Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показано 19 промежуточных версий 4 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Украина, Черниговская область, г. Новгород-Северский, ул. Пушкина, 1 |вид=Монастырь}}
{{Местоположение святыни|локация=52.009395, 33.283462 |вид=Монастырь}} [[Категория:Монастыри с гостиницей]]
'''Спасо-Преображенский монастырь''' — православный мужской монастырь на берегу р. Десны в г. Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII вв. является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города.  
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский.jpg|мини|справа]]
'''Спасо-Преображенский монастырь''' — [[Аннотация::православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников.]]


== История ==
== История ==
Строка 7: Строка 8:
На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.
На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.


В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых».
В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/ свт. Димитрий Ростовский] (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых».


В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии.
В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии.
Строка 14: Строка 15:


В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид.
В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид.
'''Смотрите также:''' [https://azbyka.org/palomnik/images/5/5c/35_Описание_Новгородсеверского_Спасопреображенского_первоклассного_compressed.pdf ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 122 страницы)]


== Описание ==
== Описание ==
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский4.jpg|мини|справа|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]]
Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля).
Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля).


Строка 29: Строка 33:
=== Спасо-Преображенский собор ===
=== Спасо-Преображенский собор ===
Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел).
Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел).
 
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский1.jpg|мини|справа|Преображенский собор|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]]
В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г.
В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г.


В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи).
В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – [https://azbyka.org/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/ свт. Димитрия Ростовского]. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи).


=== Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла ===
=== Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла ===
Строка 41: Строка 45:


=== Кельи и бурса ===
=== Кельи и бурса ===
[[Файл:Монастырь Новгород-Северский6.jpg|мини|справа|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|alt=Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]]
Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов.
Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов.


Строка 50: Строка 55:


== Святые ==
== Святые ==
* свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709)
* [https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-rostovskij Святитель Димитрий Ростовский] (Туптало, †1709)


== Святыни ==
== Святыни ==
* Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих»)
* Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих»)


== Богослужения ==
== Престольные праздники ==
'''Праздники:'''
'''[[Престольный праздник::Преображение Господне]]''' - [https://azbyka.org/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda.. 19 августа]
 
Преображение Господне 6 (19) августа


Память свв. первоверховных апп. Петра и Павла 29 июня (12 июля)
'''[[Престольный праздник:: Петр и Павел, первоверховные апостолы]]''' - [https://azbyka.ru/days/prazdnik-slavnyh-i-vsehvalnyh-pervoverhovnyh-apostolov-petra-i-pavla 12 июля]


== Местонахождение ==
== Как добраться ==
Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования».
Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования».


Строка 70: Строка 73:


== Где остановиться ==
== Где остановиться ==
В 2015 году гостиница Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря открыла двери для приема паломников.
Гостиница располагается с восточной стороны, в непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора. Бывшие монашеские келии, переделанные в уютные гостиничные номера, сохранили следы строгого монастырского быта.
Это уютная и чистая гостиница, где созданы условия для подготовки к Таинствам, возможно участие в совместном чтении утренних и вечерних молитв. Номера в гостинице рассчитаны на 4-12 человек.
Мужчины и женщины селятся отдельно. Души и туалеты на этаже,  есть горячая и холодная вода. В комнатах  можно попить чаю или перекусить т.к. предоставляются чайные принадлежности.
По вопросам поселения обращаться '''по номеру''' [tel:80465821757 8(04658) 2-17-57]


== Фото ==
== Фото ==
<gallery>
Преображенский_Новгород-Северский_монастырь.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский2.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский3.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский5.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский12.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский7.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский8.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский9.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский10.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Монастырь_Новгород-Северский11.jpg|Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
</gallery>


== Видео ==
== Видео ==
{{#ev:youtube|ССЫЛКА|230|left|ОПИСАНИЕ|frame
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=7D3sVJ1kC2Q|350|left||frame}}
}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=UWHnsNxJzSI|350|left||frame}}
{{#ev:youtube|ССЫЛКА|230|left|ОПИСАНИЕ|frame
}}


