Вознесенско-Георгиевский храм (Тюмень): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=57.1658000000277724,65.52210000002777690|вид=Приходской храм}} Аннотация…»)
 
Нет описания правки
 
(не показано 14 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=57.1658000000277724,65.52210000002777690|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=57.16581389,65.52194111|вид=Приходской храм}}
 
[[Файл:Вознесенско-Георгиевский храм2.jpg|350px|мини|справа]]
[[Аннотация::'''Вознесенско-Георгиевская церковь в Тюмени''' находится в Центральном административном округе города на берегу реки Туры.]]  
[[Аннотация::'''Вознесенско-Георгиевская церковь в Тюмени''' находится в Центральном административном округе города на берегу реки Туры.]]  


== История ==
== История ==
В книге “Тюмень архитектурная” изображена гравюра “Панорама Тюмени”, относящаяся к 1733 г., где в Заречной части показана деревянная церковь с двумя колокольнями. Можно предполагать, что она находилась на том самом месте, где теперь располагается каменный храм.
[[Файл:Вознесенско-Георгиевский храм1.jpg|центр|Гравюра “Панорама Тюмени”]]
Само молитвенное 2-х этажное здание, с классическим типом трапезной церкви, являлось в тот период одним из крупных культовых объектов города. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин так охарактеризовали архитектурное значение храма: “Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города”.  Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.
Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской* и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.
В 1840-м году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.
С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее, к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, и с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы.
В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в “двунадесятые” праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням. В 1930-м году церковь была закрыта, а через два года в ней был организован клуб по прокату кинофильмов, затем склад колхоза “Красный Октябрь” и пекарня райпотребсоюза. В апреле 1988 года по просьбе верующих храм был передан общине и начал восстанавливаться, и уже с июля 1990 года силами его настоятеля священника Сергия Кистина и служителей церкви в приходе совершаются богослужения.
В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение.
В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.
В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ.
В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874-м году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика.
В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму.
В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения.5 Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.
В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.
Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.
В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое – по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе – чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.
В 1913 г. в приходской деревне Мыс, по инициативе местных жителей, была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием – во имя Рождества Богородицы.
С приходом в России пролетарской власти для Православной Церкви начался новый период, который ознаменовался нечеловеческой жестокостью по отношению к иерархам, священнослужителям и верующим. То, что происходило тогда, можно справедливо назвать войной против собственного народа. Жертвами тайных расстрелов стали десятки тысяч человек, единственная вина которых состояла в том, что они жили в собственной стране.
Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное.
Итак, с 8-го апреля 1922 года экспроприационная комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Вознесенской (Георгиевской) церкви. Из выписки Тюменской Губкомиссии свидетельствует, что за два дня было изъято: серебра 10 пудов 4 фунта 67 золотников, одна золотая розетка в 3 золотника, 47 алмазов (неценных камней) на 30 золотников 12 долей.*
С протестом против произвола большевиков выступали верующие практически всех церквей, впоследствии ставшие предметом нападок тюменских чекистов.
Первая четверть XX в. в российской истории ознаменовалась рядом глубочайших социальных потрясений. Не обошли они стороной и Русскую Православную Церковь. Этот кризис выразился, прежде всего, в движении обновленчества.
Вознесенская церковь становится местом развития этого движения. Настоятель (с 1921 года) В.А. Марсов до 1912 года являлся благочинным церквей города, в 1918-м он член Тюменского Епархиального Совета, с 1922 года – председатель комиссии “Живая церковь”, в 1923 году – Уполномоченный ВЦУ. Вторая личность не менее интересна. Служитель того же храма – А.Г. Страхов. С 1901 года – псаломщик, через четыре года – диакон, с 1907 – священник, а с 1922 года – секретарь Тюменской Епархиальной комиссии “Живая церковь”.
Новая власть ставила своей главной политической задачей, совместно с кампанией по изъятию ценностей, внесение раскола в ряды духовенства, взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто поддерживали ее.
В 1923 году, в сентябре, в отдел Тюменского губисполкома поступило заявление от члена 2-го Всероссийского Поместного Собора “Живая церковь” В. Марсова о перезахоронении останков митрополита Филофея Лещинского, находившихся в притворе Свято – Троицкого собора Тюменского монастыря для предания их земле, но уже в новом месте. Президиум постановил: “Разрешить церковному Совету Вознесенской церкви передачу останков митрополита Филофея ”. 17 сентября в 4 часа вечера началась раскопка могилы, а утром 18-го в шесть часов перенесение останков в Заречную Вознесенскую церковь.
К концу 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города.
В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад.
Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 г. передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек.
Сегодня в Вознесенском храме регулярно совершаются богослужения, продолжаются реставрационные работы, приход храма живет полноценной жизнью и развивается.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Вознесенско-Георгиевский храм для города Тюмени уникален. Он имеет четыре алтаря и два этажа. Центральный алтарь первого этажа освящен в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия, боковые приделы – в честь Рождества Божией Матери (алтарь левого придела) и Преображения Господня (алтарь правого придела). Верхний алтарь освящен в честь Вознесения Господня.


