Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь: различия между версиями

(Новая страница: «{{Местоположение святыни|локация=Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхл…»)
 
 
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{Местоположение святыни|локация=Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы |вид=Монастырь}}[[Категория:Визитная карточка]]
{{Местоположение святыни|локация=51.680833, 32.878056|вид=Монастырь}}
'''Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский монастырь''' —[[Файл:Рыхловский монастырь2.jpg|мини|справа|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь]] православный монастырь в селе Рыхлы, Коропского района Черниговской области на Украине.
 
Расположен на самой высокой точке Черниговщины — высоте 212 метров над уровнем моря.
 
== История ==
== История ==
По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свт. Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти свт. Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье.  
=== Предание ===
По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свт. Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти свт. Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье. Однажды, в день весеннего празднования памяти свт. Николая, о. Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул о. Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но почувствовал себя тяжело больным. Тогда он попросил близких: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро» (в кон. XIV – кон. XV вв. и 1-й пол. XVII в. Северский край находился под властью Польши). Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону свт. Николая назвали Рыхловской.
 
=== Основание ===
В кон. XVI в. – столетия, в котором Северщина находилась в составе Московского государства, – право владения землей будущего монастыря оспаривал у оболонского священника Захарии Васильева боярин Алексей Волжинский, однако проиграл тяжбу, ибо пастырь сумел найти письменный акт, подтверждавший, что спорный участок подарен приходскому храму свт. Николая одним из древних московских государей.
 
Ко времени после повторного отторжения Северщины от Польши относится первое историческое упоминание о Рыхловском монастыре. Оно встречается в описании городов Украины за 1654 г.: «Да в Новгородцком же уезде Северском, на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чюдотворца. Живет в том монастыре черной поп Еустафей да черной старец Прохор».
 
В свою очередь, монастырское предание говорит о 3-х пустынниках, живших при храме свт. Николая – Евстафии, Елисее и Илии. Однажды, когда двое из них отлучились в село за пищей, то Илия, на которого бесы обрушили сугубые искушения, решил укрепиться перенесением чудотворной иконы из церкви к себе в келью. После молитвы пустынник вышел в лес, чтобы заняться рукоделием, и вдруг увидел свое жилище в огне. Пожар уничтожил келью, но чудотворную икону о. Илия и его сподвижники нашли на пепелище невредимой.
 
=== Продолжение истории ===
13 янв. 1669 г. гетман Украины Демьян Многогрешный, «поглядаючи так на оскудность новофундованого монастира Рыхловскаго Свято-Николского», наделил обитель землей около близлежащего местечка Понорницы. А в своем универсале Рыхловскому монастырю от 19 апр. 1669 г. Многогрешный писал: «Под начальством нашим старается о св. месте родной брат наш пан Василий Игнатович». Позже о Рыхловской обители позаботились и другие гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы свт. Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.
[[Файл:Рыхловский монастырь4.jpg|мини|справа|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь]]
В 1742 г. опеку над Рыхловским монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский: придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны, он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 г. Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х гг. ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы.
 
В тот же период благоустройства обители произошли 2 чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. 1-е чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, свт. Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви св. ап. Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь; путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам (соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 г. бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях). 2-м чудом стало явление свт. Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божия, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 г.
 
В 1754 г. благотворитель Рыхловской обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же 1754 г. состоялась закладка, а в 1760 г. – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя свт. Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли.
 
Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 г. угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого «есть одна из лучших здесь» и который «в пустой стороне большим украшением всегда служить будет». Просьбу графа удовлетворили.
 
В XIX в. архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 г. нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни.
 
В 1820-х гг. в Рыхловской обители временно проживал знаменитый подвижник иеромонах Василий (Кишкин, †1831), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 гг. рыхловским иноком был прп. Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879): 1-й раз – в должности казначея и сане иеродиакона, 2-й – в должности настоятеля и сане иеромонаха, с 1835 г. – в сане игумена. Однажды, когда Рыхловская обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, прп. Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь свт. Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.
 
