Петропавловская церковь (Ружаны): различия между версиями
Natalia (обсуждение | вклад) |
Natalia (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 11 промежуточных версий 3 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Местоположение | {{Местоположение|локация=52.86698340236645, 24.890767175205326|вид=Приходской храм}} | ||
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны1.jpg|мини|250px|справа|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]] | |||
'''Петропа́вловская це́рковь''' — [[Аннотация::православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.]] | '''Петропа́вловская це́рковь''' — [[Аннотация::православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.]] | ||
== История == | == История == | ||
В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. | В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. | ||
Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане. | Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане. | ||
Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов. | Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов. | ||
Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты. | Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты. | ||
Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству. | Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству. | ||
Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность. | Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность. | ||
После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома. | После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома. | ||
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны6.jpg|мини|справа|1915 год|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]] | |||
В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края. | В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края. | ||
Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид. | Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид. | ||
Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола. | Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола. | ||
Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами. | Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами. | ||
С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны. | С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны. | ||
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны7.jpg|мини|справа|Реконструкция храма|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]] | |||
В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину. | В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину. | ||
Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии. | Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии. | ||
Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах. | Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах. | ||
Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной. | Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной. | ||
Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. | |||
Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти. | |||
После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти. | |||
На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году. | На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году. | ||
На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации». | На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации». | ||
В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения. | В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения. | ||
Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма. | Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма. | ||
В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая. | В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая. | ||
== Описание == | == Описание == | ||
[[Файл:Петропавловский собор Ружаны2.jpg|мини|справа|Внутреннее убранство|alt=Петропавловская церковь (Ружаны)]] | |||
Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз. | Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз. | ||
Строка 41: | Строка 52: | ||
== Святыни == | == Святыни == | ||
* | * Икона 1865 года на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия», почитаемая как Ружанская. | ||
== Престольные праздники == | == [[Престольные праздники]] == | ||
'''[[Престольный праздник::Петр и Павел, первоверховные апостолы]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla 12 июля]. | |||
== Местонахождение == | == Местонахождение == | ||
'''Адрес:''' 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2. | '''Адрес:''' 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2. | ||
== Фото == | == Фото == | ||
<gallery> | |||
Петропавловский_собор_Ружаны5.jpg | |||
Петропавловский_собор_Ружаны.jpg | |||
Петропавловский_собор_Ружаны4.jpg | |||
Петропавловский_собор_Ружаны3.jpg | |||
</gallery> | |||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
{{SEO|в Ружаны, | {{SEO|в Ружаны, Петропавловскую церковь|Брестской области, Беларуси}} |
Текущая версия от 20:17, 2 ноября 2021
Петропа́вловская це́рковь — православный храм Брестской епархии, расположенный в городском посёлке Ружаны Пружанского района Брестской области. Памятник архитектуры барокко.
История[править | править код]
В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане.
Первоначально церковь имел шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый — святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.
Снаружи церкви, на фронтоне, была небольшая мансарда с окном, наполовину закрытым металлической оградой. На башне возвышалась небольшая, обитая жестью, пирамида с железным крестом. На мансарде с двух сторон от башни стояли три деревянные статуи в рост человека - апостолов Петра и Павла и пророка Моисея. Мансарду украшали четыре деревянных резных цветника, а немного выше размещались четыре деревянных образа ангелов, которые держали кресты.
Такой униатский вид ружанская Петро-Павловская церковь имела до ликвидации унии в 1839 г. Базилианский монастырь, существовавший при церкви с 1788 года, был закрыт ранее, 20 февраля 1834 ода, особым указом императора Николая I «О ликвидации четырех Греко-униатских монастырей в Виленской, Гродненской и других губерниях» с распоряжением передать всю недвижимость белому духовенству.
Последний владелец Ружан, князь Евстафий Сапега, принял участие в восстании 1830 года, за что Виленская ликвидационная комиссия конфисковала всю его собственность. С этой поры местечко Ружаны, церковь и монастырь переходят в государственную собственность.
