Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 45 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Локация|координаты=44.744501, 33.910187}}[[Категория:Монастыри]] [[Находится в::Крым]]
{{Местоположение|локация=44.744583,33.910694|вид=Монастырь}} [[Категория:Куда поехать трудником]] [[Категория:Монастыри с гостиницей]] [[Категория:Пещерные и скальные храмы]]
[[Файл:Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь 1.png|мини|справа|]]
[[Файл:Успенский монастырь Бахчисарай.jpg|370px|мини]]  
'''Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь''' расположен  в [[Крым|Крыму]], на окраине Бахчисарая, в ущелье, названном именем Пресвятой Богородицы. Уже не первый век постройки обители, поднимаясь ярусами со дна ущелья, врезаются в отвесные скалы, а в пещерных храмах возносится к небу горячая иноческая молитва. Рядом с монастырём находится кладбище воинов, павших в Крымскую войну в 1853-1856 годах.
'''Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь''' — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. [[Аннотация::В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.]] 


== История ==
== История ==
[[Файл:Бахчисарайский монастырь в начале XX века.png|alt=Монастырь в начале XX века|thumb|300x300px|Монастырь в начале XX века]]
Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.
Основание монастыря можно отнести ко времени между XI и XV веками. Не исключено, что монашеская жизнь зародилась в ущелье Марии еще раньше, около VIII столетия, когда в Крым, как и на другие окраины Византийской империи, бежали от преследования иконоборцев сторонники почитания икон. Но говорить о возникновении именно Успенского монастыря в этот период вряд ли приходится. Скорее всего, первоначально на склоне ущелья был вырублен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а уже позднее вокруг пещерной церкви сложился монастырь. Поводом к созданию храма послужило чудесное обретение иконы Божией Матери, впоследствии получившей название Бахчисарайской. «Монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» — именно так именуется Успенская обитель под Бахчисараем в грамоте царя Феодора Иоанновича от 27 мая 1596 года. Из текста грамоты следует, что ранее государь всея Руси послал братии 15 рублей милостыни.


С XVII века Успенская обитель была избрана митрополитами Готфскими (Готфейскими, Готско-Кафскими) в качестве своей резиденции. Владыки этой митрополии (из древнейших в составе Константинопольского Патриархата) окормляли главным образом греков и потомков многочисленных племен и народов (в частности, готов), некогда живших на Крымском полуострове и принявших Православие. Вот, собственно, практически все из того немногого, что можно засвидетельствовать о ранней истории обители. Более или менее подробные известия о монастыре имеются только с конца XVIII века.
По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.


В 1774 году подписанием выгодного для России Кючук-Кайнарджийского мирного договора победоносно завершилась шестилетняя русско-турецкая война. Для восстановления имперского протектората и претворения в жизнь условий Кючук-Кайнарджийского дговора на Крымский полуостров был отправлен князь А. А. Прозоровский с вверенными ему войсками. В письме от 31 мая 1777 года он сообщал, что близ Бахчисарая с давних времен существует небольшая греческая церковь, высеченная в горе и что местный архиерей хочет построить здесь новый, более обширный, храм. Этим архиереем являлся знаменитый в истории северно-при-черноморского и приазовского христианства святитель Игнатий (Газадини), митрополит Готфский.
С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.
[[Файл:Бахчисарайский монастырь в начале XX века.png|мини|слева|Монастырь в начале XX века]]
В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.


На ханский престол был посажен лояльный по отношению к власти Российской империи хан, но, тем не менее, местные христиане не чувствовали себя спокойно, опасаясь преследований, — слишком открыто они поддерживали русских. Вместо обновления и расширения Успенский Бахчисарайский монастырь ждало совсем другое — запустение...
В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.


Возрождение монашеской жизни в Бахчисарайском монастыре связано с деятельностью святителя Иннокентия (Борисова), назначенного в 1848 году на Херсонскую кафедру, под управлением которой тогда находился и Крым. 15 августа 1850 года состоялось его торжественное открытие, настоятелем был назначен архимандрит Поликарп (Радкевич). На открытии присутствовали святитель Иннокентий, греческий митрополит Агафангел, множество духовенства, съехавшегося со всего Крыма, и сотни, если не тысячи богомольцев. Свидетель этого события впоследствии вспоминал: «Слух о восстановлении древних святых мест по горам нашим распространился у нас еще с начала весны, обрадовал собою всех, кто обращал внимание на эти места, вполне стоящие того, чтобы их поднять из развалин и обратить к свойственному им благолепию. Посему, еще с начала августа, в Успенскую скалу начали стекаться набожные посетители и богомольцы...".
К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.