В 1-й пол. 1890-х гг. в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец прп. Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 г. в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове. Пока преосвященный Антоний ждал приезда Луки, братия Свято-Троицкого Ильинского монастыря поговаривала: «Все Луку да Луку, будто и людей больше нет!» В ответ владыка говорил, предсказывая будущее духовничество прп. Лаврентия: «Это такой Лука, что все у него будут спрашивать!» Между тем, сам Лука не хотел расставаться с полюбившейся ему пустынной Рыхловской обителью. Но однажды, уснув в слезах, он увидел лик благословляющей его Пресвятой Богородицы. Прибыв в Чернигов и зайдя в храм Свято-Троицкого Ильинского монастыря, Лука увидел тот же лик и утешился. В дальнейшем Свято-Троицкая Ильинская обитель стала основным местом трудов подвижника: здесь он принял постриг с именем Лаврентия, в 1895 г. – священство, а после кончины здесь почили честные мощи святого. Рыхловский монастырь также благоговейно чтит память прп. Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.
 
Накануне трагических потрясений 1917 г. Рыхловская обитель насчитывала 5 каменных храмов и множество корпусов. В 1922 г. монастырь закрыли, в 30-х и 50-х гг. ХХ в. все его храмы, и часть корпусов каменную ограду разобрали. В советское время впритык к северной границе монастырского гостиного двора было построено с. Рыхлы. В 2004 г. началось возрождение обители.
 
== Описание ==
Обитель протянулась с севера на юг по занимаемому ею мысовидному выступу возвышенного плато, которое к северу от монастыря покрыто дворами с. Рыхлы. Принадлежащие обители постройки объединены в 3 группы, соответствующие 3-м историческим частям монастыря – главному, гостиному и хозяйственному дворам. Бывший гостиный двор расположен севернее главного, хозяйственный – южнее. На стыках между 3-мя частями обители выступ плато значительно сужен. При плавном понижении выступа с севера к югу 3 монастырских двора находятся на разной высоте – как ступени большой ландшафтной лестницы. Количество построек и компактность их размещения в 3-х частях обители тоже неодинаковы: с севера на юг уменьшается число строений и увеличивается расстояние между ними.
[[Файл:Рыхловский монастырь.jpg|мини|справа|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь ]]
Старый гостиный двор, превосходя другие части монастыря по сохранности, числу и компактности размещения построек, является ныне основным звеном обители. Близкий в плане к квадрату, он ориентирован своими гранями по основным географическим направлениям. По периметру двора стоят старые постройки: в южной части западной грани двора – кирпичная арка ворот; впритык к арке с севера – кирпичная сторожка; в юго-западном углу – вытянутый с запада на восток деревянный оштукатуренный флигель, в северо-западной части которого находится временный домовой храм свт. Николая Мирликийского, устроенный в 2004 г.; восточнее флигеля с домовым храмом – вытянутый с запада на восток деревянный и обложенный кирпичом флигель; у восточной грани двора – вытянутый с севера на юг 2-этажный корпус с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом с кирпичной облицовкой; на северной грани – вытянутый с запада на восток деревянный 1-этажный корпус. В центре двора стоит новое здание – строящийся с 2007 г. кирпичный храм свт. Николая Мирликийского. Монастырю также передано расположенное к северо-востоку от старого гостиного двора 1-этажное кирпичное здание бывшей сельской школы, построенной на стыке XX-XXI вв. и закрытой из-за почти полного отсутствия в Рыхлах детей школьного возраста.
 
