'''Яросла́вль''' — город в России, административный центр [[Ярославская область|Ярославской области]]. Население — 609 828 чел. (2019).
'''Яросла́вль''' — город в России, административный центр [[Ярославская область|Ярославской области]]. Население — 609 828 чел. (2019).
[https://yandex.ru/maps/16/yaroslavl/?l=stv%2Csta&ll=39.892883%2C57.626429&panorama%5Bdirection%5D=72.925675%2C1.705822&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=39.892878%2C57.626471&panorama%5Bspan%5D=73.230321%2C60.000000&z=13 '''См. виртуальный тур по Соборной площади г. Ярославль]'''
[https://yandex.ru/maps/16/yaroslavl/?l=stv%2Csta&ll=39.892883%2C57.626429&panorama%5Bdirection%5D=72.925675%2C1.705822&panorama%5Bfull%5D=true&panorama%5Bpoint%5D=39.892878%2C57.626471&panorama%5Bspan%5D=73.230321%2C60.000000&z=13 '''Смотри виртуальный тур по Соборной площади г. Ярославль]'''
{{Погода|id=27331}}
== История ==
== История ==
Строка 14:
Строка 14:
'''Переход под власть Москвы'''
'''Переход под власть Москвы'''
[[Файл:Город Ярославль8.jpg|300px|мини|справа]]
Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.
Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.
Строка 32:
Строка 32:
В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.
В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.
[[Файл:Город Ярославль9.jpg|300px|справа|мини]]
Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.
Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.
Строка 52:
Строка 52:
Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.
Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.
[[Файл:Город Ярославль 10.jpg|300px|мини|справа]]
В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.
В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.
Строка 74:
Строка 74:
Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.
Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.
'''Современное состояние'''
'''Объективно'''
Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.
'''Субъективно'''
Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.
Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».
Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.
== Святые ==
== Святые ==
Строка 80:
Строка 94:
После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.
После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.
[[Файл:Город Ярославль17.jpg|230px|мини|справа| Князья Феодор, Давид и Константин]]
В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)
В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)
Строка 178:
Строка 192:
== Святыни ==
== Святыни ==
* [https://azbyka.org/palomnik/Крестобогородская_церковь_(Ярославль) '''Животворящий Крест Господень'''] В благодарность Богу о чудесном избавлении от бубонной чумы, бушевавшей в центральной России в 1654 году, и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный Крест. В отдельном деревянном позолоченном большом мощевике в киоте под иконой расположены частицы 131 святого угодника Божия
* [https://azbyka.org/days/prazdnik-prazdnestvo-vsemilostivomu-spasu-i-presvjatoj-bogorodice-1164 '''Фресковый образ Спаса Всемилостивого''']. Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году, он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие (Барабанове) ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.
* '''[https://azbyka.org/days/ikona-tolgskaja Чудотворная икона Толгской Божией Матери.]''', явленная в 1314 году. Чудеса от святой иконы, начавшиеся с первого дня ее необыкновенного явления на Толге, продолжались во все время существования обители и прославили святую икону и обитель Толгскую в различных углах земли Русской.
* '''[https://azbyka.org/days/sv-ignatij-brjanchaninov Мощи святителя Игнатия Брянчанинова]''' Епи́скоп Игна́тий (в миру Дми́трий Алекса́ндрович Брянчани́нов один из самых значительных, ярких мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени. Его жизнь является примером исполнения Евангельских слов, сказанных Спасителем нашим: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…»
* [https://azbyka.org/days/sv-agafangel-preobrazhenskij '''Мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского''']. Чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, переданы в 2000 г. после прославления в лике новомучеников и исповедников Российских монастырю по благословению Святейшего Патриарха. Находятся у правого столпа близ солеи в Казанском соборе в беломраморной раке выполненной родственником святителя Михайловым С.В.
* [https://azbyka.org/days/sv-vasilij-vsevolodovich-jaroslavskij '''Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев''']. Отцом благоверных князей Василия и Константина Ярославских был князь Всеволод, брат князя-мученика Василько Ростовского. Блгв. князь Василий после смерти отца получил его удел, но полагая все силы на спасение народа, притесняемого татарами, прожил недолго. Младший брат Константин принял правление княжеством. 3 июля 1257 г. татарские орды подошли к Ярославлю. Князь Константин с дружиной вышел им навстречу и погиб в бою. Битва произошла на горе, которая с тех пор как место печали называется Туговой. Тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честью в соборной церкви подле брата его Василия. Ныне святые мощи братьев почивают в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля.
