Троицкий храм в Хорошеве (Москва): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
ЕвгенияС (обсуждение | вклад) мНет описания правки |
||
(не показано 16 промежуточных версий 6 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение|локация= | {{Местоположение|локация=55.776107, 37.456678|вид=Приходской храм}} [[Категория:Храмы с баптистериями]] | ||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково.JPG|мини|справа|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
'''Храм Тро́ицы Живонача́льной в Хорошёве в Москве''' — православный храм Московской епархии. [[Аннотация::Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём. Трапезная часть и колокольня — XIX века.]] | |||
{{Погода|id= 213}} | |||
== История == | == История == | ||
Строка 9: | Строка 11: | ||
В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата. | В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата. | ||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково12.JPG|мини|справа|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень. | В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень. | ||
Строка 25: | Строка 27: | ||
5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу. | 5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу. | ||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково13.JPG|мини|справа|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса | В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса | ||
Строка 31: | Строка 33: | ||
B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить. | B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить. | ||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково14.JPG|мини|справа|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки. | В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки. | ||
Строка 44: | Строка 46: | ||
Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи. | Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи. | ||
== | == Святыни == | ||
* Храмовый образ Живоначальной Троицы, который восходит к «рублевской» иконографии. | |||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково9.JPG|мини|справа|Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
* «Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века. | |||
* По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и [https://azbyka.org/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/ Игнатий Брянчанинов] прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года. | |||
* Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе. | |||
* Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века. | |||
* Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства | |||
* Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре. | |||
* Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей. | |||
* Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом. | |||
* Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах. | |||
* Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы. | |||
[[Файл:Троицкий храм Троице-Лыково10.JPG|мини|справа|Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)|alt=Троицкий храм в Хорошеве (Москва)]] | |||
* На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые». | |||
* В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского. | |||
В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского. | |||
Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских. | * Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских. | ||
У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет». | * У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет». | ||
Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция. | * Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция. | ||
== Престольные праздники == | == Престольные праздники == | ||
Троицы | * '''[[Престольный праздник::День Святой Троицы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-den-svjatoj-troicy-pj.. 50-й день после Пасхи] | ||
* '''[[Престольный праздник:: Илия Фесвитянин, пророк]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-ilija-fesvitjanin (22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных; 2 августа)] | |||
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря] | |||
== Как добраться == | == Как добраться == | ||
'''Адрес:''' 123423 г. Москва, Карамышевская набережная, 15 | '''Адрес:''' 123423 г. Москва, Карамышевская набережная, 15 | ||
'''Телефон:''' +7 499 197-30-29, +7 916 158-40-62; факс: +7 499 199-96-05 | '''Телефон:''' [tel:+74991973029 +7 499 197-30-29], [tel:+79161584062 +7 916 158-40-62]; факс: [tel:+74991999605 +7 499 199-96-05] | ||
'''Проезд:''' | '''Проезд:''' | ||
Строка 88: | Строка 97: | ||
== Паломнику == | == Паломнику == | ||
[http://www.troitsa-horoshevo.ru/raspisanie Расписание богослужений] | [http://www.troitsa-horoshevo.ru/raspisanie Расписание богослужений] | ||
При храме находится крестильня. | |||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково8.JPG|Храмовая икона Святой Троицы | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково1.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково2.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково11.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково3.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково7.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково4.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково5.JPG | |||
Троицкий_храм_Троице-Лыково6.JPG | |||
</gallery> | |||
== Видео == | == Видео == | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=nLu2KhxEU7Q| | |||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=uouUr-HJvxQ| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=nLu2KhxEU7Q|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=azFW4kzvncw| | {{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=uouUr-HJvxQ|350|left||frame}} | ||
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=azFW4kzvncw|350|left||frame}} | |||
== Ссылки == | == Ссылки == |
Текущая версия от 10:26, 1 апреля 2024
Храм Тро́ицы Живонача́льной в Хорошёве в Москве — православный храм Московской епархии. Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конём. Трапезная часть и колокольня — XIX века.
История[править | править код]
Первоначально местность за речкой Ходыней, по дороге из Москвы в Звенигород (Звенигородский тракт), именовалась "Ходынский луг", на рубеже XV-XVI веков новое название "Беседы" вытесняет прежнее из документов. Наконец, в 1572 году в документах впервые упоминается дворцовое село Хорошево. Предположительно в 1594 году царь Феодор Иоаннович подарил Хорошево своему шурину, Борису Годунову, и тот принялся за новое обустройство усадьбы.
Строительство храма неподалеку от царского путевого деревянного дворца предположительно началось между 1596 и 1597 годами.
В 1598 году храм был освящен во имя Живоначальной Троицы. В 1650 году упоминается придел Николая Чудотворца, а в 1710 – придел Феодора Стратилата.
В XVII веке храм получил большую известность; 13 июня 1619 здесь встречали направлявшегося в столицу патриарха Филарета. На службы в Хорошево неоднократно приезжал царь Алексей Михайлович. Ко храму было приписано несколько окрестных деревень.
Первоначально храм с двумя приделами был окружен папертью. В 1745 году была пристроена отдельно стоящая колокольня.