Старый главный двор занимает просторную поляну, расширяющуюся с севера на юг и ограниченную на севере и юге сужениями выступа плато. На северной границе поляны, восточнее дороги, ведущей к старому гостиному двору, установлен деревянный крест в память надвратного храма св. прор. Иоанна Предтечи. Далее к югу, по бокам дороги, стоят без кровель 2 кирпичных 1-этажных корпуса келий, из которых западный вытянут с северо-востока на юго-запад и имеет в плане излом внутрь двора, а восточный вытянут с северо-запада на юго-восток. Еще южнее, в центре поляны, установлен деревянный крест в память главного Свято-Николаевского храма обители. На некотором удалении отсюда к юго-западу установлен деревянный крест в память теплого храма Рождества Христова. Напротив этого креста западный край поляны имеет длинный узкий выступ, на конце которого в старину стоял малый Свято-Николаевский храм. По преданию, здесь – место явления чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского. С сер. 1-го десятилетия XXI в. на указанном месте строится новый кирпичный храм. На юг и юго-запад от упомянутого выступа вниз по склону уходит тихое сельское кладбище. На юго-восточном конце поляны расположен старый монастырский кирпичный корпус с глубоким подвалом, вытянутый с севера на юг.
 
Старый хозяйственный двор охватывает разветвленное отрогами окончание мысовидного выступа плато. На большом расстоянии друг от друга здесь разбросаны несколько старых хозяйственных построек разной степени сохранности. Самой примечательной из них является добротное 2-ярусное сооружение конюшни с кирпичным нижним и деревянным верхним ярусом, расположенное в конце юго-западного отрога.
 
Вблизи обители есть ископанные в земле пещеры, которые, по монастырскому преданию, были первоначальным жилищем здешних пустынных иноков. На сегодня известны 2 пещеры, именуемые «старой» и «новой». «Старая» находится в 1,5 км к востоку от Рыхлов, «новая» – в 0,5 км к западу от села. Входы в оба подземелья находятся в склонах глубоких оврагов и ориентированы на юг. Благоустройство входов для регулярного посещения обеих пещер паломниками ожидается в будущем. Ввиду осадки грунта близ устьев подземелий и большой исторической ценности интерьеров пещер, эти работы требуют участия профессиональных спелео-археологов. Восточную половину пути к «новой» пещере составляет прекрасная еловая аллея, деревья которой достигают огромной высоты, а западную половину – тропа на террасе северного склона глубокого оврага. В одном из оврагов к юго-западу от села находится почитаемый водный источник.
 
== Святые ==
* иеромонах Василий (Кишкин) (†1831), почитаемый Церковью в лике святых
* прп. Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879)
* прп. Лаврентий Черниговский (†1950)
 
== Святыни ==
* старинный список чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского (судьба оригинала после закрытия монастыря в советское время пока не выяснена).
 
== Престольные праздники ==
 
* '''[[Престольный праздник::Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель]]''' - [https://azbyka.org/days/sv-nikolaj-mirlikijskij 22 мая, 19 декабря]


== Местонахождение ==
== Местонахождение ==
Обитель расположена на мысовидном выступе плато, изрезанном глубокими оврагами, склоны которых поросли лесом. С севера к территории монастыря примыкают дворы с. Рыхлы, находящиеся на основном массиве плато.


'''Адрес''': Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы  
'''Адрес''': Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы  


'''Телефон:''' 096–367–28–53 (наместник)  
'''Телефон:''' 096–367–28–53 (наместник)  
== Где остановиться ==
В настоящее время информация отсутствует. Вы можете [[Участие в проекте «Азбука_паломника»|помочь в заполнении подраздела]].
== Фото ==
<gallery>
Рыхловский_монастырь1.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь2.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь3.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь5.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь6.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь7.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
Рыхловский_монастырь8.jpg|Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь
</gallery>
== Видео ==
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=f5nUnAhc1Cw|350|left|Свято-Николаевская Рыхловская пустынь с высоты птичьего полета!|frame}}
{{#ev:youtube|https://www.youtube.com/watch?v=MsRbHfF7GnQ|350|left|Ченці відроджують стародавню обитель на Чернігівщині|frame}}
== Ссылки ==
[http://ryhly-mon.church.ua/ Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь]


{{SEO|в Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь|Черниговской области}}
{{SEO|в Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь|Черниговской области}}

Текущая версия от 00:32, 13 мая 2024

Идёт загрузка карты…

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский монастырь

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь

православный монастырь в селе Рыхлы, Коропского района Черниговской области на Украине.