[[Файл:Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь 3.png|alt=Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь|thumb|300x300px|left|Кладбище воинов, погибших в Крымскую войну. Богомольцы в Успенской обители]]
Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.


В начале XX века у обители появился скит, освященный во имя Анастасии Узорешительницы. Он был основан на месте бывшего домового храма, приписанного к монастырю еще в 1851 году. В скиту, который располагался в восьми километрах от монастыря, находилась также деревянная церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии. Важную роль сыграл возрожденный Бахчисарайский монастырь во время Крымской войны 1853—1856 годов. В нем тогда размещался госпиталь, при котором сестрами милосердия служили представительницы женской Крестовоздвиженской общины.  
В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.


После установления в Крыму советской власти Успенскую обитель ждала такая же судьба, как и большинство других монастырей: в 1921 году она была закрыта. На ее территорию въехала колония инвалидов имени Артема. С 1929 года началось посте-пенное разрушение монастырского комплекса. Положение не спасло даже то, что в 1970—80-х годах тут находился психоневрологический интернат. Долгожданное возобновление иноческой жизни последовало в 1991 году по благословению архиепископа Симфе-ропольского Лазаря (Швеца).
Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.


В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Также строятся новые храмы (св. вмч. Пантелеимона; свт. Спиридона Тримифунтского).
В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.


В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.
В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).


== Хронология ==
Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.
[[Файл:Россия и Турция играют в стратегическую игру. Итальянский агитационный плакат, конец XIX века..png|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|300x300px|Россия и Турция играют в стратегическую игру. Итальянский агитационный плакат, конец XIX века]]
'''XV К.''' Предполагаемое время явления
Бахчисарайской иконы Божией Матери и устроения на месте ее обретения в скале храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.


'''1596''' Первое документальное свидетельство об Успенском монастыре.
См. также: '''[https://azbyka.org/palomnik/images/c/c7/PhpFDcnMZ_1.pdf Крымский Афон. Бахчисарайский Успенский монастырь в исторических описаниях]''' (В сборник вошли две брошюры, опубликованные в начале ХХ в. и дающие наиболее полное историческое описание древней православной святыни Крыма - Бахчисарайского Успенского монастыря (VIII-XX вв.))


'''1680/1681''' Нахождение Бахчисарайской иконы Божией Матери документально засвидетельствовано в ущелье Марии в храме с Богородичным посвящением.
== Современное состояние ==


'''1774''' Заключение Кючук-Кайнарджийского мирного договора, ознаменовавшего окончание шестилетней русско-турецкой войны и переход Крымского ханства под протекторат России.
В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.


'''1778''' В связи с переселением 30 тысяч христиан из Крыма в Приазовье Успенский Бахчисарайский монастырь приходит в запустение. Переселенцы забирают с собой главную святыню обители — Бахчисарайскую икону Божией Матери.
С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.


'''1781''' В Успенской храме Бахчисарайской обители, ставшем приходским, начинает служить отец Константин Спиранди.
=== План монастыря ===
[[Файл:БМ- Схема монастыря.jpg|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|300x300px|справа]]
А: Первый ярус


'''1800''' В связи с появлением в Бахчисарае нового приходского храма (Никольского) Успенскую церковь превращают в кладбищенскую.
Б: Второй ярус


'''1850''' Бахчисарайский монастырь возобновлен в качестве скита.
В: Третий ярус


'''1851''' Обители передан домовый храм одного из местных жителей, впоследствии преобразованный в скит Анастасии Узорешительницы.
1) Успенский храм


'''1853—1856''' В годы Крымской войны в монастыре открывается госпиталь, в котором служат одни из первых сестер милосердия.
2) Свято-Марковский храм


'''1921''' Бахчисарайская обитель закрыта большевиками.
3) Константино-Еленинский храм


'''1929''' Решением Бахчисарайского горсовета многие монастырские здания разбирают на строительные материалы.
4) Дом настоятеля


'''1944''' После освобождения Крыма от фашистских войск в бывшем монастыре размещается госпиталь.
=== Архитектура ===
Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.