* [https://azbyka.org/days/svv-feodor-rostislavich-chernyj-smolenskij-jaroslavskij-david-jaroslavskij-konstantin-jaroslavskij '''Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев''']. ын Смоленского князя Ростислава Феодор был отважным воином и благочестивым человеком. Вступив в брак с княжной Марией, наследницей Ярославского князя Василия, жил в Ярославле. Властолюбивая теща изгнала князя Федора из Ярославля, и он принял это со смирением.После смерти Марии и сына Михаила князь Феодор вернул княжеский престол. Он построил в Ярославле несколько храмов, наделил их утварью, украсил иконы каменьями и жемчугом. На пороге смерти принял пострижение в монашество и облечение в схиму. Сыновья князя Давид и Константин унаследовали благочестие отца. Святые мощи благоверных князей прославлены многими чудотворениями и находятся в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
* '''Большой мощевик''' с частицами 131 Святого Угодника Божия и частицей Животворящего Древа Креста Господня, заключенный в серебряный Крест-мощевик, находится в храме Храм Спаса на Городу.
* [https://azbyka.org/days/prazdnik-polozhenie-chestnoj-rizy-presvjatoj-bogorodicy-vo-vlaherne '''«Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне».'''] Частица ризы Пресвятой Богородицы передана Епископом Якутским и Ленским Зосимой (Давыдовым) и находится в мощевеке на иконе.
* [https://azbyka.org/days/ikona-ne-rydaj-mene-mati-oplakivanie-hrista '''Икона Божией Матери «Не рыдай Мене Мати»'''] Икона Божией Матери «Не рыдай Мене Мати», относится эпохе Иоанна IV Грозного, и Находится в пределе положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Кресто-Богородского храма по левой стороне.
* [https://azbyka.org/days/ikona-umjagchenie-zlyh-serdec-semistrelnaja '''Икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец» (Семистрельная)''']. Икона находится в храме Спаса-на-городу г. Ярославля. В клеймах иконы, написанной в 2007 г., расположены изображения многочисленных святых с частицами мощей этих святых угодников Божиих.
* [https://azbyka.org/days/ikona-kazanskaja-jaroslavskaja '''Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери''']. Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в 1881 году и подаренный священнику монастыря о.Иоанну Крылову. Сохранен р.Б.Екатериной Бакаевой и передан по завещанию монастырю. В в 1998 г., в год открытия обители передан архиепископом Михеем (Харахаровым), келейно хранившим икону. Находится у левого столпа близ солеи в Казанском соборе монастыря.
* [https://azbyka.org/days/p-velikiy-chudotvorets-iz-istorii-ikonografii-svt-nikolaya '''Икона святителя Николая Чудотворца с частицей его мощей''']. Икона находится в Кресто-Воздвиженском приделе Кресто-Богородского храма по правой стороне, и почитаема в городе.
* [https://azbyka.org/days/sv-panteleimon-celitel '''Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона''']. Икона находится в храме Спаса-на-городу г. Ярославля. Ризы вышиты бисером прихожанами во главе с настоятелем иеромонахом Сергием (Барабановым). В нижнем правом углу находится мощевик с частицей святой главы великомученика Пантелеимона, привезенной со святой Афонской горы ныне почившим архимадритом Авелем Македоновыми и переданной настоятелю.
* [https://azbyka.org/days/prazdnik-sobor-vseh-svjatyh '''Икона "Всех святых"''']. В храме находится уникальный и единственный в Ярославле подобный образ «Всех Святых», написанный к тысячелетию г. Ярославля и освященный в 2010 году. на иконе изображены 998 Святых Угодников Божиих и 101 изображение Пресвятой Богородицы. В среднике иконы помещен Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», особо почитаемый в последнее время в связи с ростом онкологических заболеваний.
== Монастыри ==
== Монастыри ==
Строка 233:
Строка 263:
== Храмы ==
== Храмы ==
[[Ярославль (храмы)|Основные храмы]]
'''[[Ярославль (храмы)|Полный список храмов Ярославля смотрите ЗДЕСЬ]]'''
В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.
В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.
То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.
То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Строка 323:
Строка 353:
'''Адрес:''' Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления, д.25
'''Адрес:''' Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления, д.25
'''Социальная сеть ВКонтакте:''' https://vk.com/museum76
'''Время работы:''' Открыт с 10:00 до 17:30. Режим работы касс и объектов музея необходимо уточнять на сайте или по телефону.
=== [https://vk.com/mitropalat Музей «Митрополичьи палаты»] ===
Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.
Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.
