митрополита Московского.

Пять лет спустя, ссылаясь на слабость здоровья, владыка Платон добился освобождения от управления Московской епархией и, сохранив за собой пост священно-архимандрита Лавры, получил, наконец, возможность поселиться в любимой Вифании.

В 1796 г. на императорский престол вступил Павел I, у которого митрополит Платон был некогда законоучителем. 23 апреля 1797 г. император, только что короновавшийся в Москве, прибыл в Троице­Сергиеву Лавру и неожиданно заявил о своем намерении посетить Вифанию. На следующий день государь приехал в пустынь; он был весел и все виденное хвалил.

Отобедав в Вифании, император вернулся в Лавру, приложиться к мощам преподобного Сергия, и оттуда отбыл в Москву. Приезд государя имел большое значение для Вифании. Уже 1 мая 1797 г. был обнародован императорский указ о возведении Вифанской пустыни в степень второклассного монастыря. «Быв самовидцем благолепия и устройства, какое введено преосвященным митрополитом Московским Платоном в обитаемой им Вифании, — говорилось в указе, — и, отдавая справедливость трудам его во славу Богу и на пользу Церкви подъемлемым, Всемилостивейше повелеваем: Первое, учредить в Вифании второклассный монастырь, с таковым положением и содержанием, каковое для прочих второго класса мужских монастырей по изданным штатам определено…». Тем же указом повелевалось учредить при Вифанском монастыре семинарию.

О Высочайшем посещении Вифании напоминал обелиск, поставленный под окном кабинета митрополичьих покоев, «под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойного Государя Павла I и Всемилостивейшего ее преобразования во второклассный монастырь».

При жизни и после своего основателя Вифания играла важную роль «училищного» монастыря. Еще в 1800 г. по повелению императора Павла I при обители была открыта Спасо-Вифанская духовная семинария. Под отеческой опекой митрополита Платона семинария стала одной из лучших в России, как по устройству быта учеников, так и по уровню преподавания; преподавали здесь профессора Московской Духовной академии.

Спасо-Вифанский монастырь стал местом особого поклонения и почитания приснопамятного митрополита Платона. Жила в народе особая вера в его заступничество, предстательство и покровительство о детях пред престолом Божиим. Эта вера происходила от известного всем отеческого отношения митрополита Платона к воспитанникам Спасо-Вифанской духовной семинарии.

Вот почему многие богомольцы считали своим долгом после Лавры преподобного Сергия посетить и уединенную Вифанию святителя Платона. Здесь они заказывали молебны и панихиды в память о святителе, о своих родных и близких.

К началу XX в. Спасо-Вифанский монастырь и семинария расширились и приняли вид небольшого городка, раскинувшегося на высоком берегу обширного богатого рыбой Вифанского пруда (так со временем стали называть Вяльковские-Ершевские пруды). Монастырь окружала кирпичная стена с башнями, частично перестроенная по образцу ограды Гефсиманского скита. Над зданиями возвышалась двухъярусная колокольня, заново построенная в 1870-х годах. За колокольней, в глубине монастыря, виднелись шпиль Спасо-Преображенского собора и пять луковичных глав церкви в честь Сошествия Святого Духа. Эта церковь была построена в 1860-х годах, когда Лавру и Вифанию возглавлял митрополит Московский Филарет Дроздов – воспитанник Платона. Перед монастырем стояли большие красивые учебные и жилые корпуса Духовной семинарии.

Переживая времена расцвета и упадка, Спасо-Вифанская семинария на протяжении более 100 лет хранила дух митрополита Платона. Ее отличали близость к Московской Духовной академии и, с другой стороны, уединенность и, по временам, суровый быт. В питомцах воспитывалась любовь к церковному служению, и выпускники семинарии, в большинстве своем движимые взращенной в них привязанностью к своему духовному званию, охотно пополняли собой ряды сельских пастырей, ревностно неся служение на ниве Христовой.