'''1991''' Возобновление иноческой жизни в Бахчисарайском Свято-Успенском монастыре.
Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя святителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.


== Святыни ==
Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также построено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году появилась Гефсиманская часовня.
* Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе, вышиною 1 аршин 3,5 вершка — шириною 11,5 вершка, в серебряной ризе. Икона сия пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верою приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
* Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на сей скале, вышиною 1 аршин 2 вершка, шириною 12 вершков, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
* Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, вышиною 8 вершков, шириною 6 вершков, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконою на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
* Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, вышиною 15 вершков, шириною 12 вершков, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
*  Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
* Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада. Пред Успенской церковью на площадке находится небольшая колокольня, в ней самый большой колокол — 58 пудов.


<gallery>
Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский... В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.
Икона_Успения_Пресвятой_Богородицы_из_Бахчисарайского_монастыря..png|Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери Всецарица, находящаяся в Бахчисарайском монастыре.png|Икона Божией Матери Всецарица
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник.png|Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне..png|Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне
</gallery>


=== Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери ===
== Святые ==
[[Файл:Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Бахчисарайском монастыре.jpg|alt=Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Бахчисарайском монастыре|thumb|300x300px|Икона Божией Матери «Всецарица», находящаяся в Бахчисарайском монастыре]]
* '''Святитель Игнатий Мариупольский'''
Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря.
[[Файл:Святитель Игнатий Мариупольский.jpg|мини|200px|Мозаичный образ в Бахчисарайском Успенском монастыре]]
 
Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочис-ленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа.
 
Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет...
Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих.
 
[[Святой источник Бахчисарайского монастыря]]
 
== Известные личности ==
=== Святитель Игнатий Мариупольский ===
[[Файл:Святитель Игнатий Мариупольский.jpg|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|350x350px|Святитель Игнатий. Мозаичный образ в Бахчисарайском Успенском монастыре.]]
«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.  
«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.  


Строка 91: Строка 70:
Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.
Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.


=== Святитель Иннокентий Херсонский ===
* '''Святитель Иннокентий Херсонский'''
[[Файл:Святитель Иннокентий Херсонский.jpg|alt=Святитель Иннокентий Херсонский|thumb|300x300px|]]
[[Файл:Святитель Иннокентий Херсонский.jpg|мини]]
Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов), прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.  
Родившийся накануне XIX века, [https://azbyka.org/otechnik/Innokentij_Hersonskij/ святитель Иннокентий (Борисов)], прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.  


Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.
Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.
Строка 99: Строка 78:
В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.
В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.


== Архитектурный ансамбль ==
== Святыни ==
[[Файл:Врата Бахчисарайского монастыря.jpg|alt=Врата Бахчисарайского монастыря|thumb|350x350px|Эти врата были утрачены, как и большинство других построек Бахчисарайского монастыря...]]
* Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря. Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочисленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа. Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет... Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих. Горит неугасимая лампада.
Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.
* [[Святой источник Бахчисарайского монастыря]]
 
В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:
 
* Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе. Икона была пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верой приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
* Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на этой скале, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
* Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконой на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
* Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
*  Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
* Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада.  


Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя святителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.
<gallery>
Икона_Успения_Пресвятой_Богородицы_из_Бахчисарайского_монастыря..png|Икона Успения Пресвятой Богородицы
Икона Божией Матери Всецарица, находящаяся в Бахчисарайском монастыре.png|Икона Божией Матери Всецарица
Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник.png|Сень с мозаичным образом Божией Матери Живоносный Источник
Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне..png|Святой Георгий Победоносец, изображение на монастырской колокольне
</gallery>


[[Файл:Успенский храм Бахчисарайского монастыря.jpg|alt=Успенский храм Бахчисарайского монастыря|thumb|450x450px|Вверху слева: Интерьер Успенского храма. В правой части виден вход в камеру, где пребывает чудотворный Бахчисарайской образ Божией Матери|center]]
== [[Престольные праздники]] ==
Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также построено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, — на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году появилась Гефсиманская часовня.
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа]
[[Файл:Свято-Марковский храм Бахчисарайского монастыря.jpg|alt=Свято-Марковский храм Бахчисарайского монастыря|thumb|300x300px|Свято-Марковский храм]]


Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский... В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.
'''[[Престольный праздник::Марк, апостол и евангелист]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-mark-evangelist 8 мая]


== План монастыря ==
== Как добраться ==
[[Файл:БМ- Схема монастыря.jpg|alt=Посольский Спасо-Преображенский монастырь|thumb|300x300px|left]]
'''Адрес:''' 298405 Крым, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
А: Первый ярус


Б: Второй ярус
'''Проезд''': С симферопольского автовокзала (расположен рядом с железнодорожным вокзалом) или автостанции «Западная» Симферополя следует ехать на любом автобусе, проходящем через Бахчисарай. На бахчисарайском автовокзале нужно пересесть на любую маршрутку до Старого города (конечная остановка), или воспользоваться услугой такси. Далее — пешком несколько сотен метров по лесной дороге. На автомобиле следует двигаться по трассе, связывающей Симферополь с Севастополем, — до поворота на Бахчисарай, после чего поезжайте по указателям на монастырь.


В: Третий ярус
'''Телефон:''' [tel:+73655447474 +7(365-54)4-74-74]


== Паломнику ==
=== Где остановиться  ===
Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники останавливаются на проживание в гостинице только с личного благословения отца наместника или лиц, им назначенных. Они обязаны:


1) Успенский храм
1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.


2) Свято-Марковский храм
2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.


3) Константино-Еленинский храм
3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.


4) Дом настоятеля{{Перенос строки}}
4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.


== Богослужения ==
5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.
В будние дни литургия начинается в Марковском храме около 7:00 часов, после окончания утреннего монашеского правила. В праздничные дни две литургии служатся в храме апостола Марка и в Успенской церкви, начало в 3:30 и 7:30. На утреннее и вечернее монашеское правило (начало в 5:00 и 19:30 соответственно) допускаются только мужчины. Подъем в монастыре — в 4:30, отбой — после окончания вечернего правила.


Желающему побыть в монастыре несколько дней необходимо, добравшись до обители, получить благословение у отца настоятеля или, в случае его отсутствия, — у отца благочинного. Каждый, кто остается на длительный срок, обязан нести послушание.
Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.


== [[Престольные праздники]] ==
Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа]


'''[[Престольный праздник::Марк, апостол и евангелист]]''' - [https://azbyka.ru/days/sv-mark-evangelist 8 мая]
Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.


== Как добраться ==
По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).
С симферопольского автовокзала (расположен рядом с железнодорожным вокзалом) или автостанции «Западная» Симферополя следует ехать на любом автобусе, проходящем через Бахчисарай. На бахчисарайском автовокзале нужно пересесть на любую маршрутку до Старого города (конечная остановка), или воспользоваться услугой такси. Далее — пешком несколько сотен метров по лесной дороге.
На автомобиле следует двигаться по трассе, связывающей Симферополь с Севастополем, до поворота на Бахчисарай, после чего поезжайте по указателям на монастырь.


'''Адрес:''' Россия, Республика Крым, 98400, г. Бахчисарай, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь
Распорядок дня паломников смотрите '''[http://lavra-crimea.ru/index.php/palomnikou/rasporiadok на сайте монастыря]'''.


'''Телефон:''' +38 (06554) 4-74-74, +38 (050) 360-77-37 Сайт: http://www.lavra.crimea.ua
=== Труднику ===
Кто хочет приехать обитель потрудится: при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).


== Местонахождение ==
Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.
'''Адрес:''' Крым, 98400 г. Бахчисарай, Мариампольское Ущелье, Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь


'''Телефон:''' +380-6554-47474
До посещения монастыря ознакомление с Уставом обители - обязательно '''([http://lavra-crimea.ru/index.php/monashestvo см. на сайте])'''.


'''Проезд''': проезд автобусом N2 от железнодорожного вокзала г. Бахчисарая до ост."Староселье" (2 км от Бахчисарая в ущелье Марьям-Дере)
=== Богослужения ===
Актуальное расписание богослужений смотрите '''[http://lavra-crimea.ru/index.php/sloujbi на сайте обители]'''.