== Святыни ==
== Святыни ==
[[Файл:Вознесенско-Георгиевский храм.jpg|мини|справа|Икона святителя Иоанна Тобольского]]
К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.
И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – '''старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского.'''
Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него, как семейная реликвия. Эта икона было очень темной.
После того, как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления.Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы.
Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). Обретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня нашего храма.


== Престольные праздники ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''[[Престольный праздник::Вознесение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/p-voznesenie-gospodne-tkachenko-lukashevich 40-й день после Пасхи]
'''[[Престольный праздник::Вознесение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/p-voznesenie-gospodne-tkachenko-lukashevich 40-й день после Пасхи]


'''[[Престольный праздник::Георгий Победоносец, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec 6 мая]
'''[[Престольный праздник::Георгий Победоносец, великомученик]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-georgij-pobedonosec 6 мая]
'''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista 19 августа]
'''[[Престольный праздник::Рождество Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-rozhdestvo-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 21 сентября]


== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' 625005 г. Тюмень, ул. БЕРЕГОВАЯ 77, Вознесенско-Георгиевский храм.  
'''Адрес:''' 625005 г. Тюмень, ул. БЕРЕГОВАЯ 77, Вознесенско-Георгиевский храм.  


'''Телефон:''' 3452 46-23-07
'''Телефон:''' [tel:3452462307 3452 46-23-07]


'''E-mail:''' vgh72@mail.ru  
'''E-mail:''' [mailto:vgh72@mail.ru vgh72@mail.ru]


== Паломнику ==
== Паломнику ==
Храм открыт ежедневно без перерыва с  09.00 до 19.00 по будням и с 8.30 до 19.30 по выходным и праздничным дням.  
Храм открыт ежедневно без перерыва с  09.00 до 19.00 по будням и с 8.30 до 19.30 по выходным и праздничным дням.
 
[http://вознесенско-георгиевский.рф/sample-page/bogosluzheniya Актуальное расписание богослужений]


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Вознесенско-Георгиевский_храм5.jpg
Вознесенско-Георгиевский_храм6.jpg
Вознесенско-Георгиевский_храм3.jpg
Вознесенско-Георгиевский_храм7.jpg
Вознесенско-Георгиевский_храм8.jpg
</gallery>


== Ссылки ==
== Ссылки ==

Текущая версия от 00:38, 26 мая 2020

Идёт загрузка карты…

Вознесенско-Георгиевская церковь в Тюмени находится в Центральном административном округе города на берегу реки Туры.

История[править | править код]

В книге “Тюмень архитектурная” изображена гравюра “Панорама Тюмени”, относящаяся к 1733 г., где в Заречной части показана деревянная церковь с двумя колокольнями. Можно предполагать, что она находилась на том самом месте, где теперь располагается каменный храм.

Гравюра “Панорама Тюмени”
Гравюра “Панорама Тюмени”

Само молитвенное 2-х этажное здание, с классическим типом трапезной церкви, являлось в тот период одним из крупных культовых объектов города. Б. А. Жученко и С.П. Заварихин так охарактеризовали архитектурное значение храма: “Церковь играла очень важную роль в структуре тюменской застройки, вовлекая левый берег в организованное пространство прибрежной панорамы и образуя вместе с Благовещенской церковью своеобразные речные ворота. Градостроительный эффект этой композиции трудно переоценить, учитывая ту роль, которую играла Тура в жизни города”. Расположенная на низком левом берегу Туры, посреди бывшей татаро-бухарской слободы, Вознесенская церковь, обращенная к реке колокольней, и стоящий напротив, у самого обрыва реки, Благовещенский храм вместе составляли как бы белокаменные речные ворота Тюмени.