В 1912 г. Спасо-Вифанский монастырь и семинария торжественно почтили столетие со дня кончины своего устроителя – святителя Платона.

К празднику гробница святителя и гора Фавор в Преображенском соборе были украшены зеленью. На гробницу возложили новый белый серебряный покров – жертва благотворителей.

В самый день праздника литургию в Преображенском храме совершил преосвященный ректор Московской Академии епископ Феодор, в сослужении наместника Лавры архимандрита Товии, ректора Вифанской семинарии архимандрита Германа, Вифанского казначея иеромонаха Серафима и братии монастыря. Пели хоры лаврских и вифанских певчих. По окончании литургии ректор Академии произнес речь, в которой показал величие нравственного характера святителя Платона, «умевшего быть великим и в своей простоте», и призвал к молитвенному воспоминанию того, кто сам молился за всех и оставил завет живым молиться о нем и о себе самих.

Размеренную жизнь монастыря и семинарии при нем прервали трагические для нашей государственности и Церкви события начала XX в. Революционный переворот открыл печальную и, казалось, последнюю страницу истории Платоновской Вифании.

Уже в первой половине 1918 г. жертвой большевистских властей стала Вифанская Духовная семинария; ее закрыли на основании закона «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение комиссариата по народному просвещению» (декабрь 1917 г.) и декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» (январь 1918 г.)

Летом 1918 г. Спасо-­Вифанский монастырь был преобразован в сельхозартель; в ее состав кроме самого монастыря, вошли служащие и преподаватели закрытой семинарии, несколько крестьянских хозяйств. Председателем артели был избран Вифанский казначей игумен Илиодор.

Новый статус оказался слабой защитой Вифании: в октябре того же года местный совнархоз реквизировал весь крупный рогатый скот артели. Попытка обжаловать действия властей закончилась арестом игумена Илиодора. Выйдя из заключения, о. Илиодор с расстроенным после нервного потрясения здоровьем вынужден был отказаться от казначейской должности.

Положение еще более ухудшилось в 1919 г., когда в Вифанию из города Сергиев была перемещена колония-школа имени В.И. Ленина. Колония, позднее Детский дом, разместилась в зданиях семинарии и, отчасти, в монастыре. Открытая спешным образом, колония управлялась неумело, предоставленные самим себе воспитанники хулиганили, били стекла в монастырских зданиях, большую часть которых осенью того же года реквизировали.

В марте 1920 г. Патриарх Тихон по ходатайству Духовного собора уже закрытой Лавры утвердил в должности нового Вифанского казначея иеромонаха Порфирия, как оказавшегося «вполне достойным быть утвержденным в указанной должности» по способностям и усердию.

Усердие нового казначея было бессильно перед антицерковной политикой большевистского государства. В августе 1925 г. здания, угодья и все имущество Вифании были реквизированы. Таким образом, Вифанская трудовая сельско-хозяйственная артель, а вместе с ней и монашеское общежитие прекратили существование. В 1929 г. последовало закрытие Спасо-Преображенского и Сошественского храмов, и окончательное изгнание из Вифании остававшейся там братии. По воспоминаниям протоиерея Сергия Боскина, последний казначей Вифании игумен Порфирий поселился где-то в районе станций Клязьма и Мамонтовская, там и скончался в 1930-х годах.

В 1932 г. здания упраздненной Вифанской обители перешли в ведение нового учреждения — Всесоюзного НИИ птицеводства. Отсюда Вифания стала именоваться Птицеградом.

Находясь в ведении НИИ птицеводства, здания монастыря и семинарии приспосабливались под хозяйственные, административные и иные нужды НИИ. В «Новом» семинарском корпусе разместился Всесоюзный заочный сельскохозяйственный техникум, «Старый» семинарский корпус власти Загорского района отвели под Кожно­венерологический диспансер.