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
<gallery>
БМ Братские кельи первого яруса.jpg|Братские кельи первого яруса
Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь 3.png|Кладбище воинов, погибших в Крымскую войну. Богомольцы в Успенской обители
БМ Сень с мозаичным образом Божией Матери «Живоносный Источник»..jpg|Сень с мозаичным образом Божией Матери «Живоносный Источник»
Бахчисарайский Успенский монастырь.jpg
БМ- Колокольня и площадка второго яруса..jpg|Колокольня и площадка второго яруса
Пещерный монастырь.jpg|Бахчисарайский Успенский монастырь
Иконы_на_скале_Бахчисарай.jpg|Иконы на скале  
Иконы_на_скале_Бахчисарай.jpg|Иконы на скале  
Святой_источник_Бахчисарай.jpg|Источник
Хоз_постройки_Бахчисарай.jpg|Хозяйственные постройки монастыря
Хоз_постройки_Бахчисарай.jpg|Хозяйственные постройки монастыря
Бахчисарайский_Успенский_монастырь2.jpg |Бахчисарайский Успенский монастырь
</gallery>
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=2SRqn8EHYxk|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=ptjw5rs8y6Q|350|left||frame}}
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=9aOtsXISxOY|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=9aOtsXISxOY|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=Vsp7hi_VGRg|350|left||frame}}
}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[https://lavra.crimea.ua/ustav0.php Устав обители]<br>
[http://lavra-crimea.ru/ Официальный сайт монастыря]  
[https://azbyka.org/video/pravoslavnye-svyatyni-kryma/ Православные святыни Крыма] <br>
 
[http://lavra.crimea.ua/principale.php Крымская Лавра. Свято-Успенский мужской монастырь]
[http://azbyka.org/video/pravoslavnye-svyatyni-kryma/ Православные святыни Крыма]  


{{SEO|в Бахчисарайский Успенский пещерный монастырь|Крыма}}
{{SEO|в Бахчисарайский Успенский пещерный мужской монастырь|Крыма}}

Текущая версия от 01:20, 11 декабря 2023

Идёт загрузка карты…

Свято-Успе́нский пеще́рный монасты́рь — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской Православной Церкви, расположенный в урочище Мариам-Дере (Ущелье Марии) вблизи Бахчисарая. В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму. Кроме монастырского комплекса, на прилегающей территории находится кладбище воинов, павших во время Крымской войны 1853—1856 годов.

История[править | править код]

Учёные расходятся в мнениях по вопросу об обстоятельствах основания монастыря. По одной версии, монастырь был основан византийскими монахами-иконопочитателями не позднее VIII века. В XIII—XIV веках на некоторое время прекратил свою деятельность, затем в XIV веке возродился. Избежав разгрома во время турецкого вторжения в 1475 году, Успенский монастырь стал резиденцией митрополитов Готфских. Однако материальное положение монастыря было бедственным, что заставляло искать помощи у московских великих князей и царей. Эта версия подтверждается обнаружением поблизости от монастыря христианских могил, датируемых VI веком.

По другой версии, основание Успенского монастыря относится к XV веку. Эта версия была предложена Александром Бертье-Делагардом со ссылкой на ныне утраченные рукописи.

С XV по XVIII век Успенский монастырь был главным оплотом религиозной жизни православного населения Крыма.

Монастырь в начале XX века

В 1778 году греческое население было депортировано из Крыма. Выходцы из греческой деревушки Мариамполь, существовавшей у подножия Успенского монастыря, переселились в город, позднее известный как Мариуполь. С 1781 года монастырь действовал как приходская церковь, возглавляемая греческим священником.

В 1850 году была возобновлена монашеская община с учреждением Успенского пещерного скита. В 1851 год планирование Успенского Бахчисарайского скита, а также надзор за производством работ выполнил таврический губернский архитектор Константин Гоняев. Ему была объявлена признательность Священного синода.

К началу XX века на территории обители было пять храмов: Успенский пещерный храм, пещерный храм евангелиста Марка, храм Константина и Елены, кладбищенский храм Георгия Победоносца, церковь святителя Иннокентия Иркутского. Кроме того, были сооружены несколько братских корпусов, дом настоятеля, дома для паломников, устроены фонтаны и фруктовый сад, где в 1867 году была построена Гефсиманская часовня. В монастыре проживали более 60 человек монахов и послушников. Имелось подворье в городе Симферополе и киновия святой Анастасии, находившаяся в долине реки Качи.