Первыми документами, которыми мы располагаем в отношении Вознесенской церкви, были замечания архитектора А. Суворова, который, находясь в Тюмени в 1840-х годах, обратил свое пристальное внимание на аварийное состояние двух, между собой похожих как в основании, так и в размерах, колоколен Воскресенской* и Вознесенской церквей. Он отмечал: “Имея значительную высоту двух указанных колоколен, которые с годами приобретают постепенное падение на запад, где впоследствии в их стенах образовались серьезные трещины. Естественно, невмешательство может причинить в дальнейшем серьезные последствия для этих церквей. Вероятно, только в уменьшении их высоты можно облегчить тяжесть для фундамента и остановить их падение и к тому же они приобретут благовидную наружность верхней части”.

В 1840-м году благочинным тюменских церквей Л. Слопцовым были направлены церковным старостам Вознесенского и Воскресенского приходов копии резолюций, а также чертежи на проведение восстановительных работ. Вероятно, предписание благочинного было исполнено, т.к. в копиях указов Синода Тобольской Духовной Консистории к Тюменскому Духовному Правлению о строительстве церквей в последующие годы вопрос о ее реставрации больше не поднимался.

С момента постройки Вознесенской церкви в ней находились два иконостаса: на верхнем этаже (главный) – в честь Вознесения Господня и в нижнем – во имя Великомученика Георгия Победоносца. Позднее, к последнему были пристроены и освящены в 1874 году еще два придела, по плану и фасаду утвержденные епархиальным начальством от 21 октября 1865 года: с правой стороны – в честь Преображения Господня, по завещаниям купца И.В. Оконишникова, и с левой – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, купца и одновременно церковного старосты этого прихода Е.А. Котовщикова. Примечательно, что иконостасы двух приделов были под заказ изготовлены и привезены из Москвы.

В 1856 году основные события Вознесенского прихода перемещаются на приходское (парфеновское) кладбище. Здесь братьями купцами Иваном и Федором Диаконовыми осуществляется беспрецедентное решение строительства большой каменной церкви с предполагаемыми названиями: во имя Животворящего Креста Господня, или Крестовоздвиженская, и во имя Трех Святителей. В 1857 году, после освидетельствования местности Тобольским Губернским Правлением, началось строительство храма, которое закончилось в августе 1862 года, получившее впоследствии название – Трехсвятительская. С момента ее открытия богослужения совершались преимущественно в “двунадесятые” праздники, а в летний период – иногда по воскресным дням. В 1930-м году церковь была закрыта, а через два года в ней был организован клуб по прокату кинофильмов, затем склад колхоза “Красный Октябрь” и пекарня райпотребсоюза. В апреле 1988 года по просьбе верующих храм был передан общине и начал восстанавливаться, и уже с июля 1990 года силами его настоятеля священника Сергия Кистина и служителей церкви в приходе совершаются богослужения.

В 1856 году Е.А. Котовщиковым было направлено в Тюменскую Духовную Консисторию письмо с чертежами для нового иконостаса в приделе Великомученика Георгия. Вскоре последовало разрешение, и в феврале 1864 года произошло его освящение.

В сентябре 1859 года ветхий Георгиевский иконостас, по просьбе верующих, передается в новый деревянный храм (Крестовоздвиженский) села Еременское Тавдинской волости.

В 1861 году церковным старостой и прихожанами осуществляется капитальный ремонт Вознесенского храма и ее прилегающей территории. Произведены штукатурка и побелка внутри и снаружи здания, колокольни и каменной ограды; замена крыши и водосточных труб, а также ряд других текущих работ.

В 1865 году был утвержден в Духовном Правлении проект расширения Вознесенской (Георгиевской) церкви, где предусматривалось сооружение к северной стене притвора колокольни небольшого двухэтажного помещения. Вместо него в 1874-м году появился северный придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный одновременно с южным. Возможно, тогда же была сооружена и крытая паперть в виде четырехколонного портика.

В результате реконструкции Вознесенский храм к концу XIX в. принял еще более внушительный вид над всем левобережьем реки Туры. Расположенные на одной оси три купола представляли острую форму и многоярусное завершение в виде восьмигранного фонарика. Первый ярус колокольни соответствовал по высоте второму ярусу трапезной, второй – высоте кровли трапезной, а основной (третий) – был высоким и имел слегка сужающую кверху форму.