Расположен на самой высокой точке Черниговщины — высоте 212 метров над уровнем моря.

История

Предание

По преданию, монастырь основан на месте, где некогда один благочестивый пчеловод обрел на кленовом дереве чудотворную икону свт. Николая Мирликийского. Пчеловод трижды переносил святыню в свой дом, но наутро она вновь оказывалась на месте обретения. Тогда пчеловод поведал о чуде окрестным жителям, и те поставили на благодатном месте часовню. Позже ее сменил деревянный храм. Предание также гласит, что 2 раза в году, в дни памяти свт. Николая, в этом храме совершал богослужение священник Василий из близлежащего села Оболонье. Однажды, в день весеннего празднования памяти свт. Николая, о. Василий решил было, по нерадению, оставить пустынный храм без богослужения. Но накануне торжества священнику явился во сне сам угодник Божий. Он выглядел так, как на обретенной иконе. Святитель упрекнул о. Василия за нерадение о людях, собирающихся на праздник в пустынный храм, и велел поспешить к святыне. Священник проснулся и хотел отправиться в путь, но почувствовал себя тяжело больным. Тогда он попросил близких: «Рыхло везите меня во храм святого Николая, к чудотворной его иконе, чтобы я исцелился, ибо я согрешил на небо и перед ним!» Слово «рыхло» в данном случае взято из польского языка и означает «быстро» (в кон. XIV – кон. XV вв. и 1-й пол. XVII в. Северский край находился под властью Польши). Когда о. Василия доставили к иконе, он почувствовал облегчение, но был не в силах служить. В это время в храм прибыл другой священник, по имени Феодор. Некий юноша, привезший его сюда, вдруг стал невидим вместе с повозкой. Гость поведал собравшимся, что служит в Новгороде-Северском, но в нынешний праздник, идя в свой храм, встретил юношу с повозкой, который от имени больного о. Василия убедительно просил приехать на службу в пустынную церковь. Зная, что Новгород-Северский удален от места обретения иконы на полсотни верст, собравшиеся удивились столь быстрому прибытию о. Феодора к утренней службе и воскликнули: «Рыхло, рыхло!» («Быстро, быстро!») В память об этом чуде икону свт. Николая назвали Рыхловской.

Основание

В кон. XVI в. – столетия, в котором Северщина находилась в составе Московского государства, – право владения землей будущего монастыря оспаривал у оболонского священника Захарии Васильева боярин Алексей Волжинский, однако проиграл тяжбу, ибо пастырь сумел найти письменный акт, подтверждавший, что спорный участок подарен приходскому храму свт. Николая одним из древних московских государей.

Ко времени после повторного отторжения Северщины от Польши относится первое историческое упоминание о Рыхловском монастыре. Оно встречается в описании городов Украины за 1654 г.: «Да в Новгородцком же уезде Северском, на старом городище Рыхлове пустыня. В той пустыне церковь древеная во имя Николы чюдотворца. Живет в том монастыре черной поп Еустафей да черной старец Прохор».

В свою очередь, монастырское предание говорит о 3-х пустынниках, живших при храме свт. Николая – Евстафии, Елисее и Илии. Однажды, когда двое из них отлучились в село за пищей, то Илия, на которого бесы обрушили сугубые искушения, решил укрепиться перенесением чудотворной иконы из церкви к себе в келью. После молитвы пустынник вышел в лес, чтобы заняться рукоделием, и вдруг увидел свое жилище в огне. Пожар уничтожил келью, но чудотворную икону о. Илия и его сподвижники нашли на пепелище невредимой.