Во время Первой обороны Севастополя в Крымской войне в 1854—1855 годах в кельях, доме паломников и других строениях монастыря размещался госпиталь. Умерших от ран хоронили на монастырском кладбище.

В 1921 году монастырь был закрыт и осквернён советскими властями. Имущество монастыря разграблено, монахи расстреляны.

Во время Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь. На монастырской территории находится братская могила советских воинов.

В послевоенное время на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер.

В 1993 году возвращён Украинской православной церкви (МП). Восстановлены четыре из пяти монастырских храмов, келейные корпуса, дом настоятеля, колокольня, обустроен водный источник, реконструирована лестница. Строятся новые храмы (святого великомученика Пантелеимона; святителя Спиридона Тримифунтского).

Настоятелем монастыря с 13 июня 1993 года является архимандрит Силуан.

См. также: Крымский Афон. Бахчисарайский Успенский монастырь в исторических описаниях (В сборник вошли две брошюры, опубликованные в начале ХХ в. и дающие наиболее полное историческое описание древней православной святыни Крыма - Бахчисарайского Успенского монастыря (VIII-XX вв.))

Современное состояние[править | править код]

В настоящее время по численности насельников обитель является крупнейшей в Крыму.

С октября 2015 года комплекс Успенского пещерного монастыря является объектом культурного наследия федерального значения.

План монастыря[править | править код]

Посольский Спасо-Преображенский монастырь

А: Первый ярус

Б: Второй ярус

В: Третий ярус

1) Успенский храм

2) Свято-Марковский храм

3) Константино-Еленинский храм

4) Дом настоятеля

Архитектура[править | править код]

Архитектурный ансамбль Бахчисарайского Свято-Успенского монастыря складывался во второй половине XIX века, после возобновления иноческой жизни в ущелье Марии, и окончательно сформировался к началу XX столетия.

Сто лет назад, когда грозы революций только-только собирались над Российской империей и бытие монашествующих всей страны не омрачалось гонениями, в Бахчисарайской обители насчитывалось пять церквей: соборный Успенский храм, вырубленный в скале не позднее XV века; пещерный храм во имя апостола Марка, также высеченный в горе под помещениями библиотеки и ризницы в 1859 году; храм святых равноапостольных Константина и Елены, построенный под скалой в 1878 году; храм во имя святителя Иннокентия Иркутского; храм великомученика Георгия Победоносца возле братского и воинского кладбищ.

Помимо церквей, на территории обители находились дом настоятеля, двухэтажный каменный корпус с трапезной, кухней, пекарней и кельями, два двухэтажных гостиничных корпуса. Кроме того, несколько келий было вырублено непосредственно в скале, а также построено под скалой. Все монастырские здания располагались по обеим сторонам ущелья Марии, а на его южном склоне — даже в три яруса. Нижний из них тянулся у дна ущелья, включая ворота, гостиницу, трапезную, два фонтана; средний ярус шел вдоль уступа, разделяющего южную стену ущелья, — на нем начиналась лестница к пещерным храмам, здесь же были дом настоятеля, фонтан, кельи и Иннокентьевский храм. На верхнем ярусе имелось три церкви, тринадцать пещерных келий и двухъярусная колокольня. На нижних уступах северной стены ущелья был устроен храм великомученика Георгия Победоносца, а также братское и воинское кладбища. К югу от скита разбили фруктовый сад, близ которого в 1867 году появилась Гефсиманская часовня.

Практически все эти постройки за годы советской власти оказались уничтоженными или пришли в совершенное запустение. Из пяти храмов сохранился лишь один — Успенский... В настоящее время значительная часть построек воссоздана и отреставрирована (среди них — Успенская и Марковская церкви), монастырь по-прежнему занимает территорию по обеим сторонам ущелья Марии, в три яруса. Вот только уступы северной стены ущелья пока используются не в такой полноте, как до революции.