После 1839 года началась православная история ружанской Петро- Павловской церкви. Переустройство церкви по православному образцу продолжалось несколько лет. С лета 1839 года начался ремонт храма, которым руководил первый православный настоятель - протоиерей Ипполит (в унии - Фердинанд) Гомолицкий, ректор Литовской Духовной Семинарии. Успеху его дела способствовал указ «О обеспечении причта ружанской православной церкви Слонимского повета (декабрь 1845 г.)». Согласно этому указу к ружанской православной церкви приписывалось 33 десятины земли с фольварком Молочки в «неприкосновенную церковную собственность». Кроме того, за ней оставалось 345 рублей серебром сумма, пожертвованная князем Сапегой для открытия приходского духовного училища и 3.400 рублей серебром выделялось на ремонт самого храма, каплицы на кладбище и монастырского дома.
В середине XIX века ружанская Петро-Павловская церковь выглядела так: над фасадом по-прежнему возвышался конус, который пирамидально заканчивался вверху железным крестом. Было установлено пять колоколов. Внутри церкви и в алтаре пол был мраморный. Престол был из сосны в 1,5 аршина. Антиминс был освящен Высокопреосвященным митрополитом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко) в 1840 году. На горнем месте и над жертвенником находились две иконы первоверховных апостолов Петра и Павла. На левой стерне - образ святителя Николая с надписью: «Этот образ пожертвован офицерами и нижними чинами Конно-Пионерского дивизиона в 1855 году» В церкви были также богатая библиотека и архив по истории церкви и края.
Середина 1870-х годов отмечена в истории храма трагическим событием - грандиозным пожаром 1875 года. Настоятелем храма в то время был иерей Иларион Дядевич, которому довелось пережить и сам пожар, и тяжесть восстановления, и обновление внутреннего убранства церкви, после чего она и приобрела свой сегодняшний вид.
Пока церковь отстраивалась, богослужение велось в Воскресенской церкви-часовне на кладбище. Наконец, 31 декабря 1878 года церковь была освящена Высокопреосвященнейшим архиепископом Литовским Макарием (Булгаковым). Над храмом стали возвышаться два купола - один над колокольней, второй - над алтарной частью. Внутри и снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Потолок деревянный, оштукатуренный. Пол в алтаре и на солее - деревянный, остальной - каменный. Церковь накрыли жестяной крышей. На звоннице было три колокола.
Первая Мировая война принесла тяжелые испытания белорусскому народу. В августе 1915 года кайзеровские войска были уже в Ружанах. В церковных документах того времени можно прочитать: «...Церковных предметов в настоящий момент недостаточно. Предметы были эвакуированы вглубь России в связи с военными действиями... Оставшееся в церквях уничтожено захватчиками. Церковная ограда из камня наполовину разрушена. Причт не может заниматься хозяйством из-за недостатка средств». Часть церковных книг, церковный архив были уничтожены. Приписные к храму две кладбищенские церкви также были опустошены немцами.
С северной стороны церковной ограды под сенью тогда еще молодых деревьев были похоронены немецкие солдаты. Общим памятником погибшим немцам стал плоский гранитный камень с надписью старинным готическим шрифтом: «Храбрые не умирают». Время сровняло могилы с землей. Камень же этот позднее был поднят протоиереем Иоанном Навродским и вставлен в церковную ограду во время ее ремонта после освобождения от фашистской оккупации для того, чтобы советские власти не осквернили могил и тем самым не навредили храму. Это надгробный камень и сейчас можно видеть в стене недалеко от входа, с правой стороны.
В 1919 году Ружаны были заняты польскими войсками. Положение православного прихода, безусловно, не изменилось в лучшую сторону. Кладбищенская церковь с тех времен занята католиками. В церковном доме поляки разместили школу. И хотя приход в то время охватывал все те же 11 деревень, число прихожан сократилось наполовину.
Когда в 1921 году Западная Белоруссия стала частью Польши, Ружаны вошли в состав Полесской епархии Варшавской митрополии. Отсутствие возможности вести православное воспитание молодежи, недостаток средств, контроль польских властей — вот основные проблемы прихода в то время. Возглавивший в 1937 году Ружанский приход священник Иоанн Навродский столкнулся со всеми этими проблемами и понес их на своих плечах. Вскоре польские власти разрешили православным ученикам ружанской школы изучать Закон Божий, который и стал преподавать отец Иоанн со своей матушкой Лидией Ивановной.