Продолжение истории

13 янв. 1669 г. гетман Украины Демьян Многогрешный, «поглядаючи так на оскудность новофундованого монастира Рыхловскаго Свято-Николского», наделил обитель землей около близлежащего местечка Понорницы. А в своем универсале Рыхловскому монастырю от 19 апр. 1669 г. Многогрешный писал: «Под начальством нашим старается о св. месте родной брат наш пан Василий Игнатович». Позже о Рыхловской обители позаботились и другие гетманы Украины, в частности Иван Скоропадский, который исцелился от тяжелой болезни по молитве у чудотворной иконы свт. Николая, и Даниил Апостол, заказавший для этого образа дорогую ризу.

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь

В 1742 г. опеку над Рыхловским монастырем принял на себя Федор Иванович Качановский: придворный певчий российской императрицы Елизаветы Петровны, он приобрел тогда на Черниговщине хутор, известный впоследствии как имение Качановка. В 1743 г. Качановский начал замену ветхих построек обители новыми. В течение 1740-х гг. ему удалось собрать для строительства и других нужд монастыря значительные средства, включая обильные пожертвования самой Елизаветы.

В тот же период благоустройства обители произошли 2 чуда, благодарно запечатленные в письменной истории монастыря. 1-е чудо заключалось в том, что, когда не хватило железа на решетки для строящегося в обители каменного храма, свт. Николай явился в пути человеку, везшему в Киев железо для новой церкви св. ап. Андрея, и велел доставить этот материал в Рыхловский монастырь; путник повиновался, а императрица, узнав о случившемся, разрешила оставить железо рыхловским инокам (соответствующий указ Елизаветы от 30 июня 1745 г. бережно хранился в обители и публиковался в ее старинных описаниях). 2-м чудом стало явление свт. Николая казначею подмосковной Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонаху Мисаилу, который хотел подарить приходскому храму родного села Евангелие, но, по велению угодника Божия, преподнес свой дар Рыхловскому монастырю в 1747 г.

В 1754 г. благотворитель Рыхловской обители Качановский почил и был погребен в одном из ее храмов. В том же 1754 г. состоялась закладка, а в 1760 г. – освящение выстроенного в камне главного монастырского храма во имя свт. Николая. Своеобразие архитектурного силуэта данного сооружения породило гипотезу о том, что в разработке проекта храма участвовал придворный зодчий Бартоломео Растрелли.

Перевод монастырей Российской империи на штатное содержание от казны обернулся закрытием многих из них, создав в 1786 г. угрозу и для Рыхловской обители. Но генерал-губернатор земель Украины, знаменитый полководец граф Петр Румянцев-Задунайский, написал императрице Екатерине II письмо с просьбой сохранить Рыхловский монастырь, церковь которого «есть одна из лучших здесь» и который «в пустой стороне большим украшением всегда служить будет». Просьбу графа удовлетворили.

В XIX в. архитектурный ансамбль обители дополняли новые постройки. Но главным для монастыря событием той эпохи стало введение в 1820 г. нового устава. Составленный настоятелем архимандритом Мелхиседеком, он возродил здесь древние правила строгой монашеской жизни.

В 1820-х гг. в Рыхловской обители временно проживал знаменитый подвижник иеромонах Василий (Кишкин, †1831), почитаемый Церковью в лике святых. В 1826-1829 и 1832-1840 гг. рыхловским иноком был прп. Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879): 1-й раз – в должности казначея и сане иеродиакона, 2-й – в должности настоятеля и сане иеромонаха, с 1835 г. – в сане игумена. Однажды, когда Рыхловская обитель нуждалась в деньгах на закупку железа для строительных работ, прп. Иоанникий, будучи настоятелем и усердно молясь свт. Николаю о помощи, обнаружил в монастырской кассе, которую всегда открывал и опечатывал только в присутствии казначея и ризничего, 3000 рублей вместо 300, положенных туда ранее.