Здания и сооружения, которые было трудно приспособить к утилитарным нуждам, которые явно напоминали о Вифанском монастыре, просто уничтожались. Так в 1932 г., по решению районных властей, была разобрана монастырская колокольня. Позднее разобрали на кирпич монастырскую ограду. Храм Преображения Господня, по свидетельству старожилов, был снесен в пятидесятых годах, когда возобновились гонения на Церковь; вскоре разобрали и обветшавшие без ухода покои митрополита Платона. К счастью, останки святителя удалось вовремя перезахоронить в Духовской церкви Лавры.

В «Новом» семинарском корпусе, выдающемся памятнике архитектуры русского ампира, удалось восстановить храм в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Казалось, что в разгромленной и забытой Вифании вновь затеплилась церковная жизнь; но в 1993 г., во время пожара, случившегося во вторник Светлой седмицы, «Новый» корпус сгорел вместе с восстановленным храмом; остались лишь стены. Все уцелевшее от пожара было расхищено.

Тем не менее, пожар лишь приостановил, но не отменил воссоздание Вифании святителя Платона. Воссоздание обители началось с археологических работ в Духовской церкви Лавры

Современное состояние[править | править код]

В сентябре 1997 г., в год 200-летия учреждения Спасо-Вифанского монастыря, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, было произведено вскрытие погребения митрополита Платона под полом Духовской церкви. Был обнаружен склеп, а в склепе — гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков святителю Платону. По благословению Святейшего Патриарха епископ Вирейский Евгений, ректор Московской академии и семинарии, переоблачил останки митрополита Платона. 7 октября 1997 г., после соборной панихиды, совершенной Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, прах великого церковного иерарха был погребен в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.

В 1998 г. начался процесс постепенного возвращения Троице-Сергиевой Лавре зданий упраздненной семьдесят лет назад Вифании. В 2002 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, под покровом Троицкой обители открылось Спасо-Вифанское подворье во главе с игуменом Даниилом.

Еще в октябре 2007 г., по благословению Святейшего Патриарха Алексия II была совершена торжественная закладка Преображенского собора, на месте одноименного, разрушенного в 1950-х годах. Чин освящения закладки совершил Наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, епископ Сергиево-­Посадский Феогност.

В сентябре 2009 г. Святейший Патриарх Кирилл подписал указ о преобразовании Вифанского подворья в мужской общежительный монастырь.

Спасо-Преображенский собор имеет два престола: верхний в честь Преображения Господня, нижний в память воскрешения Христом праведного Лазаря. На реставрации находится Собор Сошествия Святого Духа на апостолов.

Спасо-Вифанский мужской монастырь является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Деятельность монастыря[править | править код]

  • Воскресная школа

Престольные праздники[править | править код]

24 ноября в Спасо-Вифанском монастыре отмечают день памяти великого религиозного деятеля России, ученого богослова, основателя и настоятеля этого монастыря, Московского митрополита Платона (Левшина).

Ежегодно 1 декабря братия также молитвенно почитает память великого архипастыря — митрополита Платона (в этот день празднуется память святого мученика Платона Анкирского, небесного покровителя митрополита Платона).

Как добраться[править | править код]

Адрес: 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25

Проезд:

  • От ж/д станции Сергиев Посад маршрутным такси № 74 до остановки Птицеград (в сторону поселения Лоза).
  • Своим транспортом из Москвы: ехать по Ярославскому шоссе, перед Сергиевым Посадом: не заезжая в Сергиев Посад свернуть по направлению Ярославля, доехать до знака поворот но Лозу, съехать с Ярославского шосе, на перекрестке перед пос. Лоза свернуть налево, ехать по главной дороге до Спасо-Вифанского монастыря. Если не свернули на пос. Лоза, можно доехать до развязки, поворот на Глинково и Сергиев Посад.

Монастырь находится в 3 км от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на юго-восточной окраине Сергиева Посада.

Cм. карту на сайте монастыря

Телефон: +7 496 546 17 52, +7 496 546 18 42

Электронная почта: vif-pismo@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Расписание богослужений

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]