Строка 339:
Строка 375:
'''Тел.:''' [tel:+74852729287 +7 (4852) 72-92-87]
'''Тел.:''' [tel:+74852729287 +7 (4852) 72-92-87]
'''Время работы:''' Открыт с 10 до 18 ч, кроме Пт. В предпраздничные дни музей закрывается на 1 час раньше.
'''Сайт:''' http://www.artmuseum.yar.ru/
'''Социальная сеть ВКонтакте:''' https://vk.com/mitropalat
'''Cайт:''' https://yarartmuseum.ru/
'''Время работы:''' Открыт с 10 до 18 ч. Режим работы касс и объектов музея необходимо уточнять на сайте или по телефону.
== Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга ==
== Проезд из Москвы / Санкт-Петербурга ==
Строка 358:
Строка 396:
== Прочая информация ==
== Прочая информация ==
=== Где остановиться паломнику ===
[https://azbyka.org/palomnik/Где_остановиться_паломнику#.D0.AF.D1.80.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B0.D0.B2.D1.81.D0.BA.D0.B0.D1.8F_.D0.BE.D0.B1.D0.BB.D0.B0.D1.81.D1.82.D1.8C '''Информацию где остановиться смотри ЗДЕСЬ]'''
=== Куда дальше из Ярославля ===
=== Куда дальше из Ярославля ===
Строка 367:
Строка 409:
Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: [tel:+74852792111 +7 (4852) 79-21-11].
Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: [tel:+74852792111 +7 (4852) 79-21-11].
Московский автовокзал. Адрес: Московский пр-т, 20. Тел.: [tel:+74852441837 +7 (4852) 44-18-37].
* Ярославль Московский, Железнодорожный вокзал. Адрес: г. Ярославль, площадь Ярославль-Главный, 1-А. Телефон: [tel:+78007750000 +7 (800) 775-00-00]
* Железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал. Адрес: г. Ярославль, станция Приволжье, жю 5_Б. Телефон: [tel:+78007750000 +7 (800) 775-00-00]
* Железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал. Адрес: г. Ярославль, Северная железная дорога, станция Филино, д. 1. Телефон: [tel:+78007750000 +7 (800) 775-00-00]
* Железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал. Адрес: Ярославская область, Ярославский район, поселок Козьмодемьянск, 1-я Привокзальная улица. Телефон: [tel:+78007750000 +7 (800) 775-00-00]
Ярославль стал самостоятельным княжеством в 1218 г., когда великий князь Константин Всеволодович отдал его в удел сыну Всеволоду. В это время Ярославль был крупным городом, деревянные стены которого уже не раз расширялись. О его величине говорит то, что при пожаре 1221 г. сгорели 17 храмов.
В 1238 г. Всеволод Константинович погиб в битве с монголами на р. Сити. Разорённый Ярославль не сразу вернул тот уровень ремёсел и торговых связей, который имел до Батыя.
Переход под власть Москвы
Ярославский князь Василий Давидович Грозный, как мог, сопротивлялся влиянию Москвы. Когда он направлялся в 1339 г. в Орду, московский князь Иван Данилович Калита направил отряд, чтобы схватить его, но Василий отбился и получил от хана разрешение править дальше, хотя прибывшего тогда же в Сарай Александра Тверского убили. Более того, Василий добился права платить дань не в Москву, а напрямую Орде. Чтобы избежать вражды с сильным ярославским князем, Калита выдал за него свою дочь Евдокию.
В начале XV в. Ярославль чеканил собственную монету – серебряную денгу. Но Москва неуклонно набирала силу, и в 1463 г. ярославский князь Александр Квашня отдал великому князю Московскому Иоанну III Ярославское княжество в обмен на вотчины в Московском княжестве.
Смутное время
После убийства в 1606 г. первого самозванца новый царь Василий Шуйский выслал поляков из Москвы, самый большой отряд – в Ярославль. Здесь оказались Марина Мнишек, её отец, польский воевода, всего 375 человек. Они свободно ходили по городу с оружием. Их охраняли 300 московских стрельцов и караулы ярославского гарнизона.
В 1608 г., когда к городу подошли войска второго Лжедимитрия, Ярославль присягнул на верность ему и, видимо, желая откупиться, послал 30 тыс. рублей. Тем самым ярославцы показали «тушинскому вору», как богаты. В Ярославль направился отряд поляков, чтобы обобрать горожан дочиста.
Ярославль восстал. Для подавления восстания 12 декабря 1608 г. в город вошёл новый большой отряд поляков. Ночью, когда поляки напились и уснули, многих из них ярославцы поубивали. Однако уцелевшие сумели подавить стихийные выступления русских.