В 1863 году в приписной деревне Яр строится новая, на месте ветхой, деревянная (пятистенная) часовня во имя апостолов Петра и Павла, простоявшая до 1912 года. Строительство велось за счет местных жителей этого небольшого селения.5 Богослужения в ней совершались не так часто, преимущественно 29 июня в честь благовестителя князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев; 28 июля – в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой “Одигитрия” (Путеводительница) и 14 сентября – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в остальных случаях по просьбе прихожан. С закрытием церквей города (1930 г.) и использованием их не по назначению, часовня в деревне Яр была определена под сельский клуб и более 70-ти лет это молитвенное здание служило для показа художественных фильмов и танцевальных развлечений.

В 1866 году церковным старостой и почетным гражданином Вознесенского прихода Е.А. Котовщиковым было передано церкви на вечные времена 40 банковских билетов Государственного второго внутреннего займа с пятью процентным выигрышем на каждый по 100 рублей в год. Общая сумма приобретенных билетов составила 4000 рублей. Эти деньги направлялись, прежде всего, на постройку левого придела – во имя Рождества Богородицы с ее церковной утварью, а остаточную сумму на строительство при церкви богадельни для бедных сирот города.

Со второй половины XIX в. почти при каждом церковном приходе открывались церковно-приходские школы. Из документов архива и газетных публикаций известно, что к 1892 году Вознесенский храм являлся первым среди других церквей города по благолепию и дороговизне церковной утвари и недвижимого имущества. В оценочной ведомости Тюменской Городской Управы на 1897 год при церкви располагались: один двухэтажный дом на каменном фундаменте, кладовая, погреб, конюшня с сеновалом, рабочая изба, две бани и церковно-приходская школа, оценочная стоимость которых составила 2000 рублей. Естественно, не каждая церковь могла позволить себе такое, но этот приход с ее приписными деревнями являлся самым большим среди других в городе.

В 1894 и 1907 годах в Вознесенской (Георгиевской) церкви состоялись духовные торжества: первое – по случаю 50-летнего юбилея священнослужителя и духовника городского духовенства священника П.Т. Машанова и второе – чествование по поводу 25-летия священнической деятельности настоятеля священника М.И. Иноземцева.

В 1913 г. в приходской деревне Мыс, по инициативе местных жителей, была построена часовня в честь Пресвятой Богородицы “Всех Скорбящих Радость”. Дальнейшая ее судьба нам не известна, однако в 2000 году по инициативе В.П. Салмина, председателя молитвенного здания, и его братьев была построена и освящена 15 марта новая часовня, но уже под другим названием – во имя Рождества Богородицы.

С приходом в России пролетарской власти для Православной Церкви начался новый период, который ознаменовался нечеловеческой жестокостью по отношению к иерархам, священнослужителям и верующим. То, что происходило тогда, можно справедливо назвать войной против собственного народа. Жертвами тайных расстрелов стали десятки тысяч человек, единственная вина которых состояла в том, что они жили в собственной стране.

Сначала Вознесенский храм лишили дома с его постройками, пожертвованными когда-то прихожанами, затем в апреле началось изъятие церковного имущества, которое должно было завершиться именно до праздника Пасхи, чтобы показать, что грабители ни перед чем не остановятся для того, чтобы осуществить задуманное.

Итак, с 8-го апреля 1922 года экспроприационная комиссия приступила к фактическому изъятию ценностей из Вознесенской (Георгиевской) церкви. Из выписки Тюменской Губкомиссии свидетельствует, что за два дня было изъято: серебра 10 пудов 4 фунта 67 золотников, одна золотая розетка в 3 золотника, 47 алмазов (неценных камней) на 30 золотников 12 долей.*

С протестом против произвола большевиков выступали верующие практически всех церквей, впоследствии ставшие предметом нападок тюменских чекистов.

Первая четверть XX в. в российской истории ознаменовалась рядом глубочайших социальных потрясений. Не обошли они стороной и Русскую Православную Церковь. Этот кризис выразился, прежде всего, в движении обновленчества.

Вознесенская церковь становится местом развития этого движения. Настоятель (с 1921 года) В.А. Марсов до 1912 года являлся благочинным церквей города, в 1918-м он член Тюменского Епархиального Совета, с 1922 года – председатель комиссии “Живая церковь”, в 1923 году – Уполномоченный ВЦУ. Вторая личность не менее интересна. Служитель того же храма – А.Г. Страхов. С 1901 года – псаломщик, через четыре года – диакон, с 1907 – священник, а с 1922 года – секретарь Тюменской Епархиальной комиссии “Живая церковь”.