== Ссылки ==
== Ссылки ==
[http://novgorod-sev-mon.church.ua/ Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]
[http://novgorod-sev-mon.church.ua/ Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь]
[https://azbyka.org/palomnik/images/5/5c/35_Описание_Новгородсеверского_Спасопреображенского_первоклассного_compressed.pdf ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ]


{{SEO|в Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|Черниговской области}}
{{SEO|в Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь|Черниговской области}}

Текущая версия от 23:06, 13 мая 2024

Идёт загрузка карты…

Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь на берегу реки Десны в городе Новгород-Северский. Благодаря обилию построек XVI—XVIII веков является наиболее значимой в историко-культурном плане достопримечательностью города. Имеется гостиница для паломников.

История

Время основания монастыря указывают по-разному: Афанасий Шафонский («Описание Черниговского наместничества», 1786) относит событие к 1033 г. и связывает его с князем Черниговским Мстиславом (эта дата встречается и в современной литературе). Некоторые авторы наших дней датируют появление обители кон. XI в. Данные «Историко-статистического описания Черниговской епархии» 1873 г. позволяли думать, что обитель основана не позже 1-й пол. XII в.: этим временем автор датировал древний каменный Спасо-Преображенский храм монастыря; однако, во 2-й пол. ХХ в. археологи изучили остатки храма и отнесли его к рубежу XII-XIII вв. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. храм пострадал от пожара при разорении города в ходе княжеских междоусобиц. Под 1179 г. летописи сообщают о погребении Новгород-Северского князя Олега в храме св. Архангела Михаила; по одной версии, этот храм находился в Чернигове, по другой – в центре Новгорода-Северского, по третьей – в Спасо-Преображенской обители. Во 2-й пол. ХХ в. археологи также открыли в монастыре следы поселения XII в. Возникло предположение, что это – загородная резиденция князя. В 2003 г. севернее фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма открыты остатки каменного сооружения, названного, по находкам в нем, загородным княжеским теремом, разрушенным при монгольском нашествии. В этой связи полагают, что храм также был частью загородной резиденции князя. Последнее, впрочем, не исключает возможности основания возле нее патронального монастыря.

На стыке XV-XVI вв. монастырь получил грамоту князя Московского Василия III на угодья, а в нач. XVI в. был разорен крымчаками – при этом сгорел его храм в честь свт. Петра (†1326), митрополита Киевского и Московского, и упомянутая грамота (об этом упоминает грамота 1552 г. с подтверждением старой). В 1603 г. в обители останавливался инок московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I. Уезжая в Речь Посполитую, он оставил в келье записку, в которой назвал себя сыном Иоанна Грозного и обещал, завоевав Москву, вознаградить настоятеля за гостеприимство; но в 1604 г. Новгород-Северский дал отпор войску Лжедмитрия, и в отместку за это обитель подверглась новому разорению (она стояла вне городских стен). Из-за уступки Северщины Речи Посполитой (1618), иноки монастыря перешли в Россию, забрав с собой ризы, иконы, книги, казну и колокола. В 1620 г. обитель возродилась, но бедствовала, лишенная прежних угодий. В 1635 г. польский король отдал ее католикам, которые владели ею до 1648 г.

В 1657-1672 гг. монастырь служил временной резиденцией Черниговского епископа (с кон. 1660-х гг. архиеп.) Лазаря (Барановича), который, вступив в управление епархией, не нашел места для размещения архиерейского дома в Чернигове. Владыка Лазарь поднял обитель из руин, позаботился о наделении ее угодьями от царя Алексия Михайловича, открыл в ней славяно-латинскую школу и типографию, которые позже перевел в Чернигов. В 1664 г. в обители останавливался польский король Ян Казимир, возвращавшийся из неудачного похода и не впущенный жителями в Новгород-Северский. Международный авторитет владыки Лазаря спас тогда монастырь, по словам «Историко-статистического описания», от нового погрома. В 1699-1701 гг. монастырем управлял, в сане архимандрита, будущий свт. Димитрий Ростовский (Туптало, †1709), окончивший здесь 3-й том своих знаменитых «Житий святых».

