Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь): различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение|локация=Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка|вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]]
{{Местоположение|локация=51.601359, 34.079293|вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]]
[[Файл:Глинская пустынь Никольский храм.jpg|мини|справа|Глинская пустынь. Храм святителя Николая]]
[[Файл:Глинская пустынь Никольский храм.jpg|мини|справа|Глинская пустынь. Храм святителя Николая|alt=Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)]]
'''Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)''' — [[Аннотация::ставропигиальный мужской монастырь УПЦ МП, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата). При обители имеется гостиница.]]  
'''Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)''' — [[Аннотация::ставропигиальный мужской монастырь УПЦ МП, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата). При обители имеется гостиница.]]  


Строка 11: Строка 11:


На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.
На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.
[[Файл:Глинская пустынь 1910.jpg|мини|справа|Глинская пустынь в 1910 году]]
[[Файл:Глинская пустынь 1910.jpg|мини|справа|Глинская пустынь в 1910 году|alt=Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)]]
Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.
Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.


Строка 36: Строка 36:
* В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы '''прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко)'''.
* В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы '''прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко)'''.


== Богослужения ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''Праздники:'''
* '''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 21 сентября]


* Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября
* '''[[Престольный праздник::Икона Пресвятой Богородицы "Иверская"]]''' - [https://azbyka.org/days/ikona-iverskaja 26 октября, 25 февраля, 6 мая]


* Празднование в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы — 12 (25) февраля, 23 апреля (6 мая), 13 (26) октября, вторник Светлой седмицы
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]


* Память свт. Николая Мирликийского — 9 (22) мая, 6 (19) декабря
* '''[[Престольный праздник::Собор преподобных отцев Глинских]]''' - [https://azbyka.ru/days/2024-09-22 22 сентября]
 
* Память свв. Глинских — 9 (22) сентября


== Местонахождение ==
== Местонахождение ==
Строка 72: Строка 70:


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=KEegLVPVNrs|230|left||frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=KEegLVPVNrs|550|left||frame}}
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=G7z6vNIcKYA|230|left||frame
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=MiP37zG9PdY|230|left||frame
}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/ Глинский патерик]
[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maslov/glinskaja-pustyn/ Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь]
 
[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/ Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик]
 
[https://azbyka.org/otechnik/Zhitija_svjatykh/blagodatnye-chudotvortsy-tseliteli-glinskoj-rozhdestvo-bogoroditskoj-pustyni/ Н.В. Маслов. Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни]


[http://glynskaya-pustyn.church.ua/ Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) ]
[http://glynskaya-pustyn.church.ua/ Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) ]


[https://azbyka.org/otechnik/Varvara_Pylneva/glinskaja-mozaika/ Монахиня Варвара (Пыльнева) "Глинская мозаика". Воспоминания паломников о Глинской пустыни ]
[https://azbyka.org/otechnik/Varvara_Pylneva/glinskaja-mozaika/ Монахиня Варвара (Пыльнева) "Глинская мозаика". Воспоминания паломников о Глинской пустыни ]
[https://azbyka.org/otechnik/Ioann_Maslov/glinskij-paterik/ Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик ]


[https://azbyka.org/days/ikona-rozhdestvo-presvjatoj-bogorodicy-glinskaja-pustynno-glinskaja Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)]
[https://azbyka.org/days/ikona-rozhdestvo-presvjatoj-bogorodicy-glinskaja-pustynno-glinskaja Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)]


{{SEO|в  Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)|Сумской области}}
{{SEO|в  Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)|Сумской области}}

Текущая версия от 00:10, 11 мая 2024

Идёт загрузка карты…
Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)
Глинская пустынь. Храм святителя Николая

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) — ставропигиальный мужской монастырь УПЦ МП, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата). При обители имеется гостиница.

История

В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.

1-е документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).

К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сент.

На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)
Глинская пустынь в 1910 году

Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.

Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в кон. XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству.

В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сент. 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей посвящена огромная литература. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (печать — 1994), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного о. Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.

Описание

На момент закрытия в 1922 г. обитель имела ок. 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната.

К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда, который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.

Святыни

  • В 1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской иконы Божией Матери (1846)
  • В 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая святыня — старинный образ Нерукотворного Спаса (с 1961 г. монашествующие берегли его за пределами пустыни).
  • В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи прп. Серафима (Амелина).
  • В 2006 г. обретены мощи прп. Филарета (Данилевского) и прп. Феодота (Левченко)
  • В 2007 г. обретены мощи прп. Архиппа (Шестакова); к моменту прославления Собора свв. Глинских (2008) обретены также мощи прп. Макария (Шарова)
  • В 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и перенесены в Глинскую пустынь мощи прп. Серафима (Романцова).
  • В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко).

Престольные праздники

Местонахождение

Адрес: 41442, Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка

Телефон: (05444) 6–74–37

Проезд:

В распоряжении монастыря есть междугородний автобус «Богдан» (Isuzu), рассчитанный на 27 пассажиров, который может обслуживать организованные группы паломников. Например, есть возможность встречать группы паломников на железнодорожных станциях Конотоп, Кролевец, Воронежская, Шостка или Путивль, а также доставлять в соседние монастыри Сумской и Черниговской областей.

Где остановиться

На территории обители действует дом для паломников, рассчитанный на 40 мест. Желающим бесплатно предоставляются отдельные кровати с матрацами, одеялами, подушками и чистым постельным бельем. Также в доме есть санузел и душ с горячей водой.

Паломники имеют возможность бесплатно питаться при братской трапезной качественной едой, которой питается вся без исключения братия монастыря.

Фото


Видео

Ссылки

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик

Н.В. Маслов. Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

Монахиня Варвара (Пыльнева) "Глинская мозаика". Воспоминания паломников о Глинской пустыни

Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)