Терпение народа истощалось, восстания вспыхивали повсюду. 7 апреля 1609 г. польский гарнизон Ярославля был разбит вологодским ополчением под командованием воеводы Никиты Вышеславцева. Освободив город, восставшие принялись укреплять его стены. Подходили всё новые отряды русских – из Ярославской земли, из Великого Устюга и других мест.
Покорять Ярославль пришёл Ян Сапега с большим войском. 30 апреля началась осада города. Сначала враги сожгли слободу Спасского монастыря, затем овладели и Земляным городом. Но центральную часть – Рубленый город – тушинцы безуспешно штурмовали до 22 мая. После чего с большими потерями ушли.
В 1610 г. бояре позвали на царство польского королевича Владислава. Поляки продолжали бесчинствовать на русской земле. Ярославль стал одним из организаторов освобождения Руси. В феврале 1611 г. боеспособные ратники выступили в поход на Москву. А оставшиеся «старые для всякого промыслу» дворяне во главе с воеводой Волынским принялись писать по всем городам, чтобы объяснить, что происходит в стране, и поднять людей на борьбу с интервентами: «Народ в Ярославле мног и зелейная казна великая, идти против польских и литовских людей есть с чем. И вам бы… итти к нам в сход и ратных людей прислати, не замешкав, на конях и с лыжьми». Но Первое ополчение по причине своих внутренних противоречий не смогло взять Москву.
Силы Второго ополчения, которое начало формироваться в Нижнем Новгороде, в марте 1612 г., освободили Ярославль от обосновавшихся в нём казаков атамана Заруцкого. Ярославцы встретили Пожарского и Минина с образами, поднесли им дары и выразили готовность отдать всё, что имеют, на общее дело. Вожди ополчения даров не взяли. Но, обосновавшись в Ярославле, продолжили начатое в Нижнем.
Димитрий Пожарский разослал по всем русским городам грамоты с призывом прислать в Ярославль «изо всяких чинов по два» представителя. Из этих представителей был образован Совет всея земли. Ярославль стал фактической столицей России. Совет всея земли назначал в освобождённые города воевод, вёл межгосударственные переговоры. Ярославский денежный двор, используя в качестве сырья иностранные талеры, чеканил серебряную монету, которая была необходима для выдачи жалованья ополчению. Значительную долю средств для содержания ополчения дали ярославские купцы.
Второе ополчение находилось в Ярославле 4 месяца. Это время потребовалось для накопления сил и дипломатического улаживания военной угрозы со стороны Швеции, которая в то время удерживала Новгород. 28 июля 1612 г. ополчение с Казанской иконой Божией Матери во главе выступило на Москву. Москва была освобождена, 7 января 1613 г. земский собор избрал нового царя – Михаила Романова
Расцвет торговли
После завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского царств возникли благоприятнейшие условия для торговли по Волге со странами Востока. Лучше других поволжских городов этим воспользовался Ярославль. По оценке персидского дипломата Хуана Персидского, в Ярославле проживало более 30 тыс. жителей, но, скорее всего, эта оценка преувеличена. Город стал одним из главных центров торговли, так как находился на перекрестье речных путей, связывавших Москву, Западную Европу и страны Ближнего Востока. «Московская компания» английских купцов выбрала Ярославль своей базой для торговли с Индией и Персией; с этой целью англичане построили здесь невиданное ранее на Волге судно водоизмещением 52 т.
Из местных промыслов были наиболее развиты рыболовство, выделка кож, льноводство и ткачество, мыловарение, кузнецкое и ювелирное ремёсла. Рыбы в Волге было столько, что осетров ловили только ради икры.
Во второй половине XVII в. Ярославль стал вторым городом Руси как по экономическому значению, так и по количеству жителей.
Развитие в XVIII-XIX веках
В начале XVIII в. в Ярославле насчитывалось более 16 тыс. жителей. К неблагоприятным для города событиям этого века относится указ Петра I о переносе торговли с Северной Европой из Архангельского порта в Санкт-Петербург. Торговое значение Ярославля уменьшилось. Зато город стал активнее развиваться как центр промышленности. В 1722 г. по указу Петра была создана Ярославская мануфактура, на которой спустя 20 лет трудилось 1400 человек. К 1776 г. в городе было уже 180 производственных предприятий.
Екатерина II в 1775 г. повысила Ярославскую провинцию до губернии. В столице был разработан план реконструкции города в соответствии с радиально-кольцевой планировкой, которая к этому времени уже сложилась в городе сама собой.
В 1805 г. в Ярославле открылось первое «высших наук училище», к нашему времени доросшее до государственного университета.
