(не показано 108 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1:
Строка 1:
[[Категория:Страны]]
[[Категория:Страны]]
[[Файл:Собор Святой Троицы в Тбилиси.jpeg|мини|справа|Собор Святой Троицы в Тбилиси]]
{{Хлебные крошки для страны}}
'''Гру́зия''' (груз. <span lang="ka">საქართველო</span> [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере.
{{Карта страны|масштаб=7|centre=tbilisi}}
[[Файл:Гергети.JPG|мини|справа|[[Троицкая церковь (Гергети)]]]]
'''Гру́зия''' (груз. <span lang="ka">საქართველო</span> [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица — [[Тбилиси]]. Государственный язык — грузинский.
=== [[Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)]] ===
* Гавриил (Ургебадзе)
[[Файл:Гелатский монастырь Богородицы (Кутаиси).jpg|мини|справа]]
* Георгий Афонский
Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.
=== Д ===
В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
* Давид IV Строитель
=== Е ===
'''Адрес:''' Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).
* Евфимий Афонский
=== И ===
'''Проезд:''' Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.
* Иларион Грузинский
* Иоанн Иверский
=== К ===
[[Гелатский мужской монастырь Богородицы (Кутаиси)|Подробнее...]]
* Кетеван Мученица
* Кирион II
* Константин Грузинский
* Коридзе, Филимон Исаевич
=== Л ===
=== [[Давидо-Гареджийский мужской монастырь]] ===
* Луарсаб I
[[Файл:Давидо-Гареджийский мужской монастырь.jpg|мини|справа]]
* Луарсаб II
Дави́д Гаре́джа— комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.
=== М ===
'''Адрес:''' Гора Гареджи, Кахетия, Грузия
* Мириан III
=== Н ===
'''Проезд:''' Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.
* Святая Нина
=== П ===
В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).
* Пётр Ивер
=== Т ===
В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).
* Такаишвили, Эквтиме Семёнович
* Тамара (царица)
=== Ч ===
[[Давидо-Гареджийский мужской монастырь|Подробнее...]]
* Чавчавадзе, Илья Григорьевич
=== Ш ===
=== [[Икалтойский мужской монастырь]] ===
* Святая Шушаник
[[Файл:Монастырь Икалто14.jpg|мини|справа]]
Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.
== Святыни ==
В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.
Мощи святых и чудотворные иконы в Грузии находятся в храмах и монастырях Грузинской Православной Церкви.
ТБИЛИСИ:
В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.
Кафедральный Сионский собор. Мощи:
* свт. Иоанн Манглисский (XVIII в.),
* свт. мч. католикос Кирион III (ХХ в.),
* св. исп. католикос Амвросий Хелая (ХХ в.),
* ап. Фома (глава),
* крест св. Нины.
Патриарший Свято-Троицкий собор (Самеба):
* Камень Благодати (в алтаре).
Метехский храм. Мощи:
* мц. Шушаника (V в.).
Храм Анчисхати. Мощи:
* свт. мч. Евдемон (XVII в.).
Храм Св. Нины:
* свт. исп. Стефан Бодбийский (ХХ в.) (могила около храма).
Русский Александро-Невский храм. Мощи и икона:
* свт. Зиновий Тетри-Цкаройский (ХХ в.),
* «Смоленская» икона Божией Матери,
* схиархим. Виталий (Сидоренко) (чтимая могила около храма).
Пантеон на горе Мтацминда. Мощи:
* могила прав. Илии Чавчавадзе,
* могила мч. Димитрия Кипиани (XIX в.),
* прав. Евфимия Такаишвили (ХХ в.).
Государственный музей искусства Грузии:
* оригинал «Хахульской» иконы Божией Матери,
* икона «Анчийский Спас»,
* «Кацхская» икона Спасителя.
МЦХЕТА:
'''Адрес:''' Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.
Кафедральный собор 12-и апостолов. Мощи и другие святыни:
* Благодатный Столп («Свети Цховели») – ствол кедра, под которым сокрыты Хитон Господень (?) и милоть Пророка Илии;
* мч. Евстафий Мцхетский (VI в.),
* царь Димитрий Самопожертвователь (XIII в.) (мощи под алтарем),
* свт. католикос Антоний II Багратиони (ХVIII в.),
* «Цилканская» икона Божией Матери.