Святые[править | править код]

  • Святитель Игнатий Мариупольский
Мозаичный образ в Бахчисарайском Успенском монастыре

«Моисеем мариупольских греков» часто называют человека удивительной судьбы — святителя Игнатия (Газадини), чья жизнь оказалась тесно связана с Бахчисарайским Успенским монастырем. Он, уроженец Греции, много лет провел в Крыму и Приазовье, а совсем недавно был причислен к лику святых Украинской Православной Церковью Московского Патриархата.

Жизненный путь святителя Игнатия можно разделить на три части: от рождения в далекой Греции до переселения в Крым, затем — до исхода крымских христиан в Приазовье, и, наконец, служение в Мариуполе. Много трудностей пришлось испытать святителю, но он всегда преодолевал их и с честью нес тяжелый архиерейский крест, возложенный на него, как на пастыря доброго.

Вплоть до смерти в 1786 году святой Игнатий нес нелегкое бремя архиерейского служения. Несмотря на конфликты, время от времени возникавшие у него с частью пасомых, недовольных жизнью на новом месте, почитание святителя развилось уже при его жизни. Это почитание было официально подтверждено 11 июня 1997 года, когда решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Игнатий Мариупольский был причислен к лику местночтимых святых.

  • Святитель Иннокентий Херсонский

Родившийся накануне XIX века, святитель Иннокентий (Борисов), прозванный «русским Златоустом», во многом определил течение духовной жизни позапрошлого столетия. За выдающиеся заслуги он был удостоен чести быть изображенным на новгородском памятнике «Тысячелетие России», который торжественно открыли в 1862 году, всего через пять лет после кончины святого.

Непосредственно с Бахчисарайским Успенским монастырем связано последнее десятилетие служения святителя Иннокентия, когда он (с апреля 1848 и вплоть до самой смерти в 1857 году) занимал кафедру Херсонскую и Таврическую с центром в Одессе. Несмотря на отъезды, отвлекавшие от управления епархией, архипастырь успел повлиять на различные стороны жизни своей паствы. Большой опыт и авторитет позволили ему направить основные усилия на устроение «Крымского Афона» — воссоздание древних христианских святынь в Бахчисарае, Инкермане, Херсонесе, где принял когда-то крещение святой равноапостольный князь Владимир, а также развернуть активную патриотическую деятельность во время Крымской войны.

В 1997 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата святитель Иннокентий был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии. 18 июля того же года состоялось обретение его мощей, а в декабре 2005 года имя святителя внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви.

Святыни[править | править код]

  • Бахчисарайская (Мариупольская) икона Божией Матери, празднуемая 15 августа, — один из многочисленных образов Пресвятой Богородицы, известных христианскому миру. Явленная в незапамятные времена, ныне она считается главнейшей святыней Бахчисарайского Успенского монастыря. Икона Пресвятой Богородицы была чрезвычайно почитаемой за многочисленные чудотворения, которые происходили при молитвенном обращении к ней. Порой чудеса носили массовый характер. Так, в 1848 году икона прославилась рядом чудес во время эпидемии холеры. Н. В. Пивоварова приводит ряд примеров, свидетельствующих о глубоком почитании этого образа. Оригинальный образ оказался утраченным после вынужденного переезда в Мариуполь, никаких сведений о нем после 1918 года нет... Однако почитание иконы не кануло в лету. С возрождением монашеской жизни в Бахчисарайском Успенском монастыре возродилась и икона Божией Матери, некогда обретенная в этих местах. Новонаписанная копия образа, точь-в-точь повторяющая оригинал, ныне пребывает в главном храме обители. Зримым свидетельством преемства являются чудеса, которые снова стали происходить от Бахчисарайской иконы по молитвам верующих. Горит неугасимая лампада.
  • Святой источник Бахчисарайского монастыря

В настоящее время в обители находятся в пещерном храме в честь Успения Божией Матери, на месте явления чудотворной иконы Божией Матери «Панагии» (Бахчисарайская икона Божией Матери) особо чтимые чудотворные иконы:

  • Святая икона Успения Богоматери, в иконостасе. Икона была пожертвована Бахчисарайским комендантом полковником Тотовичем. Многие из православных христиан, с верой приходящие, получают от этой иконы исцеления от своих душевных и телесных болезней. Внизу иконы находится много золотых и серебряных привесок — дар получения исцеления от своих недугов.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", явленной на этой скале, в серебряной ризе, украшенной жемчугом и драгоценными камнями. Риза эта пожертвована женою генерал-лейтенанта Мартынова Евдокиею, 24 марта 1856 года.
  • Копия с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, в серебряной вызолоченной ризе, прислана из Киево-Печерской Лавры митрополитом Филаретом на благословение в день открытия скита. Пред этой иконой на площадке в храмовой праздник, 15 августа, служится всенощное бдение.
  • Икона Спасителя с 84 частицами святых мощей разных угодников Божиих, прислана Корсунским Богородичным монастырем в день открытия скита.
  • Крест, с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа, сделанный из трех дерев кипариса, певки и кедра с надписью на оборотной стороне "Прислан со Старого Афона Русскому Афону на благословение в день открытия 1850 года".
  • Образ Богоматери с Предвечным младенцем на правой руке и по сторонам двумя ангелами и семью Херсонесскими священномучениками, написан на скале на месте явления чудотворной иконы Божией Матери "Панагии", пред образом этим горит неугасимая лампада.


Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Марк, апостол и евангелист - 8 мая

Как добраться[править | править код]

Адрес: 298405 Крым, г. Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1 Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь

Проезд: С симферопольского автовокзала (расположен рядом с железнодорожным вокзалом) или автостанции «Западная» Симферополя следует ехать на любом автобусе, проходящем через Бахчисарай. На бахчисарайском автовокзале нужно пересесть на любую маршрутку до Старого города (конечная остановка), или воспользоваться услугой такси. Далее — пешком несколько сотен метров по лесной дороге. На автомобиле следует двигаться по трассе, связывающей Симферополь с Севастополем, — до поворота на Бахчисарай, после чего поезжайте по указателям на монастырь.

Телефон: +7(365-54)4-74-74

Паломнику[править | править код]

Где остановиться[править | править код]

Прибывшие в Свято-Успенский Бахчисарайский мужской монастырь паломники останавливаются на проживание в гостинице только с личного благословения отца наместника или лиц, им назначенных. Они обязаны:

1. Ознакомиться с распорядком дня и правилами поведения в монастыре и неукоснительно их соблюдать.

2. Бережно относиться к сохранности монастырского гостиничного имущества и соблюдать правила противопожарной безопасности.

3. Вести себя скромно, иметь достойный внешний вид, не отвлекать братию вопросами и разговорами.

4. Прибывшие более чем на одни сутки, со вторых суток обязаны выполнять посильные работы по благословению отца наместника.

5. Наводить и поддерживать порядок в помещении гостиницы.

Максимальный срок проживания в гостинице трое суток. Свыше этого срока проживание в гостинице разрешается только с личного благословения отца наместника.

Все возникающие вопросы решать через брата rостиничного.

Лица виновные в нарушение правил поведения из монастырской гостиницы выселяются и покидают монастырь.

По благословению наместника обители, монахи и послушники монастыря несут послушания по проведению безоплатных экскурсий. Начало проведения экскурсий - монастырская площадь. Периодичность - по мере комплектования групп. В связи с тем, что братия кроме экскурсий несут иные послушания, просим прощения за возможное время задержки начала экскурсионного рассказа. В связи с тем, что после экскурсии группы поднимаются в главный храм монастыря, о внешнем виде паломникам следует позаботиться до её начала (в частности, косметика неприемлема, т.к. оставляет следы на иконах).

Распорядок дня паломников смотрите на сайте монастыря.

Труднику[править | править код]

Кто хочет приехать обитель потрудится: при себе иметь паспорт, ценных вещей с собой не брать. Можно привезти с собой свою рабочую одежду и обувь, в которой Вы будете работать. Приехав в обитель прежде всего, необходимо взять благословение у наместника - о. Силуана, или благочинного - о. Флавиана (или его помощника - о. Мелетия).

Быть готовым к тому, что придётся много работать и стараться поменьше разговаривать.

До посещения монастыря ознакомление с Уставом обители - обязательно (см. на сайте).

Богослужения[править | править код]

Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте обители.

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Официальный сайт монастыря

Православные святыни Крыма