Свято-Успенская Почаевская Лавра: различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 50 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:Почаевская лавра.jpg|мини|справа|Свято_Успенская Почаевская лавра]]
{{Местоположение|локация=50.004984, 25.508857|вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]]
'''Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра''' — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. По статистике 2013 года в лавре подвизается более 300 человек братии.
 
[[Файл:Почаевская лавра.jpg|мини|справа||alt=Свято-Успенская Почаевская Лавра]]
 
'''Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра''' — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. [[Аннотация::Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине.]]  В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.


== История ==
== История ==
[[Файл:Явление Богородицы.jpg|мини|слева|Явление Богородицы на Почаевой горе]]
[[Файл:Явление Богородицы.jpg|мини|справа|Явление Богородицы на Почаевой горе|alt=Свято-Успенская Почаевская Лавра, Явление Богородицы на Почаевой горе]]


Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Строка 9: Строка 12:
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.


Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (+ 1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (+ 1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.
 
[[Файл:Преп.Иов.jpg|мини|справа|Преподобный Иов Почаевский]]


В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
Строка 18: Строка 19:


25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.
[[Файл:Преп.Иов.jpg|мини|справа|Прп. Иов Почаевский|alt=Свято-Успенская Почаевская Лавра, Преподобный Иов Почаевский]]


Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
Строка 30: Строка 33:


В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
[[Файл:Почаев братия.jpg|мини|справа|Почаевская братия, 1963 год|alt=Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаевская братия]]


Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.


В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.
 
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си [https://azbyka.org/otechnik/Vasilij_Rodzyanko/ епископ Василий (Родзянко)] считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие [https://azbyka.org/otechnik/Antonij_Surozhskij/ митрополита Антония Сурожского], привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.


С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.
С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.


С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.  
С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.
 
== Современное состояние ==
Свято-Успенская Почаевская Лавра - крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.
 
'''Храмы лавры'''
 
* Cобор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра  Невского).
* Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
* Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях
* Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
* Храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских
* Храм во имя св. вмц. Варвары
 
'''План лавры'''


==Описание ==
[[Файл:Plan.jpg|550px|справа|План Свято-Успенской Почаевской лавры|alt=Свято-Успенская Почаевская Лавра, План Свято-Успенской Почаевской лавры]]


=== Храмы лавры ===
# Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери)  
* собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра  Невского);
# Храм прп. Иова Почаевского (мощи прпп. Иова и Амфилохия)
* храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский;
# Троицкий собор
* храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях;
# Колокольня
* храм во имя Святой Живоначальной Троицы;
# Похвальной церковь
* храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских;
# Почаевская духовная семинария
* храм во имя св. вмц. Варвары.
# Святые ворота
=== План лавры ===
# Экскурсионный офис
[[Файл:Plan.jpg|мини|справа|План лавры. Кликните на изображение для увеличения]]
# Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери
1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери).  <br>
# Летний алтарь
2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).  <br>
# Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова
3. Троицкий собор.  <br>
# Иконная лавка
4. Колокольня.  <br>
# Записной стол
5. Похвальной церковь.  <br>
# Проход к колодцу прп. Иова
6. Почаевская духовная семинария.  <br>
# Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры)
7. Святые ворота.  <br>
# Вход в храм прп. Иова
8. Экскурсионный офис.  <br>
# Странноприимная
9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери.  <br>
# Подземный переход на стоянку
10. Летний алтарь.  <br>
# Подземный переход на территорию Лавры
11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова.  <br>
# Нижняя стоянка
12. Иконная лавка.  <br>
# Верхняя стоянка
13. Записной стол.  <br> 
# Дорога к автостанции
14. Проход к колодцу прп. Иова. <br>
# Дорога на Радылов
15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры).  <br>
# Дорога на Тернополь
16. Вход в храм прп. Иова.  <br>
# Дорога на монастырское кладбище
17. Странноприимная.  <br>
# Дорога на Кременец
18. Подземный переход на стоянку.  <br>
 
19. Подземный переход на территорию Лавры.  <br>
== Святые ==
20. Нижняя стоянка.  <br>
* [https://azbyka.org/days/sv-iov-pochaevskij Прп. Иов Почаевский]
21. Верхняя стоянка.  <br>
* [https://azbyka.ru/days/sv-amfilohij-pochaevskij-golovatjuk Прп. Амфилохий Почаевский]
22. Дорога к автостанции.  <br>
23. Дорога на Радылов.  <br>
24. Дорога на Тернополь.  <br>
25. Дорога на монастырское кладбищу Свято-Духовскому скиту. <br>
26. Дорога на Кременец. <br>