Во время Отечественной войны 1812 года оккупированное французами село вместе с храмом было разграблено. Впрочем, церковная жизнь в храме «пособием приходских людей и доброхотных дателей» возобновилась довольно скоро. 27 января 1813 года освятили восстановленный Никольский придел, а 7 июня того же года был освящен главный престол.
В 1840-х годах вместо паперти, которую разобрали, была построена обширная трапезная, соединившая здания храма и колокольни в единый комплекс.
До 1918 года храму принадлежало 2 десятины 575 квадратных сажен усадебной земли, на которой находились деревянные дома церковнослужителей и погост. В штате клира состояли священник, два псаломщика и просвирня.
В 1922 году из храмы были изъяты церковные ценности.
В 1925 году храм трижды обворовывали.
5 августа 1939 года Московский областной комитет Советов рабочих и крестьянских депутатов постановил закрыть Троицкую церковь. Имущество храма частью вывезли, частью разграбили или уничтожили. Здание храма сначала передали детской консультации, а после войны – колхозному клубу.
В 1950-60-е церковь с прилегающим участком получил «Изокомбинат», позднее – «Фабрика офсетной печати» издательства «Детский мир», после чего западнее храма образовалась значительная огороженная хозяйственная территория этих предприятий с разными постройками административно-производственного назначения. Сюда же вошли и сохранившиеся от первой половины ХХ века два одноэтажных деревянных строения, оно из которых содержало сохранявшуюся с 1590-х годов белокаменную сводчатую кладовую исчезнувшего дворцового комплекса
В 1960 году территории колхоза, а вместе с ними и село Хорошево, вошли в состав Москвы. Тогда же храм поставили на государственную охрану, о чем свидетельствует специальное постановление №1327 Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года.
B 1963–1964 годах специалистами объединения «Союзреставрация» под руководством архитектора Б.Л. Альтшуллера на основе тщательны натурных исследований и изучения архивных источников основным, наиболее древним объемам храма был возвращен древний облик. Храм вновь украсили ярусы кокошников. Были восстановлены нарядные наличники окон, обветшавшие части белокаменного цоколя и карнизов, отдельные элементы декоративного убранства. По новым правилам научной реставрации мастера сохраняли и более поздние, но имеющие художественную ценность наслоения, отражающие основные этапы строительной истории. Некоторые древние части здания, например перспективные порталы, прежде срубленные или растесанные, восстановить c должной убедительностью уже не удавалось, поэтому на местах их зафиксировали в натуре в той степени, в какой удалось их документально выявить.
В 1967 году в «Моспроекте-3» реставрационной мастерской № 7 разработали первый проект охранной зоны памятника «Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошеве». Авторами проекта выступили В.Я.Либсон и В. Хаславская. Второй проект был разработан в 1977 году НИПИ Генплана. Автор – архитектор Н. Кузьмина. В ходе следующего этапа реставрационных работ в 1970-80-е годы были восстановлены боковые входы в четверик и первоначальный цоколь здания, оконные проемы и верхние арки в галерее. Тогда же отреставрировали лицевую кладку и декорации фасадов трапезной и колокольни, восстановили побелку древней части. Восстановили арки нижнего яруса и обрамленные наличниками с треугольными сандриками окна верхнего яруса южного фасада, нижнюю и верхнюю арки северного фасада. Во всем храмы были выложены лещадные полы из разновеликих плит. После того, как были убраны межэтажные перекрытия, в храме открылись сводчатые потолки.
В 1989 году был возвращен Церкви. На Пасху, 30 апреля 1989 года состоялось первое богослужение. Более 10 лет храм реставрировался и благоустраивался.
B 1993 году из храма были похищены собранные c большим трудом несколько десятков старых и новых икон.
С 1994 года клириками храма являлись сотрудники Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата в священном сане.
5 июля 1998 года храм был освящен патриархом Алексием II.
Летом 2002 года восстановлен уникальный декор - керамические блюда в закомарах центрального объема, изготовленные по образцу родосских фаянсовых тарелок, некогда подаренных Борису Годунову гостями из Оттоманской империи.
Святыни[править | править код]
- Храмовый образ Живоначальной Троицы, который восходит к «рублевской» иконографии.
- «Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.
- По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.
- Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.
- Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.
- Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства
- Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.
- Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.
- Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.
- Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.
- Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.
- На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».
- В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.
- Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.
- У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».
- Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.
Престольные праздники[править | править код]
- День Святой Троицы - 50-й день после Пасхи
- Илия Фесвитянин, пророк - (22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных; 2 августа)
- Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря
Как добраться[править | править код]
Адрес: 123423 г. Москва, Карамышевская набережная, 15
Телефон: +7 499 197-30-29, +7 916 158-40-62; факс: +7 499 199-96-05
Проезд:
- ст. метро «Полежаевская», авт. 48, 155, тролл. 20, 21, 35, 65, 86 до остановки ул. Живописная,
- переход на противоположную сторону шоссе по ПОДЗЕМНОМУ ПЕРЕХОДУ(!).
- ст. метро «Щукинская», трамв. 28, 30 до конечной остановки.
- ст. метро «Октябрьское поле», ст. метро «Сокол», тролл. 59 до конечной остановки
Паломнику[править | править код]
При храме находится крестильня.
Фото[править | править код]
-
Храмовая икона Святой Троицы
-
-
-
-
-
-
-
-
Видео[править | править код]
Ссылки[править | править код]
Храм Живоначальной Троицы в Хорошеве