Самтаврский монастырь. Мощи:
* свт. мч. Авив Некресский (VI в.) (мощи под алтарем),
* свв. царь Мириан и царица Нана (IV в.).
МГВИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ (9 км. к западу от Мцхеты). Мощи:
[[Икалтойский мужской монастырь|Подробнее...]]
* прп. Шио Мгвимский (VI в.),
* свт. мч. Неофит Урбнисский (VI в.) (мощи под алтарем),
* свт. Александр Окропиридзе (XIX в.).
МАРТКОПСКИЙ МОНАСТЫРЬ (5 км. от Марткопи, Мцхетский район). Мощи:
== Храмы ==
* прп. Антоний Марткопский (VI в.).
[[Грузия (храмы)|Основные храмы Грузии]]
МОНАСТЫРЬ ЗЕДАЗЕНИ (8 км. к северо-западу от Мцхеты). Мощи:
=== [[Троицкая церковь (Гергети)]] ===
* прп. Иоанн Зедазнийский (VI в.),
[[Файл:Троицкая церковь (Гергети) 1.jpg|мини|справа]]
* прп. Евфимий Кереселидзе (ХХ в.).
Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
С. ЗЕМО-НИКОЗИ, Горийского района. Кафедральный Вознесенский собор. Мощи:
Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
* мч. Ражден (V в.).
МОНАСТЫРЬ БЕТАНИЯ (17 км. к западу от Тбилиси). Мощи и икона:
В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.
* прп. Иоанн Маисурадзе (ХХ в.),
* прп. Георгий Мхеидзе (ХХ в.),
* оригинал «Бетанской» иконы Божией Матери.
С. БОДБЕ (2 км. от Сигнахи). Монастырь Св. Нины. Мощи и икона:
'''Проезд:''' Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.
* равноап. Нина, «просветительница Грузии»,
* «Иверская» икона Божией Матери.
С. ТИБИАНИ, Сигнахского района. Монастырь Хирса. Мощи:
До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.
* прп. Стефан Хирский (VI в.).
ГУРДЖААНИ. Храм Архангелов:
[[Троицкая церковь (Гергети)|Подробнее...]]
* свщисп. Полиевкт Карбелашвили (ХХ в.) (могила около храма).
С. АЛАВЕРДИ, Ахметского района. Кафедральный собор Св. Георгия Победоносца. Мощи:
=== [[Светицховели (Мцхета)]] ===
* прп. Иосиф Алавердский (VI в.),
[[Файл:Светицховели (Мцхета).jpg|мини|справа]]
* св. царицы мцц. Кетеваны (XVII в.) (глава) и Макрина.
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
СТЕФАНЦМИНДА. Мощи:
Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
* прпмч. Иосиф Мохеве (XVIII в.).
С. ГЕРГЕТИ, близ Стефанцминды. Троицкий храм:
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).
* оригинал «Гергетской» иконы Божией Матери.
ГАРЕДЖИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Сагареджойский район). Мощи:
'''Адрес:''' Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города
* прпп. Давид, Лукиан и Додо Гареджийские (VI в.).
АХАЛЦИХЕ. Успенский монастырь. Мощи:
[[Светицховели (Мцхета)|Подробнее...]]
* мчч. Гареджийские (XVII в.).
С. АЦКУРИ, Ахалцихского района. Кафедральный собор. Мощи:
Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.
БАТУМИ. Гонийская крепость:
В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.
* могила ап. Матфия (?).
ОЗУРГЕТИ. Кладбище:
В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.
* могила прав. Филимона Певца (XIX в.).
ГЕЛАТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (11 км. от Кутаиси). Мощи и икона:
Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.
* св. цари Давид Строитель и Дамиан,
* свт. Евфимий Гелатский,
* свт. Гавриил Кикодзе,
* прп. Иоанн Шавтели,
* оригинал «Ацкурской» иконы Божией Матери.
С. МОЦАМЕТА (6 км. от Кутаиси). Монастырь Св. Давида и Константина. Мощи:
В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.
* мчч. Давид и Константин Аргветские (VIII в.).
