Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета): различия между версиями

Материал из Азбука паломники
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показано 13 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=43.225110488003885, 22.13844899977536|вид=Приходской храм}}
{{Местоположение святыни|локация=43.225110488003885, 22.13844899977536|вид=Приходской храм}}
[[Файл:Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета).jpg|250px|мини|справа|alt=Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета)]]
[[Файл:Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета).jpg|250px|мини|справа|alt=Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета)]]
'''Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Вете''' — [[Аннотация::монастырь Сербской Православной Церкви, расположенный в Вете округ Пирот и общине Бела Паланка в Сербии. Памятник культуры.]]  
'''Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Вете''' — [[Аннотация::монастырь Сербской Православной Церкви, расположенный в Вете, округ Пирот, общине Бела-Паланка в Сербии. Памятник культуры.]]  


== История ==
== История ==
В общине Бела Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами<ref>Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.</ref> и восходит  к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.
В общине Бела-Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами<ref>Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.</ref> и восходит  к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.


Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле<ref>Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.</ref>. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелия и Сильвестр, переписавшие богослужебные книги, одна из - Богослужебный Сборник в сербской реакции.
Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле<ref>Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.</ref>. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелий и Сильвестр, переписывавшие богослужебные книги, одна из них –  богослужебный сборник в сербской реакции.


Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга с упоминаем о монастыре была перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.
Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.


Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука<ref>Гайдук — повстанец.</ref> Велько Петровича, но была сорвана турками.
Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука<ref>Гайдук — повстанец.</ref> Велько Петровича, но была сорвана турками.


Монастырь был восстановлен в 1869 году по инициативе Младена Стоича, жителя села Вета. Согласно преданию, Богородица явилась деду Младена Стоича, благочестивому крестьянину из села Вета, который велел ему выкопать фундамент старой церкви на том месте, где сегодня находится монастырь. Младен Стоич и жители деревни копали несколько дней и нашли руины храма, на котором в 1869 году построили нынешний храм. Первым насельником монастыря после восстановления стал монах Феодосий. После его смерти монастырь стал приходской церковью, в которой до 1890 года служил священник Спаса, а затем его сын Богдан Попович. Интересно, что непосредственно перед освобождением южных областей в 1877 году в монастыре тайно собирался Нишский комитет во главе с Николой Рашичем и протоиереем Петром Икономовичем.
Монастырь был восстановлен в 1869 году по инициативе Младена Стоича, жителя села Вета. Согласно преданию, Богородица явилась Младену Стоичу, благочестивому крестьянину из села Вета, и велела ему раскопать фундамент старой церкви на том месте, где сегодня находится монастырь. Младен Стоич и жители деревни копали несколько дней и нашли руины храма, на котором в 1869 году построили нынешний храм. Первым насельником монастыря после восстановления стал монах Феодосий. После его смерти монастырь стал приходской церковью, в которой до 1890 года служил священник Спаса, а затем и его сын Богдан Попович. Примечательно то, что непосредственно перед освобождением южных областей Сербии в 1877 году в монастыре тайно собирался Нишский комитет во главе с Николой Рашичем и протоиереем Петром Икономовичем.


После освобождения священник Богдан Попович построил рядом с монастырем школу, где учителями были некий Никола из Тетово, Сретен и монах Велько. После смерти священника Богдана Поповича в 1890 году до 1901 года монастырь обслуживали приходские священники из окрестных деревень. Монашеская жизнь была восстановлена ​​в 1901 году, и в монастыре проживали монахи иеромонах Иоаким, иеромонах Викентия, иеромонах Серафим и иеромонах Иаков.
После освобождения Сербии священник Богдан Попович построил рядом с монастырем школу, где учителями были некий Никола из Тетово, Сретен и монах Велько. После смерти священника Богдана Поповича в 1890 году до 1901 года монастырь обслуживали приходские священники из окрестных деревень. Монашеская жизнь была восстановлена ​​в 1901 году, в монастыре проживали монахи иеромонах Иоаким, иеромонах Викентия, иеромонах Серафим и иеромонах Иаков.


Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарии, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, мы находим имя игумена Данило Синка. Он был русским эмигрантом, рукоположен в монашество в Суковском монастыре в 1922 году. Скорее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели нашей Церкви – игумен Студеницы Юлиан и игумен Священно-Римской семьи Доментиян.
Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково<ref>Монастырь Суково расположен недалеко от деревни Суково, в 18 км от Пирота. В 20-е годы XX века в монастыре Суково жили монахи Русского Святогорского (Афонского) Братства, которые много сделали для развития обители.</ref> в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен [[Мужской монастырь Студеница|монастыря Студеница]] Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан.


Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии в Отечестве, которой помогал игумен Данило. В знак возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла Манстирское общежитие и церковь, крыша которой была сожжена, так как в общежитии, принадлежавшем Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. и которые были спрятаны игуменом Данило. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью верных людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал брат монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.
Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помещения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в конаке, принадлежавшему Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.


== Современное состояние ==
== Современное состояние ==
Успенская церковь представляет собой скромное здание, состоящее из одного нефа, расширенного полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором ; он не принадлежит ни к какому конкретному архитектурному стилю [ 1 ] . Неф имеет бочкообразный свод , а снаружи двускатная крыша покрыта черепицей ; здание построено из щебня , камня и кирпича . В нем, лишенном каких-либо росписей, хранится чаша 1854 года , которую русские солдатыпринесены в монастырь за упокой душ своих товарищей, погибших во время освободительной войны с турками.
Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором, и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.


Во дворе монастыря два конака и колокольня.
Монастырь значится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.
Монастырская церковь представляет собой простое однонефное здание, не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Интерьер храма не красочный. В порту есть две гостиницы и колокольня. В монастыре хранится Чаша 1854 года, подаренная монастырю русскими воинами за упокой душ своих товарищей, погибших в освободительной войне. Он включен в Памятник культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.
 
== Святыни ==
В монастыре хранится потир 1854 года, подаренный монастырю русскими воинами за упокой души своих товарищей, погибших в освободительной войне.


== Престольные праздники ==
== Престольные праздники ==
Строка 31: Строка 33:
== Как добраться ==
== Как добраться ==
'''Адрес:''' Veta, Сербия
'''Адрес:''' Veta, Сербия
'''Проезд:'''


== Фото ==
== Фото ==

Текущая версия от 00:29, 3 октября 2023

Идёт загрузка карты…
Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Вета)

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Вете — монастырь Сербской Православной Церкви, расположенный в Вете, округ Пирот, общине Бела-Паланка в Сербии. Памятник культуры.

История[править | править код]

В общине Бела-Паланка, недалеко от села Црвена Река, на живописной, труднодоступной, покрытой густыми лесами северной части горы Сува-Планина, к юго-западу от села Вета, находится Успенский монастырь. Достоверных данных о его истории нет. Согласно преданию, монастырь был основан братьями Мрнявчевичами[1] и восходит к 14 веку. Вероятно, он был разграблен во время османского завоевания в 1386 году, тогда же была разрушена и монастырская церковь.

Первые письменные упоминания о монастыре относятся к 1686 году, перед началом австрийско-турецкой войны в Понишавле[2]. Согласно одной из записей, монастырь был перестроен в 1686 году. В то время в монастыре жили монахи Пантелий и Сильвестр, переписывавшие богослужебные книги, одна из них – богослужебный сборник в сербской реакции.

Монастырь был разрушен во время австро-турецкой войны в 1737 году, а упомянутая книга перенесена в Сремски-Карловци и сегодня хранится в Национальном музее в Белграде. Монахи покинули это место во время великого переселения сербов, которое произошло в том же году. Переписная деятельность в монастыре до его разрушения в 1737 г. приводит к заключению о возможном наличии в монастыре мастерской и школы по переписи книг.

Историк Б. Райкович, изучавший историю монастыря, утверждает, что попытка восстановить монастырь была предпринята во время Первого сербского восстания против турок, в частности, по инициативе гайдука[3] Велько Петровича, но была сорвана турками.

