Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника)
Строка 6: Строка 6:
В общине Бела-Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами<ref>Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.</ref> и восходит  к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.
В общине Бела-Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами<ref>Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.</ref> и восходит  к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.


Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле<ref>Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.</ref>. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелий и Сильвестр, переписывавшие богослужебные книги, одна из - Богослужебный Сборник в сербской реакции.
Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле<ref>Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.</ref>. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелий и Сильвестр, переписывавшие богослужебные книги, одна из них –  богослужебный сборник в сербской реакции.


Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга с упоминаем о монастыре была перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.
Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.


Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука<ref>Гайдук — повстанец.</ref> Велько Петровича, но была сорвана турками.
Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука<ref>Гайдук — повстанец.</ref> Велько Петровича, но была сорвана турками.
Строка 18: Строка 18:
Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково<ref>Монастырь Суково расположен недалеко от деревни Суково, в 18 км от Пирота. В 20-е годы XX века в монастыре Суково жили монахи Русского Святогорского (Афонского) Братства, которые много сделали для развития обители.</ref> в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен [[Мужской монастырь Студеница|монастыря Студеница]] Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан.
Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково<ref>Монастырь Суково расположен недалеко от деревни Суково, в 18 км от Пирота. В 20-е годы XX века в монастыре Суково жили монахи Русского Святогорского (Афонского) Братства, которые много сделали для развития обители.</ref> в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен [[Мужской монастырь Студеница|монастыря Студеница]] Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан.


Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помезщения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в общежитии, принадлежавшем Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.
Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помещения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в конаке, принадлежавшему Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.
Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором, и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.


Монастырь находится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.
Монастырь значится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.


== Святыни ==
== Святыни ==
Строка 33: Строка 33:
== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' Veta, Сербия
'''Адрес:''' Veta, Сербия
'''Проезд:'''


== Фото ==
== Фото ==

Текущая версия от 00:29, 3 октября 2023

Идёт загрузка карты…
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета)

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Вете — монастырь Сербской Православной Церкви, расположенный в Вете, округ Пирот, общине Бела-Паланка в Сербии. Памятник культуры.

История[править | править код]

В общине Бела-Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами[1] и восходит к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.

Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле[2]. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелий и Сильвестр, переписывавшие богослужебные книги, одна из них – богослужебный сборник в сербской реакции.

Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.

Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука[3] Велько Петровича, но была сорвана турками.

Монастырь был восстановлен в 1869 году по инициативе Младена Стоича, жителя села Вета. Согласно преданию, Богородица явилась Младену Стоичу, благочестивому крестьянину из села Вета, и велела ему раскопать фундамент старой церкви на том месте, где сегодня находится монастырь. Младен Стоич и жители деревни копали несколько дней и нашли руины храма, на котором в 1869 году построили нынешний храм. Первым насельником монастыря после восстановления стал монах Феодосий. После его смерти монастырь стал приходской церковью, в которой до 1890 года служил священник Спаса, а затем и его сын Богдан Попович. Примечательно то, что непосредственно перед освобождением южных областей Сербии в 1877 году в монастыре тайно собирался Нишский комитет во главе с Николой Рашичем и протоиереем Петром Икономовичем.

После освобождения Сербии священник Богдан Попович построил рядом с монастырем школу, где учителями были некий Никола из Тетово, Сретен и монах Велько. После смерти священника Богдана Поповича в 1890 году до 1901 года монастырь обслуживали приходские священники из окрестных деревень. Монашеская жизнь была восстановлена ​​в 1901 году, в монастыре проживали монахи иеромонах Иоаким, иеромонах Викентия, иеромонах Серафим и иеромонах Иаков.

Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково[4] в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен монастыря Студеница Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан.

Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помещения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в конаке, принадлежавшему Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.

Современное состояние[править | править код]

Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором, и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.

Монастырь значится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.

Святыни[править | править код]

В монастыре хранится потир 1854 года, подаренный монастырю русскими воинами за упокой души своих товарищей, погибших в освободительной войне.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Veta, Сербия

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.
  2. Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.
  3. Гайдук — повстанец.
  4. Монастырь Суково расположен недалеко от деревни Суково, в 18 км от Пирота. В 20-е годы XX века в монастыре Суково жили монахи Русского Святогорского (Афонского) Братства, которые много сделали для развития обители.