ЦАГЕРИ. Монастырь Св. Максима Исповедника. Мощи:
'''Адрес:''' Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25
* [http://azbyka.org/forum/threads/semka-s-vozduxa-samye-krasivye-cerkvi-i-xramy.15078/#post-206562 Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы Грузии]
* [http://azbyka.org/forum/threads/semka-s-vozduxa-samye-krasivye-cerkvi-i-xramy.15078/#post-206562 Съемка с воздуха ,Самые красивые церкви и храмы Грузии]
* [https://azbyka.org/viktorina/pravoslavnye-hramy-i-monastyri-gruzii/ Православные храмы и монастыри Грузии. Фотовикторина]
* [http://www.pravmir.ru/po-strane-svyatogo-georgiya-tbilisi-foto/ По стране святого Георгия. Тбилиси (фото)]
* [http://www.pravmir.ru/po-strane-svyatogo-georgiya-tbilisi-foto/ По стране святого Георгия. Тбилиси (фото)]
* [http://palomnik.com.ua/news/13 Паломничество в Грузию]
* [http://palomnik.com.ua/news/13 Паломничество в Грузию]
* [http://www.pravmir.ru/bodbi-dom-svyatoj-niny-fotoreport/ Бодби: дом святой Нины в Грузии (ФОТОРЕПОРТАЖ)]
Гру́зия (груз. საქართველო [sɑkʰɑrtʰvɛlɔ], Сакартве́ло) — государство, расположенное в Передней Азии и на Ближнем Востоке, в западной части Закавказья на восточном побережье Чёрного моря. Грузия граничит с Арменией и Турцией на юге, Азербайджаном на юго-востоке и Россией на востоке и севере. Столица — Тбилиси. Государственный язык — грузинский.
Грузи́нская правосла́вная це́рковь (официальное название: Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь, груз. საქართველოს სამოციქულო ავტოკეფალური მართლმადიდებელი ეკლესია) — автокефальная поместная православная церковь, имеющая шестое место в диптихах славянских поместных Церквей и девятое в диптихах древних восточных патриархатов. Одна из древнейших христианских церквей в мире. Юрисдикция распространяется на территорию Грузии и на всех грузин, где бы они ни проживали, а также на территорию частично признанных Абхазии и Южной Осетии и на север Турции. По преданию, основанному на древней грузинской рукописи, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери. В 337 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви. Сложным является вопрос получения грузинской церковью автокефалии.
По мнению историка грузинской церкви, священника Кирилла Цинцадзе,
Грузинская Церковь пользовалась фактической самостоятельностью со времен
царя Мириана, но полную автокефалию получила лишь в V веке от Собора, созванного Антиохийским Патриархом Петром III.
Статья 9 Конституции Грузии
гласит: «Государство признает исключительную роль грузинской
православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную
свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви
от государства».
Согласно грузинской легендарной истории, Грузия является апостольским жребием Божьей Матери.
Вскоре после этого события, Апостол Андрей отправился проповедовать христианство. Сначала он пошёл на север от Палестины, затем повернул на восток, достиг города Трапезунда, находившегося в тот период в пределах Эгриси (современная Мингрелия), после проповедования там Евангелия перешёл в пределы Иверии, в землю Дид-Адчары.
Там апостол проповедью и творением чудес обратил множество людей в христианство и крестил их. По рассказу царевича Вахушти, сына царя Вахтанга V, на том месте, на котором Апостол Андрей поставил икону Божией Матери,
открылся целебный источник. Поставив новообращенным христианам иереев и
диаконов, построив храм в честь Божией Матери и установив церковный
порядок, оставил их апостол.
Перед уходом святого Андрея из той земли, новообращенные просили его
оставить икону Божией Матери, но апостол не согласился на таковую
просьбу, а велел сделать доску, величиной, как эта икона, и принести
ему. Когда доска была готова, он положил её на икону Божией Матери, и икона
полностью изобразилась на доске. Апостол отдал христианам новый образ,
который они поставили в своей новой церкви. Затем святой Андрей
отправился в другие земли.