В XIX в. город не снизил темпов развития. В 1835 г. обороты ярославских купцов, торговавших хлебом, тканями и железом, составляли около 2 млн. рублей. А о ярославских заводчиках путеводитель 1859 г. утверждал, что они «не знают себе соперников, имея собственные заводы в Перми». Наиболее развитым производством оставалось текстильное.
В 1870 г. открылось железнодорожное сообщение с Москвой. Перед началом Первой мировой войны объём промышленного производства в Ярославле каждые 10 лет удваивался. В 1910 г. 45 ведущих предприятий города выпускали продукции на 42 млн. руб. Как крупный промышленный центр, Ярославль пострадал от рабочих волнений 1905 г.
Центр нынешнего Ярославля преимущественно занят 2-3-этажными зданиями, построенными в XIX в. Одно из характерных зданий – Гостиный двор (1813-1818), в котором торговля идёт так же бойко, как и прежде.
Служение святителя Тихона
В 1907 г. с Алеуто-Аляскинской кафедры на Ярославо-Ростовскую был переведён святитель Тихон (Беллавин), будущий патриарх Московский и всея Руси. Кафедральный Успенский собор, где он часто служил, уничтожен большевиками. Но память о служениях святого архиерея хранят множество храмов по всей Ярославской области, так как святитель то верхом, то пешком, то на лодке отправлялся служить в отдалённые города и сёла. Паства, зная добродетели своего архиепископа не понаслышке, тепло проводила его в 1914 г., когда его перевели на Литовскую кафедру, и избрала почётным гражданином города.
Восстание 1918 года
В ночь с 5 на 6 июля 1918 г. боевой отряд Союза защиты Родины и свободы, возглавляемый Борисом Савинковым, сверг большевистскую диктатуру в Ярославле. В этом отряде было лишь сто человек, но эти люди были боевыми офицерами. Руководил ими полковник А. П. Перхуров. Большевистские начальники – Нахимсон, Закгейм и Зелинченко – были расстреляны. Восставшие объявили о своей принадлежности к Северной добровольческой армии, создали Ярославское городское самоуправление, восстановили городскую управу.
Город был окружён «красными». 8 июля 1918 г. красногвардейцы хотели установить рядом с церковью Параскевы Пятницы на Туговой горе орудие для обстрела города. Священник этой церкви Николай Иванович Брянцев воспротивился этому, его расстреляли на месте. Тело бросили в яму, а сверху – дохлую собаку. В чине священномученика отец Николай был канонизирован в 2000 г.
О том, много ли горожан поддержало восстание, можно судить по тому, что большевики так обстреливали Ярославль, что уничтожили 20 заводов и оставили без крова 28 тыс. человек. 21 июля город был взят, 41 белогвардеец расстрелян.
Перхурову удалось вырваться из окружения, он воевал в армии Колчака, был схвачен в Сибири и казнён в Ярославле в 1922 г.
Современное состояние
Объективно
Областной центр. Расстояние от Москвы до Ярославля составляет 248 км к северо-востоку от Столицы. На реках Волга, Которосль. Население – 640 тыс. человек.
Субъективно
Ярославль – одна из провинциальных столиц России. Как в каждом большом городе, здесь много разного – старого и нового, духовного и изуверского, богатого и бедного.
Жители Ярославля так избалованы количеством старины, что за деревьями леса не видят, в храмах своих мало кто ориентируется. «Много очень, – оправдываются, – здесь церквей».
Достопримечательности центра города, благодаря их сосредоточенности в одном районе, можно осмотреть за день. Действующие монастыри потребуют дополнительно не менее дня.
После битвы на Сити княжить в Ярославле стал сын погибшего князя Василий Всеволодович, а после его смерти в 1242 г. – его брат Константин Всеволодович. О жизни и добрых качествах братьев до нас дошло мало сведений. Известно, что Василий Всеволодович трижды ездил в столицу Золотой Орды. При Константине Всеволодовиче ярославцы изгнали баскаков, проводивших перепись населения и сбор дани. В 1257 г. князь с дружиной и ополчением встретил карательный отряд монголов на Туговой горе и погиб. От слова «тужить» и произошло название холма, сохранившееся поныне. В 1501 г. при рытье котлована для нового собора тела обоих братьев были обретены нетленными. Память святых князей празднуется 8 (21) июня и 3 (16) июля.