В 1-й пол. 1890-х гг. в Рыхловском монастыре подвизался будущий старец прп. Лаврентий Черниговский (†1950), до пострига Лука Проскура, родившийся в 1868 г. в селе Карильском в 19 км к юго-востоку от обители. Имея музыкальное дарование, Лука уже в отрочестве управлял хором в храме родного села, а в 23 года, оставив Карильское и став послушником Рыхловского монастыря, был назначен регентом братского хора. Слава о талантливом регенте дошла до епископа Черниговского Антония, который через 3 года подписал указ о переводе Луки в свою резиденцию – Свято-Троицкую Ильинскую обитель в Чернигове. Пока преосвященный Антоний ждал приезда Луки, братия Свято-Троицкого Ильинского монастыря поговаривала: «Все Луку да Луку, будто и людей больше нет!» В ответ владыка говорил, предсказывая будущее духовничество прп. Лаврентия: «Это такой Лука, что все у него будут спрашивать!» Между тем, сам Лука не хотел расставаться с полюбившейся ему пустынной Рыхловской обителью. Но однажды, уснув в слезах, он увидел лик благословляющей его Пресвятой Богородицы. Прибыв в Чернигов и зайдя в храм Свято-Троицкого Ильинского монастыря, Лука увидел тот же лик и утешился. В дальнейшем Свято-Троицкая Ильинская обитель стала основным местом трудов подвижника: здесь он принял постриг с именем Лаврентия, в 1895 г. – священство, а после кончины здесь почили честные мощи святого. Рыхловский монастырь также благоговейно чтит память прп. Лаврентия и хранит переписанные рукой подвижника ноты церковных песнопений.

Накануне трагических потрясений 1917 г. Рыхловская обитель насчитывала 5 каменных храмов и множество корпусов. В 1922 г. монастырь закрыли, в 30-х и 50-х гг. ХХ в. все его храмы, и часть корпусов каменную ограду разобрали. В советское время впритык к северной границе монастырского гостиного двора было построено с. Рыхлы. В 2004 г. началось возрождение обители.

Описание

Обитель протянулась с севера на юг по занимаемому ею мысовидному выступу возвышенного плато, которое к северу от монастыря покрыто дворами с. Рыхлы. Принадлежащие обители постройки объединены в 3 группы, соответствующие 3-м историческим частям монастыря – главному, гостиному и хозяйственному дворам. Бывший гостиный двор расположен севернее главного, хозяйственный – южнее. На стыках между 3-мя частями обители выступ плато значительно сужен. При плавном понижении выступа с севера к югу 3 монастырских двора находятся на разной высоте – как ступени большой ландшафтной лестницы. Количество построек и компактность их размещения в 3-х частях обители тоже неодинаковы: с севера на юг уменьшается число строений и увеличивается расстояние между ними.

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь

Старый гостиный двор, превосходя другие части монастыря по сохранности, числу и компактности размещения построек, является ныне основным звеном обители. Близкий в плане к квадрату, он ориентирован своими гранями по основным географическим направлениям. По периметру двора стоят старые постройки: в южной части западной грани двора – кирпичная арка ворот; впритык к арке с севера – кирпичная сторожка; в юго-западном углу – вытянутый с запада на восток деревянный оштукатуренный флигель, в северо-западной части которого находится временный домовой храм свт. Николая Мирликийского, устроенный в 2004 г.; восточнее флигеля с домовым храмом – вытянутый с запада на восток деревянный и обложенный кирпичом флигель; у восточной грани двора – вытянутый с севера на юг 2-этажный корпус с кирпичным нижним и деревянным верхним этажом с кирпичной облицовкой; на северной грани – вытянутый с запада на восток деревянный 1-этажный корпус. В центре двора стоит новое здание – строящийся с 2007 г. кирпичный храм свт. Николая Мирликийского. Монастырю также передано расположенное к северо-востоку от старого гостиного двора 1-этажное кирпичное здание бывшей сельской школы, построенной на стыке XX-XXI вв. и закрытой из-за почти полного отсутствия в Рыхлах детей школьного возраста.