В 1752-1757 гг. в обители жил на покое и управлял ею владыка Арсений (Могилянский) – духовник императрицы Елизаветы Петровны и будущий Киевский митрополит. В годы существования отдельной Новгород-Северской епархии (1785-1797) ее правящий епископ Иларион (Кондратовский) жил в Спасо-Преображенском монастыре. Владыка открыл в обители семинарию (действовала до упразднения епархии), достроил храм св. прор. Илии при корпусе настоятеля. Храм был освящен 24 янв. 1787 г. в присутствии Екатерины II, которая в тот же день пожаловала монастырю свой вклад. Позже она внесла другие пожертвования на обитель, включая постройку нового Спасо-Преображенского храма (заложен в 1791 г. на месте разобранного в 1787 г.). При упразднении епархии, владыку Илариона, согласно его прошению, оставили в монастыре на покое. Почивший в 1799 г. иерарх был погребен в алтаре храма св. прор. Илии.

В 1799-1800 гг. обителью руководил архимандрит Феофан (Шиянов), будущий викарный епископ при Киевском митрополите и основатель монастыря «Феофании» в Киеве. В 1813-1823 гг. в обители пожизненно содержался бывший архиеп. Могилевский Варлаам (Шишацкий), лишенный сана за то, что при оккупации территории его епархии французами в 1812 г. дал под давлением присягу Наполеону. Отец Варлаам завершал земную жизнь на родной Черниговщине, в обители, где в 1785-1786 гг. был ректором семинарии. В последние годы о. Варлаам ослеп. Уважая ученость ссыльного, ему приходили читать книги преподаватели Новгород-Северской гимназии и духовного училища, открытого в монастыре в 1818 г. Между главным храмом и корпусом, где жил о. Варлаам, протянули веревку, служившую слепцу ориентиром во время прогулок.

В 1926 г. обитель закрыли. В годы нацистской оккупации здесь находился концлагерь, в котором погибло 20 тыс. человек. Во время боев 1943 г. за освобождение города от нацистов здания монастыря значительно пострадали. В 1950-х гг. Николай Холостенко провел раскопки фундаментов древнего Спасо-Преображенского храма. До 1980 г. часть зданий обители отреставрировали и приспособили для дома инвалидов, размещенного к тому времени на ее территории. В 1980-х гг. проведены повторные раскопки древних фундаментов Спасо-Преображенского храма, отреставрированы крепостные сооружения на участке св. ворот. В кон. 1990-х гг. в обители возродилась монашеская жизнь. После этого, при активной помощи меценатов, выполнен комплекс ремонтно-реставрационных работ, вернувших монастырю благолепный вид.

Смотрите также: ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ (1873 год, 122 страницы)

Описание

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь

Снаружи у стен обители установлены памятники жертвам концлагеря (севернее курдонёра у Св. ворот) и Ярославне (у восточного угла монастырской крепости), 2-й из них является частью триптиха 1989 г., посвященного «Слову о полку Игореве» (изображает знаменитый «плач Ярославны» – жены Игоря, ожидавшей вестей о муже на стене города Путивля).

Территория монастыря в плане близка к квадрату, сориентирована углами по сторонам света и обведена крепостной стеной с башнями. Северо-восточная грань крепости тянется вдоль Десны, северо-западная обращена к центру города, юго-западная является парадной и имеет на середине св. ворота. На оси св. ворот, в центре обители, возвышается Спасо-Преображенский собор. Его окружают другие здания, вытянутые параллельно ближайшим к ним граням крепости.

Стены и башни

В центре юго-западной грани крепости стена образует трапецевидную в плане впадину (курдонёр), из торца которой навстречу гостю выступает 8-гранная башня-колокольня со св. воротами в 1-м ярусе. Башня возведена на стыке XVI-XVII вв. и вскоре разрушена взрывом (вероятно, по воле Лжедмитрия I), но затем отстроена без особых изменений. В башню вел подъемный мост через ров. Вдоль рва к башне с двух сторон подходил земляной вал. В кон. XVII в. вал снесли, линию обороны сдвинули на юго-запад и соорудили там каменную стену. Ров засыпали, оставив участок перед воротами, который обложили кирпичом. В 1830-1832 гг. шатровый верх башни заменили шлемовидным, в 1850 г. засыпали остаток рва у ворот, но недавно он воспроизведен.