В 1260 г. дочь Василия Всеволодовича Мария вышла замуж за можайского князя Феодора Ростиславича. Прозвище этого князя при жизни, вероятно, было «Чермной», т. е. «Красный», «Прекрасный», но после смерти превратилось в «Чёрный». Став князем Ярославским, Феодор не раз посещал столицу Золотой Орды для получения ярлыка на княжение. Мужественный воин и одарённый полководец, он ходил с монголами в военные походы – в том числе на кавказских ясов и камских болгар. Он понравился жене хана Ногая, христианке Евфросинии, которая захотела выдать за него свою дочь. Но, поскольку Феодор уже был женат, его задержали в Орде на 3 года – до смерти Марии. Когда Феодор вернулся в Ярославль, ярославцы не приняли его, посадив на княжение малолетнего сына Феодора Михаила. После этого Феодор вернулся в Орду и женился на дочери хана, которая крестилась с именем Анны. (Ряд историков считает, что тестем Феодора был не Ногай, а Менгу-Темир, жена которого Джиджекхатунь не была крещена.)
Феодор прожил в Орде около десяти лет, построив в подчинённых ему городах несколько православных храмов. После смерти Михаила, в 1293 г. Феодор Чёрный вернулся в Ярославль с ханским ярлыком на княжение и немалой дружиной из русских (смолян) и монголов. Заняв княжеский стол силой, Феодор вскоре заслужил любовь ярославцев. Ярославль при нём стал богаче и могущественнее. Его обходили монгольские разорения. Князь обнёс город новым, более обширным земляным валом, построил и щедро украсил много храмов. Его жена Анна перестроила храм Архангела Михаила (что и сейчас стоит на берегу Которосли) из деревянного в каменный.
Давид правил Ярославлем с 1299 по 1321 г. О жизни другого сына, Константина, известно, что он скончался безбрачным.
В 1463 г. в Спасо-Преображенском монастыре был обнаружен гроб с нетленными мощами Феодора и его сыновей. «Сам же великий князь Феодор велик был ростом человек, те у него, сыновья Давид и Константин, по пазухами лежали, зане меньше его ростом были». Трое князей были причислены Церковью к лику святых. Их празднование совершается 5 (18) марта и 19 сентября (2 октября). Мощи благоверных князей Феодора и сыновей его Давида и Константина покоятся в кафедральном соборе Феодоровской иконы Божией Матери.
Животворящий Крест Господень В благодарность Богу о чудесном избавлении от бубонной чумы, бушевавшей в центральной России в 1654 году, и в напоминание о нем грядущим поколениям по сложившейся традиции был поставлен поклонный Крест. В отдельном деревянном позолоченном большом мощевике в киоте под иконой расположены частицы 131 святого угодника Божия
Фресковый образ Спаса Всемилостивого. Среди Святынь храма Спаса на Городу особо почитается фресковый образ Спаса Всемилостивого. По преданию, этот образ ранее находился на Подзеленской башне городского Кремля. После разрушения стен при императрице Екатерине II, образ вместе с кирпичной кладкой был перенесен в южный предел. После возобновления богослужений в 2004 году, он был снят при настоятеле храма иеромонахе Сергие (Барабанове) ярославскими реставраторами, и после реставрации помещен в напольном киоте за правым клиросом.
Чудотворная икона Толгской Божией Матери., явленная в 1314 году. Чудеса от святой иконы, начавшиеся с первого дня ее необыкновенного явления на Толге, продолжались во все время существования обители и прославили святую икону и обитель Толгскую в различных углах земли Русской.
Мощи святителя Игнатия Брянчанинова Епи́скоп Игна́тий (в миру Дми́трий Алекса́ндрович Брянчани́нов один из самых значительных, ярких мыслителей и богословов XIX века. Он был «духовным аристократом», консерватором, человеком, который всю жизнь оставался в полном одиночестве, трагически выпадая из реалий своего времени. Его жизнь является примером исполнения Евангельских слов, сказанных Спасителем нашим: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…»
Мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского. Чудотворные мощи святителя Агафангела, Митрополита Ярославского и Ростовского, переданы в 2000 г. после прославления в лике новомучеников и исповедников Российских монастырю по благословению Святейшего Патриарха. Находятся у правого столпа близ солеи в Казанском соборе в беломраморной раке выполненной родственником святителя Михайловым С.В.
Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев. Отцом благоверных князей Василия и Константина Ярославских был князь Всеволод, брат князя-мученика Василько Ростовского. Блгв. князь Василий после смерти отца получил его удел, но полагая все силы на спасение народа, притесняемого татарами, прожил недолго. Младший брат Константин принял правление княжеством. 3 июля 1257 г. татарские орды подошли к Ярославлю. Князь Константин с дружиной вышел им навстречу и погиб в бою. Битва произошла на горе, которая с тех пор как место печали называется Туговой. Тело благоверного страдальца отчизны похоронено было с честью в соборной церкви подле брата его Василия. Ныне святые мощи братьев почивают в Успенском кафедральном соборе г.Ярославля.
Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. ын Смоленского князя Ростислава Феодор был отважным воином и благочестивым человеком. Вступив в брак с княжной Марией, наследницей Ярославского князя Василия, жил в Ярославле. Властолюбивая теща изгнала князя Федора из Ярославля, и он принял это со смирением.После смерти Марии и сына Михаила князь Феодор вернул княжеский престол. Он построил в Ярославле несколько храмов, наделил их утварью, украсил иконы каменьями и жемчугом. На пороге смерти принял пострижение в монашество и облечение в схиму. Сыновья князя Давид и Константин унаследовали благочестие отца. Святые мощи благоверных князей прославлены многими чудотворениями и находятся в Феодоровском кафедральном соборе г. Ярославля.
Большой мощевик с частицами 131 Святого Угодника Божия и частицей Животворящего Древа Креста Господня, заключенный в серебряный Крест-мощевик, находится в храме Храм Спаса на Городу.
Икона Божией Матери «Не рыдай Мене Мати» Икона Божией Матери «Не рыдай Мене Мати», относится эпохе Иоанна IV Грозного, и Находится в пределе положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне Кресто-Богородского храма по левой стороне.
Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери. Чудотворный список Казанской Ярославской иконы Божией Матери, выполненный сестрами обители в 1881 году и подаренный священнику монастыря о.Иоанну Крылову. Сохранен р.Б.Екатериной Бакаевой и передан по завещанию монастырю. В в 1998 г., в год открытия обители передан архиепископом Михеем (Харахаровым), келейно хранившим икону. Находится у левого столпа близ солеи в Казанском соборе монастыря.
Икона святого великомученика и целителя Пантелеимона. Икона находится в храме Спаса-на-городу г. Ярославля. Ризы вышиты бисером прихожанами во главе с настоятелем иеромонахом Сергием (Барабановым). В нижнем правом углу находится мощевик с частицей святой главы великомученика Пантелеимона, привезенной со святой Афонской горы ныне почившим архимадритом Авелем Македоновыми и переданной настоятелю.
Икона "Всех святых". В храме находится уникальный и единственный в Ярославле подобный образ «Всех Святых», написанный к тысячелетию г. Ярославля и освященный в 2010 году. на иконе изображены 998 Святых Угодников Божиих и 101 изображение Пресвятой Богородицы. В среднике иконы помещен Образ Пресвятой Богородицы «Всецарица», особо почитаемый в последнее время в связи с ростом онкологических заболеваний.
Спасо-Афанасиевский Ярославский мужской монастырь был основан в 1616 году в память об освобождении России от поляков в период Смутного времени. Во время прохождения народного ополчения Минина и Пожарского через Ярославль в 1612 году, в городе вспыхнула эпидемия. Воины ополчения и горожане молились у чтимой иконы Спаса Нерукотворного, располагавшейся в часовне в Пробоинском переулке, после чего мор прекратился. По изгнании поляков из России было принято решение о постройке на этом месте монастыря. В 1616—1628 гг. были построены деревянные церкви в честь иконы Спаса Нерукотворного и святителей Кирилла и Афанасия Александрийских.
В 2005 году храмы монастыря вернули Русской православной церкви, келейные корпуса остались в ведении светской организации. Монастырь, однако, находился в ужасающем состоянии: стены построек буквально разваливались, помещения были завалены грудами мусора, летом в них проживали бездомные и распивала спиртные напитки молодежь. В 2006 году к обители была приписана Ярославская Духовная Семинария.
Монастырь устроен в 1609 в честь чудотворного образа Казанско-Ярославской Богоматери, перенесенного в Ярославль в годы Смутного времени из Романова, населен сестрами разоренного в Смуту городского Рождественского монастыря. В XIX в. пережил бурный рост, перед революцией в нем были до 400 насельниц, мастерские. Келейные корпуса и ограда выстроены в основном в 1-й пол. XIX в. Закрыт в 1918, позже занят под жильё. Восстановлен в 1998 на части прежней территории.
Основан в 1314 епископом Ростовским Прохором на месте обретения иконы Богоматери как мужской монастырь. Приобрел известность благодаря чудотворной Толгской иконе Божией Матери. Каменные стены с башнями и большинство келейных корпусов выстроены в конце XVII в. попечением игумена Гордиана. В XVII-XIX вв. один из самых известных и посещаемых монастырей губернии, с одним из самых престижных некрополей. Закрыт окончательно в 1928, строения отданы под жилье. С 1936 занят детской колонией. Вновь открыт в 1987 как женский - первый женский монастырь, вновь открытый в СССР. В настоящее время один из крупнейших женских монастырей страны.