== Святыни ==
== Святыни ==
[[Файл:Почаевская икона.jpg|мини|справа|Почаевская икона Пресвятой Богородицы]]
* [[Почаевская икона Божией Матери]] (в Успенском соборе);  
* Почаевская икона Божией Матери (в Успенском соборе);  
* [[Цельбоносная стопа Богородицы|Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником]] (в Успенском соборе);
* отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе);
* Мощи прп. [https://azbyka.org/days/sv-iov-pochaevskij Иова Почаевского] (в пещерном Свято-Троицком храме);
* мощи прп. Иова Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме);
* Мощи прп. [https://azbyka.org/days/sv-amfilohij-pochaevskij-golovatjuk Амфилохия Почаевского] (в пещерном Свято-Троицком храме)
* мощи прп. Амфилохия Почаевского (в пещерном Свято-Троицком храме)


== Местонахождение ==
== [[Престольные праздники]] ==
'''Адрес:''' Украина, Тернопольская область, Кременецкий р-н, Почаев, ул. Воссоединения, 8, Свято-Успенская Почаевская лавра  <br>
'''[[Престольный праздник::Успение Пресвятой Богородицы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-uspenie-presvjatoj-vladychicy-nashej-bogorodicy-i-prisnodevy-marii 28 августа]
'''Почтовый индекс:''' 47025 <br>
'''Телефоны:'''  <br>
Звонки с Украины:  <br>
(03546) 612 18 (привратник), (03546) 625 47, 625 48 (гостиница)  <br>


Звонки с России: <br>
== Как добраться ==
8-10-38-03546-61218 (дежурный привратник), 8-10-38-03546-62547, 8-10-38-03546-62548 (гостиница)  <br>
'''Адрес:''' Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, 8  


Звонки с других стран: <br>
'''Телефон:''' [tel:+380354661218 +38 03546 6 12 18]
+380354661218 (дежурный привратник), +380354662547, +380354662548 (гостиница)  <br>
{{#yandexmap:Тернопольская обл., Почаев г., ул. Воссоединения, 8|400|300|cdzMP}}


== Где остановиться ==
'''Электронная почта:''' [mailto:supl@i.ua supl@i.ua]
 
== Паломнику ==
Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря.
Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря.
В гостинице имеются:
В гостинице имеются:
Строка 104: Строка 115:
* отдельные номера с удобствами на этаже;
* отдельные номера с удобствами на этаже;
* улучшенные номера с удобствами в номере.
* улучшенные номера с удобствами в номере.
Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес.  
Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес.  
Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.
Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.


== Галерея ==
'''Телефон гостиницы:''' [tel:+380354662547 +38 03546 6 25 47], [tel:+380354662548 +38 03546 6 25 48]
 
== Фото ==
<gallery>
Почаев колокольня.jpg|Лаврская колокольня
Успенский_собор.jpg|Успенский собор лавры
Инт_Усп_собора.jpg| Внутренне убранство Успенского собора лавры
800px-Почаевская_лавра._Храм_Иова_Почаевского..jpg|В подземном храме Иова Почаевского
Стопа.jpg|Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)
800px-Почаевская_лавра._Троицкий_собор..jpg|Троицкий собор
800px-Почаевская_лавра._Вход..jpg|Вход в Лавру
Почаевская_лавра._Церковь_Великомученицы_Варвары..jpg|Церковь Великомученицы Варвары
Почаевская икона.jpg|Почаевская икона Пресвятой Богородицы
</gallery>
 
== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=kPqtDJpOVPA|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=QfGhx4IelAs|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=LoplbB4inUo|350|left||frame}}
== Ссылки ==
== Ссылки ==
* [http://www.pochaev.org.ua/ Сайт Почаевской лавры]
* [https://azbyka.org/days/ikona-pochaevskaja Икона Богородицы Почаевская]
* [https://azbyka.org/days/sv-iov-pochaevskij Преподобный Иов Почаевский, игумен]
* [https://azbyka.org/audio/pesnopeniya-pasxalnoj-utreni.html Песнопения Пасхальной утрени исполняет братский хор Почаевской лавры]
{{SEO|в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру|Тернопольской области}}

Текущая версия от 01:22, 11 декабря 2023

Идёт загрузка карты…
Свято-Успенская Почаевская Лавра

Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в городе Почаеве Тернопольской области. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры в Украине. В лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.