Дворовой стороной башня глубоко «вклинивается» в придаточное 2-ярусное прямоугольное в плане здание почти одинаковой высоты с крепостной стеной, образующее торец курдонёра. Дворовой фасад здания по-своему примечателен: нижний ярус фасада оформлен 3-мя арками; за ними внутри здания помещается галерея, куда по оси средней арки выходит воротный проезд; верхний ярус представляет собой крытую галерею-гульбище, примыкающую к среднему этажу башни.

Все остальные башни и стена возведены в кон. XVII в.: 4 башни стоят на углах крепости, еще 2 – на углах курдонёра, и 1 – в центре северо-западной грани крепости. Башни на углах крепости – прямоугольные или квадратные в плане, прочие – круглые. Башня в центре северо-западной грани крепости отличается от других своей небольшой высотой, вровень со стеной. При реставрации угловые башни северо-восточной грани крепости вновь обрели характерные для XVII в. деревянные шатровые верхи, а стена – деревянные детали боевой галереи; в центре северо-западной грани крепости была воссоздана утраченная в 1941-1943 гг. башня.

Спасо-Преображенский собор

Возведен на месте древнего одноименного каменного храма. При разборке прежнего храма, как гласит «Историко-статистическое описание», нашли «овальный камень, резная надпись которого показывала, что строителями сей церкви были Владимир и Изяслав Давидовичи, первые князья Новгород-Северские, внуки Святослава Ярославича, князя Черниговского, владевшие Новгород-Северском с 1127 по 1136 год». Во 2-й пол. ХХ в. фундаменты древнего храма изучили археологи и датировали постройку рубежом XII-XIII вв. Древний храм стоял на месте западной части нынешнего собора, имел 3 полукруглых выступа с востока, по одному такому же выступу с юга и севера и почти квадратный в плане выступ с запада. Сооружение венчал купол, опиравшийся на 4 столпа в центре храма. Внутри стены были расписаны фресками, полы выложены цветными плитками. В общих чертах храм, вероятно, походил на известную Пятницкую церковь в Чернигове. Опись обители 1785 г. утверждала, что в 1176 г. он пострадал от пожара при разорении Новгорода-Северского из-за княжеских междоусобиц. Во 2-й пол. XVII в. владыка Лазарь (Баранович) отремонтировал здание. Вид храма после этих работ запечатлен на гравюре с изображением монастыря на титульном листе «Анфологиона», изданного монастырской типографией в 1678 г. Опись монастыря 1785 г. указывает в храме приделы Рождества Христова и св. Архангела Михаила (высказывалось мнение, что, если Свято-Михайловская церковь, упоминаемая в летописях под 1179 г. в связи с кончиной Новгород-Северского князя Олега, находилась в Спасо-Преображенском монастыре, то один из приделов освящен в память о ней; другие исследователи отождествляли с летописной церковью сам придел).

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Преображенский собор

В 1787 г. древний храм разобрали, и в 1791 г. на том же месте заложили существующий ныне собор, возведенный на средства императрицы Екатерины II. 5-главый храм в стиле классицизма построен по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), который с 1780 г. работал в Российской империи. Руководил строительством архитектор Антон Карташевский. В 1796 г. собор был окончен вчерне, завершение внутренней отделки и освящение последовали в 1806 г. Но уже через 10 лет зданию угрожало падение: нарушив контракт, строители применяли слабый кирпич и заложили в стены деревянные связи вместо железных (на допускаемые строителями нарушения еще в 1795 г. обращал внимание властей епископ Новгород-Северский Иларион; небезупречен был и проект Кваренги, недооценившего слабость почвы на склоне возле реки). В 1817 г. А. Карташевский разработал план укрепления собора дополнительными колоннами. Их установка и новое освящение храма состоялись в 1821 г.