Адрес: 150034, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь.
В XVII в. богатые купцы прославили себя на века, построив на свои деньги много храмов. Богатством украшений ярославские храмы славились на всю Россию. В Знаменской церкви иконостас был из серебра, а в Рождественском соборе пол был из яшмы. Самые красивые из сохранившихся храмов – церковь Иоанна Предтечи, деньги на которую дали владельцы кожевенных заводов Родион и Лаврентий Еремины, и церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, возведению которой помогли Иван и Феодор Неждановские. В конце XVII в. в городе было уже около 50 каменных храмов, а перед революцией – около 80. Коммунистами разрушена приблизительно половина.
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.
Церковь Иоанна Предтечи строилась с 1671 по 1687 гг. Это один из немногих ярославских памятников XVII века, возведенных «мирским строением», т.е. сообща.
Самый большой храм Ярославля, до сих пор остается одной из самых заметных построек в городе. Храм имеет два придела (Казанских Чудотворцев Гурия и Варсонофия и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) которые завершаются тесно сдвинутыми пятиглавиями. Их высота равна высоте центрального храма, из-за чего с востока церковь выглядит как огромный 15-главый храм с 5-апсидным алтарем.
Адрес: Россия, г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., д. 69.
Ныне существующему храму предшествовала деревянная церковь Богоявления, самые ранние упоминания о которой относятся к XIII веку.
Каменный храм строился в конце XIX века на средства ярославского купца «гостинной сотни» Алексея Зубчанинова, потомка «закладчиков» Спасского монастыря. Это одна из первых бесстолпных церквей Ярославля, в архитектурной композиции которой чувствуется влияние московского зодчества того периода. Пятиглавый, без подклета, с галереями — приделами с трех сторон, с восьмигранной шатровой колокольней, храм выделяется нарядной отделкой фасадов и полихромными изразцами. Размещение и цветовая гамма их строго подчинены архитектуре памятника.
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора. В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев.
Адрес: Россия, г. Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
То, что в просторечии называют кремлём, а официально – Историко-архитектурным музеем-заповедником, на самом деле – Спасо-Преображенский мужской монастырь.
Монастырь был поставлен на Которосли, близ её впадения в Волгу. Первую каменную церковь Преображения Господня начали строить ещё в 1216 г.; монастырь тогда стал княжеским. Князь Константин Всеволодович собрал здесь богатую библиотеку русских и греческих рукописей, создал первое на северо-востоке Руси духовное училище. Сохранились свидетельства, что и князь Феодор Чёрный часто посещал монастырь и благотворил ему. Внук Феодора Василий Давидович определил, согласно с волею своего деда, жалованье каждому иноку в 2 рубля. Иоанн Грозный даровал освобождение от части податей и судебный иммунитет.
Не удивительно, что монастырь широко отстраивался в камне. В 1506-1516 гг. возвели заново рухнувший во время пожара собор Спаса Преображения с библиотекой в приделе. Тогда же построили Святые ворота (перестроены в 1620-х гг.). После пожара 1536 г., когда Ярославль выгорел полностью, монастырь обнесли каменными стенами.
В XVI-XVIII вв. обитель была не только духовным центром Ярославля, но и одной из мощнейших крепостей Поволжья. Сторонники второго Лжедимитрия взять его не смогли. Ополчение Минина и Пожарского, которое выгнало их из Москвы в 1612 г., собиралось с силами в Ярославле. В 1613 г. в Спасском монастыре жил только что избранный царь Михаил Романов. В конце XVIII в. в обители была обнаружена рукопись «Слова о полку Игореве».
Сегодня бывший монастырь – главная достопримечательность Ярославля. Гость может осмотреть с высокой колокольни весь центр Ярославля, а также посетить выставку церковной утвари и экспозицию «Слово о полку Игореве».
Адрес: Россия, г. Ярославль, пл. Богоявления, д.25
Филиал художественного музея расположен в Митрополичьих палатах, построенных в 1680 г. в качестве своей резиденции ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем. С этого места начинал расти древний Ярославль.
В музее – богатая коллекция икон из ярославских храмов и монастырей.
Ж/д вокзал. Адрес: ул. Вокзальная, 20. (Сообщение с Москвой – с Ярославля-Главного. Есть также станции Ярославль-Депо и Ярославль Московский, но здесь все расписания приводятся по Ярославлю-Главному.)
Телефонная справочная – единая для всех ж/д вокзалов: +7 (4852) 79-21-11.