История[править | править код]

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Явление Богородицы на Почаевой горе
Явление Богородицы на Почаевой горе

Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.

Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.

Когда в 1596 году польское правительство провозглашает унию, Почаевская Лавра решительно выступает против распространения иезуитской системы и окатоличивания православных, стойко выдерживает натиск чуждых вероучений и становится могущественным духовным центром Православия. Во времена литовского правления на Волыни главнейшими духовными деятелями Лавры и самыми непримиримыми противниками латино-польского преобладания и унии были преподобный Феодор, князь Острожский, святой митрополит Фотий, преподобный Иов, игумен Почаевского монастыря (†1651) и священномученик Макарий, архимандрит Овручский (†1678). Деятельность преподобного Иова Почаевского преобразила обитель - он ввёл здесь общежитие, окружил обитель оградой, выстроил семь храмов, создал типографию для защиты Православия.

В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.

С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.

25 октября 1831 года монастырь был возвращён в ведение православного духовенства, и здесь разместилась кафедра Волынской епархии. В 1833 году обитель получила статус лавры с присвоением четвертого места в числе существующих в России. При этом священноархимандритами Почаевской Лавры являлись Волынские, а в 1840-1860-х годах - Варшавские, архиереи. В начале 1840-х годов Лавра была также местопребыванием Острожского викария.

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Преподобный Иов Почаевский
Прп. Иов Почаевский

Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.

При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.

В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.

Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.

Вплоть до 1939 года монастырь принадлежит Польше, входит в состав Польской Православной Церкви. Существованию Лавры, как православной обители угрожала тогда "ревиндикция" - передача храмов Римо-католической церкви. Против выступил весь Православный мир и отстоял свои святыни. С 1925 года в монастыре действовала монашеская школа, ряд хозяйственных заведений. При этом традиции Почаевской Лавры и её типография получают новое продолжение в эмиграции - в Ладомировском монастыре святого Иова, который с 1946 года переехал в США, войдя в состав Джорданвилльского Троицкого монастыря (РПЦЗ).

В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый "новый корпус", где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.

Свято-Успенская Почаевская Лавра, Почаевская братия
Почаевская братия, 1963 год

Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.

В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.

С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол.

С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине.

Современное состояние[править | править код]

Свято-Успенская Почаевская Лавра - крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине.

Храмы лавры

  • Cобор в честь Успения Пресвятой Богородицы (построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 г., впоследствии в нем были сооружены два придела — в 1842 г. во имя святого Николая Чудотворца и в 1859 г. в честь святого Александра Невского).
  • Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенский
  • Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях
  • Храм во имя Святой Живоначальной Троицы
  • Храм во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских
  • Храм во имя св. вмц. Варвары

План лавры

Свято-Успенская Почаевская Лавра, План Свято-Успенской Почаевской лавры
План Свято-Успенской Почаевской лавры
  1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери)
  2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи прпп. Иова и Амфилохия)
  3. Троицкий собор
  4. Колокольня
  5. Похвальной церковь
  6. Почаевская духовная семинария
  7. Святые ворота
  8. Экскурсионный офис
  9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери
  10. Летний алтарь
  11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова
  12. Иконная лавка
  13. Записной стол
  14. Проход к колодцу прп. Иова
  15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры)
  16. Вход в храм прп. Иова
  17. Странноприимная
  18. Подземный переход на стоянку
  19. Подземный переход на территорию Лавры
  20. Нижняя стоянка
  21. Верхняя стоянка
  22. Дорога к автостанции
  23. Дорога на Радылов
  24. Дорога на Тернополь
  25. Дорога на монастырское кладбище
  26. Дорога на Кременец

Святые[править | править код]

Святыни[править | править код]

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий район, город Почаев, ул. Воссоединения, 8

Телефон: +38 03546 6 12 18

Электронная почта: supl@i.ua

Паломнику[править | править код]

Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:

  • общие 10-местные номера;
  • отдельные номера с удобствами на этаже;
  • улучшенные номера с удобствами в номере.

Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес.

Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.

Телефон гостиницы: +38 03546 6 25 47, +38 03546 6 25 48

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]