В 1838 г. собор стал местом упокоения праха Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822) – сына гетмана Украины. Перезахоронение графа, почившего и погребенного в местечке Почеп Мглинского уезда Черниговской губернии (ныне город в Брянской области России), совершено по желанию родных. В 1853 г. в храме устроили 2 придела: правый – Успения Божией Матери, левый – свт. Димитрия Ростовского. В 1954-1956 гг. Николай Холостенко нашел под собором остатки прежнего храма и выполнил его графическую реконструкцию. В ходе новых раскопок 1981-1983 гг. Владимир Коваленко и Андрей Карнабида уточнили выводы Н. Холостенко. Тогда же в западной части собора обнаружили хорошо сохранившиеся фрагменты апсиды и пола рубежа XI-XIII вв. Раскоп оставили открытым для обозрения. Собор называют одним из лучших творений Кваренги (как мастера) и классицизма в Украине (как целой эпохи).

Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла

Южнее собора находится самобытный по архитектуре и сложный по внутренней планировке Палатный корпус с храмом свв. апп. Петра и Павла, трапезной палатой и кельями. Опись обители 1785 г. упоминала о заметных на здании следах пожара 1176 г. По преданию (приведено в «Историко-статистическом описании»), храм был пристроен к корпусу архимандритом Михаилом (Лежайским), управлявшим обителью в 1670-1699 гг. Подразумевая разновременность частей постройки, современные издания датируют ее XII-XVII вв. Сооружение изображено на гравюре «Анфологиона» 1678 г. Примечательны разная кривизна подкупольных арок храма и опора сводов трапезной палаты на 1 столп (2-е характерно для древних трапезных палат России).

Музей «Слова о полку Игореве»

Западнее собора находится 2-этажное здание бывших покоев настоятеля. Оно состоит из 2-х частей. Основную, крестообразную в плане часть, вытянутую с юго-запада на северо-восток, датируют 2-й пол. XVI в.; другую, примыкающую под прямым углом с юго-запада, – кон. XVIII в. В нач. 2000-х гг. обе части отреставрированы в стиле, соответствующем времени их постройки. Ныне здание занимает Музей «Слова о полку Игореве». Северо-восточнее расположен так называемый «Корпус на погребах», датируемый 2-й пол. XVI в. Некогда он соединялся с покоями настоятеля. В 1780-х гг. к ним с востока пристроили храм св. прор. Илии и провели от этой церкви крытый переход к «Корпусу на погребах». 24 янв. 1787 г. епископ Новгород-Северский Иларион совершил освящение храма в присутствии императрицы Екатерины II. После окончания постройки церкви в склеп под алтарем перенесли из подземного хода под колокольней гроб Новгород-Северского наместника Илии Журмана, завещавшего средства на возведение этого храма. Позже рядом с И. Журманом похоронили его супругу Агафию, которая, исполняя завещание наместника, радела о создании церкви. В 1799 г. под алтарем погребли владыку Илариона. В XIX в. храм расширили за счет пристройки дополнительного нефа с севера, и в итоге покои настоятеля с церковью и «Корпусом на погребах» объединились в одно сооружение. В 1943 г. оно пострадало, к 1980 г. было перестроено и приспособлено для нужд дома инвалидов, в 1990-х гг. – вновь лежало в руинах (от храма св. прор. Илии почти ничего не осталось). В нач. 2000-х гг. «Корпус на погребах» и бывшие покои настоятеля отреставрированы без воссоздания 2-го этажа и церкви св. прор. Илии, как поздней пристройки. На глубине более 5 м под «Корпусом на погребах» залегает система облицованных кирпичом подземелий с залом, небольшими помещениями, напоминающими пещерные кельи, и ходом, ведущим глубоко под землю в сторону Десны.