Настал 1941 год. Впереди было три тяжелейших года оккупации. В церкви делают лазарет-тюрьму. Вокруг храма, под охраной размещались пленные. В самой церкви находились раненые, а за царскими вратами, в алтаре была устроена операционная и на престоле делали операции. Отец Иоанн, рискуя жизнью, смог организовать постоянное горячее питание для пленных и раненых красноармейцев. Каждый день он и прихожанки с ведрами и бачками приходили в церковь и кормили их. После прихода советских войск в 1944 году и в последующие годы отец Иоанн постоянно вызывался на допросы в НКВД. После смерти отца Иоанна (02.09.1961) его родные и близкие узнали, что за героические действия по спасению раненых воинов в 1941 году, он был награжден орденом Красной Звезды. Этот факт долго скрывался и стал известен только после его смерти.
На посту настоятеля отца Иоанна сменил священник Всеволод Олехнович. Ранее он служил на соседнем приходе, в деревне Ворониловичи, однако в годы хрущевских гонений на Церковь был властями лишен регистрации и два года работал учителем в деревенской школе. Только в 1961 г. он вернулся к пастырской деятельности и был назначен настоятелем Свято-Петро-Павловского храма в Ружанах, где и совершал служение до самой смерти в 1987 году.
На колокольне в медальоне до сегодняшнего времени находится образ Спаса Нерукотворного. В те же годы медальон был пустой, власти не допускали такого род «агитации».
В 1987 году настоятелем прихода был назначен священник Алексий Ивашкевич. Прослужив неполных три года, он был вынужден покинуть приход, и три месяца в храме не совершались богослужения.
Летом 1990 года настоятелем храма был назначен священник Николай Савчук, который занялся ремонтом храма. В 1990-х годах началось оживление приходской жизни. При церкви с 1992 года начала работать воскресная детская школа, активизировалась работа с молодежью, традиционными стали пешие паломничества в Жировичский Свято-Успенский монастырь в день явления Чудотворной Жировичской иконы Божией Матери 20 мая.
Описание[править | править код]
Проект Беккера, который сохранился, и архитектура храма полностью совпадают. В архитектурном плане церковь состоит из однонефного однобашенного строения и большой полукруглой апсиды. Покатая двухскатная крыша отличается переходом над апсидой в конусовидное покрытие, накрытое головкой. Две квадратные в плане невысокие ризницы, расположенные по сторонам апсиды, покрыты трёхскатными крышами. Для завершения ризолита, выделяющего главный фасад по центру, был выбран развитый антаблемент и двухступенчатый аттик с треугольным фронтоном. Ранее завершением аттика служила балюстрада с четырьмя скульптурами святых, а основания башни — скульптуры парящих ангелов. Двухъярусная четвериковая башня-звонница, возвышающаяся над аттиком, завершена головкой на барабане. Ранее данная башня-звонница отличалась фигурным ярусом с люкарнами и боковыми волютами, а в завершении — высоким утончённым шпилем. Главный фасад обладает барочным пластичным характером, который был создан за счёт многочисленных креповок слоистыми пилястрами, профилированных тяг и различных ниш. Боковые же фасады характеризуются более плоскостной трактовкой и ритмичным членением арочными оконными проёмами в профилированных наличниках и пилястрами в простенках. Их опоясывает расположенный под крышей карниз.
Для перекрытия зала церкви был использован зеркальный свод. Роспись «Преображение» на его плафоне была восстановлена в начале XX века после пожара 1895 года. Роспись на плафоне апсиды — «Бог Саваоф». По обеим сторонам апсиды, отделённой деревянным резным иконостасом, расположены медальоны, изображающие апостолов Петра и Павла. В церкви хранится образ 1865 года, выполненный на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия» (около 1648 года). Считается, что именно эта икона защитила храм от пожара 5 мая 1895 года, который практически полностью уничтожил селение.
Святыни[править | править код]
- Икона 1865 года на доске с орнаментальным фоном «Богоматерь Одигитрия», почитаемая как Ружанская.
Престольные праздники[править | править код]
Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля.
Местонахождение[править | править код]
Адрес: 225154 Брестская обл., Пружанский р-н, г.п. Ружаны, пл. 17 Сентября, 2.
Фото[править | править код]