Монастырь был восстановлен в 1869 году по инициативе Младена Стоича, жителя села Вета. Согласно преданию, Богородица явилась Младену Стоичу, благочестивому крестьянину из села Вета, и велела ему раскопать фундамент старой церкви на том месте, где сегодня находится монастырь. Младен Стоич и жители деревни копали несколько дней и нашли руины храма, на котором в 1869 году построили нынешний храм. Первым насельником монастыря после восстановления стал монах Феодосий. После его смерти монастырь стал приходской церковью, в которой до 1890 года служил священник Спаса, а затем и его сын Богдан Попович. Примечательно то, что непосредственно перед освобождением южных областей Сербии в 1877 году в монастыре тайно собирался Нишский комитет во главе с Николой Рашичем и протоиереем Петром Икономовичем.

После освобождения Сербии священник Богдан Попович построил рядом с монастырем школу, где учителями были некий Никола из Тетово, Сретен и монах Велько. После смерти священника Богдана Поповича в 1890 году до 1901 года монастырь обслуживали приходские священники из окрестных деревень. Монашеская жизнь была восстановлена ​​в 1901 году, в монастыре проживали монахи иеромонах Иоаким, иеромонах Викентия, иеромонах Серафим и иеромонах Иаков.

Во время Первой мировой войны монастырь сильно пострадал от болгар. В 1916 году настоятель монастыря иеромонах Лукиан был схвачен и интернирован в Болгарию, откуда вернулся в 1919 году. Скончался в монастыре Вета в 1932 году, где и был похоронен. Среди монахов, живших в монастыре после Первой мировой войны, значится имя игумена Даниила Синка. Он был русским эмигрантом, принял монашество в монастыре Суково[4] в 1922 году. Вероятнее всего, он попал в Ветский монастырь в 1930 году. Вместе с ним в монастырь прибыли два послушника, впоследствии великие духовные деятели Сербской Церкви – игумен монастыря Студеница Юлиан и игумен румынского монастыря Доментиан.

Во время Второй мировой войны вокруг монастыря была сформирована часть югославской армии, которой помогал игумен Данило. В качестве возмездия в мае 1942 года болгарская армия сожгла дотла монастырские жилые помещения и церковь, крыша которой была сожжена, так как в конаке, принадлежавшему Равногорскому движению, было обнаружено 70 винтовок и несколько ящиков с боеприпасами. Игумен Данило был арестован вместе с шестью другими монахами и доставлен в лагерь Красного Креста в Нише. После окончания войны вернулся в опустевший монастырь. С помощью людей ему удалось восстановить монастырь. Игумен Данило скончался в 1959 году и был похоронен в Ветском монастыре. После него настоятелем стал насельник монастыря иеромонах Яков Благоевич. При нем в 1972 году была начата реставрация монастырского комплекса.

Современное состояние[править | править код]

Успенская церковь представляет собой скромное однонефное строение, расширенное полукруглой апсидой и предваряемого открытым притвором, и не принадлежащее ни к одному архитектурному стилю. Неф имеет бочкообразный свод, снаружи двускатная крыша покрыта черепицей. Здание построено из щебня, камня и кирпича. Интерьер храма лишенном каких-либо росписей. В монастырском дворе находятся два конака (жилые помещения) и колокольня.

Монастырь значится в списке памятников культуры большого значения Республики Сербия под серийным номером SK 230.

Святыни[править | править код]

В монастыре хранится потир 1854 года, подаренный монастырю русскими воинами за упокой души своих товарищей, погибших в освободительной войне.

Престольные праздники[править | править код]

Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа

Как добраться[править | править код]

Адрес: Veta, Сербия

Фото[править | править код]


Видео[править | править код]

Ссылки[править | править код]


  1. Мрнявчевичи — средневековый сербский род, который правил областью сегодняшней Македонии c 1366 по 1395.
  2. Исторический и географический регион Сербии вдоль реки Нишава, включающий Ниш и Пирот.
  3. Гайдук — повстанец.
  4. Монастырь Суково расположен недалеко от деревни Суково, в 18 км от Пирота. В 20-е годы XX века в монастыре Суково жили монахи Русского Святогорского (Афонского) Братства, которые много сделали для развития обители.