Кельи и бурса

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь

Севернее собора стоит корпус келий, построенный, по преданию, трудами о. Михаила (Лежайского). Специалисты датируют здание XVII в. Под корпусом сохранился глубокий подвал. Северо-восточнее собора стоит 2-этажное здание бурсы. Оно построено в 1657-1667 гг. для славяно-латинской школы, переведенной позже в Чернигов. Парадный фасад, обращенный к собору, оформлен большими арками, расположенными, по числу этажей, на 2-х уровнях. Внутри здания, по длине, вдоль арок устроены галереи, откуда можно попасть во все остальные помещения. Сооружение признано редким памятником гражданской архитектуры XVII в. Это последнее из 3-х строений обители, изображенных на гравюре в «Анфологионе» 1678 г. В годы существования Новгород-Северской епархии (1785-1797) здесь действовала семинария, с 1818 г. – духовное училище. В 1954-1958 гг. здание отреставрировано, в 1970-1980 гг. оно использовалось для жилых помещений дома инвалидов.

Археологический раскоп

Примерно в центре воображаемого квадрата между собором, корпусом келий и зданием бурсы находится застекленный археологический раскоп 2003 г. с остатками каменной древнерусской постройки. Найденный в раскопе материал позволил сделать ряд предположений. Постройка возведена на стыке XII-XIII вв. Прямоугольная в плане, она тянулась параллельно продольной оси собора, имела 4 внутренних опорных столба, расписанных фресками, не менее 2-х этажей, витражи в окнах. В западном углу здания сохранилось погребение беременной женщины с украшениями. Под северо-западной стеной обнаружен сделанный изнутри постройки подкоп с останками погибших в нем женщины, пятерых детей и двух собак. Археологический слой над уцелевшими частями кладки говорил о пожаре и обрушении верхнего этажа с последующим постепенным развалом стен. Здание могло быть каменным теремом, воздвигнутым вместе с древним Спасо-Преображенским храмом для загородной княжеской резиденции и разоренным монголами в 1239 г.

Подворья

22 мая 2003 г. при Новгород-Северском СИЗО № 32 состоялось освящение храма Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», который является подворьем обители.

Святые

Святыни

  • Список иконы Божией Матери «Леньковской» («Спасительницы утопающих»)

Престольные праздники

Преображение Господне - 19 августа

Петр и Павел, первоверховные апостолы - 12 июля

Как добраться

Спасо-Преображенский монастырь стоит на холме у самой реки, в лесопарке. В «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» 1873 г. есть прекрасные строки о месте расположения обители: «Монастырь издали представляет величественный вид, особенно из-за реки Десны. Из монастыря видны лучшая часть города, прибрежные горы, усеянные деревьями и рощами, обширный луг Десны, богатый озерами и речками, и дремучий лес, находящийся на необозримой равнине левого берега оной. Если на высотах гор душа человеческая с благоговейным чувством приближается к Беспредельному Творцу и Промыслителю Вселенной, то место, занимаемое этим монастырем, вполне способно производит подобные чувствования».

Адрес: Украина, Черниговская область, г. Новгород-Северский, ул. Пушкина, 1

Телефон: (04658) 2–17–57

Где остановиться

В 2015 году гостиница Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря открыла двери для приема паломников.

Гостиница располагается с восточной стороны, в непосредственной близости от Спасо-Преображенского собора. Бывшие монашеские келии, переделанные в уютные гостиничные номера, сохранили следы строгого монастырского быта.

Это уютная и чистая гостиница, где созданы условия для подготовки к Таинствам, возможно участие в совместном чтении утренних и вечерних молитв. Номера в гостинице рассчитаны на 4-12 человек.

Мужчины и женщины селятся отдельно. Души и туалеты на этаже, есть горячая и холодная вода. В комнатах можно попить чаю или перекусить т.к. предоставляются чайные принадлежности.

По вопросам поселения обращаться по номеру 8(04658) 2-17-57

Фото


Видео

Ссылки

Спасо-Преображенский Новгород-Северский мужской монастырь

ОПИСАНІЕ НОВГОРОДСЕВЕРСКАГО СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКАГО ПЕРВОКЛАССНАГО МУЖЕСКАГО МОНАСТЫРЯ