Перейдя через гору, называемую горой Железного Креста, и дзархийское ущелье, он вступил в пределы Самцхе и остановился в селении Заден-гора. Отсюда он отправился в город Ацкури, называвшийся в древности Сосангети. Достигнув Ацкури, апостол выбрал один дом близ главного капища
города и поселился в нём. В то время там царствовала одна вдова,
имевшая единственного сына, которого любила более всего в мире, который
был единственным наследником её царства. К несчастью, сын вдовы
скончался незадолго до прихода апостола в Ацкури.
Согласно преданиям, во время пребывания апостола Андрея в Ацкури
произошло несколько чудес — главным из которых является воскрешение сына
вдовы и уничтожение статуй языческих богов.
Затем, поставив новообращённым епископа, иереев и диаконов, святой
Андрей хотел уже отправиться в другие страны, однако царица и её
подданные просили Андрея не оставлять их, или же оставить им
нерукотворную икону Божьей Матери. Оставленную Святым Андреем икону
поставили в новом храме, воздвигнутом в честь Богородицы.
Вскоре после описываемых событий Андрей отправился в Нигли, Кларджети и в Артан-Панкола, где он после долгой проповеди обратил в христианство жителей тех мест и крестил их. Затем он возвратился в Иерусалим на праздник Пасхи.
После Пятидесятницы святой Андрей взял с собой апостола Симона Кананита, Матфея, Фаддея и других. С ними он отправился первоначально к царю Авгарю,
где, проповедав слово Божие и крестив жителей, оставил апостола Фаддея
для утверждения новой Церкви. Прочие же, обходя с проповедью города и
села Каппадокии и Понта, достигли наконец Картли (Карталинской стран) (Иверии). Далее, они прошли часть Мтиулетской земли до реки Чорохи.
Затем апостолы посетили Сванети,
в правление вдовствующей царицы, жены убитого Понтийского царя Поламона
Пифодоры, которая со многими подданными приняла христианство и была
крещена самим Андреем. В Сванети при царице остался апостол Матфей с прочими учениками для утверждения новоосвещенных в христианстве, как свидетельствует об этом блаженный Иероним. Из Сванети Андрей вместе с Симоном Кананитом отправился в Осетию, где достиг города Фостафора. Здесь апостолы многих обратили в христианство. Оставив Осетию, они пошли в Абхазию и достигли города Севасти (ныне Сухуми),
где также обратили многих. Тут Андрей оставил апостола Симона Кананита с
другими для утверждения новообращенных, сам же отправился в землю джикетов . Джикеты не приняли христианства, и, более того, сам апостол едва не был убит. Оставив их, Андрей отправился в Верхний Суадаг.
Жители Верхнего Суадага приняли религию от апостола. Отсюда он отправился к верхним берегам Чёрного моря, посещая города и села, и наконец достиг города Патры в Ахаи, где и принял смерть на кресте от анфипата Эгеата в 55 году.
Вера, проповедуемая св. Андреем и оставшимися после его ухода апостолами, стала укореняться в народе. Адерки, или Фарсман I,
воцарившийся в Картли (Иберии) за три года до нашей эры и управлявший
страной шестьдесят три года, услышал о том, что его подданные обратились
от язычества к христианству, и начал гонения на христиан. Многие из них во время этого гонения приняли мученичество вместе с апостолом Симоном Кананитом. Христианство, подавленное по-видимому неистовством царя, в действительности все-таки не было побеждено: оставались христиане, скрывавшиеся в горах и лесах, имевшие места общих собраний и молитв. Вскоре могила Симона Кананита, находящаяся в горах Абхазии близ Сухуми, сделалась предметом глубокого почитания.
Со времени этого гонения почти полвека Иберия не получала более
ниоткуда проповедников Христианства и не имела руководителей, которые бы
утверждали новопроообращённых в их исповедании.
Уже в сотом году священномученик Климент, епископ Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды, творением чудес и наставлениями помогал многим колхидцам остаться верными Христианству. По мнению Михаила Сабинина между семьюдесятью церквями, построенными святым ещё при его жизни на берегах Чёрного моря, была и Колхидская.
Между тем, окончательное утверждение христианства и то, что оно стало господствующей религией, было плодом долговременной и усердной проповеди апостола всея, святой просветительницы, блаженной матери Нины.