Новая власть ставила своей главной политической задачей, совместно с кампанией по изъятию ценностей, внесение раскола в ряды духовенства, взяв под защиту государственной власти тех священников, которые открыто поддерживали ее.

В 1923 году, в сентябре, в отдел Тюменского губисполкома поступило заявление от члена 2-го Всероссийского Поместного Собора “Живая церковь” В. Марсова о перезахоронении останков митрополита Филофея Лещинского, находившихся в притворе Свято – Троицкого собора Тюменского монастыря для предания их земле, но уже в новом месте. Президиум постановил: “Разрешить церковному Совету Вознесенской церкви передачу останков митрополита Филофея ”. 17 сентября в 4 часа вечера началась раскопка могилы, а утром 18-го в шесть часов перенесение останков в Заречную Вознесенскую церковь.

К концу 20-х годов исполнительным комитетом г. Тюмени проводится кампания по закрытию всех религиозных объединений и передачи их молитвенных зданий Горкомхозу для использования на культурные нужды города.

В период с 1930 по 1946 годы с некоторым перерывом в церковном здании находился Дом культуры Зареченского района. Последующая судьба храма была в руках администрации овчинно-шубного завода и только 5 июля 1976 года Вознесенская (Георгиевская) церковь берется под государственную охрану, как памятник архитектурно-монументального искусства местного значения. В том же документе указано, что Вознесенская церковь вновь передается овчинно-шубному заводу, а последний, в свою очередь, использовал ее под склад.

Спустя 66-лет после закрытия и использования не по назначению, молитвенное здание 24 июня 1996 г. передается Тобольско–Тюменской епархии. В 1999 году образовывается церковный совет из 20 человек.

Сегодня в Вознесенском храме регулярно совершаются богослужения, продолжаются реставрационные работы, приход храма живет полноценной жизнью и развивается.

Современное состояние[править | править код]

Вознесенско-Георгиевский храм для города Тюмени уникален. Он имеет четыре алтаря и два этажа. Центральный алтарь первого этажа освящен в честь святого Великомученика и Победоносца Георгия, боковые приделы – в честь Рождества Божией Матери (алтарь левого придела) и Преображения Господня (алтарь правого придела). Верхний алтарь освящен в честь Вознесения Господня.

Святыни[править | править код]

Икона святителя Иоанна Тобольского

К сожалению, все имущество храма в 1920-е годы было реквизировано и теперь безвозвратно утрачено. Не сохранились ни иконы, ни фрески, ни утварь.

И все же в Вознесенско-Георгиевском храме есть уникальные святыни – старинные иконы святителя Феодосия Черниговского и святителя Иоанна Тобольского.

Икону святого Феодосия передал в дар храму прихожанин. Долгие годы она хранилась у него, как семейная реликвия. Эта икона было очень темной.

После того, как она была установлена в храме, начался чудодейственный процесс ее обновления.Сейчас на иконе можно увидеть орнамент, цветовую палитру, надписание. Что удивительно, на лике святого сохранилось темное пятнышко, что свидетельствует о ее чудесном обновлении – если бы икону реставрировали, то пятно, конечно, не оставили бы.

Образ св. Иоанна Тобольского передан наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игуменом Арсением (Посновым). Обретение этой иконы сродни чуду. Игумену Арсению принесли три черные доски, найденные в хлеву. Оказалось – это старинные иконы. Одна из них – с ликом Иоанна Тобольского. Когда эту икону почистили и поставили в храме, она начала осветляться и обновляться. Сейчас – это местночтимая святыня нашего храма.

Престольные праздники[править | править код]

Вознесение Господне - 40-й день после Пасхи

Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая

Преображение Господне - 19 августа

Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября

Как добраться[править | править код]

Адрес: 625005 г. Тюмень, ул. БЕРЕГОВАЯ 77, Вознесенско-Георгиевский храм.

Телефон: 3452 46-23-07

E-mail: vgh72@mail.ru

Паломнику[править | править код]

Храм открыт ежедневно без перерыва с 09.00 до 19.00 по будням и с 8.30 до 19.30 по выходным и праздничным дням.

Актуальное расписание богослужений

Фото[править | править код]


Ссылки[править | править код]

Вознесенско-Георгиевский храм в Тюмени

Страница храма в соцсети