Старый главный двор занимает просторную поляну, расширяющуюся с севера на юг и ограниченную на севере и юге сужениями выступа плато. На северной границе поляны, восточнее дороги, ведущей к старому гостиному двору, установлен деревянный крест в память надвратного храма св. прор. Иоанна Предтечи. Далее к югу, по бокам дороги, стоят без кровель 2 кирпичных 1-этажных корпуса келий, из которых западный вытянут с северо-востока на юго-запад и имеет в плане излом внутрь двора, а восточный вытянут с северо-запада на юго-восток. Еще южнее, в центре поляны, установлен деревянный крест в память главного Свято-Николаевского храма обители. На некотором удалении отсюда к юго-западу установлен деревянный крест в память теплого храма Рождества Христова. Напротив этого креста западный край поляны имеет длинный узкий выступ, на конце которого в старину стоял малый Свято-Николаевский храм. По преданию, здесь – место явления чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского. С сер. 1-го десятилетия XXI в. на указанном месте строится новый кирпичный храм. На юг и юго-запад от упомянутого выступа вниз по склону уходит тихое сельское кладбище. На юго-восточном конце поляны расположен старый монастырский кирпичный корпус с глубоким подвалом, вытянутый с севера на юг.

Старый хозяйственный двор охватывает разветвленное отрогами окончание мысовидного выступа плато. На большом расстоянии друг от друга здесь разбросаны несколько старых хозяйственных построек разной степени сохранности. Самой примечательной из них является добротное 2-ярусное сооружение конюшни с кирпичным нижним и деревянным верхним ярусом, расположенное в конце юго-западного отрога.

Вблизи обители есть ископанные в земле пещеры, которые, по монастырскому преданию, были первоначальным жилищем здешних пустынных иноков. На сегодня известны 2 пещеры, именуемые «старой» и «новой». «Старая» находится в 1,5 км к востоку от Рыхлов, «новая» – в 0,5 км к западу от села. Входы в оба подземелья находятся в склонах глубоких оврагов и ориентированы на юг. Благоустройство входов для регулярного посещения обеих пещер паломниками ожидается в будущем. Ввиду осадки грунта близ устьев подземелий и большой исторической ценности интерьеров пещер, эти работы требуют участия профессиональных спелео-археологов. Восточную половину пути к «новой» пещере составляет прекрасная еловая аллея, деревья которой достигают огромной высоты, а западную половину – тропа на террасе северного склона глубокого оврага. В одном из оврагов к юго-западу от села находится почитаемый водный источник.

Святые

  • иеромонах Василий (Кишкин) (†1831), почитаемый Церковью в лике святых
  • прп. Иоанникий (Голованицкий), будущий известный старец Глинской пустыни схиархимандрит Илиодор (†1879)
  • прп. Лаврентий Черниговский (†1950)

Святыни

  • старинный список чудотворной Рыхловской иконы свт. Николая Мирликийского (судьба оригинала после закрытия монастыря в советское время пока не выяснена).

Престольные праздники

Местонахождение

Обитель расположена на мысовидном выступе плато, изрезанном глубокими оврагами, склоны которых поросли лесом. С севера к территории монастыря примыкают дворы с. Рыхлы, находящиеся на основном массиве плато.

Адрес: Украина, Черниговская область, Коропский район, с. Рыхлы

Телефон: 096–367–28–53 (наместник)

Где остановиться

В настоящее время информация отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото


Видео

Свято-Николаевская Рыхловская пустынь с высоты птичьего полета!
Ченці відроджують стародавню обитель на Чернігівщині

Ссылки

Свято-Николаевский Пустынно-Рыхловский мужской монастырь