В период между 318 и 337 годами, скорее всего в 324—326 гг. трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви.
В 451 году, вместе с Армянской церковью, не приняла решений Халкидонского собора и в 467 году при царе Вахтанге I стала независимой от Антиохии, приобретая статус автокефальной Церкви с центром в Мцхета (резиденция верховного Католикоса). В 607 году Церковь приняла решения Халкидона, нарушив каноническое единство с Армянской Апостольской Церковью..
При Сассанидах (VI—VII вв.) выдержала борьбу с персидскими огнепоклонниками, а в период турецких завоеваний (XVI—XVIII вв.) — с исламом. Эта изнурительная борьба привела к упадку грузинского Православия и утере церквей и монастырей на Святой земле.
В 1744 году в Грузинской Церкви прошли реформы, аналогичные реформам патриарха Никона на Руси.
В 1801 году Грузия вошла в состав Российской империи. По проекту, разработанному главноуправляющим генералом А. П. Тормасовым и представленному Александру I в 1811 году, в Восточной Грузии вместо 13 епархий учреждалось 2: Мцхетско-Карталинская и Алавердско-Кахетинская. 21 июня 1811 года Святейший Синод снял Католикоса-Патриарха Антония II с должности.
С 30 июня 1811 года до марта 1917 года (де-факто) Церковь в Грузии имела статус Грузинского экзархата Российской Церкви; звание Католикоса было упразднено. Первым экзархом 8 июля 1811 года стал Варлаам (Эристави) (30 августа 1814 — 14 мая 1817;
К концу 1810-х был упразднён также и Абхазский католикосат, включённый в состав Грузинского экзарха.
После Варлаама (Эристави) экзархами назначались из
епископов-негрузин, что нередко приводило к трениям с местным
духовенством и эксцессам, как то, убийство Экзарха Никона (Софийского) 28 мая 1908 года в здании Грузинско-Имеретинской синодальной конторы.
12 марта (25 марта)
1917 года на Мцхетском Соборе была провозглашена автокефалия Грузинской
Церкви; блюстителем престола Католикоса был избран епископ
Гурийско-Мингрельский Леонид (Окропидзе). Последний 13 марта уведомил Экзарха Грузии архиепископа Карталинского-Кахетинского Платона (Рождественского) о его смещении с кафедры, что не было признано Русской православной церковью.
27 марта 1917 года Временное правительство признало автокефалию Грузинской Церкви в принципе. 10 июля 1917 года совместное заседание Временного правительства и Синода постановило учредить Кавказский экзархат для добровольного вхождения в него русских приходов Тифлисской, Елизаветпольской, Бакинской, Эриванской, Кутаисской, Черноморской губерний и Карской, Батумской областей, Артвинского, Закатальского и Сухумского округов. Епископом в Тифлисе был назначен Феофилакт (Клементьев), вскоре удалённый грузинскими архиереями из Грузии.
Московский Патриарх Тихон своим посланием от 29 декабря 1917 года к Католикосу Кириону II (Садзаглишвили),
избранному на Соборе в сентябре 1917 года, осудил самочинный характер
восстановления автокефалии более древней Грузинской Церкви. Общение
между Московским Патриархатом и Грузинской Церковью было прервано.
В 1927 году Грузинская церковь перешла на новоюлианский календарь, но по давлением верующих должна была «отложить» своё решение.
Официально общение было восстановлено Определением Священного Синода РПЦ от 19 ноября 1943 года.
В 1997 году Грузинская Православная Церковь вышла из Всемирного совета церквей.
Предстоятель с 23 декабря 1977 года — Его Святейшество и Блаженство Католикос-Патриарх всея Грузии, Архиепископ Мцхетский и Тбилисский и митрополит Пицунды и Цхум-Абхазети Илия II.
Церковь состоит из 35-ти епархий, объединяющих около 300 общин; Абхазская епархия после 1992 года де-факто не входит в состав Грузинской Церкви. Также существует каноническая неурегулированность в Южной Осетии, где, по утверждению Католикоса Илии II, «присутствуют представители Русской зарубежной церкви».
Официальный представитель Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в августе 2008 года в связи с военным конфликтом в Грузии заявил: «Политические
решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах
пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом
поле в ходе диалога между двумя Церквами».
9 ноября 2008 года Председатель ОВЦС МП митрополит (Ныне Патриарх Московский и всея Руси) Кирилл в интервью каналу «Вести» сказал, в частности об «Аланской епархии»: «Нужно
сказать, что это не просто раскольническая как бы епархия, а дело в
том, что архиерейское рукоположение руководитель этой епархии получил от
греческих старостильников. [— Это тоже непризнанная иерархия]
Совершенно верно, от так называемого Киприяновского синода.
Вся деятельность этого синода в отношении России направлена на
ослабление Русской Православной Церкви. И что же получается: с одной
стороны, русские солдаты пролили кровь за осетинский народ, за то, чтобы
защитить Южную Осетию, а с другой стороны духовные лидеры этой страны
находятся в юрисдикции раскольнической церкви, которая главной своей
целью ставит разрушение единства Русской Православной Церкви. Но так же
не бывает. Поэтому первое, что необходимо сделать, это, конечно, решить
вопрос с этой раскольнической юрисдикцией».
12 сентября 2009 года, во время заседания дискуссионного клуба «Валдай»,
позиция Московского Патриархата по вопросу о территории Грузинской
Церкви была подтверждена председателем Отдела внешних церковных связей
МП архиепископом Волоколамским Иларионом (Алфеевым).
Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.
В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
Адрес: Грузия, Гелати (11 км. от Кутаиси).
Проезд: Монастырь находится чуть в стороне от трассы Кутаиси-Ткибули. Поворот имеет указатель. От трассы надо пройти по извилистой дороге километра три. Перед входом есть парковка и несколько киосков с сувенирами.
Дави́д Гаре́джа— комплекс пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.
Адрес: Гора Гареджи, Кахетия, Грузия
Проезд: Монастырь находится в 45 километрах на юг от Сагареджо, 30 километров по прямой или 45 по извилистой дороге. От Гардабани 30 километров по дороге, но ей редко пользуются. Одно время в Гареджи ходили автобусы из Тбилиси, однако это нерегулярный вид транспорта. Можно ехать маршруткой в Сагареджо и уже там искать такси. Некоторые таксисты возят туда прямо из Тбилиси. В 13 километрах перед монастырем находится поселок Удабно (пустыня), оттуда также можно добраться на частном транспорте. Вся дорога асфальтированная.
В Сагареджо можно найти таксиста за скромные деньги, примерно за 35 лари (туда-обратно и там 2 часа ожидания).
В 2014 году появился новый способ доставки, это ежедневный автобус из Тбилиси. Он отходит в 11:00 с улицы Пушкина (около Площади Свободы) и стоит 25 лари. За эти деньги вас отвезут в Давид-Гареджи, ожидают там 3 часа и затем везут обратно, с пищевой остановкой в кафе «Оазис-Клаб». Телефон для связи: 551 951 447 (рейс действует до 15 октября).
Икалтойский монастырь – один из первых в Грузии, а в Кахетии почти самый первый. Он основан одним из ассирийских отцов, Зеноном Икалтойским (ზენონი იყალთოელი) где-то после середины VI века. От строений той эпохи уже ничего не осталось. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. Видимо, есть какая-то связь с возникновением независимого Кахетинского царства в те века. В тот же период на территории монастыря были построены давильни для винограда и винохранилища, частично сохранившиеся по сей день.
В XII веке при царе Давиде Строителе был построен Успенский храм и пристроен корпус Академии. Эта академия вошла в историю тем, что в ней учился Шота Руставели. По этому случаю где-то в ноябре (в выходные) здесь отмечается локальный праздник Шотаоба.
В 1616 году шах Аббас во время знаменитоо нашествия сжег академию и тем поставил точку в ее истории. С этого момента монастырь почти прекратил свое существование и был восстановлен только в XIX веке.
Адрес: Республика Грузия, Кахетия, муниципалитет Телави, с. Икалто.
Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.
Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.
В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.
Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.
До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.
Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.
Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.
В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).
Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города
Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.
В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.
В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.
Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.
В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.